prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 28 29
Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?


(рецензия)

Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колеблются, не зная, во что верить. Эта книга обращается ко всем таким людям. В ней тщательно исследуется вопрос, как возникла жизнь — и какое это имеет значение для будущего.

Если не указано иначе, библейские цитаты взяты из Синодального издания. Когда после цитаты приводится сокращение НМ, то это означает, что цитата переведена из английского издания «Священное Писание — Перевод нового мира».

[Текст, выделенный красным – это примечательные выражения в тексте книги, на которые стоит обратить особое внимание.

Голубой текст – введение, комментарии и контраргументация рецензента.

Все абзацы книги пронумерованы надстрочными номерами. Комментарии к конкретному абзацу также имеют соответствующий номер.]

Еще в глубокой древности люди пытались ответить на вопрос: как возник окружающий их мир. Различные ответы на этот вопрос оформились как системы эволюционных и антиэволюционных взглядов.

Понятие «антиэволюционизм» объединяет множество бытовых представлений, религиозных, философских, научных концепций, отрицающих историческое развитие органического мира Земли под влиянием естественных причин. Все антиэволюционные взгляды, несмотря на их разнообразие, тесно переплетаются. Общим в них является то, что они или умозрительны, или базируются на ограниченном экспериментальном материале. Часто антиэволюционные концепции представляют собой не что иное, как упрощенные и деформированные эволюционные теории. Поэтому некоторые антиэволюционные концепции внешне сходны с эволюционными, и различить их не всегда возможно.

Изучение окаменелостей и разнообразия видов живых организмов к середине XIX века убедило большинство учёных, что виды изменяются с течением времени. Однако механизм этих изменений оставался неясен до публикации в 1859 году книги «Происхождение видов» английского учёного Чарльза Дарвина о естественном отборе как движущей силе эволюции. Теория Дарвина и Уоллеса, в конечном итоге, была принята научным сообществом. В 30-х годах прошлого века идея дарвиновского естественного отбора была объединена с законами Менделя, которые сформировали основу синтетической теории эволюции (СТЭ).


В данный момент существует несколько эволюционных теорий, объясняющих механизмы, лежащие в основе эволюционных процессов. Из них именно СТЭ является общепринятой. СТЭ позволяет объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор). В рамках СТЭ эволюция представляет собой процесс изменения наследственных черт в популяциях организмов в течение времени, превышающего продолжительность жизни одного поколения. Мутации, рекомбинация, поток и горизонтальный перенос генов приводят к появлению изменчивости наследственных черт в популяциях. Под действием естественного отбора особи с определенным фенотипом (и определенным набором наследственных черт) будут более успешны чем другие, то есть будут иметь более высокую вероятность выжить и оставить потомство. Таким образом в популяции будет увеличиваться доля таких организмов, у которых есть наследственные черты, обладающие селективным преимуществом. Другим важным механизмом эволюции является генетический дрейф.

Не смотря на развитие эволюционной биологии, антиэволюционные взгляды широко распространены в наше время. Они наиболее популярны в слоях общества, далеких от экспериментальной биологии. Иногда (особенно на бытовом уровне) при пропаганде антиэволюционных взглядов допускаются логические ошибки, основанные на невежестве аудитории.

Свидетели Иеговы – авторы рецензируемого издания – являются убеждёнными антиэволюционистами и приверженцами староземельного креационизма. Правда, они не всегда признают себя креационистами, стараясь дистанцироваться от похожих, но черезчур буквальных антиэволюционных концепций, пропагандируемых другими конфессиями, но факт от этого не перестаёт быть фактом. Что же представляет собой креационизм вообще и креационизм Свидетелей Иеговы?

Креационизм – (от лат. creatio – создание) – телеологическое объяснение бытия, постулирующее то, что Вселенная и жизнь были сотворены непосредственно Богом, т.е. посредством магии, отбрасывая их возникновение натуралистическим образом, таким как Большой взрыв и/либо абиогенез. В широком смысле, креационизм предполагает наличие некоторого "смысла" всех творений, который известен исключительно верховному божеству.


В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее, общим для этой совокупности этих концепций является то, что они отвергаются большинством учёных как ненаучные как минимум по критерию фальсифицируемости К. Поппера: выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом. Лица, позицирующие себя как креационистские учёные, часто используют приёмы демагогии («давление» на эмоции), подтасовки, допускают (зачастую элементарные) ошибки при расчётах. Многие не имеют специального образования.

http://cs5054.vkontakte.ru/u19720659/124881730/x_1ec994d3.jpg

Представлениям Свидетелей Иеговы более всего соответствуют такие определения:

Метафорический (староземельный) креационизм (Old-Earth Creationism): в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет.

В день-периодном креационизме утверждается, что дни творения являлись не 24-часовыми сутками, а длительными периодами-эпохами. В качестве обоснования такой точки зрения утверждается, что слово «день» на иврите («йом») обозначает не только обычный день, но и вообще промежуток времени какой-то величины. Также прирводятся ссылки на библейские тексты, такие как Псалом 89 или Второе послание апостола Петра:

«Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» Пс.89:5.

«У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» 2Петр.3:8.

Креационизм постепенного творения (Progressive creationism): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора.



следующая страница >>