prosdo.ru
добавить свой файл
1
  1. Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством и религией.


Педагогика – это наука о законах воспитания, образования и развития человека на разных стадиях его возрастного развития. Предметом педагогики является – управление процессами воспитания, образования и развития личности человека.

  1. Задачи педагогики:

  • Приоритетной задачей является вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

  • Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

  • Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

  • Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

  • Задача внедрения результатов исследования в практику

Источники развития педагогики:

  • Многовековой практический опыт воспитания, закрепления в образе жизни.

  • Философские, культурологические, психологические труды и идеи.

  • Текущая мировая и отечественная практики воспитания, образования, обучения.

  • Данные специально организованных педагогических исследований и экспериментов.

задача педагогики – социализация человека на разных ступенях его развития; воспитание человека свободного, который сам ставит перед собой цели и может решить эти поставленные цели.

  1. Знание и понимание понятия педагогического процесса относится к числу методологических вопросов.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Педагогический процесс – направленное и организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы, синонимом термина «педагогический процесс» является «учебно-воспитательный процесс».


Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса:


  1. целевой – определение цели воспитания и обучения;

  2. содержательный – разработка содержания образования;

  3. операционно-деятельностный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Наиболее общие закономерности педагогического процесса:

А) Связь воспитания и социальной системы, характер воспитания и образования в конкретных исторических условиях определяются потребностями общества экономики, национально-культурными особенностями.

Б) Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство. Обучая – мы воспитываем; воспитывая – обучаем. Эти процессы неразрывны – «воспитывающее обучение».

В) Связь воспитания и деятельности. Воспитывать, значит включать человека в различные виды общественно-полезной деятельности.


  1. В педагогической теории и практике существует достаточно большое количество принципов, около 30. Поскольку педагогический процесс рассматривается как единый для любых форм организации воспитания и обучения, то и принципы следует рассматривать в единстве.

В зависимости от объекта реализации принципы разделяют на три большие группы:

  1. К первой группе относятся принципы, определяющие отношение педагога к личности воспитанника (обучающегося), место воспитанника в педагогическом процессе:
    • Принцип природосообразности. Сущность принципа в том, чтобы выделить доминирующее звено всех воспитательных отношений в педагогическом процессе – воспитанника, конкретного учащегося с его особенностями и уровнем развития. Обязательный учет возрастных, психофизиологических особенностей ученика.


    • Принцип гуманизма. Суть принципа сводится к постоянной гуманизации отношений учащихся между собой и с педагогом, к приоритетам человеческого фактора над административным и технократическим.

    • Принцип единства индивидуальных и коллективных начал. Сущность заключается в том, что он дает право педагогу и учащемуся по своему усмотрению использовать различные подходы, формы организации, методы, средства взаимодействия, начиная от индивидуальных и заканчивая групповыми, коллективными.

  2. Определяющие качество педагогического процессе в целом.

  • Принцип научности. В процессе своей реализации придает педагогическому процессу динамизм, движение, гибкость, согласно ему все компоненты педагогического процесса должны постоянно приводиться в соответствие с последними научными достижениями, соответствовать уровню развития науки и техники.

  • Принцип системно-комплексности. Этот принцип характеризуют целостность педагогического процесса, преемственность и неразрывность образовательных программ в системы образовательных учреждений.

  • Принцип демократичности. Сущность его заключается в предоставлении образовательному учреждению, учащимся, педагогам, родителям достаточных и необходимых свобод для осуществления и протекания педагогического процесса.

  1. Характеризует отношение педагогического процесса и среды его протекания.

  • Принцип культуросообразности. Он требует максимального использования в вопросах воспитания и образования культуры, среды и своего времени.

  • Принцип единства воспитания, образования и производственного труда. Этот принцип характеризует единство теоретического и практического в обучении и воспитании.

  • Принцип взаимосвязи деятельности семьи, образовательных учреждений, производства вне школьных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры.

5. Форма – способ организации педагогического процесса, способ его существования.


  1. Классификация форм по степени их сложности:

    • Простые – минимальное количество методов и средств и на одной теме по содержанию: беседа, экскурсия, консультация, лекции, зачет.

    • Сложные – строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях: устный журнал, праздничный вечер, собрание, тематический урок, проблемная лекция.

    • Комплексные – организуются как целенаправленная подборка простых и сложных форм: неделя книги, предметная неделя, месяц театра, день знаний.

  2. Классификация форм по их исходной принадлежности к участникам деятельности в образовательном учреждении:

  • Формы учебной работы: урок, лекция, семинар, консультация.

  • Формы внеучебной работы: экскурсия на производство, производственная практика.

  • Формы работ с семьей: психолого-педагогический консилиум, родительские собрания.

  • Форма клубно-кружковой работы, по интересам: образовательные учреждения дополнительного образования, музыкальные школы, спортивные школы.

  1. Классификация форм организации обучения:

  • Формы теоретического обучения: урок, лекция, семинар, консультация.

  • Формы практического обучения: производственная практика.

  • Внеурочные формы профессиональной подготовки: факультативы.

  • Самообразование.

  1. Формы организации педагогического процесса по характеру деятельности в них:

  • Формы индивидуальной деятельности: урок, лекция, семинар.

  • Формы взаимодействия: смотры знаний, дебаты, конференция.

  • Кооперативные формы: труд, коллективная деятельность.

  1. Формы организации педагогического процесса по масштабности:

  • Массовые: общие собрания, день знаний, вечера отдыха.
  • Групповые: беседы, встречи, уроки


  • Индивидуальные: выполнение поручений, анкетирование, поручения для отдельных учащихся.

Т.о., выбор форм организации педагогического процесса зависит от большого числа факторов, в их числе: социальный заказ; национальные обычаи, традиции, особенности региона; основные направления воспитательной работы молодежи.

6. Целеобразование – поиск, детерминизм, определение, формулирование целей воспитание детей и взрослых.

Целеполагание – легитимизация (подтверждение закономерности) целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государства, придание им законодательного статуса нормативных установок.

Любое государство формирует социальный заказ на воспитание и образование личности человека. Цель воспитания в первую очередь подростковых поколений – исключительная прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики.

7. Под стандартами понимаются: нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации, стандарты служат точкой отчета эффективности труда, качества продукции, мира прогресса. В области образования действуют национальные стандарт, многие их них согласованы с международными образовательными стандартами.

В стандартах закрепляются цели воспитания и образования, в результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания приобретают строгое диагностированное выражение. Благодаря стандартам образования общество в целом, правительство, ведомство образования, образовательные учреждения, педагоги, родители и, наконец, обучающиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.

Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

8. Закон «Об образовании» введен в действие с момента его опубликования 4 августа 1992 года. В 1996 году дополнен, частично изменен.


Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающееся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных гос. образовательных уровней (образовательных цензов).

Обучение – процесс образования, состоящий из учения и преподавания, руководство учением – задача преподавания.

Закон состоит из преамбулы (вводной части с определением образования) и 6 больших разделов:


  1. Общие положения

  2. Система образования

  3. Управление системой образования

  4. Экономика систем образования

  5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование

  6. Международная деятельность в системе образования

9. Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, вязь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

Система образования любой страны, как правило, включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют в той или иной степени:

  • Дошкольное воспитание и образование

  • Общее среднее образование

  • Внешкольное обучение и воспитание

  • Профессионально-техническое образование

  • Среднее специальное образование

  • Высшее образование

  • Послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовка кадров.


10. Воспитание - одно из ведущих понятий в педагогике.

в широком смысле - это общественное явление, как воздействие общества на личность социализации.

в узком смысле - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Классификация видов воспитания:


Обобщенная - умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

По направленности - гражданское, политическое, интернациональное, нравственное и т. д.

Институциональный признак - семейное, школьное, внешкольное, религиозное воспитание, воспитание в детских, юношеских организация и др.

По стилю отношений: авторитарное воспитание, демократическое, либеральное и др.

11. Там, где есть воспитание, учитываются: движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, положительные влияния общественной и природной среды. Наиболее общая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

12. Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

Классификация методов обучения. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким - основаниям.


  1. По источникам передачи и характеру восприятия информации — система традиционных методов: словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

  2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: объяснительно - иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
  3. По основным компонентам деятельности: а) методы организации и осуществления учебной деятельности, (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы).


  4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).


13. Воспитание - одно из ведущих понятий в педагогике.

в широком смысле - это общественное явление, как воздействие общества на личность социализации.

в узком смысле - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Классификация видов воспитания:

Обобщенная - умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

По направленности - гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое, трудовое, физическое

Институциональный признак - семейное, школьное, внешкольное, религиозное воспитание, воспитание в детских, юношеских организация и др.

По стилю отношений: авторитарное воспитание, демократическое, либеральное, свободное и др.

14. Процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единицей которой является развивающаяся воспитательная ситуация или воспитательное дело.

Технология – концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. На практике любая теория осуществляется более эффективно с помощью технологии. В целом, любая деятельность человека может быть либо технологией, либо искусством: искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства, интуиции все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

15. Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.


Педагогическая задача является основной единицей педагогического процесса. Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Развивающаяся во времени педагогическая задача должна удовлетворять следующие условия:


  1. обладать всеми существующими признаками педагогического процесса.

  2. являться общей при реализации любых педагогических целей.

  3. наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Именно эти трем условиям и отвечает педагогическая задача, как единица педагогического процесса.

16. Средство обучения - идеальный или материальный объект, который помещен между учителем и учащимися и используется для усвоения знания.

Объекты, выполняющие функции средств обучения могут классифицироваться по разным основаниям.

- по информационным свойством

- субъектам деятельности

- влияние на качество знаний

Средства преподавания - имеют значение для реализации информации и управленческой функции учения (средства объяснения нового материала, средства контроля). Средства учения - используется для усвоения знаний (раздаточный материал, схемы, таблица, оборудование для лабораторных работ)

По составу объектов средства обучения делятся:

- материальные (учебники, оборудование, помещение)

- идеальные (усвоенные ранее знания, речь, письмо) .

Виды технических средств обучения

- информационные

- контроля знаний

- программированного обучения

- комбинированные

17. Методы – это способы достижения цели. Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.


В современных работах методы педагогических исследований разделяют на 2 большие группы:


  1. Методы изучения теоретических источников

  2. Методы анализа реального педагогического процесса:

- в естественных условиях;

- в специально-измененных условиях.

К методам изучения педагогического процесса в естественных условиях относятся методы: Наблюдение, Беседа, Анкетирование, Интервьюирование, Тестирование, Анализ документов, Анализ продуктов деятельности учащихся, педагогов, Анализ опыта работы педагога.

Методы исследования выбираются в соответствии с его методологическим обоснованием. Важное значение в обосновании концепций научных исследований имеют 3 подхода: деятельностный, личностный, системно-структурный.

18. К методам изучения педагогического процесса в естественных условиях относятся методы: Наблюдение, Беседа, Анкетирование, Интервьюирование, Тестирование, Анализ документов, Анализ продуктов деятельности учащихся, педагогов, Анализ опыта работы педагога.

Методы исследования выбираются в соответствии с его методологическим обоснованием. Важное значение в обосновании концепций научных исследований имеют 3 подхода: деятельностный, личностный, системно-структурный.

Первый требует изучать психолого-педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: от цели деятельности до ее конечного результата (это цели, мотивы, действия, операции, способы регулирования контроля и анализа достигнутых результатов). Второй – не забывать главного в педагогике – человека. Третий требует рассматривать во взаимосвязи все возможные формы и методы решения педагогических задач и на основе сравнения возможности каждого из них избирать оптимальный вариант.

19. Метод педагогического эксперимента. В целом, он является комплексным методом научного исследования, который предполагает одновременное использование целого ряда других более частных методов.


Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Для успешного проведения гипотез необходимо тщательно отобрать объекты исследования, определить предмет исследования, одну и только одну цель и определить задачи (3-5), решение которых и раскроют цель исследования. Важно сформировать научную гипотезу, указать научную и практическую ценности исследования.

Условия эффективного проведения эксперимента:


  1. предварительный, тщательный теоретический и исторический анализ явления. Четкие цели и задачи эксперимента.

  2. конкретизация гипотезы, выделение в ней новизны, необычности, требующих экспериментального доказательства.

  3. определение признаков, по которым будут изучаться педагогические явления, а также критериев оценки.

  4. корректное определение минимально необходимого числа экспериментальных объектов. Выделение контрольных и экспериментальных групп, которые вначале исследования должны быть однородны, находиться на примерно одинаковом уровне.

  5. длительность эксперимента, результативность эксперимента зависит также и от длительности, но это не самоцель. Все обусловлено целью эксперимента. Главное помнить, что эксперимент проводится с живыми людьми, а не объектами воздействия.



20. Инновация – это такое нововведение, которое осуществляется за счет собственных средств и ресурсов. Педагогические инновации – нововведение в области педагогики; - это целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристику как отдельных ее компонентов, так и всей образовательной системы в целом.

Основные направления инновационных преобразований:

  1. разработка концепций и стратегий образования и образовательных учреждений, т.е. кроме общеобразовательной школы существуют лицеи, гимназии и т.п.

  2. обновление содержания образования


  3. изменение и разработка новых технологий образования и воспитания

  4. улучшение подготовки педагогических кадров

Выделяет 2 основных пути развития педагогических инноваций:

  • интенсивный – проходит за счет внутренних ресурсов

  • экстенсивный – за счет привлечения дополнительных средств (оборудования, технологий и др.)

Педагогические инновации бывают трех уровней: Низкий – инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок; Средний – изменение форм, не затрагивающие сущности; Высокий – изменение системы или ее главных компонентов по существу.

21. Обучение – процесс образования, состоящий из учения и преподавания, руководство учением – задача преподавания.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающееся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных гос. образовательных уровней (образовательных цензов).

22. Воспитание — управление процессом развития личности. Это специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемое во взаимодействии всех участков педагогического процесса в рамках воспитательной системы.

В последнее десятилетие особенно активно говорят о том, что воспитательно-образовательная деятельность педагогов связана с развитием качеств личности учащихся и включает:

  1. социализацию личности учащихся.

  2. нравственное становление учащихся. Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанника системы нравственных знаний, чувств и оценок правильного поведения
  3. формирование гражданских чувств. Гражданское воспитание — это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно политической правовой культуры, патриотизма.


  4. развитие личности в коллективе.



24. Исследовательская деятельность относится к познавательной деятельности и носит, как правило, аналитико-синтетический характер. Направлена на получение новых фактов, законов, выявление скрытых связей и отношений между объектами и явлениями. Исследовательская деятельность всегда целенаправленна и носит опосредованный характер: в роли средств выступают методы исследования, материальные предметы, знаки и символы.

Основа каждой педагогической деятельности — это процесс управления деятельностью учащихся (воспитанников), следовательно, каждый педагог в той или иной степени сталкивается с необходимостью применения исследовательских знаний и навыков.

25. Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость. Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

26. Педагог — это:

  1. лицо, ведущее преподавательскую или воспитательную работу

  2. научный работник. Разрабатывающий проблемы педагогики как науки.

Педагогическая функция — это предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Педагог является посредником между обществом и развивающимся человеком, т.е. педагог является «транслятором» накопленного обществом опыта.