prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Ибн Раджаб аль-Ханбали, рахимахуллах, сказал: «Имамы и факихи ахлюль-хадис следуют достоверным хадисам тогда, когда есть знание, что они практиковались сподвижниками и теми, кто был после них. Если же саляфы сошлись на том, что какому-то хадису не следуют, то этому хадису нельзя следовать (даже если он достоверный). Ведь, если они оставили следование ему, значит, они знали [некую] причину, по которой так поступили. Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Берите то мнение, которое соответствует тому, что было до вас. Ведь они знали больше вас»8.


Также Ибн Раджаб, рахимахуллах, сказал: «В наше время мнения Шафии, Ахмада, Исхака и других имамов-саляфов зафиксированы, и люди должны остерегаться того, что пришло после них, потому что после них появились группы, которые относили себя к Сунне, но, на самом деле, противоречили ей, поскольку отошли от мнений имамов. Они стали высказывать мнения, которые не высказывали имамы, и опираться на те хадисы, на которые те не опирались» (стр. 69).

Баян фадль ильм саляф'аля ильм халяф, с. 57.

Имамы Ахлисунна выражают ашаритскую акыду: “Аллах не описывается движением или покоем”

Сказал имам Ибн Джарир ат-Табари (224-310 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «ат-Табсир»:

وقد صرح الإمام الطبري في كتاب التبصير (ص 201)

(باجتماع الموحدين من أهل القبلة وغيرهم على فساد وصف الله تعالى بالحركة والسكون.)

«Иджма единобожников (муваххидов) из Ахлю киблы и других на не приемлемости (негодности) описывать Всевышнего Аллаха движением и покоем»

[Ат-Табари, «Ат-Табсир», стр. 201]

Великий мухаддис и факих, имам Абу Умар ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368-463 х/978-1071 м) сказал в своей книге «Аль-Истизкар»:

وَقَدْ قَالَتْ فِرْقَةٌ مُنْتَسِبَةٌ إِلَى لسُّنَّةِ إِنَّهُ يَنْزِلُ بِذَاتِهِ! وَهَذَا قَوْلٌ مَهْجُورٌ لأنّه تَعَالَى ذِكْرُهُ لَيْسَ بِمَحَلٍّ لِلْحَرَكَاتِ وَلا فِيهِ شَيْءٌ مِنْ علامَاتِ الْمَخْلُوقَاتِ

«И сказала одна группа, которая относит (приписывает) себя к суннитам, что Всевышний нисходит (Сам) сущностью своей. Эти слова не принимаются, так как Всевышнему Аллаху не присуще движение, и нет у Него ничего из того, что присуще сотворенному».


[Ибн Абдиль-Барр, «Аль-Истизкар», 2/530; Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1421/2000]

Имамы Ахлисунна об обязательности таклида

Сказал Имам Абу Абдуллах Аль-Куртуби Аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) в тафсире 7 аята, суры аль-Анбияъ:

مَسْأَلَة : لَمْ يَخْتَلِف الْعُلَمَاء أَنَّ الْعَامَّة عَلَيْهَا تَقْلِيد عُلَمَائِهَا , وَأَنَّهُمْ الْمُرَاد بِقَوْلِ اللَّه عَزَّ وَجَلَّ : “فَاسْأَلُوا أَهْل الذِّكْر إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ” (النحل: 43) و أَجْمَعُوا عَلَى أَنَّ الْأَعْمَى لَا بُدّ لَهُ مِنْ تَقْلِيد غَيْره مِمَّنْ يَثِق بِمَيْزِهِ بِالْقِبْلَةِ إِذَا أَشْكَلَتْ عَلَيْهِ ; فَكَذَلِكَ مَنْ لَا عِلْم لَهُ وَلَا بَصَر بِمَعْنَى مَا يَدِين بِهِ لَا بُدّ لَهُ مِنْ تَقْلِيد عَالِمه , وَكَذَلِكَ لَمْ يَخْتَلِف الْعُلَمَاء أَنَّ الْعَامَّة لَا يَجُوز لَهَا الْفُتْيَا ; لِجَهْلِهَا بِالْمَعَانِي الَّتِي مِنْهَا يَجُوز التَّحْلِيل وَالتَّحْرِيم

Предмет вопроса: Нет разногласия среди ученых в том, что для простолюдинов (аммат) нужно следовать (такълид) за своими учеными. Тем самым они следуют словам Аллаха (Свят Он и Велик): (смысл): «Спрашивайте обладателей напоминяния (Знания), если сами вы незнаете» (Ан-Нахль, 43). И согласились они на том, что для несведущего (слепца) неизбежен таклид за другим, кого он находит (выделяет как) достойным доверия, когда в этом есть затруднение. Поэтому тот, у кого нет знания и понимание (басар) в том, в чем он обязуем, то для него неизбежно следование (таклид) за учеными. И поэтому не разногласят ученые в том, что для простолюда не разрешено выносить фетвы из-за их невежества в смыслах (Корана и Сунны) из которых (смыслов или значений) они делают что-либо халялем или харамом.

[Аль-Куртуби, «Аль-Джамиъу ли Ахкамиль Куран», 21:7]


Сказал Ибн Куддама Аль-Макдиси Аль-Ханбали (541-620 х/1146-1223 м) в своей книге «Равзат ан-назир»:

وأما التقليد في الفروع فهو جائز إجماعاً فكانت الحجة فيه الإجماع ولأن المجتهد في الفروع إما مصيب وإما مخطىء مثاب غير مأثوم بخلاف ما ذكرناه فلهذا جاز التقليد فيها ، بل وجب على العامي ذلك وذهب بعض القدرية إلى أن العامة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضاً ، وهو باطل بإجماع الصحابة

«Что касается таклида (следования) в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых (иджмаъ). Доводом этому служит единогласное мнение ученых потому что муджтаhид в (вопросах) фикха, будь он прав или ошибся получает вознаграждение и не записывается грех (за ошибку) в отличии от того, что мы упомянули. И поэтому дозволено делать таклид в нём (фикхе), более того это является обязательным простолюдину (амми). Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод (далиль) в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».

Равзат ан-назир ва джаннат аль-Муназир», 2/451]

Кто достоин называться мухаддисом?

Сказал великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) в своей книге «Тадриб ар-рави» которая является шархом на книгу «ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:

وفي الكامل لابن عدي من جهة النفيلي ، قال : سمعت هشيما يقول : من لم يحفظ الحديث فليس هو من أصحاب الحديث . والحق أن الحافظ أخص ، وقال التاج السبكي في كتابه معيد النعم : من الناس فرقة ادعت الحديث فكان قصارى أمرها النظر في مشارق الأنوار للصاغاني . فإن ترفعت [ ارتقت ] إلى مصابيح البغوي ، وظنت أنها بهذا القدر تصل إلى درجة المحدثين ، وما ذلك إلا بجهلها بالحديث ، فلو حفظ من ذكرناه هذين الكتابين عن ظهر قلب وضم إليهما من المتون مثليهما لم يكن محدثا ، ولا يصير بذلك محدثا حتى يلج الجمل في سم الخياط ، فإن رامت بلوغ الغاية في الحديث على زعمها اشتغلت بجامع الأصول لابن الأثير ، فإن ضمت إليه ” علوم الحديث ” لابن الصلاح أو مختصره المسمى ” بالتقريب والتيسير للنووي ” ونحو ذلك ، وحينئذ ينادى من انتهى إلى هذا المقام : بمحدث المحدثين وبخاري العصر ، وما ناسب هذه الألفاظ الكاذبة ، فإن من ذكرناه لا يعد محدثا بهذا القدر


وإنما المحدث من عرف الأسانيد والعلل ، وأسماء الرجال والعالي والنازل ، وحفظ مع ذلك جملة مستكثرة من المتون ، وسمع الكتب الستة ، ومسند أحمد بن حنبل ، وسنن البيهقي ، ومعجم الطبراني ، وضم إلى هذا القدر ألف جزء من الأجزاء الحديثية . هذا أقل درجاته ، فإذا سمع ما ذكرناه وكتب الطباق ودار على الشيوخ وتكلم في العلل والوفيات والمسانيد كان في أول درجات المحدثين ، ثم يزيد الله من يشاء ما يشاء .

وقال في موضع آخر منه : ومن أهل العلم طائفة طلبت الحديث وجعلت دأبها السماع على المشايخ ومعرفة العالي من المسموع والنازل . وهؤلاء هم المحدثون على الحقيقة ، إلا أن كثيرا منهم يجهد نفسه في تهجي الأسماء والمتون وكثرة السماع من غير فهم لما يقرؤه ، ولا تتعلق فكرته بأكثر من أني حصلت جزء ابن عرفة عن سبعين شيخا ، وجزء الأنصاري عن كذا كذا شيخا . [ وجزء ابن الفيل ] وجزء البطاقة ، ونسخة أبي مسهر ، وأنحاء ذلك ، وإنما كان السلف يستمعون فيقرءون فيرحلون فيفسرون ، ويحفظون فيعملون. اهـ . تدريب الراوي في شرح تقريب النواوي

В книге «аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что он сказал: «Я слышал Хашима, как он говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не из обладателей хадиса (ученых хадиса). И истина в том, что (степень) хафиз является особой».

Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в своей книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть группа которая претендует на знания в науке хадиса, но они в крайнем случае просмотрели книгу ас-Сан’ани «Машарик аль-анвар», а в лучшем случае они поднялись до книги аль-Багъави «Массабих». И они подумали, что с таким количеством знаний они достигли уровня мухаддисов, но это является наоборот их невежеством в хадисоведении. Если они выучат наизусть эти две книги и еще вдобавок несколько подобных книг они не будут мухаддисами. Таким способом никто не может стать мухаддисом, даже если верблюд может пройти через ушко иглы.


А когда они хотят достичь какой-то цели в хадисоведении, как они говорят, то они занимаются книгой аль-Асира «Джамиу аль-усуль», а если еще и вдобавок читают «Улум аль-хадис» Ибн ас-Салаха или же мухтассар этой книги, который называется «ат-Такриб ва ат-тайсир», автор ан-Навави, или им подобные книги, то того, кто достиг такого уровня они называют мухаддисом мухаддисов или же аль-Бухари современности или другими подобными ложными именами. Но тот, кто достиг такого «уровня» с таким количеством знаний не считается мухаддисом.

Мухадисом же считается тот человек, который знает иснады (цепи передатчиков) и причины, а также имена передатчиков, кто выше и кто ниже, а также он должен знать наизусть большое количество матнов хадиса и слушать от учителя все шесть сборников хадиса («Кутуб ас-ситта» – «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслим, «Сунаны» ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджах), «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» аль-Байхаки», «Му’джам» ат-Табарани» и еще вдобавок к этому он должен знать тысячу джузов (частей) из «Аль-Аджза уль-хадисиййя». Вот это и есть самый нижний уровень мухаддисов. А когда он выслушает (изучит у учителя) все, что мы перечислили выше и напишет антитезы (сравнения) и обойдет всех шейхов и выскажется о причинах, о том кто, когда умер и об иснадах, он и будет на начальном уровне мухаддисов. А дальше Аллах поднимает кого желает и как пожелает.


Он (Ас-Субки) также в другом месте этой книги сказал: «Среди ученых есть группа, которые ищут хадисы, и их основное занятие это слушать хадисы от разных шейхов и различать из услышанного, что выше и что ниже. На самом деле они и есть мухаддисы, но многие из них прилагают большие усилия к правильному произношению имен передатчиков и матнов и к многократному слушанию хадисов от разных шейхов без понимания того, что сами читают и они не думают ни о чем кроме того, что они прошли Джуз Ибн Арафата у семидесяти шейхов и Джуз Аль-Ансари у столько-то шейха и Джуз Ибн аль-Фииль и Джуз аль-битака и нусха Абу Масхара и т.п.

А саляфы же сперва слушали, потом читали, потом уходили, потом разъясняли, потом запоминали (выучивали наизусть), а затем учили и других.

[Джалалуддин ас-Суюти, «Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави», стр. 13-14. Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1417/1992]

Цитаты (Интересные): Шейх ибн Таймийя о фихке куфийцев и истоках суфизма.

Ибну Таймийя (рахматуллахи алейх):

وأول من حمل اسم «/صوفي»/ هو أبو هاشم الكوفي، الذي ولد في الكوفة، وأمضى معظم حياته في الشام، وتوفى عام»160»، وأول من حدد نظريات التصوف وشرحها هو «/ذو النون المصري»/ تلميذ الإمام «/مالك»/، وأول من بوبها ونشرها هو»/الجنيد»/ البغدادي / اه

ملحوظة :ابوهاشم الكوفي كان معاصراً للامام المجتهد سفيان الثوري الذي توفي عام 155هـ

قال عنه سفيان الثوري : «/ لولا أبو هاشم ماعُرِفت دقائق الرياء

Первый, кого стали называть суфием, был Абу Хашим аль-Куфи, который родился в Куфе и большую часть жизни провёл в Сирии. Умер в 160 году по хиджре. Первый, кто определил теорию суфизма и написал комментарии к ней, был Зун-нун аль-Мисри, ученик Имама Малика. А первый, кто разделил её на главы и распространил, Джунайд аль-Багдади.


Примечание: Абу Хашим аль-Куфи был современником имама-мужтахида Суфьяна ас-Саври, который умер в 155 году по хиджре. Суфьян ас-Саври о нём сказал: «Если бы не Абу-Хашим, я не познал бы тонкости показухи».

قال ابن تيمية في » مجموع الفتاوى » «11/6″:

«أول ما ظهرت الصوفية من البصرة وأول من بنى دويرة الصوفية بعض أصحاب عبد الواحد بن زيد وعبد الواحد من أصحاب الحسن وكان في البصرة من المبالغة في الزهد والعبادة والخوف ونحو ذلك ما لم يكن في سائر أهل الأمصار ولهذا كان يقال فقه كوفي وعبادة بصرية/

Впервые суфизм выявился в Басре. Первым было общество Суфияти и некоторые последователи Абдулвахида ибн Зайда. Абдулвахид был последователем Хасана, среди выходцев из Басры он был наиболее аскетичным, поклоняющимся, набожным, и во всём остальном не было ему равных в других городах, и поэтому говорили: «Фикху Куфи, ва Ибадату Басрияти», то есть сильные факихи (знатоки мусульманского права) в Куфе, а усердно поклоняющиеся – в Басре.

تعريف الصوفي عند ابن تيمية في ” مجموع الفـتاوى “11/16″ : “

“هو ـ أي الصوفي ـ في الحقيقة نوع من الصديقين فهو الصديق الذي اختص بالزهد والعبادة على الوجه الذي اجتهدوا فيه فكان الصديق من أهل هذه الطريق كما يقال : صديقو العلماء وصديقو الأمراء فهو أخص من الصديق المطلق ودون الصديق الكامل الصديقية من الصحابة والتابعين وتابعيهم فإذا قيل عن أولئك الزهاد والعباد من البصريين أنهم صديقون فهو كما يقال عن أئمة الفقهاء من أهل الكوفة أنهم صديقون أيضاً

كل بحسب الطريق الذي سلكه من طاعة الله ورسوله بحسب اجتهاده وقد يكونون من أجلّ الصديقين بحسب زمانهم فهم من أكمل صديقي زمانهم والصديق من العصر الأول أكمل منه والصديقون درجات وأنواع ولهذا يوجد لكل منهم صنف من الأحوال والعبادات حققه وأحكمه وغلب عليه وإن كان غيره في غير ذلك الصنف أكمل منه وأفضل منه

«Поистине суфизм – это качество праведных. Это праведник, который отличился аскетизмом, поклонением усердствуя в этом. Праведные были из этого пути (суфизма). Как говорят: «Праведные алимы и праведные правители – это особые праведники, которые ниже по степени полноценных праведников. Праведность – качество, присущее сподвижникам, табиинам. Когда говорят о аскетах и поклоняющихся из Басры, что они праведные, это подобно тому, что говоришь об имамах факихов из Куфы, что они праведные. Также каждый в соответствии с его путём, на который он вступил на поклонение Аллаху, со следованием Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), в соответствии с его усердием и временем считается праведником. Они более праведные в своём времени, а праведники первого века более праведные, чем они. Для праведных есть степени и типы. И поэтому для каждого из них есть свой род, состояние и поклонение постоянно выполняющих. Если даже другой в иной категории (состоянии, поклонении) более полноценен и достоин, чем он».



следующая страница >>