prosdo.ru   1 ... 15 16 17 18

Хурзарин вспомнила то время, когда сын глядел на нее холодно и враждебно. Она представила, какие трудности пришлось испытать Сослану и его друзьям, чтобы вызволить ее из плена, и бросив взгляд на привязанных к пушке человека и далимона, произнесла:

— Без этого суда я и сама не буду достойна вашей боли! Но суд матери поучителен, когда она выносит приговор в том положении, в какое поставило ее зло!

— Нана, если ты не осудишь их сама, то ядовитые семена сына Хыза и Дзацу дадут всходы в другом мире! — подал голос Сослан.

— Одна я не имею права судить, дети мои! Это не совсем справедливо! Подойдите ко мне! — позвала Хурзарин.

Они сложили на землю оружие и подошли к матери.

— Нана! — обратился к ней Урузмаг. — Мы бы и сами вынесли приговор, но он был бы недолговечным. Твой же останется навсегда!

— Знаю, зачем вы привели их сюда! — покосилась Хурзарин на Челахсартага и Дзацу. — Мол, раз породила бешеных собак, сама и разбирайся с ними! Не забывайте, дети мои, что не в моих правилах уничтожать, я созидаю и взращиваю. Но если мои дети заболевают злом и человеконенавистничеством, то и судьей приходится быть мне. Хорошо, я буду беспощадна к злу, зародыш которого был в моем чреве, и пусть неповадно будет другим, пусть не берут пример с Челахсартага и Дзацу! — проговорила она и направила лучи на пушку.

«Громыхаловка» раскалилась докрасна. Челахсартаг и Дзацу неистово завопили. Это был вопль издыхающего зла. Послышалось шипение. В воздухе запахло паленым мясом. Сначала расплавились колеса, образовав красное озерцо, и длинный ствол медленно затонул в нем. Жидкий металл смешался с останками человека и дьявола и закипел. А Хурзарин долго не сбавляла жара, пока все не растеклось в разные стороны.

— Вот вам и материнский суд, дети мои! — молвила она.

Батрадз снял с нее кандалы и бросил их на середину реки. Хурзарин потрогала затекшие ноги, улыбнулась и поднялась на небо, продолжая смотреть на своих детей. Слезы счастья потекли из ее глаз и омыли раны гор и полей, которые она некогда выжгла и опалила. Река Марддон сразу же очистилась, над поверхностью воды растаял белый туман, и весь мир словно бы заулыбался.


— Батрадз, сынок, приходите в гости с Сосланом! — прозвучал нежный голос Хурзарин.

И Батрадз ответил:

— С удовольствием, на-на-а-а!

Сослан вернулся в город и разыскал парня из Саниба. Они вместе отправились к Дзаха, выволокли его и отвели к «давильне». «Если ты не хочешь, чтобы я искромсал твое тело мечом, ступай в «уголок непокорных» и накорми узников своей колдовской пищей!» — сказал ему Сослан. Тот заупрямился, но друзья силой втолкнули его в «давильню». Чуть погодя стены завыли и двинулись навстречу... Потом они обложили «давильню» порохом и взорвали ее. Разнесли темницы, сровняли с землей холмики и завалили источник молочного озера. Все было сделано до захода солнца.

Тем временем у Гумского человека истек срок действия молока. Встретившись с побратимом, он обнял его и произнес дрожащим голосом:

— Сослан, брат мой! Жалко бросать без присмотра эти башни и стены. В конце концов Третий мир уже не прежний, он больше не принадлежит Лагза и Дзацу! Когда-нибудь здесь тоже расцветет жизнь, вырастут леса, разведутся звери, и мы сходим с тобой на охоту!

Сослан внимательно выслушал Гумского человека, а потом дал такой ответ:

— Нет, брат, я никогда не стану жителем мира, в котором свершилось столько зла! Да и тебе не советую!.. Кроме того, — Сослан вспрыгнул на Дзындз-Аласа, — я обещал Барастыру вернуться в рай. А слово, как тебе известно, надо держать!..


1 Далимоны — дьяволы в осетинской мифологии.

2 Барастыр — повелитель загробного мира.

3 Согласно осетинской мифологии, солнце заглядывало в загробный мир только по вечерам и называлось «солнцем мёртвых».

4 Царцдзу — ворота в ад.

5 Сау Цыззы Цасс — ад, основанный далимонами; существовал помимо обычного ада. Попавших туда ждали более жестокие наказания.


6 Сын Хыза Челахсартаг — известный герой нартского эпоса. Во время одного из походов Сослана он похитил у него жену Ацырухс и запер у себя в крепости, но нарты отняли ее у Челахсартага и разорили его жилище.

7 Ма хур — солнышко мое.

8 Согласно эпосу, тело Сослана было булатным.

9 Церекк и Бидас — мифические кузнецы. Им удалось выковать панцирь и шлем, которые являлись при первом зове хозяина, и тогда ему не были страшны ни меч, ни стрелы.

10 В опасных ситуациях кони нартских героев — Сослана и Урузмага, наделенные способностью говорить по-человечески и давать полезные советы, сами предлагали хлестнуть их плетью так, «чтобы с крупа сошла шкура на пару арчита (обувь из сыромятной кожи), а у всадника с ладони — кожа на подметки».

11 Армарин — мера длины, равная одному локтю.

12 Идущие на тот свет могли попасть в страну мертвых только через мост-волосинку.

13 Дзам-дзам — река забвения, протекающая в царстве мертвых.

14 Урузмаг и Хамыц — отец и дядя Сослана, популярнейшие герои нартского эпоса.

15 Нарты делились на три рода: Ахсартаккаты, Бораты и Алагаты.

16 Баба — отец.

17 Сырдон — самый хитроумный и находчивый герой эпоса, отличался эксцентричностью, живостью характера.

18 Гукку — хлеб, пирожок и т. д.

19 Почетный бокал и бычья лопатка в Осетии преподносились в знак особого уважения мужчине, отличившемуся на поле брани.

20 Жена Урузмага Нарты — Сатана, зная неудачливость своего мужа, скрыла единственного безымянного сына у Донбеттыров (морских повелителей). Пришедший к ним в гости Урузмаг по адату предложил мальчику кусок мяса, насаженный на острие кинжала. Мальчик споткнулся, и протянутый кинжал вонзился ему в сердце. Сидеть в загробном мире па коленях у Барастыра — своеобразная компенсация ласки, которой мальчик был обделен из-за преждевременной смерти.


21 Бурамадз — чудодейственный клей, которым пользовались уаиги-циклопы, чтобы приклеить ничего не подозревающих нартов к сиденьям, а затем расправиться с ними.

22 Хурзарин — золотая матерь-солнце.

23 Аминон — привратник загробного мира.

24 Батрадз — сын Хамыца Нарты, популярнейший герой нартского эпоса. Мать его — Быценон, дочь владык подводного царства — Донбеттыров, которые не терпели насмешек. Хамыц всегда носил жену в кармане, потому что она была слишком мала. Он брал ее с собой даже на пиры. Как-то во время одного из застолий хитрейший из нартов — Сырдон, узнав об этом, с ехидством стал говорить сородичам о том, что-де мы пали так низко, что носим своих жен в карманах даже на пиры. Быценон не вынесла обиды, нанесенной ей Сырдоном. Беременная, она вдохнула свой плод меж лопатками мужа, а сама вернулась к Донбеттырам. Кудесница Сатана через девять месяцев разрезала образовавшуюся на спине Хамыца опухоль, и оттуда выскочил раскаленный докрасна Батрадз. Большее время он проводил на небесах, но узнав о беде нартов, спускался к ним на солнечном луче.

25 Фарн — изобилие, дружба, уважение младшего к старшему, слава и т. д. В данном случае фарн обозначает честь, достоинство.

26 Арфан и Дурдура — боевые копи Урузмага и Хамыца.

27 Отправляясь в поход, нарты брали с собой сок земли, который насыщал их неделю.

28 Афсати — бог зверей.

29 Кар и Караф — боги холода, стужи.

30 Фаринк — меч особой закалки.

31 Человек, решивший возвратиться из загробного мира в мир земной, не должен заговаривать ни с кем, в противном случае он нарушает табу и дорога перед ним либо закрывается, либо просто исчезает.


32 Мифическое войско из «Нартских сказаний», идущее на нартов войной. Сослан встретил его на склонах горы Хызын и, вооруженный только стальной плетью, разбил наголову.

33 Кавдасард — буквально: рожденный в яслях. В древней Осетии феодалы держали при себе незаконных жен из низшего сословия и прижитых с ними дегей называли кавдасардами.

34 Зилахар — поле, где нарты устраивали военные игрища, состязания.

35 Ивазн — мера длины, равная расстоянию между концами разведенных рук.

36 Лаппу — мальчик, сынок.

37 Уаласых, Астауккагсых, Даласых — так разделяет эпос нартское село. В Уаласыхе жили Ахсартаккаты — воинствующие нарты, в Астауккагсыхе — Бораты, которые занимались скотоводством, а в Даласыхе — Алагаты, в основном занимающиеся земледелием. Все три рода находились в родственных отношениях и назывались нартами. Между родами существовала социальная иерархия.

38 Ныхас — место, где собирались нарты до и после похода и решали наболевшие вопросы. Присутствовать на Ныхасе женщинам запрещалось.

39 Дзыхыдон — буквально: вода для рта, то есть питьевая вода.

40 Напомним, для далимонов после купания в молочном озере Челахсартаг выступает под именем Лагза.

41 По одному варианту эпоса Сослан выманил Челахсартага из крепости хитростью, убил его и разрушил крепость Хыза. А по другому — нарты выстрелили Батрадзом, привязанным к огромному копью, и пробили стену крепости.

42 Цуртфадисон — скороход.

43 Сослана Нарты в эпосе часто называют «кривоногим».

44 Курдалагон — небесный хузнец.


45 Ирыстон — Осетия.

46 Дайран — Дарьяльское ущелье.

47 Тагиаты — до революции одна из знатных фамилий в Северной Осетии.

48 Гора Хызын — место, где Сослан встретил идущее на нартов войско Уарби и разбил его.

49 Маликки, мукара, кандзаргасы — мифические существа, постоянно враждующие с нартами.

50 Терк-Турк — мифическая могущественная страна, на которую нарты совершали набеги.

51 Дауаги — языческие боги. Тых и его сыновья Мукара и Бибыц — олицетворение зла.

52 Ронг — напиток нартов; был так питателен, что мог заменить даже еду.

53 Фыд рохганан дур — камень, садясь на который человек забывал все неприятности.

54 Имеется в виду эпизод, когда Сослан отправился на тот свет за деревьями Аза. Далимоны убили его коня, но Сослан выпотрошил его, набил живот соломой, и Дзындз-Аласа ожил. Узнав об этом, далимоны выпустили в брюхо коню горящие стрелы и подожгли его.

55 Арык-сапон — специальная глина, которой наргы чистили своих коней.

56 Колесо Балсага — небесный дух, способный принимать вид страшного колеса с острыми ножами по кругу. У Сорлана были уязвимы ноги. Коварный Сырдон сообщил об этом Колесу Валсага, и оно переехало спящему Сослану колени.

57 Когда Сослан снес сыну Хыза полголовы, тот обратился к кузнецу Курдалагону за помощью, и он залатал рану куском меди, который после молитв Сатаны раскалился и обжег ему мозг. В результате Сослан победил его.

58 Ласточка часто выступала в качестве посредника или вестника.


59 Ночь Дзинкуырта — дословно: ночь дьяволов. Под первое воскресенье после Нового года в Осетии резали специально откормленного индюка, чтобы отвести проклятие дьяволов.

60 В Осетии после смерти главы рода выносили надочажную цепь и вешали на самом видном месте.

61 Сафа — бог очага, надочажной цепи, холодного оружия, семьи. Надочажная цепь впоследствии стала фетишем, синонимом Сафа, поэтому она тоже называется Сафа.

62 Марддон — мертвая вода.

63 Нана — мама.

64 Дзылат — героиня нартского эпоса, сестра Сослана.

65 Чермен Тлаттаты был бедняком-кавдасардом и боролся за свои права. Богачи Кобанского ущелья сначала отвели ему непригодную для обрабатывания землю, но Чермен все-таки не успокоился, и они убили его. Имеется в виду именно эта земля.

66 Лагты-Дзуар — синоним Уастырджи, покровителя путников. Так называли его женщины, потому что не имели права произносить мужское имя вслух. По преданию у Уастырджи был трехногий конь.

67 Хазби Алыккаты — народный герой Осетии. Жил в тот период, когда царская Россия вела войны на Кавказе. В устье реки Даргавсдон, неподалеку от Кобандона, вместе с одиннадцатью смельчаками он перекрыл дорогу генералу Апхазову, идущему в Кубанское ущелье с огнем и мечом, и пал там в неравном бою.

68 Реком — языческий бог.

69 На призыв Хазби Алаккыты старейшины села Саниба ответили, что, мол, у нас праздник Рекома и нам некогда воевать.

70 Автор и переводчик сочли целесообразным дать подстрочный перевод этой песни, потому что адекватный перевод ее практически невозможен.


71 Небесный кузнец Курдалагон закалял Сослана в корыте, наполненном волчьим молоком. Корыто оказалось на четыре пальца короче самого Сослана, поэтому тот не смог расправить колени, которые и остались незакаленными.

72 Элия и Уацилла — боги грома и ветра.

73 Кабах — столб с мишенью наверху. Его ставили для состя« заний в стрельбе в честь умершего.

74 Сослан решил сшить шубу из человеческих скальпов. Он стал убивать всех подряд и снимать скальпы, затем принес добычу в селя и поручил трем девушкам сшить шубу. Те согласились, но некоторые скальпы принадлежали их родственникам, они узнали их. По совету Сырдона девушки потребовали еще один скальп — Ельтагана, сына Куцукка. Сослан вызвал того во двор Сакола и предложил сыграть в бабки: выигравший отсекал голову проигравшему.

75 Бастыары-Тых — прародитель нартов.

76 Сарыкарзан — преддверие ада.

77 Гумский человек — охотник, убивший золотого оленя.

78 Согласно эпосу, Сослан решил жениться на воспитаннице семи уаигов-циклопов дочери Солнца — Ацырухс, но будущие родичи потребовали от него в качестве калыма сто крупных зверей, столько же мелких, а также — построить на берегу моря Саденджыз черную железную башню, у четырех углов которой должны быть посажены деревья Аза. Сатана, мать Сослана, к которой он обратился за советом, сказала, что добыть зверье, возвести башню — дело не столь трудное, а вот за деревом Аза придется идти на тот свет, куда он и пошел.

79 Согласно эпосу, на купающуюся в реке красавицу Сатану загляделся пастух. Он был настолько возбужден, что оставил на камне семенную жидкость. Кудесница Сатана запомнила это место и ровно через девять месяцев извлекла из камня ребенка, которого она назвала Сосланом. Поэтому Сатана называла его своим «нерожден« ным сыном».


80 Не следует искать последовательности временного развития сюжета. Между иными событиями пролегают века, а герои об этом и не подозревают. События сопрягает желание героев освободить Хурзарин.

81 Дзуар — святыня, божество.

82 Жена Батрадза, ушедшего в поход, явилась к нартскому Дзуару с богатым подношением и попросила его, чтобы он был милостив к ней, к ее семье. Очарованный красотой женщины, Дзуар не смог оторвать взор от молящейся. Он сказал ей, что, мол, я не могу ниспослать божью благодать такой страстной женщине, как ты. Узнав об этом, Батрадз сам явился к Дзуару и недолго думая избил его до смерти.

83 У Хамыца Нарты был волшебный зуб аркыза, блеск которого завораживал любую женщину. С помощью его он мог покорить ее. Так в день свадьбы он обесчестил жену Сайнаг-алдара, еще не познавшую мужа.

84 Имеется в виду борьба Хазби против Апхазова, но Сослан, живший задолго до этого события, употребляет нартские названия.

85 Коти — смесь всякой нечисти.

86 Ацамаз — чудесный музыкант. На звуки его свирели собирались звери со всех лесов.

87 По преданию, в загробном мире люди не едят, они насыщаются лишь видом яств и напитков, которыми поминают их живые люди.

88 Неприступная крепость.

89 Пешкеш — подарок.

90 Мыкалгабыр (в осетинской мифологии) — архангелы Михаил и Гавриил. Последний тост произносится во славу Мыкалгабыра.

91 Xатиагский язык — язык неизвестного народа. Нарты пользовались им при конфиденциальных беседах.

92 Цурки — металлическая обувь с загнутыми кверху носками.

93 Кила — дылда, верзила.

94 Как правило, молодые называют всех женщин рода «нана».

95 Дарг — длинный, долговязый.

96 Согласно осетинской мифологии, дьявол теряет способность быть невидимым после того, как его остригут.


<< предыдущая страница