prosdo.ru
добавить свой файл
1

Жанры фотографии и техника съемки:

Архитектура:

Здания неподвижны, их можно фотографировать без спешки, наводка на резкость незатруднительна. Архитектуру лучше снимать не фронтально, а несколько сбоку, чтобы выявить перспективу. Можно осмотреть строение с разных сторон и выбрать точку съемки, дождаться погоды, когда освещение будет наиболее удачным. Как уже говорилось выше, лучшее освещение — боковое, оно рельефно выделяет детали здания. Наводку фокуса делайте на главную, самую важную часть объекта.

При съемке зданий и внутренних видов помещений важно соблюдать горизонтальность положения фотоаппарата во избежание получения эффекта наклонных "падающих" стен (рис. 5.19).

 

Рис. 5.19. Здание "падает"

Пейзаж, натюрморт


Для съемки видов природы полуденное освещение не рекомендуется, лучше получаются пейзажи утренние или вечерние, когда освещение боковое (рис. 5.20).



Рис. 5.20. Зимний пейзаж

Облака придают пейзажу художественность. Неплохо смотрятся сочетание переднего и заднего плана и другие приемы, взятые фотографом из живописи.

Портрет :


Портрет — один из наиболее сложных видов съемки. Здесь важно не только передать сходство, но и поворотом головы, освещением, выбором момента съемки передать настроение человека, его характер. Чтобы зритель не отвлекался от главного объекта съемки, фон должен быть спокойным, ровным, нейтральным. При ручной фокусировке наводку на резкость производите по глазу портретируемого, ближайшему к объективу. Рекомендуется сделать подряд серию портретов одного человека, чтобы в дальнейшем выбрать из них лучший вариант.

Избегайте снимков, на которых модель напряжена и старается вам позировать. Участники съемки должны выглядеть естественно. В качестве примера на рис. 5.21 приведен один и тот же человек, снятый "неправильно" и "правильно".




Рис. 5.21. Пример съемки портрета: а — неправильно, б — правильно

Репродуцирование :


Репродуцирование — это пересъемка плоских оригиналов: картин, рисунков, чертежей, документов (рис. 5.22).



Рис. 5.22. Портрет мальчика (репродукция картины новгородского художника Виктора Шумского)

При такой съемке оригинал можно укрепить на стене. Фотоаппарат необходимо расположить так, чтобы плоскость матрицы была строго параллельна плоскости оригинала. Несоблюдение этого обязательного условия приведет к искажению прямоугольной формы оригинала и к частичной потере резкости. Обязательно создайте равномерное освещение оригинала. Желательно использовать штатив.

Подвижные объекты, спорт


При съемки движущихся объектов величина выдержки должна быть максимально короткой, иначе подвижные объекты получатся нерезкими (смазанными) и снимок будет испорчен. С другой стороны, подвижные объекты (автомобиль, корабль, самолет) в движении выглядят так, как если бы они стояли на месте. Поэтому, используя Photoshop , фотограф иногда сам добавляет таким объектом смазанность, чтобы подчеркнуть скорость объекта.

Чем быстрее движение и чем ближе к аппарату оно происходит, тем короче должна быть выдержка. Наводка на резкость производится предварительно на какой-нибудь ориентир, расположенный на пути движущегося объекта. Когда объект поравняется с местом наводки, нажмите на спуск.

Все сказанное относится и к съемке с движущейся точки при неподвижном объекте. Безразлично, что именно движется — объект съемки или самый аппарат. Однако если вы снимаете с движущегося объекта, приходится учитывать тряску, которая передается фотоаппарату. Для смягчения таких сотрясений стойте, согнув ноги в коленях. Ваш корпус будет пружинить, амортизируя сотрясения, которые могли бы вызвать смазанность снимка.


Если вы фотографируете одновременно несколько объектов, движущихся с различной скоростью, в разных направлениях и на различных расстояниях от аппарата, расчет выдержки производите применительно к тому объекту, который дал бы наибольшее смазывание (самый быстрый, самый близкий, движущийся в самом неблагоприятном для съемки направлении), тогда все объекты получатся резкими. Так, например, на рис. 5.23 показан бильярд, где смазанными могут получиться как руки играющего, так и движущиеся после удара шары. В этом случае вы можете примять во внимание лишь главный объект съемки (человека), пренебрегая второстепенными (шарами), резкость которых не столь обязательна.

 

Рис. 5.23. Бильярд

Таким образом, при съемке живых движущихся объектов одна из задач фотографа — запечатлеть момент движения так, чтобы передать ощущения предшествовавшего и последующего состояний. В приведенном выше примере с бильярдом наиболее выразительны снимки, сделанные не в момент ключевого кадра (удар по шару), а на мгновение раньше или позже.

Съемка при электрическом освещении, ночная съемка


По сравнению с дневным светом электрический имеет для фотографа ряд особенностей: возможность регулировать силу освещения, изменять по желанию направление световых лучей.

При слабом электрическом освещении, свете свечи, автомобильных фар, у костра, при ночной съемке под открытым небом городских пейзажей с огнями уличных фонарей, освещенных окон зданий, фейерверков выдержка устанавливается длительной. Так, из школьного курса физики известно, что освещенность предмета обратно пропорциональна квадрату расстояния между ним и источником света. Допустим, для съемки предмета, находящегося в 1 м от лампы, нужна выдержка в 1 секунду (один метр в квадрате), тогда, если этот предмет отодвинуть еще на 1 м , требуемая выдержка увеличится и составит 4 секунды (два метра в квадрате), а если расстояние между лампой и предметом увеличить еще на 1 м , понадобится выдержка 9 секунд (три метра в квадрате).


Изображения в условиях слабого освещения теряют резкость, при освещении электрическими лампами в фотографиях появляется излишняя желтизна (рис. 5.24).

 

Рис. 5.24. Памятник тысячелетию крещения Руси

При электрическом освещении свет может быть прямым, рассеянным, отраженным. Прямой свет от одного мощного светильника дает сильное контрастное освещение, которое можно смягчить и уравновесить в результате добавления дополнительных светильников или использованием светоотражателей. Единственная лампа, даже очень яркая, всегда дает худший результат, чем две более слабых лампы. При нескольких источниках света, как правило, один из них, наиболее сильный, дает основное освещение, а другие создают дополнительное освещение (подсветку) с целью смягчения теней и подчеркивания трехмерности объекта съемки.

Советы по фотографии:


Приведем общие рекомендации по съемке удачных фотографий.

Необычное привлекает. Привлечь внимание зрителя можно нестандартной ситуацией. Конечно, при этом изображение не должно быть полной безвкусицей.

Количество объектов на снимке. Иногда начинающие фотографы при создании рекламных фотомонтажей вставляют в них огромное количество разных предметов, стремясь сделать свою работу более впечатляющим. Это ошибка. Слишком много объектов создает пестроту и отвлекает внимание от замысла (основной идеи) снимка. Чувство меры — такое же необходимое качество фотографа, как и творческая фантазия.

Несоответствие содержания идеи. Еще одна распространенная ошибка. Если на рекламном снимке представлены строительные материалы, не вполне оправдано по смыслу украшение их цветами или полуодетыми блондинками, на фоне которых теряется само изображение фоторекламы.

Плохое сочетание цветов. Цветовой ошибкой считается плохая контрастность оттенков. Иными словами, сочетаний вроде "светло-красный на ярко-красном" нужно избегать, так как при таком сочетании оттенков теряется информация. Почти все люди плохо воспринимают расположение рядом цветов с противоположных точек цветового круга.

Слишком большое количество цветов. Как показывает практика, наиболее приятны зрению двух — четырехцветные изображения. Чем больше цветов, особенно ярких, тем больше они раздражают психику человека.