prosdo.ru
добавить свой файл
1
Вопрос № 71. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.


Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ (Трудовой кодекс), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ст.91 ТК РФ).

Правовое регулирование рабочего времени состоит:


  1. в нормировании его продолжительности и определении конкретного режима;

  2. в регламентации прав и обязанностей работников и работодателя;

  3. в закреплении гарантий (стимулов, ответственности), обеспечивающих реализацию этих прав и обязанностей.

Основой законодательства о рабочем времени служит ст.37 Конституции РФ, согласно которой работнику, работающему по трудовому договору, гарантируется продолжительность рабочего времени, установленная федеральным законом.

Нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии с ТК РФ составляет 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ) и не может быть увеличена ни локальными актами организации, ни коллективным договором, ни индивидуальными договоренностями сторон.

Законодательство предусматривает 2 режима организации рабочей недели – пятидневный (с двумя выходными днями) и шестидневный (с одним выходным днем).

Режим рабочего времени: нормированный и ненормированный.

Под нормированным режимом рабочего дня понимается такая организация рабочего времени, при которой расчет заработной платы работника зависит от выполнения нормы труда.

Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст.101 ТК РФ).


Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа). Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Сокращенное рабочее время (24 -36 часов в неделю) устанавливается законодательством в отношении:


  • лиц, не достигших 18 лет;

  • работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

  • педагогических работников;

  • медицинских работников;

  • работающих инвалидов;

  • женщин, работающих в районах Крайнего Севера.

В предусмотренных ст. 93 ТК РФ случаях работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе:

  • беременной женщине;

  • одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

  • лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Оплата труда идет как за полную рабочую смену. Продолжительность рабочего дня или смены накануне нерабочих праздничных и выходных дней уменьшается на один час.

Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются:

- перерывы в течение рабочего дня (смены);

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);  

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Отпуска: работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вопрос № 72. Правовое регулирование оплаты труда.
Заработная плата (оплата труда работников) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условия выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Заработная плата работников не может быть менее минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.133 ТК РФ), максимальный размер ее не ограничивается.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Под системой оплаты труда следует понимать определенную взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты не только в пределах норм труда, но и сверх них. Смысл разработки и внедрения оптимальной системы оплаты труда – обеспечение гарантированного получения работником заработной платы, соответствующей фактически достигнутым результатам труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.


Традиционно выделяют следующие системы оплаты труда.


  1. простая повременная система: на основе установленной тарифной ставки (должностного оклада за фактически отработанное время);

  2. повременно-премиальная система: выплата тарифной ставки (должностного оклада) и премии (за выполнение плана по объему и качеству продукции и т.д.);

  3. прямая сдельная система: определение заработка путем умножения расценки на количество изготовленных деталей);

  4. сдельно-премиальная система: основана на установление в дополнение к заработку по прямым сдельным расценкам премии за выполнение и перевыполнение заранее установленных количественных и качественных показателей;

  5. сдельно-прогрессивная система: за выполнение установленной нормы оплата производится по обычным сдельным расценкам, а при перевыполнении нормы, расценки повышаются;

  6. сдельно-регрессивная система: при этой системе каждая единица продукции, установленная сверх установленной нормы, оплачивается по пониженной расценке;

  7. косвенная сдельная система: для вспомогательных рабочих (сущность системы: зарплата вспомогательного рабочего зависит от труда основных рабочих);

  8. аккордная система: установление размера оплаты не за единицу продукции, а за определенный комплекс (объем) работ.

В ст. 21 ТК РФ закреплено право работника на «своевременную и в полном объеме выплату заработной плату в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы», а в ст.22 ТК РФ зафиксирована обязанность работодателя «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности» и «выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату» в установленный срок.

В случае задержки причитающихся ему выплат работник имеет право на приостановку работы на весь период до выплаты задержанной суммы (ст.142 ТК РФ), предварительно в письменной форме известив работодателя о своих намерениях.


В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Вопрос № 73. Правовое регулирование охраны труда.

Нормы по охране труда – это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренная ст.37 Конституции РФ.

Система государственного управления охраны труда не может быть эффективной без соответствующей системы надзора и контроля за охраной труда. Законодательной основой для деятельности органов надзора и контроля является ст. 216 ТК РФ.

В ст. 357 ТК РФ закреплены полномочия государственной инспекции труда, решение которой обязательны для работодателей всех форм собственности, хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

К системе государственного контроля и надзора за охраной труда тесно примыкает общественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Трудовое законодательство предусматривает не только систему предупреждения несчастных случаев в организациях и на производстве, но и устанавливает процедуры по их расследованию.

Порядок оформления материала расследования, регистрация и учет несчастных случаев на производстве осуществляется в строгом соответствии со ст.229.2 и 230 ТК РФ.

Расследование и учет профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.
Вопрос № 74. Экологическое право в правовой системе РФ. Источники Экологического права.

Экологическое право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль национальной правовой системы, нормы которой регулируют общественные отношения по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, а также оздоровление и улучшение качества естественной среды обитания человека в интересах удовлетворения жизненных потребностей настоящих и будущих поколений людей.


Природа является интегрированным объектом использования и охраны. Однако право интересуют не все компоненты, а только такие природные объекты, использование и охрана которых регулируются правом, имеют естественное происхождение, находятся в экологической взаимосвязи с природной средой и представляют социально-экономическую ценность для общества.

К таким объектам можно отнести как отдельные природные ресурсы (земля, леса, вода, недра, животный мир, атмосферный воздух), так и природные комплексы (заповедники, заказники, национальные природные парки, лечебно-оздоровительные зоны) и окружающую человека среду (населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные зоны и т.д.). Законом охраняются также естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы земли.

Система экологического права состоит из трех частей:


  1. Общей (в нее входят такие институты, как право собственности на природные ресурсы, право природопользования, госуд. управление и контроль в сфере экологии, ответственность за нарушения экологического законодательства);

  2. Особенной (эта часть охватывает земельное, лесное, горное,водное, фаунистическое право, правовую охрану атмосферного воздуха, особо охраняемых природных объектов и территорий, сан-эпидем благополучия населения);

  3. Специальная (регламентирует участие РФ в международно-правовой охране окружающей природной среды).

К числу источников экологического права относятся: Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, регулирующие экологические правоотношения. Высшим по юридической силе источником эк. права является Конституция РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к пред мету совместного ведения РФ и субъектов РФ.


Основным источником экологического права является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, где закреплены основные принципы охраны окружающей среды, основы управления в области охраны природы, права и обязанности граждан, общественных организаций, установлены принципы нормирования в области природопользования, требования по охране окружающей среды в различных отраслях хозяйственной деятельности.

Более детальное регулирование вопросы охраны окружающей среды находят в:

– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;

– в Водном, Земельном, Градостроительном, Лесном кодексах.

Наиболее значимые Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации»; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»».

Особое место среди источников экологического права занимают международные договоры РФ. Важную роль в регулировании международных отношений в области охраны окружающей среды играют акты международных организаций – ООН, международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСПО).


Вопрос № 75. Экологические правоотношения. Субъекты экологических правоотношений.

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Сформулировать понятие экологических правоотношений можно на основании ст. 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая выделяет следующие виды экологических правоотношений:


- отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду;

- отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления;

- отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В основе такого деления лежит соответствующая нормативно-правовая база.

Так, первая группа экологических правоотношений экологического права регулируется преимущественно природоохранным законодательством, вторая группа экологических правоотношений - природоресурсным законодательством, и, наконец, третья группа экологических правоотношений регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Субъекты экологических правоотношений – это лица, управомоченные законом на реализацию определенного поведения природоохранительного характера; они могут реализовывать его самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права". Круг субъектов экологического права многообразен. В экологические правоотношения вправе вступать любые лица, наделенные правосубъектностью.

Субъекты экологического права подразделяются на следующие категории:


  • хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица);

  • неправительственные и некоммерческие общественные организации;

  • Правительство РФ;

  • специально уполномоченные федеральные органы государственной власти и должностные лица;

  • субъекты РФ;

  • органы местного самоуправления;
  • РФ – как субъект международного экологического права.


Вопрос № 76. Правовые формы использования природных ресурсов.

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.

Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.

Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации.

Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.

Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.

Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.

Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.

Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.


Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:

-  установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;

-  государственный контроль за соблюдением установленных правил;

-  уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:

-  определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения;

-  указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).

Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:

-  земли подразделены на семь категорий;

-  полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);

-  водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п.

Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими.

На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:

предоставление в собственность, аренду и пользование;

-  изъятие природных объектов;

-  обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. п.

Вопрос № 77. Ответственность за экологические правонарушения.

Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное действие или бездействие, нарушающее общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в результате чего причинен вред природным объектам, собственникам и природопользователям, а также здоровью человека либо создается реальная угроза причинения такого вреда.

Экологическая ответственность является составной частью юридической ответственности, и поэтому ее виды традиционны:


  • дисциплинарная:

этот тип ответственности наступает, когда должностные или функциональные обязанности виновного лица предусматривают соблюдение требований экологической безопасности в трудовой деятельности связаны с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Субъект дисциплинарной ответственности: работники и должностные лица предприятий, организаций и учреждений.

Дисциплинарное взыскание: замечание, выговор, увольнение + могут налагаться дополнительные наказания в соответствии с другими правовыми актами (полное или частичное лишение премии, перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок и т.д.)

  • гражданско-правовая ответственность (имущественная):

наступает в судебном порядке при предъявлении исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека.

особенность: срок исковой давности составляет 20 лет (такого нет в каких-либо других отраслях национальной правовой системы), т.к. экологические правонарушения = «мины замедленного действия»

взыскания:

  1. вред, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате негативного воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности, подлежит возмещению в полном объеме.
  2. за загрязнение природной среды при строительстве, реконструкции и т.д. вред возмещается как добровольно, так и по решению суда. Зачастую невозможно оценить стоимость того или иного природного ресурса или объекта, в таких случаях используется таксовый метод. Но и таксу не всегда возможно установить, в этом случае размер причиненного вреда определяется из тех материальных затрат, которые ушли на восстановление природного объекта или ресурса.


  3. с согласия сторон по судебному решению вред может быть возмещен путем наложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

  • административная ответственность:

предусмотрена КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях). В гл.8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» этого кодекса перечислены конкретные составы 40 административных правонарушений.

Субъект: физические лица, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

виды административной ответственности: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения (оружия, рыболовной сети и т.д.), лишение специального права (охоты, рыболовства), возмездное изъятие орудия совершения правонарушения.

Для юридических лиц самый эффективный вид админ. ответственности: приостановление его деятельности сроком до 90 суток в случаях выявления нарушений экологического законодательства. Если нарушения не будут устранены, то в судебном порядке может быть аннулирована лицензия на природопользование и ограничена или прекращена хозяйственная деятельность этого юридического лица.

  • Уголовная ответственность:

Наступает в соответствии с гл.26 «экологические преступления» УК РФ (Уголовный кодекс). В ней содержится 17 составов преступлений. Наиболее распространенные: незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений, нарушение правил охраны рыбных запасов. Самое тяжелое экологическое преступление – экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов и иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (мера наказания – лишение свободы от 12 до 20 лет).

Виды ответственности: штраф, обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, ареста и лишения свободы на определенный срок.


Субъекты: физические лица, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица.


Вопрос № 78. Понятие и основные принципы международного права.

Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государством и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваются в случае необходимости принуждением, осуществляемым его субъектами индивидуально или коллективно. Особенности международной системы - а) наличие суверенных государств, б) отсутствие наднационального властного органа, в) отсутствие наднациональных судебных и исполнительных органов.

Международное право, как особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами, выполняет функции:

а) координирующую - государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

б) регулирующую - государства принимают твердо установленные правила, без которых невозможно их совместное существование и общение;

в) обеспечительную - содержит определенные нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения;

г) охранительную - механизмы , защищающие законные права и интересы государств.

Основные принципы международного права - это основополагающие, универсальные и общепризнанные правила поведения субъектов международного права.

Принципы (изложенные в уставе ООН)


  1. Суверенное равенство государств.

  2. Неприменения силы и угрозы силой.

  3. Нерушимости государственных границ.

  4. Мирного разрешения международных споров.

  5. Невмешательства во внутренние дела.

  6. Всеобщего уважения прав человека.

  7. Равноправия и самоопределения народов и наций.

  8. Сотрудничество государств.

  9. Добросовестного выполнения международных обязательств.


  10. Принцип разоружения.

  11. Международно-правовой ответственности.


Вопрос № 79. Международное право и внутригосударственное законодательство РФ. Источники международного права.

Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности.

Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами.

Основные способы осуществления международного права в правовых системах государств :

  • Самостоятельное применение норм международного права – без прямого участия норм национального законодательства.

  • Совместное применение норм международного права и родственных норм национального законодательства.

  • Приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства в коллизионных ситуациях.

Конституция Российской Федерации и международное право.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой систем, при этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора РФ (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Принцип автоматической включенности норм международного права в национальную правовую систему зафиксирован также в конституциях ряда иностранных государств, в частности, Германии, Греции, Болгарии, Испании, Украины.

Конституция РФ закрепляет право каждого, в соответствии с международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46). В настоящее время существует возможность обращения россиян, в частности, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге (Франция).


В соответствии с общепризнанными нормами международного права Россия вправе предоставить политическое убежище иностранным гражданами и лицам без гражданства (ч.1 ст.63 Конституции РФ). Исходя из этого, не допускается выдача другим государства лиц, преследуемых за политические убеждения (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Конституция РФ предусматривает возможность выдачи лиц, кроме российских граждан, обвиняемых в совершении преступления, криминализированных также и в России, а также передачи осужденных для отбывания наказания в других государствах, в соответствии с нормами международного права(ч.1 ст.61, ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.


Вопрос № 80. Субъекты международного права.
Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов.

На протяжении многовековой истории международного права го­сударства были единственными субъектами международных правоот­ношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государства­ми, а также взаимоотношения государств с международными органи­зациями и другими международными институциями. Государства — основные субъекты международного права и основные реальные участ­ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по­стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи­зациями и иными субъектами международного права.


Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные инсти­туции, именуемые международными органами. Это, в частности, меж­дународные суды и международные арбитражи, следственные, прими­рительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международ­но-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего между­народного права.

Некоторые такие международные органы, например Междуна­родный Суд ООН, представляют собой органы универсального ха­рактера, поскольку они созданы международным сообществом госу­дарств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многосторон­него).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответст­вии с одним из основных принципов современного международного права — принципом равноправия и самоопределения народов — за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право сво­бодно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное разви­тие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следователь­но, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами.

Вопрос № 81. Роль современного международного права в обеспечении прав и свобод человека.

В развитие положений Устава ООН в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений наряду с Биллем о правах человека разработаны и приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только МОТ приняла почти 200 конвенций по различным социальным и экономическим правам.


В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

Значение указанных основополагающих принципов в области прав человека состоит в том, что все конкретные нормы должны разрабатываться на основе этих принципов, которые одновременно являются критерием их законности. Разумеется, что все государства должны соблюдать как нормы, непосредственно касающиеся прав человека, так и другие общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Роль этих принципов в межгосударственных отношениях не остается неизменной. Она может возрастать или в зависимости от ряда факторов международной жизни резко уменьшаться. Так произошло, например, с принципами уважения суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. Если на протяжении длительного исторического периода эти принципы играли и продолжают играть важную роль в межгосударственных отношениях, то в сфере прав человека их значение в последние годы заметно уменьшилось.

Заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в этой сфере и передают их международным органам, которые наделяются полномочиями "вмешиваться" в их внутренние дела. Развитие международного права в рассматриваемой области и в дальнейшем будет сопровождаться развитием указанного процесса.

Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров.


В формировании принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН и ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно-правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

Так были приняты, например, Всеобщая декларация прав человека, а затем Пакты о правах человека, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а затем Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Практике ООН известны и случаи, когда государствам не удавалось договориться о принятии международного договора и дело ограничивалось одобрением резолюций или деклараций. Но даже при взаимном согласии и закреплении в международном договоре каких-либо норм по правам человека создаются лишь предпосылки для их реализации. Реальная эффективность таких норм, их объем и степень осуществимости, как уже отмечалось, зависят от проведения специальных внутригосударственных мер каждой страной-участницей.