prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г.Казань)


Набережночелнинский филиал
Институт бизнес-образования

ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(выпускная квалификационная работа)


Выполнил: студент Нурутдинов Л. Р.

Научный руководитель: к.п.н., доцент ________________Лыткина Н.Л.
Набережные Челны 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общая характеристика интеллектуальной собственности……………7

§1. Основные положения о праве интеллектуальной собственности…………7

§2. Авторское право……………………………………………………………..14

§3. Права, смежные с авторскими………………………………………………28

Глава II. Защита прав интеллектуальной собственности……………………..35

§1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности……………………………………………………………….35

§2. Административная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности……………………………………………………………………47

§3. Уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности………………………………………………………………………..55

Выводы и предложения…………………………………………………………69

Список использованных источников и литературы…………………………..81

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С учётом скорого вхождения России во Всемирную торговую организацию (осталась ратификация Государственной Думы РФ) и возросших требований мировой политической и культурной элиты к соблюдению авторских и смежных прав в России, вопрос о защите интеллектуальной собственности и общее регулирование данного правового института приобретает особую остроту. Либо Россия становится в ряд с цивилизованными в данном вопросе странами ЕС, США и др., либо остаётся в глазах всего мирового сообщества отсталой страной, где процветает пиратство и прочие посягательства на интеллектуальную собственность. Решение данной проблемы осложняется историческим прошлым. В СССР права на интеллектуальную собственность были весьма ограниченными и постоянно нарушались, даже на официальном уровне. В России интеллектуальная собственность, как и предпринимательство, всё ещё требует поддержки и особой защиты. В данной работе автор не увязывает решение проблемы с экономическим благополучием населения, хотя и признаёт, что низкие доходы населения, по сути, и есть главный провоцирующий фактор нарушения прав на интеллектуальную собственность. В работе затрагиваются в первую очередь пути решения проблемы в формально-правовой плоскости, совершенствовании законодательства и правоприменительной практики, в улучшении работы правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями в отношении интеллектуальной собственности. Экономические первопричины несоблюдения прав на интеллектуальную собственность и криминологические исследования автор не рассматривает.


Объект исследования – интеллектуальная собственность.

Предмет исследования – защита прав интеллектуальной собственности.

Хронологические рамки исследования: 2006 – по настоящий момент.

Цель работы – охарактеризовать интеллектуальную собственность, рассмотреть особенности её правовой защиты и проблемы, возникающие при этом.

Задачи работы:


  1. Изучить специфику авторских прав в РФ.

  2. Рассмотреть права, смежные с авторскими.

  3. Исследовать гражданско-правовую защиту прав интеллектуальной собственности.

  4. Разобрать административную и уголовную ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности и некоторые проблемы правоприменения.

  5. Разработать практические рекомендации.

Структура работы представлена двумя главами с тремя параграфами в каждой.

В первой главе рассматриваются:

§1. Основные положения о праве интеллектуальной собственности.

§2. Авторское право.

§3. Права, смежные с авторскими.

Такое деление обусловлено, прежде всего, тем, что работа направлена в первую очередь на исследование вопроса о защите прав на интеллектуальную собственность. Поэтому автор работы рассматривает далеко не все виды интеллектуальной собственности, а только авторские и смежные с ними права.

Во второй главе рассматриваются:

§1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности.

§2. Административная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности.

§3. Уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности.

Методологические приёмы – сравнительно-сопоставительный, анализ документов.

Обзор литературы и характеристика источников. Автор работы использовал как международно-правовые акты РФ, так и нормативно-правовые акты РФ; специальную литературу разных учебных дисциплин - информационного права, интеллектуального, гражданского.


Список литературы структурирован классическим (для юрфака) образом и включает в себя международные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты РФ и специальную литературу.

Оформление ссылок в работе, в том числе на ресурсы сети интернет, произведено в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-20081. Автор работы предпочёл работать с правовой системой «Консультант Плюс», а не книжными носителями. Так как в условиях постоянно меняющейся нормативно-правовой базы, очень трудно отследить все изменения. А электронно-правовая система постоянно обновляется и систематизирует поправки.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

§1. Основные положения о праве интеллектуальной собственности
Право интеллектуальной собственности понимается в двух смыслах:

- право собственности на "право" и охраняется факт создания (Германия, Россия);

- охраняется факт фиксации произведения (США, Англия, Франция). Происходит отделение объекта от формы.

Реализация права интеллектуальной собственности происходит в конкретных формах, которые изменяют субъектные права автора, хотя реализуются они с согласия автора, например:

- право на воспроизведение влечет за собой изменение формы информации;

- запись с использованием технических устройств влечет смену носителя;

- трансляция произведения влечет перевод его в форму СМИ;

- перевод влечет изменение языка;

- аранжировка или переделка влечет изменение формы и содержания2.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальные права) - это возможность обладателя интеллектуальной собственности по своему усмотрению использовать эту интеллектуальную собственность, распоряжаться ею, разрешать или запрещать ее использование неограниченному кругу третьих лиц, а также защищать свои имущественные и неимущественные права способами и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом.


Сущность и значение. Институты, объединенные в рамках интеллектуальных прав, при всех их существенных особенностях имеют своей общей целью закрепление и охрану духовных, нематериальных интересов человека. Развитие в постантичном праве институтов, связанных с защитой прав писателей, художников, изобретателей представляет собой огромный шаг вперед по сравнению с римским частным правом (проф. И.А. Покровский). В ходе дальнейшего развития общества большое значение приобрели средства индивидуализации юридических лиц, продукции, выполняемых работ или услуг. Такие средства индивидуализации приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные права являются правами абсолютными. Развиваясь первоначально по модели классического права собственности, институты интеллектуальных прав ныне обособились и создали крупное подразделение (подотрасль) гражданского права. Отличие интеллектуальных прав от права собственности заключается в следующем:

1) Результаты интеллектуальной деятельности являются неимущественным благом. Интеллектуальные права существуют независимо от права собственности на материальный объект, в котором результаты интеллектуальной деятельности выражены.

2) Для интеллектуальных прав характерна срочность права и территориальность его действия.

3) У обладателя исключительного права отсутствует правомочие владения.

4) Объект исключительного права может быть использован одновременно неопределенным кругом лиц.

Следует различать интеллектуальные права в субъективном смысле (правомочия правообладателя) и в объективном смысле (совокупность норм об интеллектуальных правах).

Результаты интеллектуальной деятельности - объективированные продукты научного, технического, художественного и иного духовного творчества человека, которым предоставляется правовая охрана.

Интеллектуальная собственность - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В данном значении "собственность" не является субъективным правом, а, напротив, относится к объектам особых субъективных прав.


Интеллектуальные права - субъективные абсолютные гражданские права на интеллектуальную собственность. Интеллектуальные права подразделяются на: 1) исключительное имущественное право, 2) личные неимущественные права автора (создателя) интеллектуальной собственности и 3) иные права.

Исключительное право - возможность использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению, распоряжаться им, а также пресекать незаконное использование объекта всеми третьими лицами.

Автор результата интеллектуальной деятельности - гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Соавторство - создание результата интеллектуальной деятельности совместным творческим трудом двух и более граждан.

Правообладатель - лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Исключительное право на результат первоначально возникает у его автора. Причины несовпадения автора с правообладателем: 1) отчуждение автором исключительного права, 2) переход исключительного права к правопреемнику, 3) создание результата в рамках исполнения трудовых обязанностей.

Распоряжение исключительным правом - отчуждение исключительного права или предоставление другому лицу права использования результатов интеллектуальной деятельности.

Договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234 Гражданского кодекса РФ3) - соглашение, в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ) - соглашение, в соответствии с которым одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. По этому договору возможно предоставление неисключительной (по умолчанию) и исключительной лицензии.


Лицензия простая (неисключительная) - предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Лицензия исключительная - предоставление права использования результата без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Лицензия принудительная - предоставление судом по требованию заинтересованного лица права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу.

Основные виды результатов интеллектуальной собственности:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) исполнение произведений;

3) фонограммы;

4) изобретения;

5) селекционные достижения;

6) интегральные микросхемы;

7) секреты производства (ноу-хау);

8) фирменные наименования;

9) товарные знаки и знаки обслуживания и другие.

Сложным объектом признается такой результат интеллектуальной деятельности, который сам по себе состоит из нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Сложными объектами являются аудиовизуальное произведение (напр., кинофильм), театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология. Авторы имеются у сложного объекта в целом и у каждого результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта (продюсер и т.п.) приобретает исключительное право на сложный объект на основании договоров об отчуждении исключительного права с авторами или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности. Законом установлено, что некоторые результаты интеллектуальной деятельности подлежат государственной регистрации. В этом случае признание и защита исключительного права на регистрируемый результат возникает в зависимости от факта государственной регистрации, кроме того, государственной регистрации будут подлежать договоры о передаче исключительного права и сам переход этого права.


Соответственно, существует три правовых режима в зависимости от необходимости государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности:

1) Обязательная государственная регистрация, например, изобретение.

2) Отсутствие государственной регистрации, например, произведение науки, литературы и искусства.

3) Государственная регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя, например, программы для ЭВМ.

В рамках интеллектуальных прав рассматриваются следующие институты:

- авторское право;

- права, смежные с авторскими;

- патентное право;

- право на селекционное достижение;

- право на типологии интегральных микросхем;

- право на профессиональные секреты (ноу-хау);

- права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий4.
§2. Авторское право
Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право выполняет четыре функции.

Первая из них - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.


Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат законы и иные правовые акты РФ, международные договоры РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК источниками авторского права являются отдельные нормы ГК и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК и другим федеральным законам.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.5 и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г6. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г7. и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г8.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).


Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:

- во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности;

- во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права могут служить как произведение в целом, так и его часть (включая ее название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.

Разумеется, творчество - субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.


Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, пиратства, плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права, либо признается объектом патентного права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений"9. В данном Постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников неохраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений.

В случае если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.


С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т.е. существовало, в какой-либо объективной форме.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);

- устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);

- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);

- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.


Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых. Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародованные в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.


Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Исходя из того что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. Объектами авторского права, в частности, являются:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);


- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и т.п. характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права. Это:

- официальные документы, в частности законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;


- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретение и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

- латинской буквы "C" в окружности;

- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

- года первого опубликования произведения10.
§3. Права, смежные с авторскими
Смежные права получили такое название потому, что они осуществляются с соблюдением прав авторов и иных обладателей исключительного права на исполняемые, записываемые, передаваемые, публикуемые произведения (например, при исполнении песни певец должен соблюдать права авторов текста и музыки).

В то же время смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Например, хотя литературное произведение (пьеса) перешло в общественное достояние, актеры и режиссер-постановщик приобретают смежные права на ее исполнение.

К объектам смежных прав относятся (ст. 1304 ГК РФ):

1) результаты исполнительской деятельности (исполнения) — исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы — любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, созданных как самой этой организацией, так и по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.


Смежные права, как и авторские права, возникают с момента создания соответствующего объекта и не требуют соблюдения каких-либо формальностей. К смежным правам относится прежде всего исключительное право, которое носит срочный характер. По истечении срока его действия соответствующий объект смежных прав переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения при условии указания имени автора (исполнителя) и обеспечения неприкосновенности произведения (исполнения).

В отношении отдельных объектов в случаях, прямо предусмотренных ГК РФ, носители смежных прав наделяются также личными неимущественными правами.

Субъектами смежных прав являются:

1) Исполнитель (автор исполнения) — гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. К исполнителям относятся, во-первых, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера; во-вторых, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления); в-третьих, дирижер (ст. 1313 ГК РФ).

Исполнителю принадлежит не только исключительное право на исполнение, но и личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность исполнения).

Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно в порядке, аналогичном порядку охраны интересов автора произведения (ст. 1316 ГК РФ).

Срок действия исключительного права на исполнение — в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.


2) Изготовитель фонограммы — лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, признается изготовителем фонограммы, пока не доказано иное (ст. 1322 ГК РФ).

Помимо исключительного права изготовителю фонограммы принадлежат также право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы. Права изготовителя фонограммы должны осуществляться с соблюдением прав не только авторов произведений, но и исполнителей. В отличие от имени автора произведения или исполнителя и неприкосновенностью. В отличие от срока действия исключительного права на произведение, 50-летний срок исчисляется не с момента смерти исполнителя. Смерть исполнителя по общему правилу влечет прекращение исключительного права, однако если к этому моменту исключительное право существовало менее 50 лет, то оно прекращается по истечении 50 лет своего действия. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок действия исключительного права продлевается на четыре года. Если же исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, то срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя произведения или исполнения, которые охраняются бессрочно, право изготовителя на указание своего имени (наименования) и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы (ст. 1323 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Если фонограмма была обнародована в пределах 50 лет после осуществления записи, то 50-летний срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором фонограмма была обнародована.


3) Организация эфирного или кабельного вещания — юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (радиостанции, телевизионные компании) (ст. 1329 ГК РФ).

Организация эфирного или кабельного вещания обладает только исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи. Срок его действия — 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

4) Изготовитель базы данных — лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке, признается изготовителем базы, если не доказано иное (ст. 1333 ГК РФ).

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право, а также право на указание своего имени или наименования на экземплярах базы данных и (или) их упаковках.

Изготовитель базы данных приобретает исключительное право в том случае, если создание базы данных требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат.

При этом считается, что создание базы данных требует существенных затрат, если она содержит не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных (п. 1 ст. 1334 ГК РФ).

Исключительное право изготовителя базы данных состоит в возможности извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

По сравнению с другими смежными правами, в отношении исключительного права изготовителя базы данных установлен срок действия меньшей продолжительности — 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Однако при каждом обновлении базы данных данный срок возобновляется (ст. 1335 ГК РФ).

5) Публикатор — гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом (ст. 1337 ГК РФ).


Публикатор обладает исключительным правом на обнародованное им произведение, а также правом на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Содержание исключительного права публикатора в целом аналогично содержанию исключительного права автора. В него не входит лишь перевод или другая переработка произведения, а также практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Срок действия исключительного права публикатора — 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК РФ).

Указанные субъекты смежных прав могут распоряжаться принадлежащим им исключительным правом — заключить договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также их правопреемники для оповещения о принадлежащем им исключительном праве могут использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК РФ)11.




следующая страница >>