prosdo.ru   1 ... 31 32 33 34 35
Президенту Бушу следует созвать конференцию по американской истории и пригласить на нее наших виднейших специалистов. Цель конференции - обратить внимание общества на скандальные провалы в историческом образовании молодых американцев и вывести преподавание истории в школах на качественно новый уровень. Этот проект в известной мере соответствует проекту президента Эйзенхауэра, который, после запуска русскими первого спутника Земли, обратился к нации с призывом изучать науки и уделять больше времени физическим упражнениям.

Национальный исторический конкурс (по аналогии с Национальным конкурсом правописания) мог бы заставить десятки тысяч детей более глубоко изучить прошлое их родной страны. Чем больше ребенок узнает о прошлом Америки, тем больше вероятность, что он не примкнет к людям, объявившим войну американскому наследию. Кроме того, дверь в историю распахнется для этих детей на всю жизнь, а история - замечательный мир, который никогда не устаешь исследовать.
После поражения англичан под Саратогой Адам Смит получил письмо от друга; в письме говорилось, что утрата американских колоний уничтожит Британию. Смит написал в ответ: "В нациях заложено множество катастроф"71. Он имел в виду, что великие нации способны пережить поражения и даже "ампутации" и продолжить свое существование. В 1777 году Британия еще не испытала значительной доли грядущих торжеств - Трафальгара, Ватерлоо, Дюнкерка, "Битвы за Англию"...
Но каковы перспективы возрождения Запада?
Скажем честно - прогноз не слишком оптимистичен. Вполне вероятно, человечество переживает последний акт трагедии, начавшейся пять столетий назад. Тогда христианство, расколовшееся на православие и католицизм, сотрясаемое Реформацией, вырвалось из пределов Европы и устремилось покорять мир. С наступлением восемнадцатого века возник новый, куда более серьезный вызов, и не только Риму, но и христианству в целом, а также культурному и политическому порядку, который оно породило. "Есrаsez l'infame!" Вольтер завершал свои письма фразой: "Уничтожьте эту гнусность", разумея церковь72. Дидро объявил: "Человечество не освободится, пока последнего короля не удавят кишками последнего попа"73. Руссо прибавил: "Человек родился свободным, но сегодня он в цепях"74.

Франция вняла призыву бумагомарателей. Монархия рухнула. Людовик Шестнадцатый, Мария-Антуанетта и французские аристократы отправились на гильотину. Церковь лишили имущества и разграбили. Разум восторжествовал над верой и привел к сентябрьской бойне, террору, Робеспьеру и диктатуре, Бонапарту и империи, а также к затянувшейся на четверть столетия паневропейской войне, из которой Франция вышла обессиленной и раздробленной.

Потом появился Дарвин, объяснивший, что человек - результат эволюции, а не Божественное творение. Маркс объявил религию "опиумом для народа", а Ницше хватило дерзости довести логическую цепочку до финала: "Бог мертв... и мы его убили"75. Если Бог мертв, говорит Алеша в "Братьях Карамазовых", тогда все позволено. Если Бог мертв, логика ведет нас к следующему умозаключению: христианство - фикция, выдумка класса паразитов, и заслуживает немедленного искоренения за века обмана и преступлений против человеческого достоинства и прогресса. Искоренив христианство, мы двинемся за разумом и наукой и создадим на земле лучший из всех возможных миров, улучшим и усовершенствуем единственный мир, в котором нам выпало жить.
Однако если христианство породило западную цивилизацию и лежит в основе ее политического строя и этического сознания, сможет ли Запад пережить гибель христианства? Уилл Дюрант не мог "найти в истории, от Адама до наших дней, сколько-нибудь убедительного примера сохранения общества без содействия религии"76. Как сказано в эпиграмме Беллока: "Вера есть Европа. Европа есть вера"77. Но если эта вера гибнет, какие верования, какие объединяющие принципы, какие моральные авторитеты сумеют спасти Запад? Что вообще делает Запад уникальным? Что за узы стягивают воедино его народы и нации?
Кто-то может сказать - расовая солидарность. Но минувшие пятьсот лет заполнены кровавыми распрями европейцев между собой, а Первая и Вторая мировые войны подвели итог этому безумию. Кроме того, в течение этих пятисот лет великие враги западной веры, цивилизации и культуры покинули Запад. Америка - страна многонациональная уже сегодня, а страны Европы станут таковыми завтра.

Линкольн говорил от том, что народ объединяют "мистические аккорды памяти"78. Но спросите англичанина, француза или поляка, объединяют ли их эти "мистические аккорды" с немцами или с русскими. Когда американцы вспоминают свою историю, некоторые восторгаются ее величием, а некоторые твердят, что она изобилует злодействами и постыдными делами. А с той поры как Америка и Европа открыли границы для миллионов жителей тех стран, которых американцы и европейцы в свое время колонизировали и угнетали, "мистические аккорды" памяти скорее разъединяют, чем объединяют людей.

Остается еще одна великая объединительная сила - демократия. Свободное предпринимательство, демократия, американские ценности - вот что мы защищаем и за что сражаемся. Но и демократия нас в данном случае не устраивает. Большинству американцев наплевать на то, кто и ка:с управляет другими народами. Всеобщая вера в демократию слишком слаба, чтобы обеспечить Западу поддержку в других регионах земного шара. Демократия для большинства прочих народов - интеллектуальный концепт, взывающий к уму, а не к сердцу. Люди готовь воевать и умирать за семью, за друзей, за веру, за страну, за свободу - но за демократию? Джордж Буи рассказывал, как он возвращался с бомбардировки Японских островов - самолет подбит, второй пилот мертв,- и ему вдруг "полезли в голову мысли об отделении церкви от государства"; аудитория недовольно зашепталась. Если завтра правительство Индии, Франции, Италии или Бразилии падет жертвой военного заговора, сколько американцев сочтут это событие достоАным гибели тысяч американских солдат?
Демокрагии недостаточно. Йейтс был прав: когда умирает вера, "все распадается, и центр не удержать"79. Вероятно, как бывает с любой цивилизацией, время Запада дейс-вительно на исходе, его смерть предопределена обстоятельствами, и нет уже никакого смысла в прописывали больному новых лекарств или болезненных процедур. Пациент умирает, тут уж ничего не поделаешь. Спасти его может только возрождение веры и "всеобщее пробуждение". Западный человек не исчезнет, но его присутствие на планете рано или поздно перестанут замечать...
Мы росла, зная, что холодная война будет выиграна. Лишь немногие из нас имели представление о том, насколько слаб соперник, как безжалостно его правители подавляли инакомыслие, скрывая за своей жестокостью пустоту, и только отдельные личности предвидели нежданный и стремительный крах 1989 года, однако мы верили в свою победу, верили, что одолеем врага, если нам хватит воли, уверенности в себе и если найдется достойный лидер.

Культурная революция преуспела там, где не вышло у коммунистов. Последние перестали привлекать к себе пополнение на Западе за два поколения до своего падения. А культурная революция вербует новых сторонников по сей день. Демократия в одиночку не способна с ней справиться, поскольку демократия беззащитна против идеологии, ориентированной на трансформацию демократии через новую элиту, новую веру и новый мировой порядок. На деле демократия способствует революции, как выяснили теоретики наподобие Маркузе. Гитлер показал, сколь ничтожно сопротивление демократии перед лицом истинной угрозы. Именно это подразумевал Элиот, когда писал в 1939 году:

"Термин "демократия" - я не устаю повторять это снова и снова - не содержит в себе какого-либо позитивного свойства в количестве достаточном, чтобы в одиночку выстоять против врагов - они без труда трансформируют демократию в то, что им нужно. Если вы отказываетесь от Бога (а Он ревнивый Бог), вам придется поклоняться Гитлеру и Сталину"80.
Как только идеология воцаряется в обществе, ее может искоренить лишь превосходящая сила - или превосходящая идеология. Веру можно победить только верой. А какая у Запада может быть альтернатива христианству? Снова Элиот:
"Политическая философия позаимствовала многое из этики, а этика из религиозных истин, поэтому лишь через возвращение к источнику этих истин можем мы рассчитывать на появление общественного организма, который не станет, даже на грани краха, игнорировать незыблемые законы реальности"81.
Но если христианство утратило свою привлекательность, если христианство - "не тот выбор", революция будет ускорять свой темп, пока мы не врежемся в стену реальности. Быть может, Сирил Конолли был прав, когда писал, полстолетия назад: "И в западных садах уж гаснут фонари..."82
Америка представляет собой парадокс. Она остается величайшим на земле государством, страной великих возможностей, она обладает жизненной энергией, не присущей никакому другому народу. Мы, американцы,благословеннейшие из смертных. Наши наука, техника, медицина вызывают зависть у всего человечества. Некоторые из нас живы до сих пор только благодаря хирургическому вмешательству, медицинским аппаратам и чудодейственным лекарствам, которых в дни нашей молодости не было и в помине. Нам есть, за что быть признательными своей стране. Никто не станет отрицать грубоватости ее манер, декаданса в ее культуре, отравы в ее душе, но Америка тем не менее остается страной, за которую стоит сражаться,- и последней утопией на этой планете.

Сидя в своем гробу в фургоне, который вез его через виргинские просторы к месту казни, старый аболиционист Джон Браун, как передают, проговорил: "Прекрасная страна"83. Так оно и есть. Вот почему мы не должны ни в коей мере мешать тем, кто хочет вернуть ее людям.

БЛАГОДАРНОСТИ
Следуя сложившейся многолетней традиции, в ноябре 2000 года я укрылся в своем кабинете, чтобы почитать, подумать и кое-что записать. Эта книга побочный продукт моего уединения. Без поддержки моей жены Шейлы, особенно необходимой в промежутки между избирательными кампаниями, она никогда не была бы написана.
Хочу также выразить свою признательность моему другу, редактору и агенту Фреди Фридман - за ее преданность и щадящую чувства автора редактуру. Это моя четвертая книга, доведенная Фреди до публикации. Также благодарю Тома Данна, моего издателя из "Сент-Мартинс Пресс", за его помощь и заботу, и Шона Десмонда, который просматривал текст на всех стадиях - от компьютерного набора до печатных листов.
Пятеро друзей любезно согласились прочесть рукопись и внести в нее необходимые сокращения, исправления и дополнения, со многими из которых я согласился; это Сэм Фрэнсис, Билл Линд, Скотт Макконнелл, Билл Хоукинс и Аллан Рюскинд. Еще я должен поблагодарить Кару Хопкинс, мою неутомимую помощницу, отыскивавшую цитаты, которые я смутно припоминал, и добывавшую новые факты, аргументы и идеи из книг, мною прежде не читанных. Без ее помощи эта книга была бы не столь исчерпывающей и убедительной, какой она, я надеюсь, является. Наконец благодарю Джозефа Чами из Демографического отдела ООН за его дружеское содействие и быстрый отклик на все мои просьбы.
ПРИМЕЧАНИЯ
BBEДEHИЕ
1 "Bush Promotes Agenda for Improving America's Readiness", PR Newswire, May 30,
2000. p.l.
2 Thomas Edsall, "Political Party Is No
Longer Dictated by Class Status; Sex, Religion, Lifestyle, Temper, Education, Income", Washington Post, November 9, 2000, p. 37.
3 Michael Barone, "The 49 Percent Nation", National Journal. June 9, 2001, p. 1, 715.
4 Terry Teachout, "Republican Nation, Democratic Nation?" Commentary, January
2001.p. 25.
5 "Text of Bush's Inaugural Speech",
Associated Press, January 20, 2001.

6 Joseph A. D'Agostino & Timothy Carney, "Congressmen: Illegals Here to Stay", Human Events, April 2, 2001, p.3.

7 Arthur M. Schlesinger, Jr., The Disuniting of America: Reflections on a Multicultural Society (New York: W. W. Norton & Company, 1992), p. 32.
8 "Transcript of Clinton's Remarks at Portland State Commencement", U.S. Newswire, June 15, 1998.
9 Jacques Barzun, From Dawn to Decadence: 500 Years of Western Cultural Life (New York: HarperCollins Publishers, 2000), p. 774.
10 Ibid.
11 "Remarks by the President and President-Elect Fox of Mexico at Press Availability", Federal Document Clearinghouse Federal Department and Agency Documents, August 24, 2000.
12 Edmund Burke, Reflections on the Revolution in France (New Rochelle, N.Y.: Arlington House), p. 91.
13 Hagop Jack Touryantz, "Multifaceted Problems in Multiethnic States: Ethnic Homogeneity Through Population Exchange", Armenian Reporter, March 20, 1999,p. 4.
14 Teachout, p. 29.
15 Donald M. Rothberg, "Bush's One-Time Primary Challenger Endorses President, Blasts Democrats", Associated Press, August 17, 1992.
16 United Nations Secretariat, Department of Economic and Social Affairs, Population Division, World Population Prospects: The 1998 Revision. Vol. 1:
Comprehensive Tables, November 24, 1998, pp. 100, 118, 152, 158,164,182,202,224,240,258,268,338,350,352, 366,368,376.
17 Gustave Le Bon, The Crowd (New York: The Viking Press, 1960), p. 13.
ГЛABA 1. ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД.
Примечание автора: Если не оговорено особо, все статистические данные, приводимые в этой главе, взяты из исследований Демографического отдела ООН "World
Population Prospects: The 2000 Revision, Highlights" (февраль 2001), "Replacement Migration: Is It a Solution to Declining and Ageing Populations?'" (Mapт 2000) И "World Population Prospects: The 1998 Revisions, Vol. 1. Bсe прочие данные, если не указано иного, взяты из Альманаха "New York Times" за 2001 год.
1 London Times, January 16, 2000. http://www.child-renforthefulure.org/ fertility%20rate%20by%20edu-cation.htm.

2 Peter F. Drucker, Management Challenges for the 21st Century (New York: HarperBusiness, 1999), p. 44.

3 Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United Nations, World Population Prospects: The 2000 Revision, Highlights, February 28, 2001, p.l.
4 Joe Woodard, "Look Out Below! The Plummeting Birth Rate Will Have a Profound Impact on Boomers as Well as Gen-Xers in the Next Century", Calgary Herald, September 12, 1999, p. 12.
5 Ben Wattenberg, "Tres Gray: The Birth Dearth in Europe", Intellectualcapital.com, January 24, 1999.
6 Cheryl Slonehouse, "A Taxing Time for the Village with No Babies", Express, November 26, 1999.
7 James K. Robinson and Walter B. Rideout, eds., A College Book of Modern Verse (Evanston, 111.: Row, Peterson and Company, 1960), p. 370.
8 Count Harry Kessler, Walter Rathenau: His Life and Work (New York: Howard Ferlig, 1969), p. 271.
9 Alistair Home, To Lose a Battle: France 1940 (Boston: Little, Brown & Co., 1969), p. 10.
10 Joseph Chamie, director. United Nations Population Division, "Letter to Author", January 17, 2001.
11 Toby Helm, "Stoiber Pins Poll Hopes on Cash for Babies Plan", Daily Telegraph, Januarys, 2001, p. 17.
12 Ellen Hale, "Graying of Europe Has Economies in Jeopardy", USA Today, December 22, 2000, p, A14.
13 Ibid.
14 Nicholas Eberstadt, "The Population Implosion", Wall Street Journal, October 16, 1997, p. 22.
15 Gregg Easterbrook, "Overpopulation Is No Problem - in the Long Run", New Republic, October 11, 1999,p.22.
16 "The Rise of the Only Child", Newsweek, April 23, 2001,p.50.
17 Ibid.
18 Hale, p. 14.
19 Ibid.
20 Jonathan Steele, "Europe Confronts the Unthinkable", Manchester Guardian Weekly, November 8, 2000,p.14.
21 Jonathan Steele, "The New Migration: Affluent, Controversial", Guardian, October 30,2000, p. 17.
22 Michael Specter, "The Baby Bust", New York Times, July 10, 1998,p.l.

23 Amelia Gentleman, "Wanted: More Russian Babies to Rescue a Fast Dying Nation", London Observer, December 31, 2000; Robert Leqvold, "Russia's Uninformed Foreign Policy", Foreign Affairs, September/October 2001, p. 63.
24 Julia Duin, "Former Abortion Providers Find Peace, Solace in Therapy: Many See Religion as Integral to Change", Washington Times, February 22, 2001, p. 2.
25 Gentleman, "Wanted: More Babies to Rescue a Fast Dying Nation".
26 Chamie, "Letter to Author".
27 Paul Craig Roberts, "Hearing the Bell Toll", Washington Times, December 10, 2000, p. 4.


<< предыдущая страница   следующая страница >>