prosdo.ru 1 2 ... 13 14




  1. Понятие науки.

При определении науки необходимо учитывать ее различные исторические формы. античная и средневековая наука (нельзя познать природу, используя приемы, кот-ые использовал ремесленник: ремесленник знает как сделать вещь, но не знает ничего о законах природы =>изучать природу только в ее целостности, созерцая) сильно отличаются от классической (законы науки проявляются через предметные структуры практической дея-ти =>в научную деятельность вторгается эксперимент).

Различные культурные традиции оказывают влияние на понимание специфики науки. E.g. science (знания о природе + небольшая часть обществознания), humanities (гуманитарные науки).

В процессе определения понятия помогает экспликация этимологических смыслов. Наука имеет общеславянские корни и состоит из приставки «на» (направление, направленность на) и корневой основы «ук» (что-то скрытое, неявное, укрепленное) => взятие укреплений, овладение скрытым смыслом. Тоже значение имеет латинское scientia (sc-вскрытие, + ент, онт - сущее), wissenschaft (знание оснований).

В слове наука нашло разделение, осуществленное человеческим мышлением, всего мира на мир явлений (виден, фиксируется органами чувств => подвижен, текуч, изменчив, но очевиден) и мир сущностей (невидимый, обнаруживаемый с помощью мышления и рацио => постоянен, вечен, но скрыт). Задача науки - проникнуть в мир сущностей.

Ученый нацелен на исследование природы, такой, какой она является, а художник передает природу, такой, какой она ему видится.

Наука как единая развивающаяся система, состоящая из 3 взаимосвязанных блоков (ипостасей): научное знание, научная деятельность, научный институт.


Наука как специфический вид знания состоит из 2 слоев: теоретического и эмпирического, наличие кот-ых объясняется наличием двух миров: мира явлений и мира сущностей. Над эмпирическим и теоретическим уровнями знания возвышается метатеоретический уровень, состоящий из научных картин мира, в кот-ых воспроизводится глубинная, сущностная реальность.

Наука как особая познавательная деятельность формирует систему знаний о методах и материальных средствах познания. Основными средствами научного познания явл. естественные и искусственные языки, а также различные приборы. Методы научного познания включают в себя знания о том, как наиболее эффективным способом исследовать являющуюся и сущностную реальности. Каждому уровню научного познания соответствуют свои наиболее эффективные методы исследования. Эмпирический – наблюдение, эксперимент, индукция. Теоретич. – методы математич. моделирования, аксиоматический и дедуктивный методы.

Наука как социальный институт представляет собой систему упорядоченных отношений между людьми, организованных в устойчивое сообщество. С (.) зр. своего внутреннего устройства, социальный институт выступает как система норм и ценностей. Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, приемлемого поведения в рамках данного социального института. Более высокий, более обобщенный уровень регуляции поведения людей – уровень ценностей, на кот-ом определяется, что является должным, во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют, какие потребности м.удовлетворить данный социальный институт.

Системообразующим основанием (принципы, кот-ые пронизывают все 3 аспекта науки и благодаря кот-ым наука предстает единым, цельным феноменом человеческой культуры) является направленность на ИСТИНУ (соответствие содержания наших знаний реальности самой по себе, такой, какой она существует на самом деле), она является основной и специфичной ценностью науки.


Основания науки проявляются в знании, научной деятельности, социальном институте. При этом основания проявляются в установках, стратегиях, ориентациях субъекта науки. с какими мировоззренческими установками проходит человек к исследованию являющегося и сущностного миров?

Первая установка => самостоятельное, независимое существование мира сущностей от мира явлений. На основе этой установки формируется умозрительная наука. Основанием науки выступает умозрительная деятельность мышления, которая творит мир сущностей.

Вторая установка => опирается на идею невозможности проникновения мышлением в сущностный мир. Познание начинается с фиксации мышлением чувственно воспринимаемых вещей, а основанием науки выступают факты.

Третья установка => опирается на идею реального существования двух миров и способностью человеческого мышления проникнуть в сущностный мир через мир явлений. Факты испытывают на себе активное влияние теории, поэтому основаниями научного знания выступают теории и научные картины мира как особые формы обобщения и систематизации теорий.

какой исследовательской стратегии ученый придерживается в своей деятельности? (стратегии– основания науч. д-ти)

Первая стратегия => теоретическая. Основанием и исходным пунктом научной деятельности является некая общая идея, рожденная в человеческой голове. (сначала выдвигается идея, а потом конкретизируется в научных фактах. Гегель, Пуанкаре, Дюгем.)

Вторая стратегия => эмпирическая, согласно кот-ой научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе эмпирических гипотез, затем отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам. Основанием науч.знания выступает ИНДУКЦИЯ (Бэкон, Спенсер и др).


Третья стратегия => проблематическая. Основанием является постановка и решение познавательных задач. Научная проблема – это существенный эмпирический или теоретический вопрос, ответ на кот-ый требует получения новой информации.

какими ценностными ориентациями он руководствуется? (ориентации – основания науки как соц. института)

Первая ценностная ориентация => направленность на поиск истины. (наука не обязана заниматься решением практических задач) Задача: объяснять неизвестные явления, предвидеть события, систематизировать знания, выявлять законы, что позволяет человечеству практически овладевать миром (Аристотель)

Вторая ценностная ориентация => на практическую эффективность

Третья ценностная ориентация => компромиссная. ученый д. ориентироваться на поиск истины, но в тоже время не упускать из поля зрения практическую и теоретическую значимость исследования.

Обыденное знание На ранних этапах человеческой истории так же как и сейчас существует особый тип обыденно-практического знания, кот-ые сообщает элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

Обыденные знания иногда противоречат научным положениям, препятствуя развитию науки, вживаясь в человеческое сознание и становясь предрассудками.

Иногда наоборот, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного сознания.

Особенностью обыденного знания является то, что оно не требует рефлексии, используется человеком неосознанно и не нуждается в предварительной системе доказательства. Имеет принципиально бесписьменный характер.


Научн. знания имеют системный характер, вскрывают сущностные глубинные характеристики, цель: определить мир таким, каким он на самом деле является, объяснить действительность, основаны на понятиях и законах => возможность предвидения.





  1. Квазинаука. Основные типы квазиученого.

Различия между наукой и ненаукой осуществляются как по формально-организационным признакам, так и по внутринаучным критериям, по формам знаний.

Если научные знания носят системный характер, то ненаучные – бессистемны,

Если наука оперирует понятиями, то ненаука чуждается этой формы мышления и предпочитает мыслить в чуственно-образной форме (при этом отсутствует строгая аргументация, не вскрывают законов, не фиксируют сущностных особенностей).

Однако в культуре общества всегда существовали и существуют знания внешне напоминающие научные, но таковыми не являющиеся. Такие формы знания относят к разделу лженауки, или квазинауки.

Говоря о лженауке, основным параметром является личностный фактор.

Любая наука – это продукт деятельности ученого. Лженаука является итогом деятельности лжеученого. Оценка системы знаний на научность и лженаучность перемещается в субъектную сторону научной деятельности, на личность ученого (лжеученого).

Ученый – человек, деятельность кот-ого направлена на поиск истины. Следовательно, лжеученым будет выступать такой человек, кот-ый создает систему знаний по внешним параметрам напоминающую научную, но деятельность кот-ого обусловлена не поиском истины, а другими причинами, например, получением прибыли, славы, карьеры и т.д. Т.О. оценка личности ученого и лжеученого осуществляется по моральным признакам.


Лженаука - продукт деятельности лжеученого.  типы лжеученого:


  1. душевнобольные (встречается не так уж редко, но, как правило, легко узнаваемы)

  2. аферисты, мошенники (стремятся любыми путями совершить какое-нибудь открытие, не брезгующие сознательной подтасовкой фактов и экспериментов)

  3. фанатики (уверовали в истинность сомнительных теорий, что для их доказательства они используют свое служебное положение некритически относится к чужим идеям и настолько влюблен в свою, что не замечает противоречащих его концепции доводов)

  4. невежды и дилетанты (используют новую терминологию, т.к. не знакомы с традиционной терминологией. Легко критикуют традиционные школы, их незнанию)

** обращенный плагиат (один из видов лженауки или один из способов действия лжеученого) мошенник присматривает к-л уже умершего ученого, а потом объявляет, что «найденная» им работа написана умершим.(А. Иванчиков  дневник Н. Миклухо-Маклая; Д.Макферсон (писатель 18 в.)  древнекельтские сказания барда Оссиана (3 в.))

Характерные черты лжеученого:

  1. нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность и малограмотный пафос.

  2. решает глобальные проблемы,

  3. нет сомнений, задача только в том, чтобы убедить специалистов в этой области.

  4. почти всегда обещает громадный, немедленный практический выход.

  5. тяготеют к злобе дня, четко улавливают дух сенсации.

Лжеученых много, но лженаука – это явление индивидуальное. Лженаука – это ошибка отдельного человека, вызванная низким уровнем его образования, вненаучными факторами или психической болезнью. Лжеученые не способны создать единой научной структуры, т.к. для этого необходимо взаимопонимание. Лжеученые – одиночки (даже тогда, когда их много), они не понимают друг друга, н способны разрушить науку. Пока структура науки сохраняется, она сама без всякого формального кодекса в состоянии изгнать их. Лжеученые могут уничтожить структуру науки лишь в том случае, если создадут свою. Иногда такая структура появляется  квазинаука.


Квазинаука является продуктом деятельности квазиученых, имеет устойчивые организации, действующие наподобие научных. Квазиученые способны объединяться и создавать научные сообщества.

Квазинауку, в отличие от лженауки, порой достаточно сложно отличить от настоящей науки. В квазинауке работают академики, признанные авторитеты. Объединения квазиученых (внеистинные объединения) осуществляются не на основе преданности истине, а на основе внеистинных факторов (такие факторы в развитии и функционировании научного знания, которые замещают направленность ученого на поиск истины другой направленностью). направленность деятельности

объединение квазиученых м.осуществляться с помощью силы, денежных расчетов, с целью получения выгодного денежного контракта, на основе национальных традиций (поддержка осуществляется только за то, что они являются представителями одной нации)  вторгается субъективизм.



3. Основные типы ученого.

Учёный — человек, занимающийся наукой, представитель мыслящей и творческой интеллигенции.

Ученый характеризуется профессиональной деятельностью, которая определяется нормами и ценностями, которые регулируют его деятельность. Эти ценности и нормы – научный этос.

Например, у врачей все регулируется медицинской диантологией.

Специфика этих норм по форме:

- ученые не дают присягу, клятву, когда становятся учеными. Высшая ценность у ученого – это истина.

- отсутствует общепринятый кодекс как, например, у сотрудников внутренних дел; но в 1942 году были даны приблизительные контуры кодекса Робертом Мертоном. И этот кодекс опирался на идеал ученого.

1. Ученый классического типа. Такой идеал был в средневековых университетах и до 19 века. Для него истина превыше всего, он не идет на компромиссы. «Платон мне друг, но истина дороже» Аристотеля. Классический пример такого ученого – Исаак Ньютон. Этот тип не обращает внимания на деньги, у него, как правило, нет семьи, постоянно занят своей работой, не вовлечен в общественную деятельность, старается быть независимым от политических страстей, рассеянный, если лектор, то плохой. Поиск истины опирался на идею познаваемости природы, на идею существования за видимым и относительным миром мира сущностного, абсолютного. Ориентация на истину гарантирует высокие нравственные качества ученого. Их нормы – «императивы научной деятельности», их 6, по Мертону:


- универсализм – истина оценивается независимо от пола, авторитета и других внешних признаков, т.к. все (и авторитет) должно подвергаться сомнению.

- коллективизм – научное открытие носит коллективный характер и истина должна выступать коллективным достоянием. Открыватель опирается на достижения предшественников.

- бескорыстие – не должно быть интересов, кроме истины.

- организованный скептицизм – ученый отвечает за доброкачественность предшествующих открытий; опора должна быть на мощное, и предшественников тоже надо проверять.

- рационализм – ученый должен доказывать, обосновывать точку зрения, уметь вести научную полемику (без перехода на личности).

- эмоциональная нейтральность – главное истина, а не отношение к чему-то.

Эти императивы ставят дилемму: если ты не следуешь им – ты не ученый.

Впоследствии идеал классического типа ученого размывается, т.к. он занимался только фундаментальной наукой. Сегодня – интеграция, взаимодействие наук.



следующая страница >>