prosdo.ru 1 2 ... 5 6
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАННЕГРЕЧЕСКОЙ СОФИИ. ГОМЕР. ГЕСИОД. ЛИРИКА. «СЕМЬ МУДРЕЦОВ»


Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе. Ему свойственен символизм, аллегоризм, обобщение. Тем самым открываются возможности развертывания из мифа иных форм общественного сознания: религии – символическая сторона, искусство – аллегория, философия – с обобщением. Процесс разложения мифа и перехода к иным формам общественного сознания прослеживается в Греции исходным пунктом является мифология, представленная во вторичной форме эпоса. Началом философии принято считать то момент, когда греки стали архаи (изучать) причины устройства сущего, мирового утроения(космос). Первым подобное сделал Аристотель, затем его ученик Теофаст. Они собирали мнения, располагая их хронологически. Доксофграфы – сборщики мнений: Диоген Лаэрций, поэт-трагик Софокл и комедиант Аристофан. Часто в свои доксы (мнения) авторы включали эпистемы – прелюдии к мудрости.

Гомер (9-8 в. до н.э.) – гомеровская тематика относится к этической стороне. Рассуждения о человеческих страстях. Первое слово «Илиады» - гнев, «гнев и мудрого в неистовство (мания) вводит». Гнев Ахилла – вредоносная страсть, порождает войну м\у Троей и Грецией. Понятие истории заменяется идеей судьбы, связанной с идеей природы, какова природа вещи – такова и ее судьба. Путем пророчества можно изменить ход событий. Судьба сильнее и богов и людей. Рождение и смерть признаются естественными свойствами природы. Человек смертен, боги бессмертны. Самые почитаемые качества – мужество, справедливость, мудрость. Презираемые – глупость, трусость, несправедливость.

Задача изучающего гомеровский эпос: выявление мировоззренческих вкраплений в художественном тексте.

Окружающий мир есть высшее единое пространство для богов и для людей. В поэмах все происходит с соответствии с законом триединства: времени, места, действия. О будущем говорится в настоящем времени в форме пророчеств. Родоначальники всего супружеская пара: Тефтида и бог Океан, представляющий собой пресноводную реку, огибающую весь мир и питающую собой все. «Мощь глубоководного Океана, из которого текут все реки, все море и все глубокие колодцы». Один из рукавов – Стикс, уходящий в землю, в царство мертвых. Клятва Стикс в мире богов является высшей.


Космология: мир состоит из трех частей: неба, земли, подземелья. Небо и подземелье симметричны по отношению к земле, наиболее глубокая часть подземелью Тартар(бездна, место страданий богоборцев и греховников) настолько же удалена от расположенного под землей Аида(невидимый), как вершина неба от кромки земли. Небо медное (Илиада) , железное (Одиссея). Пространство под ним до земли заполнено вверху, в светлой части светлым, прозрачным эфиром - там обитают боги, внизу воздухом – там возникают туманы, облака дожди и обитают люди. Небосвод поддерживается столпами, охраняемыми Атлантом. Солнце – бог Гелиос, Луна – богиня Селена.

Боги: не творцы мироздания. Сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений, живут на вершинах гор, способны немедленно перемещаться. Так же ведут интриги, как и люди. От смешанных браков рождаются герои. Главных, олимпийских богов 12- Зевс, Посейдон, сестры: Гестия, Деметра-земное плодородие, Гера; дети: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес-торговля, Арес, Геба – юность.

О происхождении людей: в эпосе не говорится. В человеке различаются тело и три вида духа: ПСЮХЕ– душа, подобная телу, его двойник и образ, лишенный плоти. Начало жизни и источник движения тела, покидает тело после смерти и перемещается в Аид. Распределена по всему телу. ТЮМОС – аффективно-волевая часть, расположена в груди – либо в легких, либо в сердце. Погибает после того как душа человека отлетает от тела и попадает в Аид. НООС - ум, в диафрагме. Боги и люди обладают 3 составляющими. Животные – 2. Гомер противопоставляет собой неявно выраженную теологическую идею. Так в 8 песне Илиады (перевод Гнедича) разгневанный Зевс обращается к богам с угрозой сбросить их в Тартар. Золотая цепь Зевса, протянутая до земли.

Гесиод – родился в Беотии в деревне Аскра неподалеку от Фив, куда сбежал отце поэта, спасаясь от кредиторов. Неподалеку находился Геликон – гора муз. (9 муз – Клио-история, Евтерпа – поэзия, Талия – комедия, Мельпомена – трагедия, Терпсихора – танец, Урания - астрономия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния – греч. Поэзия, Каллиопа – эпическая поэзия).


Поэма «Труды и дни» - образец художественно – мифологического мировоззрения. Сюжет поэмы – конфликт с братом Персом, тот промотал свою часть наследства и долю Гесиода. Он голодал, но его спас честный труд, к которому он призывает и брата. Описание цикла земельных работ в Беотии, этические наставления.

В отличии от Гомера, обладает чувством истории, изображает с подробностях жизнь человеческих поколений, проходящих через 5 последовательных веков: золотой (век Кроноса)– причины гибели неизвестны – «умирали точно объятые сном, недостаток им был ни в чем неизвестен» , серебряный - поскольку «люди почестей не воздавали блаженным богам», медный – погибли в междоусобной войне, героический – погибли под стенами Фив и Трои, и железный – век забот и раздоров, зависти и насилия, «правду заменит кулак, где сила, там будет и право, стыд пропадет». Первое из человеческих поколений каждого века творится богом (Кронос творит людей «золотого века», Зевс – остальных), а последнее покрывается землей, т.е. погибает. Оценка нравственного процесса пессимистична, отражается распад общины. Лучшие времена позади.

Внимание Гесиода сосредоточено на генеалогическом существовании (порождении) в «Теогонии» - (происхождение богов) прежде всего во Вселенной хаОс (зияние, бесконечное пустое пр-во) – не беспорядок, а первичное бесформенное устройство мира, затем появилась широкогрудая Гея-земля – «всеобщий приют безопасный», сумрачный Тартар и прекраснейший из Богов – Эрот. Все боги относятся Гесиодом либо в «старшему», либо к «младшему» поколению, м\у которыми происходит борьба и младшие берут верх – битва 5 поколения – война богов и титанов (зачаты на четвертой ступени Геей и Ураном) Титаномахия, решающую роль играет оружие гекатонхейров – молнии и гром, данные Зевсу. Зевс сбрасывает титанов в тартар, и гекатонхейров, как тюремщиков. После победы начинается эра богов-олимпийцев.

«Семь мудрецов» - (нач. VI в до н.э.) – понятие мудрец впервые встречается у Гомера, как техническое мастерство строителей кораблей. Покровительница – Афина. Греки считали Лина зачинателем философии. Ему приписывают создание греческого алфавита на основе финикийского. Диоген Лаэртский относит к Лину поэму «Были все вещи когда-то вместе». Все и всегда управляется борьбой. Лин: «Обуздывай чрево – источник безобразия». Ферекид из Сироса написал сочинение о происхождении богов «Теогония», из 10 книг, первым стал писать прозой. Пифагор считал Ферекида своим учителем. Когда Ферекид заболел, тот опекал его до самой смерти. Аристотель в «Метафизике» говорит, что в отличии от Гесиода и Гомера Ферекид считал порождающее начало благом(а у предшествующих мыслителей боги – это нейтральное начало). Поздний античный философ-христианин Гермий говорит, что Ферекид под Зевсом понимал творческую силу огня(эфира), Хтонией - землю, как пассивный предмет труда. Хронос(Время) – то, в чем все происходит. В поэме Ферекида были поставлены проблемы: вечности, времени, бессмертия души. Ферекид предвосхитил учение Пифагора о переселении душ. В его произведениях воображение преобладает над анализом.


Согласно легенде, рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный треножник. Дельфийский оракул велел отдать его самому мудрому в Греции. Находку сперва отнесли Фалесу из Милета, но тот отказался и передал Бианту из Приенны, тот Питтаку Митиленскому, Клеобулу Линдскому, Периандру Коринфскому – (тиран, Платон вывел его из списка из-за ненависти к тирании), Хилону из Спарты, Солону Афинскому, который вернул его Фалесу. Тот отослал его обратно в Дельфы с сопроводительной надписью: «Апполону посвящает этот треножник Фалес, дважды признанный мудрейшим среди эллинов». Каждый из семи известен своими короткими изречениями – гномами(мнениями).

Фалес: он написал 2 книги: «О солнцестоянии» и «О равноденствии», считая остальное непостижимым. Он первый стал вести беседы о природе. Когда мать заставляла его жениться, он ответил: «Слишком рано»; а когда она подступила к нему повзрослевшему, он ответил: «Слишком поздно». Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Его спросили, что трудно, он ответил «познать себя». «Не красуйся наружностью, будь прекрасен делами». «Что приятнее всего? Достичь того, чего желаешь».

Биант: рассудительность люби, говори к месту, слушай побольше, бери убеждением, а не силой; Питтак: знай меру, что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам, трудно быть хорошим.

Клеобул: в счастье – не возносись, в несчастье – не унижайся, превратности судьбы терпи с благородством ; Хилон: познай самого себя, не желай невозможного, на обеды друзей ходи медленно, на беду – быстро, Периандр - тиран Жену свою он убил в припадке гнева, ударив ее толи ногою, то ли скамьей, потому что поверил наговорам своих наложниц, которых впоследствии сжег живыми: прилежание – все, неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов, власть народная крепче тирании

Солон; в Афинах освободил от кабалы людей и все имущества. Солон был поэтом, дал первую конституцию Афинам.: ничего слишком, о тайном догадывайся по явному, знаешь – так молчи.


ОРФИЗМ

Орфизм (7-8вв до н.э)– религиозное движение, зародившееся на Севере Балканского полуострова. Распространяется во всем греческом мире, сохраняет свое влияние вплоть до конца Античности. Мистериальное таинственное религиозное учение, особый интерес в конце Античности. Роль орфизма – обозначение кардинальной оппозиции, ставшей впоследствии основой философского мышления. Динамичное тождество, переход из одного в другое, гармония противоположностей - света и тьмы, культуры и дикости, жизни и смерти, равновесия и экстаза. Первый член оппозиции символизируется Аполлоном, второй - Титанами. Выход из структурированного знания – начало творчества нового и разрушения старого. Персона Орфея – певца и музыканта не занимает в орфизме важного места В одном из вариантов мифа является сыном Аполлона. О его истории рассказывает Овидий в своих «Метаморфозах»: Орфей спустился в Аид за Эвридикой. Своим пением он растрогал Аида и Персефону. Но он оглянулся на тень Эвридики и из-за этого потерял ее. Страдающий Орфей удаляется в горы и поет свою печальную песнь. Врываются вакханки, спутники Диониса, они разрывают на части Орфея. Аполлон превращает вакханок в деревья. Миф вводит главную тему орфизма – взаимоотношения Аполлона и Диониса. Другой миф – об умирающем и воскресающем боге, умирающий – Дионис – сын Зевса и Персефоны, сын Зевса и Семетры, воскресающий - Аполлон, сын Солнца– смена времен года. Темные силы земли – титаны.

Миф в изложении неоплатоников: младенец-Дионис усаживается на трон Зевса, забавляется игрушками, сделанными Гефестом, особенно тяготеет к зеркальцу, заглянув в него он удваивается, входит в экстаз (выход из себя). Так он вошел во все индивидуальные вещи Вселенной. Этому препятствовал Аполлон, гармонизирующий субъект, гармония-единство. Аполлон отвратил его от истечения в титаническое. Ревнивая супруга Гера, возненавидевшая Диониса, сидящего на троне, напускает на Диониса титанов, совершенно бесчеловечных, страшных; они разрывают младенца на куски и пожирают. Афина(богиня мудрости) подбирает сердце Диониса –связь мудрости и порыва. Является Зевс и испепеляет титанов молнией. Зевс хоронит остатки Диониса на Парнасе. Из пепла титанов и копоти от их тел возникли люди. Поэтому человек содержит в себе смертное - титаническое начало(тело) и бессмертное - Дионисийское(душа).


Рождение нового Диониса От Зевса и Семелы. Гера узнав о беременности Семелы, внушает ей желание увидеть Зевса во всем величии. Молния испепелила Семелу, но Зевс успел выхватить недоношенного Диониса и сам его доносил. Возмужавший Дионис опускается в Аид и вызволяет Семелу, добившись ее полного обожествления. Прокл: «согласно орфеям души вовращаются через 300 лет – период полного очищения». Идея о переселении душ – души могут вселяться в тела животных, имеется комплекс предписаний по очищению. В Крыму находят таблички с ними, общие идеи: правильное питье, поведение.

ТЕОКОСМОГОНИЯ Христианские критики орфизма сохранили орфические тексты.

Трактователь Неоплатоник Дамаски: единство воды и земли. От них родился крылатый дракон – Геракл(или нестареющее время). С ним связаны необходимость(прастея) и необратимость(адростея). На плечах дракона крылья, ибо время летит. Он и мужского и женского пола, ведь способен из себя порождать остальное. Геракл производит причину всех вещей, он двойного пола. Все порождает и уносит с собой время (Хронос).

Трактователь Апелон: Хронос – отец Эфира и бесконечного Хаоса. Хронос рождает яйцо, внутри которго содержится божественный дух (фанос – свет).Первозданная часть яйца, подогретая внутренней жизнью трескается и небосвод открывается для фаноса – света, освящающего тьму теперь вечно. Он садится на вершину неба и освещает вечность. Плутон – в поздней Античности царь Аида. Посейдон – вода, Зевсом – огонь, третий элемент по его кипящей крови, своим дыханием втягивает в себя Метиду, рождающую Ум, благодаря которому мастерится Космос.

Толкование апологетов: началом всех вещей была вода, Геракл(Хронос) породил яйцо, оно раскололось надвое – небо и земля. Совокупившись с Землей Небо рождает мойр: Клото(прядет нить нашей жизни), Лахесис(тянет ее), Антропа(обрывает). От этих трех старух зависит жизнь человека. Они рождают сторуких великанов и киклопов. Уран заковал детей и бросил в Тартар, а земля, разозлившись, родила титанов. Более древняя орфическая космогония на первое место ставила Ночь («Зевс перед ночью благоговел»). Цари всех богов: Фанос, Уран, Зевс, Дионис. Орфики больше верили в светлое начало мира. Прокл считал, что люди произошли от трех категорий: золотой, серебряной, титанической. Царство Диониса – титаническое начало будет побеждено дионисийским. Человек впоследствии станет богоподобным.


Мусей – «Все рождается из единого и возвращается в единое» ученик Орфея. Автор «Титаномахии» и «Теогонии». Сочинение Филодема говорит о том, что Мусей пишет о том, что Зевс воспользовался шкурой козы, увенчанной головой горгоны. Титаны испугались Зевса, укрытого козой, защищенного ей.

Лин – «Человек и все тленное умирает, а все сущее неучтожимо и будет сущее всегда». Греки считали его зачинателем философии, ему предписывают создание греческого алфавита на основе финикийского. Диоген Лаэрций относит к его авторству поэму «Были все вещи когда-то вместе». Все управляется борьбой, этим Лин предвосхитил Гераклита. Человек должен надеется на все, ибо в мире нет ничего невозможного.

Ферекид из Сироса написал сочинение о происхождении богов «Теогония»\Семь пещер состояло из 10 книг, первым стал писать прозой. Пифагор считал Ферекида своим учителем. Когда Ферекид заболел, Пифагор опекал его до самой смерти. Аристотель в «Метафизике» говорит, что в отличии от Гесиода и Гомера Ферекид считал порождающее начало благом(а у предшествующих мыслителей боги – это нейтральное начало). Поздний античный философ-христианин Гермий говорит, что Ферекид под Зевсом понимал творческую силу огня(эфира), Хтонии - землю, как пассивный предмет труда. Хронос(Время) – то, в чем все происходит. В поэме Ферекида были поставлены проблемы: вечности, времени, бессмертия души. Ферекид предвосхитил учение Пифагора о переселении душ. Но в его произведениях воображение преобладает над анализом.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Античная философия возникла в первой половине 6 в. до н.э в г. Милете. Фисиология, космология – эти науки стали источником милетской школы, преемственность взглядов мыслителей, изучавших астрономию, геометрию и математику. К милетской школе принадлежали: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, иногда относят и Архелая .



следующая страница >>