prosdo.ru
добавить свой файл
1
Садоводство.


Доисторическая эпоха в конечном счёте уступила место сельскому хозяйству, … есть два совершенно различных типа сельского хозяйства: садоводческая культура и аграрная. …Садоводство основано на мотыге, или простой палке для рытья, аграрное производство основано на тяжёлом плуге, приводимом в движение животным с.87.

В действительности около 80% продовольствия в этих обществах было произведено женщинами (мужчины, конечно, всё ещё продолжали заниматься охотой). Поэтому неудивительно, что приблизительно у трети этих обществ божествами были только женщины, и примерно у трети божествами были как мужчины, так и женщины, и статус женщины в таких обществах был примерно равен статусу мужчин, хотя их роли, конечно же, были по-прежнему резко разделены.

…Матриархальное общество, строго говоря, это доминирование и управление матерей, и никогда не было никаких строго матриархальных обществ. Скорее эти общества … с примерно равным статусом мужчин и женщин; и во многих из таких обществ родственная связь действительно определялась по матери, … они имели «матрифокальную» организацию. Как я уже сказал, примерно треть этих обществ поклонялась только женским божествам, особенно вещей Великой Матери в её различных проявлениях, и наоборот почти каждое известное общество с культом Великой Матери является садоводческим. Начало истории таких обществ – приблизительно десять тысяч лет до нашей эры, как на Востоке, так и на Западе с.88.

В любом случае мы находимся на три или четыре основных технологических эпохи выше этого периода, и я сомневаюсь, что эволюция прислушается к нашим молитвам и повернёт назад с.90.

Внутренние ограничения создают своего рода замешательство или даже хаос, и система или ломается (самораспад), или превосходит этот хаос, развиваясь к более высокой ступени порядка (самопреодоление) – так называемый порядок из хаоса. Этот новый и более высокий порядок не содержит ограничений своего предшественника, но в нём появляются его собственные ограничения и проблемы, которые не могут быть решены на том же самом уровне. …Но романтики возвращаются к природе – будь то экомаскулинисты или экофеминисты – просто берут проблемы последующего уровня и сравнивают их с достижениями предыдущего, и, таким образом, утверждают, что после их любимой эпохи наступил регресс. Это довольно извращённый взгляд на вещи с.90.


Никакая эпоха не является, в конце концов, особой. Мы все глупцы с точки зрения завтрашнего дня. Процесс продолжается. И Дух находится в процессе эволюции, а не принадлежит к какой-то особой эпохе, времени или месту.

Аграрная культура.

Если роющей палкой может легко пользоваться беременная женщина, плугом на животной тяге она пользоваться уже не может. …Таким образом, с введением плуга начали происходить массовые изменения в культуре с.91.

Мужчины и женщины вместе решили, что тяжелый пахотный труд будет мужской работой. Женщины – это не овцы, а мужчины – не свиньи. Патриархат был сознательным совместным соглашением мужчин и женщин, сделанным перед лицом с.91 довольно суровых обстоятельств.

Таким образом, когда мужчины стали фактически единственными производителями продовольствия, то, совершенно естественно, почти все божества в этих культурах стали не женскими, а исключительно мужскими. Более 90 процентов аграрных обществ во всех концах земли главным своим божеством делают божество – мужчину с.92.

Да, и патриархат правильно называют правлением отцов. Здесь мы затронем базис, о котором говорил Маркс: так как общественные отношения начинают организовываться вокруг производственного базиса, в данном случае плуга, то мужчины начинают доминировать над общественными отношениями в сферах управления, образования, религии, политики. А женщины начинают господствовать в частной жизни семейства: над очагом и домом с.93.

В то же время возможность перемещения на обширные территории сильно продвинула сельское хозяйство вперёд, создав значительный излишек продовольствия. И это освободило многих людей – а точнее, многих мужчин – и теперь они могли преследовать иные цели, кроме сбора и выращивания продуктов питания. То есть сельское хозяйство освободило некоторых мужчин от производства, но женщины всё ещё в значительной степени были связаны с воспроизводством. Такая с.93 ситуация позволила возникнуть ряду высоко специализированных классов; мужчины теперь могли посвятить своё время не только добыванию пропитания, но и более широкой культурной деятельности. Были изобретены математика, письмо, металлургия – а также специализированные военные техники.


Излишек производства освободил мужчин, и под руководством «убийственной» части тестостерона они начали строить первые большие военные Империи. …Эти империи принесли с собой рациональность и индустриализацию, а потом уступили место современным национальным государствам. …Таким образом, в этих больших аграрных культурах впервые зародилось постоянное духовное творчество, творчество, которое уже определяло местонахождение Духа не просто «там», в биосфере (волшебство, доисторическая эпоха и ранняя садоводческая культура), и не просто «там», в мифическом рае (мифология, поздняя садоводческая и ранняя аграрная культура), а скорее в «здесь». В пространстве глубиной субъективности, в пространстве внутреннего понимания, в пространстве размышления и созерцания. …Но действительно, все эти великие традиции мудрости возникли в среде, в которой мужчины могли говорить с Богом непосредственно, а женщины могли говорить с Богом только через своих мужей с.95.

Индустриальная эпоха.

И «современность» и «постмодернизм» (постмодерн) используются совершенно в разнообразных контекстах. Но термин «современность» обычно относится к событиям, которые следуют за Просвещением, начиная с Декарта, Локка и Канта, и к сопутствующим процессам в мире техники, которые позволили осуществить переход от феодального аграрного строя с мифическим мировоззрением к индустриализации и с.95 рациональному мировоззрению. А «постмодерн» обычно означает, в самом широком смысле, целый спектр событий эпохи пост – Просвещения, к которым также относится постиндустриальная революция с.96.

Пока аграрным обществам требовалась физическая рабочая сила людей для производства продуктов питания (вспахивание), эти общества неизбежно считали высшей ценностью мужскую физическую силу и мобильность. Ни в одном из известных аграрных обществ нет ничего даже отдалённо напоминающего права женщин. Но в течении столетия, прошедшего после начала эпохи индустриализации, которая сняла приоритет мужской физической силы, … впервые в истории появилось крупномасштабное женское движение…


Не то чтобы женщины внезапно стали умными, сильными и решительными после миллиона лет подавления, глупости и неспособности. В первый раз в истории возникли такие специальные структуры, в которых физическая сила не определяла полностью власть в культуре. Биология перестала быть судьбой, когда речь шла о гендерных (половых не биологических, а социальных) полях с.96.

Помните о том, что поляризация полов была невыгодна обеим сторонам. И мужчинам, и женщинам требуется свобода от ужасных ограничений аграрной поляризации. …Например, когда мужчины уже автоматически не предполагают, что они должны быть основными производителями и защитниками. …Женщины могли бы быть менее ограничены ролями, вовлекающими их в воспроизводство, заботу о доме или очаге с.97. …В любом случае мужчины смогут извлечь из этого большую пользу, и именно поэтому опросы, проведённые в Соединённых Штатах, показали, что большинство мужчин одобрило Поправку о равных правах, но большинство женщин выступили против неё, так что она, к сожалению, не прошла с.98.

Изначальная причина любого экологического кризиса … простое невежество. Только обладая научным знанием биосферы, знанием точных взаимодействий всех холонов в биосфере, включая биологический холон человека, только с этим знанием мужчины и женщины могут гармонизировать свои действия с законами биосферы. Простое или священное уважение к природе не поможет. Священное отношение к природе не мешало многочисленным племенам уничтожать окружающую среду из простого и невинного невежества… с.98.

Незнание, поддержанное примитивной или племенной технологией, способно причинить лишь незначительные повреждения. Но, то же самое незнание, опирающееся на промышленность, способно убить весь мир. Так что мы должны разделить эти два вопроса – невежество и средства борьбы с незнанием – потому что в эпоху современности у нас в первый раз в истории есть путь преодоления нашего невежества. …Наконец-то мы знаем больше. В то же самое время, если мы не будем действовать, основываясь на этом знании, то мы все погибнем с.99.


Великая Революция постмодернизма.

Главный тезис довольно прост: различные стадии роста сознания дают различные представления о мире. …Поскольку возникают и развиваются новые механизмы познания, Космос созерцается совершенно различными людьми, и они видят совершенно разные вещи. Для удобства я называю эти мировоззрения архаичным, волшебным, мифическим, рациональным и экзистенциальным. Возможны также более высокие стадии с.100 (см. рис. 1а). Различные мировоззрения создают различные миры, формируют различные миры. Это не просто тот же самый мир, увиденный по-другому с.101.

Старая парадигма – это парадигма Просвещения, её также называют парадигмой современности. …Но как бы её ни называли, эта парадигма, как теперь считается, безнадёжно устарела или, по крайней с.101 мере, сильно ограничена и поэтому каждый стремится поддержать какую-нибудь новую, а значит, пост-Просвещенческую, парадигму с.102.

Фундаментальная парадигма Просвещения известна как парадигма представления. Её основная идея в том, что с одной стороны находитесь вы сами, или субъект, а с другой – эмпирический или чувственно-воспринимаемый мир, и истинное знание состоит в том, чтобы делать карты эмпирического мира, единственной и просто «данной» нам реальности с.102.

Главное ограничение, основная проблема карты: она не учитывает влияние картографа. …И независимо от того, насколько различаются многочисленные нападки постмодернизма, все они связаны с критикой парадигмы представления с.103.

Картограф – это не лишённая истории, отдельная монада, которая полностью и стерильно изолирована от мира, который он наносит на карту. На различных стадиях своей собственной истории, своего роста и развития картограф будет делать совершенно разные карты.

В этом процессе развития субъект будет представлять себе мир … основываясь … во многом на том, что сам субъект привносит в картину.


Не во всех, но во многих случаях … скорее разум формирует мир, чем мир формирует разум. …А затем важное уточнение…: разум, субъект, может «быть помыслен только в его развитии» с.104.

Одна из наших задач – проследить историю … мировоззрений. Они – часть эволюции сферы человеческого сознания, то есть различные формы Духа-в-действии, который раскрывается в формах человеческого разума с.105.
Два пути в мире постмодерна.

То, что мировоззрения развиваются, что ни мир, ни «я» не даются нам заранее, являются главным открытием постмодернизма…

Первый, и вероятно самый обычный, – это путь крайнего конструктивизма, то есть сильная версия «не предзаданности». …Всё сконструировано социально» – это молитва экстремистского крыла постмодернизма. Его представители думают, что культурные мировоззрения с.105полностью произвольны, основаны только на существующей власти, предубеждениях или ином «изме» – сексизме, расизме, специфизме, фаллоцентризме, капитализме, логоцентризме…

Мировоззрения не просто спорны или случайны; они на самом деле, управляются потоками Космоса, и эти потоки ограничивают произвольность культуры в выборе определённых мировоззрений. …Более того, культурное конструирование ограничено течениями в самой ноосфере. Реальные течения в Космосе ограничивают мировоззрения людей и не дают им стать просто коллективными галлюцинациями. Мировоззрения … закреплены требованиями достоверности, и эти требования работают, потому что потоки реальны с.106.

Другой, более умеренный подход – более умеренный конструктивизм, и самая распространённая его версия сегодня связана с развитием или эволюцией. …Этот подход признаёт, что мир и мировоззрение не полностью задаются наперёд, а скорее развиваются в ходе истории. Так что он просто исследует подлинную историю и развитие этих мировоззрений, но не как серию совершенно произвольных витков прогресса, а скорее как эволюцию, или образ, проявляющийся в с.107развитии, который частично управляет самим направлением собственного развития…


Но важно то, что в большинстве версий развития или эволюции каждое, мировоззрение уступает место его преемнику потому что определённые внутренние ограничения в исторически более раннем мировоззрении в итоге становятся очевидными. Они создают значительное напряжение и хаос, и система, если она не разрушается, стремится избежать этого хаоса, эволюционируя к более высоко ориентированному порядку с.108.

Мировоззрение – это разум, базис – это тело Духа. Эти единства разума и тела развиваются и открывают новые миры в процессе эволюции, так как Дух развивает свой собственный потенциал, яркие цветы весны Космоса, не столько Большой взрыв, сколько Большой рассвет.

И на каждой стадии развития мир выглядит другим, потому что мир и есть другой – в этом заключается главное открытие постмодерна с.109.
На краю завтрашнего дня.

Мысль – это действие того, кто стремится познать, и поэтому не может быть простым отражением чего-то, не связанного с «я». Проще говоря, мысль – самостоятельное действие того, кто стремится знать. Нет карты с одной стороны и территории с другой, это уже надоевший всем картезианский дуализм. Скорее карта является проявлением территории (в сознании субъекта), которую субъект пробует нанести на карту. …И задача философии состоит не в том, чтобы просто прояснить карту и исправить её отклонения от действительности, а в том, чтобы объяснить эти более глубокие течения, от которых мысль не могла бы отойти, даже если бы это требовалось с.110!

Другими словами, … существует Дао, Путь, Течение Космоса, от которого мы никогда не сможем отойти с.110. Каждая новая стадия превосходит предыдущую и включает её в себя, и, таким образом, неизбежно, с твёрдой математической точностью ясно, что над миром вскоре встанет новое Солнце, которое во многом сильнее разума… с.111. Возможно, Кен Уилбер подразумевает восточный, например буддистский, тип мышления не логическим осознанием – осмыслением, а чувственным проникновением сопричастностью. Однако, мыслить не только разумом, но и душой, по-моему, просто расширить границы сознания. Мир созрел для пантеизма, для включения, в добавление к рассудку, чувственного мира восприятия себя неотъемлемой частью Космоса.

Преодоление и подавление.

Новое мировоззрение преодолевает и включает в себя предыдущее с.111. Поэтому более ранние мировоззрения не являются совершенно неправильными, а новые мировоззрения полностью правильными. Более раннее мировоззрение было в состоянии справиться с трудностями, но новое ещё более адекватно. Если оно не будет улавливать потоки Космоса, оно не будет более адекватным и не будет отобрано эволюцией…

Везде, где есть возможности преодоления, есть в то же самое время возможность регресса. Более высокий уровень может не только преодолевать и включать, он может также преодолевать и подавлять, исключать, отчуждать, отделять. …Дело в том, что животное, которое может превзойти, может также подавить – на любом уровне с.112.

Так что эта тема – преодоление против подавления – одна из самых важных тем в историческом развитии, и мы хотим тщательно отследить признаки подавления на каждой стадии развития человека, индивидуальной и коллективной…

Мы находимся в той точке, в которой сознательное, рациональное, индустриальное мировоззрение встречается с серьёзными проблемами, присущими его собственной внутренней организации. Мы столкнулись с нашими собственными ограничениями. Мы встретили врага, и, конечно, этот враг – мы сами. Современность изо всех сил пытается уступить место постмодернизму с.113.

Дух столкнулся со своими внутренними ограничениями на данном этапе своего развития с.114.
Глава 5. Четыре угла Космоса.

Зарождение эпохи современности – под «современностью» я имею в виду определённое рационально-индустриальное мировоззрение и Просвещение в целом – было вызвано важными и неизбежными причинами. …Это необычайно важные достижения и критики модерна, которые только на словах осуждают с.115современность, с удовольствием пользуясь её многочисленными благами, лицемерят, уделяя внимание только крайностям. С другой стороны, легкомысленные защитники эпохи современности, которые не видят в ней ничего кроме прогресса и достигнутых результатов, упорно игнорируют проблемы, которые современность никогда не решала и, вероятно, никогда не сможет решить с.116.


Рациональность и промышленность, доведённые сегодня до предела, стали раковыми опухолями в государстве, их безудержный рост имеет крайне отрицательные последствия. Они выходят за рамки своего назначения и превращаются в различные властные иерархии того или иного рода. Преодолеть современность – означает ограничить эти подавляющие аспекты и в то же время включить в себя её выгодные стороны с.116. Будущая трансформация преодолеет и включит в себя эти особенности современности, принимая её основы и ограничивая её власть. …На самом деле, она создаёт новое мировоззрение, основанное на новом технико-экономическом с.117устройстве, с новыми самоочевидными истинами и новыми образцами поведения с.118.

Хорошо, если вы рассмотрите работы различных теоретиков «новой парадигмы», от холистов до экофеминистов, глубинных экологов и систематиков, вы увидите, что все они предлагают различные типы холархий, иерархий. …И ортодоксальные исследователи точно также предлагают свои собственные иерархии. …У нас есть сотни и сотни этих холархических карт: восточных и западных, северных и южных, древних и современных, и многие из этих карт включают в себя и картографа с.118.

cd39bba0

Рисунок 2. Четыре сектора.