prosdo.ru
добавить свой файл
1
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАЗНАЧЕЙСКОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМ


Е. А. Ганушкина Руководитель Управления

Федерального казначейства по Хабаровскому краю,

заслуженный экономист РФ

Актуальность темы взаимодействия казначейской и банковской систем исполне­ния бюджетов в процессе осуществления безналичных и налично-денежных расчетов обусловлена анализом результатов исполнения бюджетов. С каждым днем назревает необходимость более четкой реализации функций, связанных с пополнением казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов. После завершения дли­тельного поэтапного процесса, сегодня казначейство концентрирует два потока денеж­ных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета на одном счете.

Банк России является важным звеном в системе исполнения бюджетов и госу­дарственных внебюджетных фондов. Процесс исполнения бюджета любого уровня предполагает участие банковской организации. В частности, денежные средства счи­таются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Бан­ком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа исполняющего бюджет или внебюджетного фонда.

Взаимодействие Федерального казначейства с банковской системой Российской Федерации регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном Банке Российской Федерации. Кредитные организации могут выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения Банком России этих функций.

Для проведения и учета операций со средствами бюджетов Управлению феде­рального казначейства по Хабаровскому краю в Учреждениях Банка России открыто 310 счетов. В кредитных учреждениях края (Дальневосточном банке Сбербанка России, в Хабаровском филиале ОАО «Росбанк», в ОАО «Далькомбанк») открыто 84 счета для учета операций по внебюджетным средствам, проведения операций по налично-денежному обслуживанию клиентов Федерального казначейства.


В ГРКЦ г. Хабаровска на едином счете управления 40101 «Налоги и сборы, рас­пределяемые органами Федерального казначейства» учитываются налоги и сборы, соб­ранные на территории края. Через единый счет управления 40105 «Средства федераль­ного бюджета» проводятся операции по исполнению расходов федерального бюджета учреждений, расположенных на территории края.

Начиная с 01.01.06 г., через единый счет управления 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» в ГРКЦ г. Хабаровска проводятся операции по об­служиванию кассового исполнения бюджета Хабаровского края. На едином счете управления 40302 учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных организаций.

Для обслуживания исполнения местных бюджетов управлению открыто 236 сче­тов на балансовом счете 40204 « Средства местных бюджетов». Для осуществления опе­раций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, Управлению и отделениям Федерального казначейства по Хабаровскому краю открыты счета на балансовом счете 40503 «Счета некоммерческих предприятий, находящихся в федеральной собственности». Учет операций по налично-денежному об­служиванию клиентов Управления и отделений осуществляется на счетах 40116.

Всего для исполнения федерального бюджета органам Федерального казначей­ства открыто 67 счетов, для обслуживания кассового исполнения краевого и местных бюджетов 327 счетов

В органах Федерального казначейства по Хабаровскому краю открыты лицевые счета 782 учреждениям для учета операций по исполнению федерального бюджета, объем поступившего финансирования за 9 месяцев 2006 г. составил 37,7 млрд руб. Для учета операций по внебюджетным средствам открыто 566 лицевых счетов, через внебюджетные счета за 9 месяцев 2006 г. проведено операций на общую сумму 3,3 млрд руб. В рамках кассового обслуживания исполнения краевого и местных бюджетов в органах федерального казначейства края открыто 669 лицевых счетов, за 9 месяцев 2006 г. исполнено 532 тыс. платежных документов на общую сумму 37,2 млрд руб.


В течение операционного дня в среднем через счета, открытые УФК по Хаба­ровскому краю, отделениями Федерального казначейства края, в учреждениях Банка России, кредитных учреждениях проводится более 19000 платежных операций.

В 2006 г. реализована Концепция Единого Счета Федерального казначейства, одобренная распоряжением Правительства РФ от 23.01.2000 г. №107-р, которая устано­вила новый порядок движения средств федерального бюджета и позволила повысить качество управления государственными средствами. В соответствии с приказом Феде­рального казначейства от 30.03.06 г. №44 на единый счет 40105 УФК по Хабаровскому краю в ГРКЦ г. Хабаровска ежедневно до 9.00 часов платежным поручением поступа­ют денежные средства из Федерального казначейства в размере дневного кассового расхода, остаток средств в 16.30 ежедневно возвращаются на счет 40105 Федерально­го казначейства платежным поручением УФК по Хабаровскому краю.

В период с 16.30 часов до 18.00 часов ежедневно на счет 40105 управления за­числяются незначительные денежные средства, которые числятся в остатке счета на начало нового операционного дня (рисунок).
1-й операционный день

Заявка на подкрепление ЕКС №40105

Заявка на подкрепление счета 4105


П/п


УФК по Хабар. краю

Федеральное казначейство

Клиент

ОФК


ГРКЦ на счет УФК по Хабар. краю

П/п на заявленную сумму


2 – й операционный день

Платежные документы клиентов

П/п




УФК по Хабар. краю

ГРКЦ

г. Хабаровска


Кредитные учреждения



П/п УФК


до 16.30



Федеральное казначейство




Проводимый мониторинг состояния счетов системы органов Федерального ка­значейства обычно показывал ежедневный остаток средств на счете в размере 35-70 млрд руб. В 2006 г. с внедрением нового порядка обеспечения территориальных Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средст­вами федерального бюджета при кассовом обслуживании его исполнения остатки средств федерального бюджета на счетах 40105 Управлений стремятся к нулю.

Чтобы добиться обнуления остатка средств на счете 40105 УФК по субъекту, по нашему мнению, необходимо дать право соответствующим учреждениям Банка России самостоятельно производить списание остатков средств со счета управления на счет Федерального казначейства в конце операционного дня. Необходимость решения дан­ного вопроса должна рассматриваться на уровне Центрального Банка Российской Федерации и Федерального казначейства России.

В наше время многие направления бюджетных реформ поддерживаются созда­нием современных информационных технологий. И поэтому не случайно, что одним из приоритетных направлений развития органов федерального казначейства объявлено создание электронного документооборота между казначейской системой и главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами поступлений, а также финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В Хабаровском крае электронный докумен­тооборот между органами Федерального казначейства и Банком России существует с 1997 г. Данный способ связи значительно повысил оперативность подготовки платеж­ных документов на перечисление средств по уровням бюджетов. Создание автоматизи­рованной системы обработки всех видов платежей позволяет:

  • совершать списание и зачисление средств по счетам плательщиков и получа­

    телей в день их отправки при условии соблюдения банками требований действующего
    графика документооборота;


  • исключить ошибки при вводе платежных документов клиентов;

  • обеспечивать конфиденциальность информации;

  • сократить объем рутинных ручных операций, снизить трудоемкость обработ­
    ки документов;

  • повысить оперативность получения информации.

На территории Хабаровского края к системе банк-клиент подключены ГРКЦ, РКЦ, отделение Далькомбанка Краснофлотского района, отделение Сбербанка Нанай­ского района. Не подключились к системе электронных расчетов отделение Росбанка в с. Князе-Волконское (по состоянию на ноябрь 2006 г. там дорабатывалось программное обеспечение, которое в короткие сроки должно быть протестировано и принято в экс­плуатацию), а также Сбербанк, Полевые учреждения Банка России «Хвойное» и «Стан­ционное». И если ПУ «Станционное» после длительной переписки с вышестоящим распорядителем проблема сдвинута с мертвой точки, то ПУ «Хвойное» считает, что в этом нет необходимости.

Сегодня электронный документооборот, реализованный через систему банк-клиент, наиболее актуален, так как значительно выросло количество документов, кото­рые должны быть обработаны органами Федерального казначейства в течение ограни­ченного законодательством срока.

В настоящее время принципиально новым моментом, заложенным в концепцию реформирования бюджетного процесса, явилось введение институциональной единицы - администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Выполняя возложенные функции, администратор обязан, во-первых, осуществ­лять контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации; во-вторых, принимать решения о возврате излишне уплаченной суммы платежа; в-третьих, осуществлять взыскание пеней и штрафов, исчисленных по обязательным платежам.

Безусловно, осуществляя данные полномочия, администратор обязан вести учет по каждому плательщику. Однако в рамках развития системы электронного документооборо­та между УФК по Хабаровскому краю и администраторами поступлений до сих пор мож­но предоставить администраторам только сводное электронное платежное поручение Сбербанка с приложением квитанций формы ПД-4, оформленных на бумажном носителе.


Данная схема работы Сбербанка по платежам на перевод денежных средств фи­зических лиц без открытия банковского счета снижает эффективность электронного обмена и не достигает поставленных задач, поскольку требует дополнительных затрат администратора для ручного ввода в программный продукт квитанций плательщика.

Кроме того, учитывая, что не во всех районах есть структурные подразделения администратора, у последнего возникает затруднение в получении от филиалов Сбер­банка квитанций плательщиков, что также отрицательно сказывается на исполнении ими возложенных функций.

Сегодня наиболее остро встает вопрос о переводе квитанций формы ПД-4 в электронный формат, и решать его необходимо в ближайшее время.

Изменения законодательства, связанные с совершенствованием управления об­щественными финансами, должны поддерживаться созданием современных информа­ционных технологий. Считаем, что и Дальневосточный банк Сбербанка Российской Федерации не должен оставаться в стороне от происходящих процессов. Надеемся на прогресс в этом направлении.

Отдельно необходимо остановиться на проблемах, связанных с реализацией По­рядка обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Он разработан в рамках совместного Положения Бан­ка России и Минфина России от 20.05.2004 г. №257-П и 46н «Об особенностях расчет­но-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредит­ными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Мини­стерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распоряди­телями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в орга­нах Федерального казначейства».

Органы Федерального казначейства для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств бюджетной системы открывают счета на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям». Еже­дневно в день получения наличных средств в кассе банка УФК со счета 40105 перечис­ляет средства для подкрепления счетов 40116, а ОФК этот счет подкрепляют со счета 40503. Ежедневно на счете 40116 остается остаток, который складывается:


  • из неполученных средств уполномоченными подразделениями, сумм по неоплаченным денежным чекам;

  • из сумм поступивших средств по Объявлениям на взнос наличными;

Данный порядок дает возможность:

  • вести отдельный казначейский учет наличных денежных средств и учет без­
    наличных расчетов;

  • обеспечивать соответствие казначейской отчетности банковской отчетности;

  • соответствовать Концепции функционирования единого счета Федерального
    казначейства, тем самым позволяя давать объективную ежедневную оценку объема
    бюджетных средств, реально находящихся в распоряжении Правительства Россий­
    ской Федерации.

Приказ Минфина РФ от 21.09.2004 г. №85 н вступил в силу с 01.01.2005 г., но на текущий момент остаются не решенными некоторые вопросы. Так, например, на терри­тории Хабаровского края не достигнуто единообразия по вопросу приема денежных че­ков от клиентов между подразделениями ЦБ РФ и подразделениями, подведомственны­ми Полевому учреждению. Первые принимают денежный чек накануне выдачи налич­ных денежных средств, вторые принимают денежный чек и выдают денежные средства в день получения бюджетополучателями наличных средств в кассе банка. Опыт работы других территорий по данному вопросу позволяет настаивать на изменении установ­ленного ЦБ РФ порядка и построения работы с принятием и выдачей денежных средств в день получения бюджетополучателями наличных средств в кассе банка.

Кроме того, ГРКЦ и РКЦ, расположенными на территории Хабаровского края, не решен вопрос по перекредитованию Объявлений на взнос наличными на счета 40105, 40503 платежными поручениями в электронном виде (сегодня эти документы предоставляются на бумажном носителе). Что касается коммерческих банков, в кото­рых открыты счета 40116 ОФК, то хочется обратить внимание на первоочередное за­числение средств на эти счета в связи с необходимостью своевременного обеспечения наличными деньгами бюджетных учреждений Хабаровского края.

Как способ решения проблем, связанных с обеспечением наличными деньгами бюджетных учреждений, можно и нужно рассматривать расширение использования банковских пластиковых карт для «зарплатных» проектов.

Руководство Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю вы­сказывает благодарность руководству и специалистам управлений банков и кредитных учреждений, расположенных на территории Хабаровского края, за конструктивную со­вместную работу и понимание проблем казначейства.