prosdo.ru
добавить свой файл
1
Зачем мы ходим на исторические балы? Причины у всех разные: кто-то любит красивые наряды, кто-то хочет погрузиться в атмосферу, кто-то познакомиться... Но, мне кажется, что, обращаясь к дворянской культуре любого века, мы хотим почувствовать себя в том времени, а, может, и в сказке. Когда готовимся к балу, ожидаем не просто весёлую тусовку, но в некоторой степени волшебства и чуда.

И когда вдруг окружающие начинают себя вести не так, как мы представляли, сказка лопается мыльным пузырём, а шарики становятся фальшивыми. У каждого из нас в голове свой образ XIX века. Чтобы мы говорили на одном языке, давайте постараемся совместить наши представления в общую картину.

Зачем же в этом случае этикет?
Он нужен для построения как личного образа, так и образа общества в целом. Сейчас я вам покажу две действия (современное рукопожатие (дама с дамой) и историческое приветствие). Это ещё один инструмент создания так любимого нам исторического флёра.

Я отнюдь не призываю вас сейчас всё бросить и заняться заучиванием правил этикета XIX века. Он должен использоваться разумно, в соответствии с целью, которую хочется достичь.

Типы балов
На данный момент у нас на Урале выделяют несколько типов балов (параметр классификации: уровень подготовки образа):


  • танцы в костюмах: чаще всего встречается на конах, а также на домашних вечеринках студий. Мы приходим туда пообщаться с хорошими людьми, которых давно не видели, и нам глубоко наплевать, что с незнакомым человеком танцевать нельзя. Требования к этикету тут минимальные — обычный современный этикет + немного галантности для удовольствия.

  • собственно исторический бал: уже выбирается определённая историческая эпоха, в которую люди жаждут погрузиться. Стараются, чтобы костюмы, причёски и макияж не выбивались из эпохи. Также стараются соблюдать упрощённую версию этикета.

  • исторический бал с погружением в эпоху: люди готовятся минимум год, обычно такой бал бывает ролевым, так как это упрощает «вживаемость в эпоху». Высокий уровень подготовки образа (это костюм, причёска, жесты, этикет). Надо понимать, что максимальный уровень этикета на современном балу соответствует “домашнему вечеру конца XIX века”.

Мы подробно остановимся на втором типе бала, как самом распространённом.

Поклоны

История поклона в России
Всеобщей формой поклона в России стал «поясной» поклон — как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества, «мiръ». В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — «сердечный» поклон.
Аристократией и дворянством в светской жизни поясной поклон не употреблялся (жест простолюдинов). Исключением были чествования поясным (глубоким) поклоном высокого духовенства, членов Императорской семьи, глубоких стариков древнего рода и тяжело больных.
Ритуал публичного поясного поклона аристократами и даже королями имел еще одно редкое исключение — на эшафоте, перед казнью. Одновременно, как знак покаяния перед народом и знак чистоты и безвинности.
В быту же удовольствовались реверансами, европейскими поклонами и книксенами.
Мужской светский поклон использовался штатскими людьми. Поклон светского мужчины отличался от военного тем, что наклонялась не только шея, но и верхняя часть туловища. Все движения были плавными и медлительными. При наклоне туловища и головы сзади стоящая нога подтягивалась к передней, но без стука каблуков. Движения были мягки и непринужденны. Глубина наклона свидетельствует об уважении, которое испытывает приветствующий. Варьируется от кивка головы до почти поясного поклона.
Официальный поклон делается так: несколько шагов вперёд, смотря на того, кому делаете поклон, шаг налево или направо, куда удобнее, другая нога придвигается к первой, и наклоняется голова, при этом грудь как бы вдавливается, отчего вы делаете невольный шаг назад и уже, отступая, становитесь во весь рост и поднимаете голову
Мужской военный поклон регулировался уставом. Военный щёлкал каблуками и наклонял голову, но не спину.

Женский реверанс — в XIX веке уже использовался мало, только в особо торжественных случаях, или когда социальное различие достаточно велико. Опять же варьировался от demi-plie до grand-plie, в зависимости от контекста.

На счете раз отодвинуть правую ногу на шаг в сторону, передавая на нее вес тела. На счете два отвести назад в четвертую позицию левую ногу, на счете три присесть на обеих ногах, на счете четыре выпрямить колени, передавая вес тела на левую ногу, туловище слегка откинуть назад, причем правая нога должна носком касаться пола. На счете пять подтянуть правую ногу к левой в неполную третью позицию.
Женский книксен более распространён в XIX веке. Делался он следующим образом: На раз левая нога по минимальной траектории заводилась в четвёртую свободную позицию за правую, на два - немного приседали с небольшим наклоном головы, на три уже выпрямлялись. Спину при этом не наклоняли. Руки оставались или свободными, или складывались перед солнечным сплетением ладошка к ладошке (более официальный поклон).
Взгляд - сперва на того, кому делается поклон, потом ресницы опускались и взгляд устремлялся в пол, вконце взгляд опять на человека, которому делается поклон.
Книксен делают барышни людям старше их или выше по положению, молодые барышни делают его всегда. А вот более зрелые дамы могут ограничиться кивком.

Приглашение на танец
Упрощённое: кавалер подходит к даме, кланяется ей и приглашает на танец примерно такой фразой «Сударыня, не соблаговолите ли Вы протанцевать со мной вальс?» Дама делает книксен и отвечает согласием «Благодарю Вас, с удовольствием» или максимально вежливым отказом «Благодарю, Вас, я очень устала, предлагаю Вам следующий венский вальс». Заметьте, кавалер при этом может отказаться только в том случае, если у него все танцы заняты. Если нет, то он в обмен предлагает другой танец и так до тех пор, пока не придут к компромиссу.
После этого он подставляет ей локоть, она кладёт пальцы на обшлаг кавалера, тем самым оказываясь чуть сзади. Кавалер ведёт её до места в танце.

Усложнённый вариант используется на балах с погружением в эпоху: слова остаются теми же, но если  кавалер не знает даму, то должен спросить представиться её сопровождающим и попросить представить. После этого только обратиться к ней с предложением потанцевать. Это, конечно, по церемонности ближе к официальным балам, но опять же придаёт исторический флёр.

Окончание танца: кавалер делает поклон даме, благодаря за танец, дама кавалеру, тоже благодаря. После этого кавалер предлагает даме руку и провожает её до места, которое она укажет или до буфета.
Танцы с переменами партнёра


В танцах с переменами важно не забывать приветствовать каждого нового партнёра и благодарить каждого, кто уходит. Делать это нужно кивком головы, что кавалеры, что дамы. Также надо быть максимально предупредительным во время прихода и ухода партнёров. Ну и на всякий случай напоминаю, что во время танца надо смотреть на партнёра, а не внутрь своего богатого мира.

Теперь о разговорах во время быстрых танцев. Будет вежливо, если кавалеры после танца поблагодарят даму вместе с небольшим комплиментом. Конечно, в то время молодым особам запрещалось говорить комплименты, чтобы не попасть впросак, но, мне кажется, что в наше время будет вежливее ответить небольшим комплиментом. И вам, дорогие дамы, несложно, и кавалерам приятно. Во время танца достаточно улыбки или вопроса “Не устали ли Вы?”

Сложные танцы

Если танец сложный, а вы чувствуете себя неуверенно, то будет вежливо предупредить партнёра заранее, а если он согласился, то должен внимательно следить и заранее предупреждать об изменении движения, допустим, напоминать схему.

Если вы совсем не помните схему сложного танца, то выходить в общий круг можно, только если на протяжении всего танца не будете расставаться с тем партнёром, который вас пригласил. Если это танец со сменой или контрданс, то лучше не нужно.

Если вдруг вы вышли танцевать и видите, что половина танцует его по другой схеме, то не надо выяснять отношения прям там и уверять, что ваша схема правильней. Если есть возможность, разделитесь на несколько линий или кругов, чтобы не мешать друг другу. Или быстренько поймите, в чём различия и поменяйте или обучите проходящих. В любом случае предпочтение отдаётся всегда схеме хозяев бала.


Если вы - хозяева бала и знаете, что у этого танца несколько схем, то будет вежливым сообщить перед танцем гостям различия в схемах.

Если так получилось, что при перемене партнёра Вы оказались без оного, то постарайтесь не выказывать недовольства, спокойно оглядеть залу, вдруг напротив окажется свободный партнёр, тогда с ним можно будет продолжить танец. Если такового не оказалось, то отойдите в сторону и не мешайте танцующим.

Ну и общее пожелание - будьте тактичны и вежливы.

Этикет отказов:
1. Дама может отказать кавалеру, если она приглашена на этот танец другим (это объяснение можно использовать так же, если кавалер явно часто приглашает эту даму, но нельзя пользоваться им часто).
2. Если дама случайно пообещала двум кавалерам один танец, то она не должна его танцевать вовсе, отговорившись нездоровьем.
3. Если кавалер случайно пообещал одной даме танец, а потом её не нашёл, то лучше бы с другой не танцевать или, как минимум, подождать начала танца, потому что дама может, заслышав музыку, прибежать в зал.
Если приглашаете даму заранее, лучше спросить её, где в зале она будет перед обещанным танцем.
4. Если дама отказала в танце, то пригласить нужно её соседку, не проходя мимо.
5. Постарайтесь быть внимательными и приглашать не только партнёров, с которыми приятно или привычно танцевать, но и тех, кто мало танцует. Для XIX века это логично, потому что человек, попадая в общество, всегда должен был отдать ему долг, а потом получать уже удовольствие.
В XIX веке было принято, что кавалер сперва приглашает хозяйку (если она танцует), потом её родственниц, потом родственниц своих друзей, а потом уже только танцует с тем, кто нравится. Я к этому не призываю, но прошу, особенно кавалеров, будьте внимательны ко всем дамам, и вам это зачтётся.
Этикет танцев с ограниченным количеством туров

Исторически вальс играли достаточно долго, поэтому никто не танцевал его полностью, приглашали на тур вальса (т.е. круг вальса). Сейчас это тоже входит в моду, так как дам много, и хочется потанцевать всем. Как же поступить в этом случае и не обидеть ни одну?

Один вариант исторический, возможен только под очень длинную музыку, не менее 10-15 минут.
Кавалер приглашает даму на тур вальса, к концу его уточняет, не устала ли она и не хочет ли ещё. Если дама соглашается, то они танцуют ещё один. После этого кавалер провожает даму до места или в буфет, ухаживает за ней и только после этого идёт приглашать следующую.

Второй вариант современный, рассчитанный на более короткую музыку.
Кавалер сам решает, сколько кругов он танцует с каждой дамой, и не изменяет этому числу до конца танца. После того, как он протанцевал с дамой, он кланяется, провожает до места, извиняется, что оставляет, не объясняя причины, и после этого идёт приглашать следующую даму.

Этикет контрдансов


1. Старайтесь не вставать в контрдансы, если не знаете схему или, во всяком случае, не вставайте в начало и активной парой.
2. Если колонна уже начала строиться, то вставайте строго в её конец.
3. Если контрданс на несколько пар, то постарайтесь их найти заранее. Это будет смотреться лучше, нежели все будут бегать в панике по залу в поисках визави.
4. Обращайте внимание на людей, с которыми вы танцуете. Всех новых партнёров приветствуйте кивком головы
5. Если вы свободно ориентируетесь в схеме, а окружающие не очень, то постарайтесь не учить и тактично не указывать на ошибки, если они не мешают общему танцу, а если мешают, то вежливо напомнить схему.
6. Если вы и ваш партнёр свободно ориентируетесь в схеме, то можете ещё и общаться. Только разговор должен быть коротким, практически обмен мнениями. Не забывайте при этом обращать внимание и на партнёров визави. С ними тоже можно поговорить при случае.
7. Если вы в одно из проведений отдыхаете и меняете номер, то не стоит уходить из линии, это собьёт танцующих. Лучше спокойно стоять и разговаривать.

8. Не выходите из танца в центре колонны, это можно сделать только в момент, когда ваша пара отдыхает, вежливо предупредив соседнюю и поблагодарив за танец.

9. Всегда подстраивайтесь под активную пару, даже если она ошибается в схеме.
Котильоны и иные весёлые игры
Прежде всего котильоны - это, во-первых, игры, во-вторых, танцы, в которых Вы можете столкнуться практически с любым участником мероприятия, и показать себя с любой стороны.
Поскольку совпадение пары во время котильона часто является случайным, нельзя выказывать своего неудовольствия тем, что Вам достался нежеланный партнер. После определения пары нужно приветствовать своего кавалера/даму, после окончания фигуры поблагодарить и при необходимости кавалеру отвести даму туда, куда она укажет.
Если фигура котильона предполагает сознательный выбор (ручеек, танцы с “хлопком” и т.д.), невежливо часто выбирать одного и того же партнера, особенно сразу после того, как его/её у вас “забрали”, тем более выражать своё неудовольствие этим.
Перед тем, как сделать выбор (если фигура это позволяет, например, танец с цветком или “загадки”), поприветствуйте тех, из кого выбираете, а они, в свою очередь, поприветствуют вас.
В фигурах с выбором нельзя “сопротивляться” выбору: выходить из котильона, когда пара уже определилась (дотанцуйте фигуру и выходите, если желаете), не идти с выбравшим вас, пытаясь остаться в прежней паре (в “ручейке”, например), не замечать знака выбора (хлопок), тем более как-то выказывать неудовольствие или озвучивать свои возражения.
Если после определения пар вы оказались одни, посмотрите, возможно, кто-то ещё без пары, если нет - отойдите в сторону, чтобы не мешать танцующим, и постарайтесь присоединиться к котильону после окончания сета.
Если котильон предполагает равное количество кавалеров и дам (“беседка”), вставать в него нужно именно парой, либо распорядитель должен проследить за тем, чтобы в котильоне оказалось равное число дам и кавалеров.
Плохим тоном во время котильона считается танцевать другой танец под ту же музыку, например, просто вальс, это неуважение к гостям бала.

Ну и помните, что котильон, безусловно, игра, но во время котильона соблюдаются те же правила этикета, что и во время всего бала и в обычной жизни. Громкие выкрики, хлопки, резкие неизящные движения и подобное неподобающее поведение неуместны.


Постановочные номера
1. Во время музыкальных, литературных или показательных номеров вежливо будет отвлечься от своих дел и обратить всё внимание на выступающих.
2. Крайне неприлично разговаривать в то время, когда кто-то выступает.
3. Если вы играете в карты, то при объявлении номера оставьте игру и идите слушать или смотреть.

Буфет, чай
1. Желательно, чтобы кавалер провожал до буфета дам и ухаживал за ними.
2. Если дамы идут одни, то чай принесёт самая вежливая.
3. Так как у нас нет слуг и лакеев, то желательно посуду за собой убирать самостоятельно
4. Если в окружении пластиковой посуды вы будете внимательны друг к другу, галантны и вежливы, то этого достаточно, чтобы не нуждаться в столовом серебре.

Светская беседа
1. Старайтесь разговаривать негромко
2. Старайтесь, чтобы разговор был интересен всем слушающим
3. Старайтесь не сплетничать и не обсуждать то, что не хотите сделать достоянием общества.
4. Вежливо выслушайте собеседника, не выказав неудовольствия, даже если он скучен до невозможности.
5. Старайтесь выражать эмоции сдержанно, громко не смеяться, не делать широких жестов.
6. Кавалеры, уступайте стулья дамам. Если дама хочет присоединиться к обществу, где все сидят, поищите ей стул.

Обязанности приходящих на бал

1. Принимая приглашение на бал, вы берете вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным.

Следует избегать любых проявлений шутовства. Те, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно, а также следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Без перчаток на бал появляться нельзя.

Если вы не знаете, как себя вести, то представьте, что перед вами король или королева, и все получится само собой.
2. Карне, или агенды - это танцевальные книжки (сейчас в их качестве часто используются бальные программки), в которых дамы отмечают танцы, на которые их заранее пригласили (зачастую с именами кавалеров). Первоначально в карне писались куртуазные записки. Постепенно карне стали пользоваться и мужчины. Это исключало вероятность пригласить или принять приглашение сразу от двух партнеров на один танец, а также облегчало предложение свободного танца, если конкретный танец пара не смогла танцевать вместе.

Карне должны служить только этой утилитарной цели, невежливым считается сравнивать карне друг друга или похваляться количеством приглашений.
3. Язык веера, популярный в Галантную эпоху, к XIX веку уже практически прекратил своё существование, веер использовался по назначению - навевать на себя прохладу. Прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично, как и неправильно часто и сильно обмахиваться веером.
Во время танца можно оставить веер в бальной зале или даме (не кавалеру!) или взять с собой, в этом случае держите его в левой руке.
Кавалеру нельзя, потому что это служит обещанием.
Просить у кого-то веер - верх неприличия.
Игры, карточные и просто.
Карточные игры

1. Нужно знать правила игр

2. Нужно перед началом игры лёгким наклоном головы приветствовать всех играющих.
3. Собирать карты со стола должны только мужчины.
4. Не нужно разговаривать во время игры с лицами, которые в ней не участвуют, за исключением форсмажорных обстоятельств
5. нельзя тасовать карты, перетасованные кем-то из участников.
6. Выигравший игрок должен предоставить возможность отыграться.
7. Потеря самообладания не приветствуется
8. Не делайте замечания партнёру, даже если он этого стоит.
9. Не заглядывайте в карты других игроков.
Бальные игры
Обычно о том, чем заняться нетанцующим, заботятся устроители. Но если они вдруг забыли, то вот несколько бальных игр, которыми можно себя занять.
Игра в рифмы или слоги
Все играющие садятся в кружок, берётся платок или мячик. Его перекидывают и одновременно называют слово или слог, поймавший должен сказать рифму к слову или второй слог, чтобы получилось слово. Если человек не может, то он выполняет фант.
Игра в почту
Все участники пишут на листочке вопрос, их перемешивают. Каждый получает свой. Не читая, он пишет ответ. Потом всё прочитывается.
Птицы летят
Все играющие садятся в круг за стол и кладут указательные пальцы на него. Потом по очереди называют существительные. Если этот предмет может летать, то надо поднять палец. Если кто-то поднял его невовремя, то наказывается фантом.
Фанты
Фанты должны быть такими, которые можно выполнить в неудобном костюме, также они не должны напоминать о современности.
Пример плохих фантов:
1. Залезть под стол и сказать, что “я луноход, беру образцы грунта”
2. Залезть дамам под юбку

Пример хороших фантов:
1. Протанцевать танец с дамой/кавалером в синем
2. Выпросить у дамы платок

3. Заговорить с тремя людьми в золотом