prosdo.ru
добавить свой файл
1
Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей

Крепежными называют детали, соединяющие и закрепляющие в машине, приборе или изделии положение составляющих деталей.

Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей установлены ГОСТ 14140-81. Стандарт распространяется на детали, соединяемые болтами, винтами, шпильками и другими крепежными деталями с параллельным расположением осей отверстий.

Числовые значения (позиционных) допусков расположения осей отверстий, мм

Таблица 41

0.01

0.012

0.016

0.02

0.025

0.03

0.04

0.05

0.06

0.08

0.1

0.12

0.16

0.2

0.25

0.3

0.4

0.5

0.6

0.8

1

1.2

1.6

2

2.5

3

4

5

6

8

10

12

16

-

-

-


-

-

-

-



Согласно ГОСТ14140-81, допуски расположения осей гладких и резьбовых отверстий под крепежные детали определяются либо заданием позиционных допусков расположения осей отверстий, либо предельными отклонениями размеров, координирующих расположение отверстий.

Наличие зазора между отверстием и крепежной деталью может вызвать отклонение от соосности. Наибольшее возможное отклонение от соосности (рис. 66) представляет собой позиционное отклонение. Черный кружок на рисунке – это геометрическое место возможных положений оси отверстия относительно номинального расположения. Для обеспечения полной взаимозаменяемости при определении значения позиционного отклонения в расчет принимается наименьший зазор, т.е. .


Соединения крепежными деталями делятся на два типа. В соединении по типу А (рис. 67,а) зазоры для прохода крепежных деталей предусматриваются в обеих соединяемых деталях. В соединении типа В (рис. 67,б) зазор предусмотрен лишь в одной из соединяемых деталей.



Независимо от характеристики расположения отверстий позиционные допуски Т в диаметральном выражении устанавливаются одинаковыми для обеих сопрягаемых деталей и определяются по формулам:

для соединений типа А,

для соединений типа В,


где наименьший зазор между сквозным гладким отверстием по ГОСТ 11284-75 и крепежной деталью,

k – коэффициент использования зазора, зависящий от условий сборки.

Величина зазора между отверстием и крепежной деталью зависит от диаметра гладкого сквозного отверстия (таблица 42), который выбирается по ГОСТ 11284-75 в зависимости от диаметра стержня крепежной детали, вида расположения отверстий, способа их получения и типа соединения.

Диаметры гладких сквозных отверстий под крепежные детали (по ГОСТ 11284-75)

Таблица 42

Диаметр стержня крепежной детали, мм

Диаметр сквозных отверстий, мм

111 ряд

22 ряд

113 ряд

1.0

1.1

1.2

1.3

1.2

1.3

1.4

1.5

1.4

1.5

1.6

1.8

1.6

1.7

1.8

2.0

1.8

2.0

2.1

2.2

2.0

2.2


2.4

2.6

2.5

2.7

2.9

3.1

3.0

3.2

3.4

3.6

3.5

3.7

3.9

4.2

4.0

4.3

4.5

4.8

4.5

4.8

5.0

5.3

5.0

5.3

5.5

5.8

6.0

6.4

6.6

7.0

7.0

7.4

7.6

8.0

8.0

8.4

9.0

10.0

10.0

10.5

11.0

12.0

С увеличением диаметра отверстия в пределах допуска TD на такую же величину увеличивается и зазор между отверстием и крепежной деталью, а, следовательно, может увеличиваться и позиционное отклонение вплоть до значения:


,

из чего следует, что допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей относятся к зависимым допускам (зависят от действительного диаметра отверстия).

Рассчитанное значение Т
(или Т/2) округляется до ближайшего рекомендованного значения (таблица 41) и в таком виде, как зависимый допуск, указывается на чертеже. При этом размеры, координирующие положение осей крепежных отверстий, наносятся без предельных отклонений и заключаются в рамку (рис.67).



Позиционные допуски не рекомендуется назначать при следующих характеристиках расположения отверстий:

- одно отверстие координировано относительно плоскости,

- два отверстия координированы друг относительно друга.

Предельные отклонения размеров, координирующих оси крепежных отверстий определяются (пересчитываются) исходя из соответствующих позиционных допусков в зависимости от вида расположения отверстий (рис.68).


Определение предельных отклонений в зависимости от взаимного расположения отверстий и положения базовых плоскостей в декартовой системе координат.


  1. Одно отверстие, координированное относительно плоскости – общей базы (рис. 68а).

При сборке базовые плоскости соединяемых деталей совмещаются. Размер L между осью отверстия и базовой плоскостью может изменяться от до . Допуск размера . Тогда предельные отклонения размера .





  1. Два отверстия, координированные относительно друг друга (рис. 68б). В этом случае , . Тогда , откуда

  2. Одно и более отверстий, координированных относительно двух взаимно перпендикулярных плоскостей (рис. 68в).

Если допуски размеров в обоих направлениях одинаковы в координатных направлениях, то круговое поле позиционного допуска диаметром Т заменяется вписанным в него квадратным полем. Тогда , а



  1. Два, три или четыре отверстия, расположенные в два ряда или в углах прямоугольника (рис. 68г). Так как предельные отклонения размера между осями отверстий в два раза больше отклонений размера от плоскости до отверстия, то . Кроме того, в технических требованиях дополнительно указываются предельные отклонения расстояния по диагонали между осями двух любых отверстий .
  2. Два отверстия и более, расположенные в один ряд и координированные относительно плоскости (рис. 68д). При таком расположении отверстий нормируются предельные отклонения размеров между базовой плоскостью и осью каждого отверстия (по вар-ту 3) и предельные отклонения осей отверстий от общей плоскости ряда (записью в технических требованиях): .




  1. Три отверстия и более, расположенные в один ряд и координированные относительно оси базового отверстия (рис. 68е). При данном расположении отверстий возможны два решения задачи: а) в технических требованиях указывают предельные отклонения размера между осями двух любых отверстий отклонения размера между осями отверстий в два раза больше, чем от плоскости до оси) и предельные отклонения от общей плоскости ряда ; б) определяют предельные отклонения от оси базового отверстия до оси любого отверстия и - записью в технических требованиях.

  2. Отверстия, расположенные в несколько рядов. Указывается два отклонения: и Ld=T.


Расчет предельных отклонений размеров, заданных в полярной системе координат.

Если составляющие позиционного допуска одинаковы по обоим координатным направлениям (по радиусу и по дуге), то круговое поле позиционного допуска диаметром T (рис. 68ж) преобразуется в кольцевой сектор, близкий к квадрату. Тогда , где TR и R измеряются в мм; - в минутах; а 3440 – число минут в радиане. Следовательно, ; ; ; .




Вариант 1. Два отверстия координированы относительно дуги и центрального базового элемента. Нормируются предельные отклонения радиуса окружности центров отверстий и предельные отклонения угла между осями отверстий .

Вариант 2. Три и более отверстий, расположенные на окружности и координированные относительно оси базового отверстия. Нормируются предельные отклонения диаметра окружности центров и либо предельные отклонения центрального угла между осями двух любых отверстий (в технических условиях), либо предельные отклонения центрального угла между осью базового отверстия и осями каждого из остальных отверстий (на чертеже).

Вариант 3. Три и более отверстия расположены по окружности и скоординированы относительно центрального базового отверстия. Нормируются предельные отклонения радиуса окружности центров и предельные отклонения центральных углов между осями отверстий и отмечается база для отсчета радиуса и центральных углов.
Примеры решения задач


  1. Определить величину наибольшего зависимого допуска расстояния между центрами крепёжных отверстий под винты М5 у детали, изображённой на рис. 69а.




Решение. При наибольших предельных отверстиях 5.5 мм зазоры увеличиваются на 0.3 мм, то есть без ущерба для собираемости может быть допущено отклонение между осями отверстий в пределах мм.


  1. Определите значение предельных отклонений (рис. 69б) на размер между осями двух отверстий под винты М5, если коэффициент использования зазора k=0.8, а диаметр гладких сквозных отверстий в обеих деталях 5.5+0.3.

Решение. При заданном значении диаметра сквозного отверстия минимальный зазор . При заданном коэффициенте использования отверстия для соединения типа В допуск ; предельное значение отклонений