prosdo.ru
добавить свой файл
1
Содержание


Введение………………………………………………………………………..3
1.Предоставление социального обеспечения гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС………………...4
2. Пенсионное обеспечение…………………………………………………...7
3. Обеспечение санаторно-курортным лечением…………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….15
Задача…………………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………....22


Введение
Радиационному воздействию население определенных территорий (и в России и за рубежом) подвергается не только в результате аварийных ситуаций на атомных станциях. В силу того, что эта область науки и техники до сих пор остается секретной (особенно в том, что касается разработки месторождений радиоактивных веществ, мест производства, испытания, хранения и уничтожения ядерного оружия), многие факты аварий на военных объектах «двойного» назначения, долгое время оставались (и нередко остаются и сейчас) секретными, то есть неизвестными широкой общественности, а часто даже и специалистам. Происходит это в силу различных причин. Наиболее часто упоминаемая – чтобы избежать паники среди населения. Другая, не менее важная – чтобы избежать ответственности. Поэтому руководство таких «объектов» старается ни в коем случае не допустить утечки информации об аварийных ситуациях.
Авария на Чернобыльской АЭС стала «последней каплей», переполнившей чашу терпения общественности, поэтому ей уделяется приоритетное внимание. По совокупности долгосрочных последствий эта авария явилась самой масштабной катастрофой ХХ века из всех происшедших к тому времени подобных аварий в мире.

Предоставление социального обеспечения гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС.

Право граждан на получение льгот и компенсаций предусмотрено ст. 3 Закона № 1244-1, которая устанавливает, что «гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС"

(в редакции, введеной в действие с 05.08.92 Законом РФ от 18.06.92 №3061-1) (с изменениями на 30.12.01)

Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);

2. инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа :

o граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

o военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

o граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации (абзац дополнен Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);

o граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

Статья 14. Компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.


Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризация,

2) бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей),

3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов),

4) бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки.

5) бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси) от места жительства до места лечения, в том числе санаторно-курортного, диспансерного, амбулаторного, клинического обследования, и обратно, внеочередная госпитализация, а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на федеральный бюджет (пункт дополнен Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);

6) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

7) пользование при выходе на пенсию и перемене места работы поликлиниками, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию или перемены места работы;

8) бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд, с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом (пункт дополнен Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);


4) оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы (пункт в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);

12) внеочередная установка телефона;

15) одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами (пункт в редакции Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)*; *Действие пункта 15 приостановлено на 2002 год - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ.

20) одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 50 процентов ссуды за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 179-ФЗ);*

3) одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт дополнен Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);


14) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства. (пункт дополнен Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ);

2. Пенсионное обеспечение

Министерство труда и социального развития

Постановление № 21 от 25 марта 2002 г.

Об утверждении разъяснения

"О порядке применения пункта 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Разъяснение Минтруда РФ от 25 марта 2002 № 2

"О порядке применения пункта 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ "

Закон от 17 декабря 2001г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не регулирует порядок предоставления социальных льгот, в том числе и по снижению пенсионного возраста для отдельных категорий граждан . В связи с этим нормы о снижении пенсионного возраста , предусмотренные преамбулой раздела IV и статьями 30- 37 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244- I " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежат применению с 1 января 2002 г. как не противоречащие Закону от 17 декабря 2001г.

Преамбула раздела IV и статьи 30- 37 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244- I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС "

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами (часть первая преамбулы в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 10 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".


Возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть меньше для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию - 10 лет).

Граждане, относящиеся одновременно к двум и более категориям, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым в соответствии со статьями 30 - 37 настоящего Закона и статьями 11, 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предоставлено право выхода на пенсию по старости (по возрасту) с уменьшением возраста, установленного статьей 10 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", имеют право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста. При этом, если общая сумма уменьшения возраста превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному трудовому стажу, предусмотренному статьями 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Статья 30 . Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет;

2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии. В случае получения двух пенсий указанная надбавка устанавливается по выбору к одной из получаемых пенсий (пункт дополнен ФЗ от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):


1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет;

2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии. В случае получения двух пенсий указанная надбавка устанавливается по выбору к одной из получаемых пенсий (пункт дополнен ФЗ от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Статья 31. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатацииЧернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения

Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, устанавливается льготное пенсионное обеспечение на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте "а"статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Время указанной работы (службы) включается в полуторном размере в общий трудовой стаж и в трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия в соответствии с пунктом "а"статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчужденияи переселенных (переселяемых) из зоны отселения

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат, надбавок к пенсии и пособий, получаемых до переселения.


Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постояннопроживающих на территории зоны проживания с правом на отселение(наименование статьи в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ)

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающихна территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (наименование статьи в редакции Федерального законаот 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ)

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.

Статья 35. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы (наименование статьи в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ)

Гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Примечание. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).


Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах

Гражданам, указанным в пункте 10 части статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается исходя из норм, статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения.

Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

3. Обеспечение санаторно-курортным лечением

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 года № 504

О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное

или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации

в случае невозможности предоставления путевок

участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС

Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, имеющие право на предоставление бесплатных путевок, либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок:

• граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

• военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

• лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения;


• граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"

Путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение предоставляются участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС бесплатно ежегодно в первоочередном порядке.

Путевки в санаторно-курортное учреждение предоставляются работающим участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения на весь срок путевки и дни проезда без вычета очередного и дополнительных отпусков.

В случае невозможности предоставления участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение ему выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки.

Выплата денежной компенсации не производится в случае, если участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не обращался за путевкой (отсутствует заявление со всеми необходимыми документами), либо в случае его необоснованного отказа от предоставленной путевки.

Выплата денежной компенсации участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется единовременно в размере средней стоимости путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение на основании данных региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации.

Денежная компенсация по желанию участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС может пересылаться ему почтовым переводом либо перечисляться на его личный счет в сберегательном банке системы Сберегательного банка Российской Федерации.

Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется ежеквартально региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, исходя из действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации цен на путевки в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения.


Назначенная денежная компенсация не выплачивается в случае смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имевшего право на ее получение.

Выплата денежной компенсации, не полученной участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по вине органа, ее назначающего или выплачивающего, производится ему без ограничения каким-либо сроком.

Споры по вопросам предоставления путевок либо выплаты денежной компенсации участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС разрешаются вышестоящими органами или судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Необходимые документы:

Для принятия решения о предоставлении путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС представляют:

заявление;

• удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• справку установленной формы о наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения (получения путевки в санаторно-курортное учреждение);

• работающим гражданам (обучающимся, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел - справку из органов или учреждений здравоохранения, где эти лица состоят на медицинском учете, а пенсионеры из числа указанных лиц справку из органов, выплачивающих пенсию, о неполучении путевки по линии этих органов или учреждений;

• неработающим гражданам - пенсионерам (в том числе уволенным с военной службы и службы в органах внутренних дел) - трудовую книжку, справку из органов, выплачивающих пенсию, либо органов социальной защиты населения по месту жительства или учреждений (органов) здравоохранения о неполучении путевки по линии этих органов или учреждений.

Заключение

Из многих вопросов, вставших перед пострадавшими от воздействия радиации, приоритетны два: состояние своего здоровья, здоровья потомства и проблемы социальной защищенности. Комплексное воздействие стрессогенных факторов, низкий уровень медицинского обслуживания, обострившаяся нехватка врачей, медицинский сестер, другого медицинского персонала, отсутствие необходимых лекарств, препаратов, лечебно-диагностического оборудования резко ухудшают социально-психологический фон в районах радиоактивного загрязнения, усиливают тревогу людей за состояние своего здоровья и здоровья детей.


В условиях постоянного воздействия на человеческий организм малых доз радиации вероятностный прогноз, связанный с возможным повышением уровня генетических дефектов (повреждения хромосом, мутации генов, нарушения целостности хромосомного набора человека) и генетических аномалий. приобретает в настоящее время реальное воплощение в социально-психологическом восприятии людей. В загрязненных радиацией районах рождаемость детей снижается. Одой из существенных причин является отсутствие уверенности в благополучии потомства.

Целый комплекс негативных явлений возникает из-за отсутствия четко продуманной непоследовательно осуществляемой стратегии переселения людей из радиоактивных территорий. Вследствие усиления миграционных процессов в структуре населения областей, подвергшихся загрязнению радиацией, постоянно увеличивается удельный вес лиц старших нетрудоспособных возрастов при одновременно значительном сокращении доли лиц наиболее активных в трудовом отношении возрастов. Выезд в «чистые зоны» квалифицированных работников трудоспособного возраста оказывает деструктивное воздействие на занятость, вызывая острую нехватку медицинских и культработников, учителей, кадровых рабочих, механизаторов, животноводов, специалистов агропромышленного комплекса.

В радиоактивных районах возникли и развиваются новые, специфически налаженные процессы, действие которых не может быть ослаблено без повышения уровня образования, просвещения и культуры. На местах наблюдаются такие негативные социальные явления, как полное уничтожение, особенно в районах сплошного отселения, социальных связей, культурных традиций – вплоть до потери этических норм. Формируется разрушительная психология «жизни одним днем». Беспорядочный выезд людей из данных районов приводит к разрушению социальных групп, а выселение людей без учета их связей друг с другом, природой и традициями исключает их сохранение и восстановление.

В результате смещения общей демографической структуры в сторону старения населения, оставшегося в зоне радиоактивного загрязнения, наряду с нарастанием психологии потребительства, ориентированной преимущественно на помощь извне, усиливается ощущение бессмысленности бытия, формируется ущербная болезненная психология, находящая выход в поиске виновных в своей социальной неполноценности, что приводит в конечном итоге к существенным отклонениям от нормы практически во всех сферах межличностного и межгруппового взаимодействия.


Итак, масштабность, многоаспектность, долгосрочность и непредвиденность последствий воздействия радиации требуют комплексного системного подхода в работе системы социальной защиты пострадавших от радиации. То, что наряду с инженерно-техническими, технологическими, биологическими, медицинскими, экономическими и экологическими оценками должны быть психологические и социальные оценки последствий и их преодоления, не вызывает сомнения. Главными факторами нанесенного ущерба являются ухудшение личного здоровья и радиоактивная загрязненность территорий, а самыми важными формами вспомоществования можно назвать денежные пособия, бесплатное лечение и оздоровление.

Одним из основных направлений должно стать дальнейшее наблюдение за изменениями, происходящими в состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиации. Это касается также здоровья членов их семей и родственников. Особенно это важно в отношении детей лиц, пострадавших от воздействия радиации, поскольку наиболее острой проблемой на данном этапе уже является возникновение наследственных заболеваний, врожденных аномалий развития, генетически обусловленных уродств и онкологических заболеваний. Необходимо всеми силами облегчить им жизнь, помочь больным, сохранить в этой сложной обстановке генофонд России.

Задача
Подсчитайте страховой стаж О.Ж. Смирновой, которая по окончании школы в течение года работала, а, поступив в институт, уволилась. Через полгода после окончания учебы, продолжавшейся 5 лет, устроилась на работу инспектором отдела кадров завода, где проработала 15 лет; в этот период родила двоих детей, находилась в отпуске по уходу за первым ребенком 2 года, за вторым ребенком - 3 года. После увольнения с завода в течение 1 года состояла на учете в государственной службе занятости; будучи безработной, получала пособие; когда платить пособие прекратили, устроилась администратором в кинотеатр, где проработала 3 года.


Решение:

Исходя из условий задачи получаем следующие данные:

- работала 1 год; затем уволилась;
- училась в институте 5 лет;
- работала инспектором отдела кадров завода 15 лет, затем уволилась;
- за период работы на заводе находилась в отпуске по уходу за ребенком 2 года и 3 года;
- состояла на учете в государственной службе занятости 1 год;
- работала администратором в кинотеатре 3 года.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж ст. 2 Федерального закона РФ от 30.11.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
Из вышеуказанного определения видно, что увольнения и перерыв между увольнением и трудоустройством не влияют на общий страховой стаж, не прерывают его.
1) Период обучения в институте (5 лет) в страховой стаж для исчисления пенсии не включается (см. ст.ст. 10 и 11, 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
2) На основании ст. 10 Федерального закона от 30.11.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует включать в страховой стаж О.Ж. Смирновой 1 год работы после окончания школы и до увольнения и поступления в институт, а также 3 года работы администратором в кинотеатре.
3) Период работы инспектором, который составил 15 лет, также включается в страховой стаж. Но в данном случае следует учесть то, что в период работы инспектором О.Ж. Смирнова находилась в отпуске по уходу за детьми (за первым - 2 года, за вторым - 3 года).

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 255-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». и п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91. в страховой стаж включаются: периоды работы по трудовому договору; периоды государственной гражданской или муниципальной службы; периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

В письме от 09.08.2007 № 02-13/07-7424 ФСС отмечено, что для лиц работающих по трудовым договорам, страховой стаж определяется исходя из продолжительности работы по трудовому договору за весь период трудовой деятельности, то есть с первого дня работы до дня наступления страхового случая. На основании ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Поскольку в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет действие трудового договора продолжается, этот период при подсчете страхового стажа учитывается.
По указанным данным общий отпуск по уходу за детьми для О.Ж. Смирновой составил 5 лет. А в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, согласно пп.3 п.1 ст.11 173-ФЗ Федеральный закон РФ от 30.11.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920., «засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности».
Таким образом, за общий период работы инженером отделом кадров завода в страховой стаж для исчисления пенсии включается 13 лет (15 - 5 + 3).
4) Период получения пособия по безработице (1 год) О.Ж. Смирновой включается в страховой стаж на основании следующего.
Подпункт 4 п.1 ст.11 Закона о трудовых пенсиях предусматривает зачет в страховой стаж трех периодов, объединяемых одной темой - безработица. К ним относятся:
- период получения пособия по безработице;
- период участия в оплачиваемых общественных работах;
- период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Следует отметить, что с подпунктом 4 серьезным образом расходилась ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно редакции этой статьи, время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, не прерывает трудового стажа, но и не включается в него. Однако никаких проблем в связи с этим у правоприменителя не было.


Согласно п. 2 ст. 31 Закона о трудовых пенсиях другие федеральные законы, принятые до дня вступления его в силу и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному закону. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации (постатейный) под ред.М.Ю. Зурабова Норма, 2007
Подпункт 4 п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ не только содержит иной перечень периодов безработицы, засчитываемых в страховой стаж, но и предусматривает принципиально другой вид стажа - не трудовой, а страховой. Поэтому норма ст. 28 Закона о занятости населения не применялась.
Правила ведения трудовых книжек оставляют открытым вопрос о том, подлежат ли фиксированию в них период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице, а также период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, которые включаются в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. Как следует из Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, наличие таких периодов подтверждается соответствующей справкой органа государственной службы занятости по установленной форме (п. 23), причем о трудовой книжке здесь также ничего не говорится. В связи с этим данные периоды фиксации в трудовой книжке не подлежат Куренной А.М., Маврин С.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (Постатейный), 2-е издание, дополненное - Издательский дом «Городец», 2007..

5) При подсчете страхового стажа О.Ж. Смирновой, а именно периодов когда она находилась в отпуске по уходу за детьми и состояла на учете в государственной службе занятости, следует руководствоваться п.37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555), в которых говорится, что «иные периоды, предусмотренные подпунктом «в» пункта 2 Правил иные периоды: … период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства., засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил».

Ответ:
Таким образом, страховой стаж для установления трудовой пенсии О.Ж. Смирновой составил 18 лет (1+3+13+1).

Список литературы

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 28.02.2008) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст.3.
3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 (ред. от 22.01.2007) «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (вместе с «Правилами выплаты денежной компенсации….») // Собрание законодательства РФ. 2005. № 2. Ст. 164.
4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 (ред. от 29.12.2004) «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 23.01.1992. № 4. Ст. 138.
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 270 и Фонда Социального Страхования РФ № 106 от 13.04.2007 «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком» // Российская газета. 15.05.2007. № 100.

Научная литература
1. Закиров Р.А., Кондаков А.А. О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии гражданам, уволенным с военной службы, подвергшимся радиационному воздействию // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 5.
2. Бычкова К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за причинение ядерного вреда: социальная защита // Социальное и пенсионное право. 2007. № 4.
3. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 512 с.