prosdo.ru
добавить свой файл
1

зТема. Управление в системном анализе

1. Сущность и принципы управления

2. Принципы управления в социально-экономических системах

3. Функции управления

4. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур

5. Качество управления

6. Закон «необходимого разнообразия» Эшби

1. Сущность и принципы управления

Управление - в широком смысле - функция системы, ориентированная либо на со­хранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разру­шению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой про­граммы, обеспечивающей устойчивость функционирования, дос­тижение определенной цели.

Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления).

В технических системах управляющую подсистему часто называют системой регулирования. Примени­тельно к социально-экономическим системам используют термин система организационного управления.

В сложных развивающихся системах управляющий и управляемый блоки могут быть со­вмещены. Такой режим называют саморегулированием.

Если управление осуществляется сознательно, то управляющая система создается субъектом управления, который формирует цель управления. Иногда субъект управления отождествляется с управляющей системой, а в качестве цели принимается выполнение программы управления.

Это особенно характерно для социально-экономических систем. Для исследования процессов управления в технических системах разработана тео­рия автоматического управления.

Общие прин­ципы управления, разработанные в этой теории, пытаются применить и для управления в соци­ально-экономических системах.

Основные из этих принципов следующие:

1. Принцип разомкнутого или программного управления.


Сущность принципа состоит в том, что управление осуществляется с помощью за­данного алгоритма или программы.

Условно этот принцип управления представлен на рис. 1, на котором показаны: устройст­во, вырабатывающее программу или закон функционирования x(t), устройство управления (которое принято обозначать специальным знаком - кругом, разделенным на секторы), вы­рабатывающее совокупность управляющих воздействий u(t), объект управления, помехи zj, вы­ходной результат увых.

В некоторых случаях блок выработки закона управления и управляющее устройство совмещены.



Схема имеет вид разомкнутой цепи, в которой основное воздейст­вие передается от входа к выходу, выполняя заданную программу (за­кон функционирования.

При таком принципе управления помехи zj могут исказить желаемое увых.

Пример. По разомкнутому принципу построены устройства пуска музыкальной шкатулки, магнитофона и др. аудиоустройств, станки с программным управлением, управление конвейером.

2. Принцип компенсации или управления по возмущениям. Этот принцип называют также принципом управления с упреждением.

При таком принципе используется устройство, измеряющее помехи и вырабатываю­щее компенсирующие воздействия, которые корректируют закон управления (рис. 2).



Устройство такого рода называют компенсирующим устройством.

Пример. Простейшим примером такого принципа являются устройства, обеспечивающие ста­билизацию напряжения при колебаниях постоянного тока.

Этот принцип используется при планировании на предприятиях: при разработке планов учитывается, что производительность труда зависит от износа оборудования, от квалификации рабочих, смены и т. п., и при расчете времени на выполнение плановых заданий вводятся соответствующие корректировки в форме коэф­фициентов износа оборудования, коэффициентов сменности и т. п.


3. Принцип обратной связи или управление по отклонению.



Принцип иллюстрируется рис. 3. Получаемые значения увых корректируются на осно­ве измерения отклонений ∆у от требуемого результата утреб.

Обратная связь может быть:

- отрицательной - противодействующей тенденциям изменения выходного пара­метра, т.е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, стабилизацию выходного напряжения, или в системах организационного управления - количества выпускаемой продукции и т.п.);

- положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений то­го или иного выходного параметра (что используется при разработке генераторов разно­го рода, при моделировании развивающихся систем).

Пример. Обратная связь обеспечивается регулированием рынка рабо­чей силы, т.е. увольнением работников при перепроизводстве товаров, или, напротив, дополнительным прие­мом на работу при необходимости увеличить производство товаров.

4. Совмещение принципов обратной связи и управления с упреждением. Для совершенствования управления используют различные способы совмещения принципов управления (например, модель типа приведенной на рис. 4).



Такая модель является основой адаптации.

Пример. Совмещение принципов используют и в социально-экономических системах. Поскольку реализация принципа обратной связи связана с безработицей и социальными проблемами, при развитии экономики используются компенсационные механизмы в форме социальных программ (пособие по безрабо­тице и т. п.), уменьшающих возможность кризисов.
2. Принципы управления в социально-экономических системах

Для соци­ально-экономических систем эти принципы в большей мере используются как объясни­тельные, поскольку практически невозможно в управлении государством исследовать и учесть все многообразные механизмы регулирования - экономические, финансовые, социальные и т. д.

Поэтому в науках об управлении социальными коллективами и сообществами выде­ляют сферы управления (государством, предприятием, научным или учебным коллекти­вом и т. п.) и для этих сфер разрабатывают более конкретные принципы управления, формы и методы их реализации.

В то же время есть в управлении сложными открытыми системами с активными эле­ментами, и в частности, социально-экономическими системами, некоторые общие прин­ципы и способы управления, которые имеет смысл кратко рассмотреть.

Способы управления государством, предприятием. Еще в период становления го­родов-государств Древней Греции возникло два способа управления коллективными работами и сообществами людей, которые существуют и по сей день:

- путем введения правил взаимоотношений между людьми (правил этики, морали, заповедей, законов религии, в последующем - светских законов и правовых норм);

- с помощью чиновничества (т.е. административного аппарата управления комплек­сом работ, общиной, городом, районом, государством).

При выборе первого способа управления говорят о «правовом государстве», управ­ляемом системой законов {«Власть – закону»), при выборе второго способа - о «тотали­тарном государстве», управляемом единоличным диктатором или чиновничьим аппара­том («Власть -монарху» или «Власть -чиновникам»).

В современных условиях существуют, как правило, промежуточные формы, которые и являются предметом дискуссий политических партий, придерживающихся разных принципов по поводу форм и методов управления страной.

Управление с помощью целеобразования. Этот способ основан на закономерности самоорганизации, в соответствии с ко­торой активные элементы, входящие в систему, всегда являются носителями организационных тенденций.


На уровне человека и социальных коллективов эта закономерность реализуется с помощью целеобразования.

Если человек ставит цель, то он непременно стремится это реализовать.

Степень сопротивления зависит от типа личности, ее психологических характеристик: бывают конфор­мисты, которые готовы делать то, что делают другие, или даже готовы подчиняться целям других людей, особенно если эти цели выработал коллектив; а бывают, напротив, личности с большой самостоятельностью мышления и сопротивляемостью навязываемым им мнениям и действиям.

Если использовать эту особенность человека как активного элемента социально-экономической системы, его стремление к реализации себя, к самостоятельной поста­новке своих целей (т.е. к целеобразованию, целеполаганию), то можно говорить о спо­собе управления, использующем активность личности и ее стремление к целеобразова­нию.

Способ управления, основанный на участии в целеобразовании активных элементов (человека, предприятия, региона и т. п.) является перспективным. Но этот способ - самый сложный. Не все люди способны к целеобразованию и стремятся участвовать в формули­ровании целей.

Зарубежные исследователи утверждают, что активных личностей в стране около 10 %, а большинство насе­ления страны готово выполнять цели, поставленные руководством.

В каждой конкретной ситуации нужно выбирать разумное сочетание этих принципов с учетом необходимости и возможности их реализации.

3. Функции управления

Управление в организационных системах можно представить как последовательность функций, составляющих тех­нологический цикл управления.

Под функцией управления понимают устойчивую упорядочен­ную совокупность операций, основанную на разделении труда в управляющей системе.

В настоя­щее время к основным функциям управления относят:


  • учет;

  • контроль;

  • анализ;
  • прогнозирование;


  • планирование;

  • оперативное управление;

  • организацию и координацию.

Для учета человеческого фактора в отдельную группу выде­ляют функции стимулирование и мотивация.

Учет - система функций, обеспечивающих хранение инфор­мации. Включает ввод-вывод, регистрацию, преобразование формы, поиск, отображение, тиражирование, классификацию, статистическую обработку, выборку, получение агрегирован­ных данных, обеспечение конфиденциальности и целостности информации.

Контроль - система функций, обеспечивающих определение состояния ОУ (измерение, сбор, уточнение данных об объекте управления) и оценку степени отклонения текущего состояния от требуемого по заданным критериям эффективности (оценку со­ответствия состояния системы требуемому).

Анализ - средство, обеспечивающее объяснение причин отклонений состояния системы от требуемо­го и обоснование решения на переход к оперативному управле­нию или планированию.

Функция прогнозирования - это средство снятия неопределен­ности относительно возможной структуры, свойств или закона функционирования системы в будущем.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем и/или об альтерна­тивных путях и сроках достижения целевого состояния.

Прогнозы могут быть разделены на группы по периодам уп­реждения и по методам прогнозирования.

По периодам упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают оперативные (текущие), кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы. Оперативный прогноз, как правило, рассчитан на период времени, в течение которого объект управления существенно не изменяется, краткосрочный - на пер­спективу количественных изменений. Среднесрочный прогноз охватывает период времени, когда количественные изменения преобладают над качественными, долгосрочный - перспективу качественных изменений системы.

Функция планирования состоит в последовательном снятии неопределенности относительно требуемой структуры, свойств, закона функционирования системы или внешней среды. Включа­ет задачу принятия решений по целеполаганию (ЗПРц) и задачу принятия решения по действиям (ЗПРд) - совокупность проце­дур по определению требуемого (целевого, оптимального) состо­яния системы и действий по достижению этого состояния, объе­диненных в единый процесс. Осуществляется при изменении ус­ловий функционирования ОУ: целей планирования, воздействий внешней среды, препятствующих оперативному управлению, и др.


В терминологии менеджмента ЗПРц называют стратегическим или перспективным планированием, а ЗПРд - тактическим или текущим планированием.

На стадии стратегического планирования рассматривается необходимость и возможность изменения структуры, свойств или закона функционирования системы.

Тактическое планирование заключается в принятии решения по выбору траектории перевода системы в новое состояние. При этом определяются действия ОУ, порядок использования ресур­сов, решается задача оптимизации с учетом предполагаемых воз­действий внешней среды. Детально прорабатываются средства и способы достижения целей, использования ресурсов, необходи­мые процедуры и технология. Характеристики системы считаются заданными и учитываются как ограничения.

Обычно стратегическое планиро­вание охватывает в несколько раз больший промежуток времени, чем тактическое; оно имеет гораздо более отдаленные послед­ствия, шире влияет на функционирование управляемой системы в целом и использует более мощные ресурсы.

Оперативное управление обеспечивает функционирование си­стемы в рамках действующего плана. Заключается в решении за­дач стабилизации, слежения или выполнения программы управ­ления. Иногда в эту функцию включают задачу оптимизации.

Решения, принятые при планировании или опе­ративном управлении, учитываются в блоке учета и доводятся до объекта управления. После этого начинается новый цикл уп­равления, в котором текущее состояние объекта управления срав­нивается с требуемым, и в зависимости от величины отклонений управляемых характеристик от допустимых отклонений осуществляется переход к оперативному управлению или плани­рованию.

Функция организации заключается в установлении постоянных и временных связей между всеми элементами системы, в опреде­лении порядка и условий их функционирования, в объединении компонентов и ресурсов системы таким образом, чтобы обеспе­чить эффективное достижение намеченных целей.


Функция организации выполняет:

- группировку функциональных элементов и ресурсов в орга­низационные структуры;

- распределение степени ответственности ЛПР в иерархии подсистем управления.

Функция координации - это согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержание этого согласования на протяжении цикла управления. Наличие нескольких ОУ и подсистем управления приводит к противоре­чию между их частными целями. Это, в свою очередь, приводит к разобщенности действий. Устранение этих противоречий - основ­ная задача координации.
4. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур

Одним из основных понятий теории управления является орга­низационная структура системы управления, которая определя­ется как совокупность подсистем, объединенных иерархически­ми взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций уп­равления между ЛПР и подчиненными управленцами для дости­жения целей системы.

Организационная структура объединяет человеческие и ма­териальные ресурсы, задействованные в управлении, упорядочи­вает связи между ними, должна соответствовать целям, решае­мым задачам, составу и условиям функционирования объекта управления. Организационную структуру определяют следующие характеристики:

- количество звеньев управления;

- количество уровней иерархии;

- степень централизации (децентрализации) управления;

- делегирование полномочий;

- норма управляемости.

Звено (отдел) - это организационно обособленный, самосто­ятельный орган управления, выполняющий определенные функ­ции управления. Связи между звеньями одного уровня иерархии называются горизонтальными и выражают отношение взаимо­действия (координации).

Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия. Связи между уровнями иерархии называются вертикальными и выражают отношение подчинения нижних уровней верхним.


Степень централизации (децентрализации) управления. Систе­ма управления называется централизованной, если принятие ре­шений осуществляется только в центральном (старшем) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоря­жаться всеми материальными, финансовыми и людскими ресурсами системы, принимать решения по целеполаганию, перерасп­ределять ресурсы из одной части системы в другую, координиро­вать деятельность всех ее частей.

Система управления называется децентрализованной, если ре­шения принимаются отдельными элементами системы независи­мо от других элементов и не корректируются центральным орга­ном управления. Децентрализованная система обладает тем пре­имуществом, что в ней органы управления максимально прибли­жены к объектам управления. При этом облегчается контроль состояния ОУ, ускоряются получение информации о состоянии объекта управления и окружающей среды, а также выработка управляющих воздействий при изменении этих состояний. Это повышает оперативность управления при небольших воздействи­ях внешней среды, учитываемых в рамках действующего плана.

В реальных системах часть решений принимается централи­зованно, а часть - децентрализованно.

Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления. Исполь­зуется для разгрузки центра, повышения оперативности и каче­ства управления. В этом случае подчиненный действует от имени начальника, но ответственность перед вышестоящими органами полностью сохраняется за руководителем, делегировавшим свои полномочия.

Норма управляемости - число непосредственных подчинен­ных, которыми может эффективно управлять один руководитель. В настоящее время считается, что норма управляемости состав­ляет 5-12 подчиненных на одного руководителя.

Базовыми видами организационных структур считаются:


  • функциональная;

  • линейная;
  • линейно-штабная (линейно-функциональная);


  • проектная (программно-целевая);

  • матричная.

Функциональная структура. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот способ структурирования системы управле­ния основан на создании звеньев, соответствующих одноимен­ным функциям управления (планирование, контроль, учет, ана­лиз и др.).

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.15).



Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. Функциональная структура управления
Преимущества функциональной структуры управления:

- улучшение координации по уровням иерархии;

- исключение дублирования функций.

Недостатки функциональной структуры:

- угроза отхода от общей цели, что может привести к конф­ликтам между отделами;

- увеличение длительности цикла управления;

- отсутствие ответственности за результаты функционирова­ния в целом.
Линейная структура. В линейной структуре все ее элементы находятся на прямой вертикальной линии подчинения, от верхнего до нижнего уровня. Каждый уро­вень управления подчиняется вышестоящему.

Линейная структура, в свою очередь, имеет две разновиднос­ти или формы: плоскую (от английского flat - плоский) и много­уровневую (в английском языке она называется высокой от сло­ва tall).

Линейная плоская структура имеет мало (2-3) уровней и рас­считана на большое число работников, подчиняющихся одному руководителю. Она проста по форме. В графических документах организационного управления такая структура часто представ­ляется в виде, показанном на рис.1.

Линейная многоуровневая структура имеет низкую норму уп­равляемости, т.е. небольшое число сотрудников подчиняется од­ному руководителю. Экстремальной моделью такой структуры является двоичное (бинарное) дерево (рис. 2).


Преимущество плоской структуры - ее простота. Однако при многоуровневой структуре эффективность труда выше.



Рис. Плоская структура управления


Рис. Многоуровневая (высокая) структура управления

Линейно-штабная структура. Это сочетание линейной и фун­кциональной структур. При этом в линейной структуре у ЛПР создается одна или несколько групп подчиненных управленцев одного уровня иерархии, отвечающих за отдельные функции уп­равления. Это могут быть эксперты - советники, референты; юри­дические службы, службы охраны труда, контрольные органы.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 16).



Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения
; ОП - подразделения основного производства.

Рис. Линейно-функциональная структура управления

Необходимость в штабах возникает из-за увеличивающихся функциональных сложностей организации. Таким образом, линейное руководство дополняется штабным. Линейные руководи­тели несут ответственность за достижение первичных, главных целей; штабные отвечают за решение задач, подчиненных глав­ным целям. В общей системе штабные руководители, подчиняясь линейному руководству, выполняют функции консультантов. Однако нередки случаи, когда такая консультативная служба спе­циалистов выступает на первый план и в значительной степени воздействует на всю систему.


Проектная (программно-целевая) структура. Это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Она об­разуется внутри функционального подразделения. Ее члены - это высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, группа распускается. Особенностью такой структуры является то, что сотрудники подчиняются одновремен­но двум руководителям - руководителю проекта и руководите­лю отдела, в рамках которого эта группа работает.

Современные проектные структуры, как правило, почти не формализованы, не имеют строгой иерархии подчиненности, от­личаются хорошей адаптивностью к воздействиям извне.

Матричная структура. Развитием проектных структур явля­ется получившая широкое распространение матричная структу­ра. Она представляет собой комбинацию двух видов деления: по функциям и по продукту (рис. 3). В матричной структуре име­ется двойное подчинение: руководителю отдела (функциональ­ная линия) и руководителю проекта. Руководитель проекта оп­ределяет, что и когда должно быть сделано, а руководители под­разделений - каким образом должна быть выполнена эта работа.

Матричная структура имеет ряд очевидных преимуществ. Она дает возможность быстро адаптироваться к изменяющим­ся внутренним и внешним условиям; способствует координации функций, прямому доступу к информации. Недостатками матричной структуры являются сложность и возможные конф­ликты целей.



Исследования в практике управления показали, что исполь­зование проектных и матричных структур целесообразно при следующих условиях:

- разрабатываемый проект должен быть уникальным, рабо­та над ним не должна носить рутинный характер;

- происходит частая смена технологии;

- работа группы над проектом должна вестись ограниченное время;

- решение осуществляется за счет общих усилий и способно­стей членов группы.


5. Качество управления

Требуемое поведение системы может быть осуществлено управлением ее входами, состояниями или тем и другим в различных комбинациях. Само управление реализуемо различными способами. Так, например, равенство спроса и предложения на данный товар можно обеспечить варьированием его цены, изменением производства, изменением дохода потребителей, может быть организовано производство нового продукта, удовлетворяющего те же потребности.

Управление — процесс многовариантный, чем больше сте­пеней свободы имеет объект управления, чем разнообразнее выполняемые им функции, шире диапазоны изменения его пе­ременных, тем больше множество возможных вариантов уп­равления им. Естественным является стремление выбрать такой вариант, который обеспечивает максимальную эффективность управления, достижение цели наилучшим (в данных конкретных условиях) способом. Эта задача становится разрешимой, когда существует количественная характеристика, позволяющая объективно сопоставлять результаты управления, достигаемые различными способами. Такую характеристику называют критерием качества или эффективности управления, а при возможности единой количественной оценки затрат и результатов - критерием оптимальности. Выбор критерия качества управления диктуется назначением системы, целью и условиями ее функционирования и развития. Обычно он задается как функция входных (выходных) переменных, параметров объектов управления, времени. Такую функцию часто называют целевой, поскольку она дает количественную меру цели управления.

Каждому варианту управления соответствует определенное значение целевой функции, и задача оптимального управления обычно заключается в том, чтобы найти и реализовать такой вариант управления, при котором целевая функция принимает экстремальное значение при данных конкретных условиях. При этом параметры и переменные объекта управления и управляющие воздействия могут изменяться лишь в ограниченных пределах. Ограничения могут быть наложены также на объем используемой информации, сложность и время ее обработки и т.д. Под оптимальным понимают такое управление, которое удовлетворяет наложенным на систему ограничениям и доставляет экстремальное значение целевой функции. Так, в управлении цехом может ставиться целью достижение максимального выпуска продукции при заданных ограничениях на ее себестоимость и качество, на производственные мощности, ресурсы сырья, энергии, рабочей силы. Тогда целевая функция должна выражать количественную связь между интенсивностью выпуска и затратами технологических факторов производства. В виде функции тех же факторов должны быть заданы ограничения. Оптимальным будет такое управление, при котором целевая функция достигает максимума. По-иному будет ставиться задача на минимум себестоимости продукции. Таким образом, оптимизация управления требует:


  1. выбора и формулировки целей управления и в соответствии с ними формирования критерия оптимальности;

  2. учета ограничений, определяемых конкретными условиями управления: по ресурсам, результатам, качеству, надежности, времени и т. д.

6. Закон «необходимого разнообразия» Эшби

Закон «необходимого разнообразия» У.Р. Эшби - одна из закономерностей осуществимости систем. Эшби сформулировал закономерность, известную под названием закон «необходимого раз­нообразия».

Для задач принятия решений наиболее важным является одно из следствий этой за­кономерности, которое можно упрощенно пояснить на следующем примере.

Когда исследователь (лицо, принимающее решение, наблюдатель) N сталкивается с проблемой D, решение которой для него неочевидно, то имеет место некоторое разнооб­разие возможных решений VD. Этому разнообразию противостоит разнообразие мыслей исследователя (наблюдателя) VN. Задача исследователя заключается в том, чтобы свести разнообразие VD - VN к минимуму, в идеале (VD - VN) -> 0.

Эшби доказал теорему, на основе которой формулируется следующий вывод: «Если VD дано постоянное значение, то VD - VN может быть уменьшено лишь за счет соответст­вующего роста VN ... Говоря более образно, только разнообразие в N может уменьшить разнообразие, создаваемое в D; только разнообразие может уничтожить разнообразие».

Сказанное означает, что, создавая систему, способную справиться с решением про­блемы, обладающей определенным, известным разнообразием (сложностью), нужно обеспечить, чтобы система имела еще большее разнообразие (знания методов решения), чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообра­зие (владела бы методологией, могла разработать методику, предложить новые методы решения проблемы).


Применительно к системам управления закон «необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы (систе­мы управления) Vsu должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразию управляемого объекта Vou:

Vsu > Vou

Использование этого закона при разработке и совершенствовании систем управления предприятиями и организациями помогает увидеть причины проявляющихся в них не­достатков и найти пути повышения эффективности управления.

Например, В.И. Терещенко предложил следующие пути совершенствования управления при усложнении производственных процессов:

• увеличение Vsu, что может быть достигнуто путем роста численности аппарата управле­ния, повышения его квалификации, механизации и автоматизации управленческих работ;

этот путь был предложен в 60-е гг. XX в. и исчерпан;

• уменьшение Vou за счет установления более четких и определенных правил поведения компонентов системы: унификация, стандартизация, типизация, введение поточного производства, сокращение номенклатуры деталей, узлов, технологической оснастки и т. п.;

этот путь пытались реализовать в 70-е гг., XX в.; разрабатывались стандарты, классификаторы, способст­вующие унификации изделий и технологий, типовые структуры сложных технических комплексов, АСУ и оргструктур предприятий, что упрощает управление, но входит в противоречие с характеристиками, обеспечивающими существование объекта как развивающейся системы, - такими, как уникальность, необходимость развития активного начала, способность проявлять негэнтропийные тенденции, разрабатывая варианты реше­ния, вплоть до способности преобразовывать при необходимости структуру и т. п.;

• снижение уровня требований к управлению, т. е. сокращение числа постоянно контролируемых и регулируемых параметров управляемой системы, что далеко не всегда желательно с точки зрения качества выпускаемой продукции и производственной дисциплины, если наряду с принципом контроля не предусмотрены иные методы управления;


• самоорганизация объектов управления путем ограничения контролируемых па­раметров с помощью создания саморегулирующихся подразделений;

например, путем создания саморегулирующихся цехов, участков с замкнутым циклом производства, с относи­тельной самостоятельностью и ограничением вмешательства централизованных органов управления предприятием до тех пор, пока результаты деятельности самоорганизующихся подразделений находятся в допустимых пределах и т. п.

К середине 70-х гг. XX в. первые три пути были исчерпаны, и основное развитие по­лучил четвертый путь на основе более широкой его трактовки - внедрение хозрасчета, самофинансирования, самоокупаемости и т. п. В последующем принципы самоорганиза­ции были положены в основу концепции перестройки, перехода к рыночным механиз­мам саморегулирования экономики.