prosdo.ru
добавить свой файл
1
 Техника русского кулачного боя.



Добрый день господа-товарищи! Я рад познакомить вас такому уникальному явлению в традиционной русской культуре как русский кулачный бой.
Когда то давно( период с 41г. по 84г. 20 века) русский кулачный бой, в том виде в котором он существует теперь, знала и практиковала очень небольшая группа энтузиастов. Понятно, что в то время о них практически ничего не было известно, да и как о них можно было узнать, если таких мощных телекоммуникационных средств как Internet тогда не было. К тому же советская власть не очень то способствовала распространению боевых искусств, будь они наши или заморские.
Я не случайно назвал 1941г. т.к. в то далекое время один из столпов современного русского кулачного боя Вадим Грунтовский и начал изучать русскую состязательную традицию. Жил он в то время в деревне Славинка Костромской обл., где и получил первые знания о деревенском кулачном бое. Конечно в то время многие прошли эту школу, но подвижнически отнесся к делу возрождения кулачного боя только лишь В.Грунтовский, сын которого Андрей впоследствии также внес большую лепту в исследовании кулачного боя. Вот этих товарищей и можно назвать первопроходцами в изучении русской состязательной традиции. Уже потом много лет спустя начали
изучать русский кулачный бой А.Белов(Славяно-горицкая борьба), Г.Базлов (Буза), Д.Семёнов( Сибирская школа) и пр. нынешние мастера кулачного боя.
Нет, это конечно это не значит что кулачным боем занимались только лишь они, его также еще кое кто знал ( кое кто из сельских стариков, советских зеков, и тех кому оные товарищи передавали свои знания).
Подавляющая же часть населения кулачного боя не знала. Связано это в первую очередь и с постепенным разрушением русской традиции, и с запретами советской власти на изучение русского кулачного боя (боялись что народ умеючи хорошо драться будет оказывать сопротивление НКВД-шникам при задержаниях, арестах и пр.).

Время шло времена менялись, русские «кулачки» все более и более забывались.

Пока в конце 80-х г. 20-в. в СССР стало распространятся японское карате, имевшее тогда хороший успех ( да и как ему не быть, свое то родное боевое искусство забыли). Потом было время когда карате было под запретом( 1981-85г.), и с началом перестройки в Россию хлынул целый поток иностранных боевых искусств как восточных так и западных. Карате, айкидо, ниндзюцу, куча стилей у-шу, кикбоксинг, тайский бокс - все это теперь можно встретить почти в каждом районном центре( я уже не говорю
про города). В принципе это тоже неплохо, но с точки зрения патриота России заниматься восточными единоборствами никуда не годно. Тем более что есть наш отечественный, рациональный и очень эффективный кулачный бой. Японцы ведь предпочитают заниматься не чем-нибудь, а карате, хотя с точки зрения рационализма лучше бы было заниматься винь чунь. Ведь по технике и тактике винь чунь значительно лучше карате. Спрашивается, почему японцы так поступают?
А потому что они горячо любят свои боевые искусства и дорожат ими. Только вот русским почему- то все равно чем заниматься…
Если проанализировать сегодняшнее положение с уровнем боевой подготовки среди населения то диву даешься, вроде бы везде есть школы восточных боевых искусств и многие там занимаются, а общий уровень боеспособности очень низкий. Достаточно прочитать криминальные сводки, что бы убедиться что большинство мужчин вполне боеспособного возраста не умеют драться. А сколько повсеместно происходит случаев избиений, ограблений с избиениями и смертей от побоев? На улице, в помещении, в школе или армии..
И этих случаев происходит очень много. Как видно восточным единоборствам вкупе с кикбоксингом так и не удалось поднять на должный уровень боеспособность среди мужчин, хотя те кто занимается русским стилем в позорной милицейской сводке об хулиганском избиении не фигурируют. Почему?..

Дело в том что русский кулачный бой коренным образом отличается от восточных и западных единоборств( прежде всего английского бокса). Русский кулачный бой использует в своих технических действиях простые, естественные для человека движения, движения, максимально соответствующие физиологии и биомеханике человека. Как правило все технические движения как атакующего(включая прямые удары) так и оборонительного плана используют круговые и спиралевидные траектории. Причем во многих технических элементах активно используется сила или инерция корпуса, что позволяет например вкладывать в удары максимально возможную силу. Так что самые сильные удары есть только в русском кулачном бое, а отнюдь не в шаолиньцюань. Кто не верит путь попробует выдержать в грудь сильный прямой «с косача». Ощущения после этого удара забыть невозможно.

Круговые и спиралевидные траектории выбраны в русском стиле не случайно. Подумайте сами: камень брошенный в воду порождает круговые колебания воды, радиоволны распространяются в пространстве сферически( во все стороны), звезды и планеты имеют форму шара, наконец время движется по кругу (день сменяет ночь, а ночь день)…Вот вам и главнейший секрет эффективности русского кулачного боя. Однако только лишь круговыми движениями русский стиль не исчерпывается, особую роль в русском стиле играет своеобразная пластика, которая присуща только лишь нам. Пластика- это всего лишь способ организации движения. Эту пластику вы можете сами увидеть в русском народном танце, в котором между прочим так же присутствуют стилизованные элементы кулачного боя.
Еще одним важным принципом характерезующим нашу отечественную школу кулачного боя является принцип симметрии. Принцип симметрии вытекает из принципа круговых и спиралевидных движений. Какой бы удар мы ни взяли всюду находится противоположный ему удар во времени и пространстве( как если бы мы взяли и засняли какой-нибудь удар видеокамерой и затем прокрутили пленку в обратном направлении). Из за принципа симметрии русский кулачный бой имеет очень большую техническую базу как защит так и атак. И если сравнить какое то число определенных технических элементов, например ударов рукой, между карате и славяно-горицкой борьбой, то количество ударов рукой в славяно-горицкой борьбе будет минимум в два раза больше(а на деле еще больше). А раз больше ударов значит боец имеет больший тактический выбор в бою, и может атаковать не только во фронт, но и в бок, и назад, не меняя положения своего тела.

Система русского кулачного боя настолько эффективна что позволяет даже бойцам с невыдающимися способностями одерживать победу в схватках. Как справедливо заметил А.К.Белов в своей книге «Изначалие»: «…Потому, что в подавляющем большинстве традиционных видов единоборства, практикуемых сейчас в мире, результативность строится лишь на индивидуальном мастерстве бойца, на его природных данных и на его практике боя. Сама же техническая схема данного вида бездарна. Она делает бойца то постоянно открытым под удары противника, взывая лишь к скорости его реакций, то малоподвижным из-за усиленных стоек, то перегру­жает сложностью технических действий. Схема должна работать, и работать помимо личностных данных спортсмена…»

Вот например посмотрите каким образом в русском кулачном бое можно парировать прямой удар руки в голову (рис.1). Боец русского стиля на рисунке в бандане.


                          рис.1

             
                               рис.2

На рис.1 представлена базовая подставка локтем против прямого удара рукой в голову.

Техника выполнения:
В момент удара в лицо выполните обычный боковой удар локтем (см. Техника Скобарая), при этом корпус вместе с ударом разворачивается по часовой стрелке. Разворот корпуса здесь принципиально важен. Если вы выполните
этот элемент без разворота, то при подставке под одноименною руку(левый локоть под левый кулак) вас может отшвырнуть назад.
После принятия удара рука рука провернувшись в локте, приходит в положение Уключного Устава СГБ. Корпус повернут боком к противнику (рис.2)
Всё, подставку вы выполнили, рука противника получила травму(вплоть до перелома). Противник рефлекторно отдергивает правую руку к себе и вы разворачиваясь можете атаковать его любой подходящей для вас атакой. Например связкой СГБ "Уголок" левая Затрещина- правый Буздыган. Так как у противника повреждена правая рука то этой рукой он уже не может правильно защититься, поэтому голова справа и весь правый бок у противника открыт. Следовательно тактически лучше атаковать противника его незащищенную правую сторону.
Все что я вам рассказал выполняется очень быстро доли секунды. Быстро ставится подставка и затем атакуется нападавший или боец продолжая разворачиваться атакует своей левой рукой сзади стоящего нападающего.
Никакого застревания в движениях, никаких неумелых, излишне ёмких движений,

как в карате. Боец русского стиля вертится как волчок максимально загружая пространство ударами.

На рисунке подставка показана на голый локоть для правильности передачи движения, а выполнять её желательно на локоть прикрытый одеждой.
Больно ли выполнять подставки? Может быть чуть больновато, но никаких сильных и даже средних по силе болей нет. Чувствуется конечно что по локтю ударили, но страшного в этом ничего нет- кость крепкая. Зато очень больно бывает противнику после того как он нарвется на ваши локти...
Можете попробовать выполнить этот элемент в драке, если конечно вам не жалко кисти противника-гипс кисти противника обеспечен. Следите так же чтобы у противника на руке не было кастета, при кастете вместо подставок нужно применять элементы Свили или защиты руками с последующей контратакой...
Как видите боевой раздел русского кулачного боя не создан для того чтобы вести с противником продолжительный бой.
Боевой раздел всецело направлен на скорейшее пресечение боя, максимальное травмирование противника, с подавлением любых атакующих и защитных действий противника. Шансы победить у противника против бойца русского кулачного боя применяющего подставки и подобную им технику практически равны нулю....
Сама установка боевого раздела направлена на скорейшую победу над противником, Что обусловлено применением таких технических элементов которые нельзя применять ни в дружеском, ни в обрядовом поединке. Элемент представленный на рис. 1 как раз относится к таким элементам. Целой группой таких элементов является комплекс «Железная мельница», куда входит подставки и специально направленные удары для поражения
атакующих конечностей противника. Подставки относятся к категории жесткой защиты куда также входят «обезручивания»- направленные удары по атакующим конечностям противника, а вместе «обезручивания» с подставками способны в кратчайшее время парализовать любую ударную технику вашего противника, и нанести ему серьезные травмы конечностей.

Кто грамотно и вовремя использует технические элементы «Железной мельницы», того победить с помощью любой ударной техники попросту нельзя. С другой стороны боец владеющий этими техниками побеждает любого, кто наносит удары руками ногами и головой буквально за кратчайшие секунды. Вот вам один из секретов непобедимости, который есть только в русском стиле. Однако не стоит забывать что противник сражаясь с вами вовсе не обязательно будет применять ударную технику. Он может применять технику борьбы чтобы победить вас. Против таких бойцов- самбистов, дзюдоистов, вольников, или грейси- джиуджитеров в нашем стиле существует целая система эффективного противодействия, которая имеет свою тактику и техническую базу.

Эта система способна активно противостоять и побеждать борцов, что согласитесь сейчас практически никто не практикует. А жаль эти техники очень бы пригодились тем кто желает попробовать чего то добиться в боях без правил, где всем заправляют именно представители тех или иных видов борьбы.
В русском кулачном бою с противником никогда долго не возятся, это не у-шу где бойцы по пять минут безрезультатно обмениваются ударами и блоками. Например в уличном Штурмовом бое славяно-горицкой борьбы противника поражают всего лишь за несколько
секунд (3-4) секунды, причем в уличном штурме вся атака делится на два или три этапа.
Хотя и это далеко не предел, при хорошей тренировке одержать победу можно и за 1 секунду что на деле доказывали лучшие бойцы славяно-горицкой борьбы. Спрашивается можно ли с помощью неэффективной и нерационально техники одержать победу против подготовленного бойца за 1 секунду? Конечно же нет, но четкая, грамотная техника штурмового боя славяно- горицкой борьбы при должной подготовке позволяет если не за 1 то за 3-4 секунды победить вашего противника.
Со всей ответственностью вам заявляю что Ю.Ю.Сенчуков не сделал нонсенса из своей системы да цзе шу. Это самое «да цзе шу» что раньше что сейчас было известно известно тем кто серьезно занимался русскими видами драки. Тот же самый блатной стиль есть ни что иное как русское «да цзе шу». Причем он ни в чем не уступает своему китайскому собрату.

В русском кулачном бою атака проводится из всех положений тела бойца- спереди, сбоку и со спины, благо сама техника позволяет это делать. Поэтому многие атаки являются для противника полной неожиданностью.
Еще одним важнейшим принципом является то что во многих технических действиях инерция и сила предыдущего движения гармонично перенаправляется в последующее движение(следствие использования круговых и спиралевидных движений), а это экономит силу бойца.

Вот например типичная в русском стиле связка ближнего боя рис.4,5,6,7,8.



рис.4                                       рис.5                                рис.6


           рис.7                                   рис.8

Начинается эта связка с удара «пощечина» ладонью, либо с бокового удара локтем, далее, обратите внимание, рука бойца после удара перенаправляется в последующий удар локтем в солнечное сплетение рис.5, затем этой же рукой наносится удар ребром ладони в пах, далее локоть руки счищающим движением снизу вверх атакует голову противника( этот удар кроме атакующих выполняет еще и защитные функции)рис.7, и вместе с разворотом завершает связку боковой удар локтем в голову.
Как видно шансы выстоять у противника против такой атаки практически равны нулю, все равно какой-нибудь удар пройдет (если не все).
Следует также отметить что умение русских кулачников ограничивалось не только рукопашным боем. В русском кулачном бою прекрасно работали так же с оружием и подручными предметами. И эти знания не канули в лету, чего например стоит один только «Подсайдашный» стиль в славяно-горицкой борьбе целиком посвященный работе с традиционным русских оружием. Вообще А.К.Белов много чего реконструировал и придумал. И не только в области кулачного боя и работе с оружием, но также и в борьбе, огневой подготовке, русской медицине, выживании, и в методах силового информационного поражения (Троянов огонь).

Да, кстати с удивлением узнал что А.Белов теперь инструктор спецназа ГРУ, и преподает спецназовцам стиль славяно-горицкой борьбы «С-42». Поясню что стиль «С-42»- это конгломерат базовых стилей славяно-горицкой борьбы, созданный для специальной подтовки в короткий срок универсального специалиста славяно-горицкой борьбы. Применяется для обучения солдат и включает в себя элементы базовых стилей(Радогора, Подол, Коромысло и пр.), Штурмового, Тотального боя, а так же стилей применения (Пята, Гибкие перестроения и пр.). Основное внимание в этом стиле уделено боевой подготовке, физическая же и спортивная подготовка сокращены до минимума.

Как говорил в интервью сам А.Белов семинар по системе «С-42» у него даже проходили люди из охраны президента Российской Федерации В.Путина. А это лучшая похвала и лучшее признание русского кулачного боя, и одной из его ветвей- славяно-горицкой борьбы!
А какими были приемы работы с оружием в русском стиле вы можете понять из нижеследующих иллюстраций, рис.12,13,14.


                
                     рис.12                        рис.13                           рис.14

В данном примере представлена типичная защита против удара сверху вниз по траектории с право на лево палкой.
В момент удара сверху вниз боец русского кулачного боя (в бандане) уклоняется от удара шагом левой ноги в бок. Одновременно с этим он резко поднимает вверх свою правую руку (правильное положение кисти при этом показано на рис.13), а левая рука стабилизирующим движением вверх помогает правовой руке быстрее и точнее провести атаку. Палка в этом случае ударяет противнику по руке и затем вместе с подкрутом кисти влево и шагом правой ногой вперед боец атакует противника ударом сверху вниз по голове. Подкрут здесь- это один из базовых стандартных ключей ( универсальных принципов работы с оружием).

Много чего было сказано о том когда возник русский стиль, однако точную дату Возникновения русского кулачного боя сказать нельзя. Предположительно кулачный бой вместе с борьбой существовал на территориях нынешней России еще задолго до нашей эры, а вот каким он был сказать сложно. С тех древних лет до нас дошли всего лишь крупицы исторических документов зафиксировавших русское боевое искусство, практически все они принадлежат к 8-15 векам нашей эры. Поэтому судить о том древнем стиле можно лишь косвенно анализируя современные направления русского кулачного боя. Главный центр славяно-горицкой борьбы у того же А.К.Белова раньше носил название НКДР- Национальный клуб древнерусских ратоборств. Хотя у меня большие сомнения в том что то что преподает Белов является древнерусскими ратоборствами. Ведь в той далекой поре ни фотоаппаратов, ни видеокамер не было и знать каким был тот древний кулачный бой никто не может.

Но то что он имел много общего с современным русским кулачным боем- в этом сомневаться не приходиться.
Часто приходиться слышать от адептов восточных единоборств что русский кулачный бой был раньше примитивным и не таким как сейчас. При этом они ссылаются на те немногие лубочные картинки запечатлевшие кулачных бойцов. Это в корне неверный подход, ведь русский кулачный бой- это гибкая, органичная система, которая в отличие от восточных единоборств не стоит на месте, а развивается. В одно время он был одним, сейчас другим,

но главное что старый что современный русский кулачный бой имеют одни и те же базовые принципы и одну и ту же пластику. Пластика и микропластика- вот тот критерий по которому определяется все родство. А пластика в нашем кулачном бое такова что многие движения выглядят несколько расхлябанно, из за того что они выполняются с подхлёстом. Нашему кулачному бою чужд формализм и закостенелость, он живет и развивается параллельно со своим народом. Русский кулачный бой придерживается принципа импровизации, т.е. творческого подхода к самому процессу драки. Возможно что раньше в простонародье большинство имело самые примитивные познания в области кулачного боя, однако не стоит забывать о мастерах имевших очень хорошую выучку, и показывавших феноменальные достижения в кулачном деле. Вот что пишет об этом А.К.Белов ( стр.9 книга «Славяно-горицкая борьба»), «… Бить на Руси умеют. Когда-то Пушкин в Михайловском наблюдал такую сцену - выходил боец под несущуюся тройку и бил против лета по торцу оглобли. Тройку разворачивало, а коляска опрокидыва­лась. Упоминание об этом осталось в архивах. Отыскал его бывший директор музея-заповед­ника и подробно описывал эту сцену в своей книге, посвященной великому поэту. Что там каратэ! Попробовали бы они так».