prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3

ОБЩИЕ СВОЙСТВА

При всем разнообразии у всех четырех стилей управления (Р---, -А--, --Е-, ---I) есть общая черта - негибкие, косные стереотипы. Чело­века, соответствующего одному из этих типов, нельзя назвать гармоничным применительно к его потребностям или поведению. Та­ким людям присуще одномерное мышление. Они имеют ограни­ченную способность восприни­мать, кто они и что должны делать в жизни.7
(Некоторые управленческие роли, описанные в этой книге, попадают под действие закона Вилкерсона, в соответствии с которым скелет любой организации или сооб­щества состоит из следующих компонентов:

Позвоночник - берется за руль и делает все, что нужно (Производитель).

Сустав - критикует все, что делают другие (Предприниматель).

Грудная кость, приносящая счастье, - поддерживает идею, но хочет, чтобы кто-то другой выполнял работу (Интегратор).

Челюсть - много говорит, но мало делает (Пустышка или человек вовсе без роли). Thomas L. Martin Jr., Malice in Blunderlanad (New York: McGraw-Hill, 1978), p. 66-67.)
Негибкое, одномерное пове­дение разрушительно для органи­зации, так как ведет к ошибкам уп­равления. Еще более важно то, что отсутствие гибкости негативно влияет на саму личность и ее спо­собность функционировать в рам­ках организации.

Любой, кому при­сущ один из четырех крайних сти­лей управления, может – именно поэтому - превратиться в нейт­рального менеджера или Пустыш­ку (----), в фанатика, или – если повезет - в мученика.

(Нейтраль­ный управленческий тип описан в следующей главе.)

Типичная жалоба: почему мы не находим согласия.

Принятие решения: только при условии согласия в группе.

Если есть свободное время: найдет новые конфликты (возможно,

даже воображаемые), которые только он может разрешить;


будет распространять сплетни или собирать информацию о таких

конфликтах. Предпочитает нанимать: податливых людей, которые не могут стать

центром «узкого круга», в отличие от него самого.

Подчиненные

Стиль подчиненных: «солнечные», улыбчивые люди.

Продвижение подчиненных: если находит с ними общий язык.

За что подчиненные получают похвалу: за способность находить общий язык в команде.

О чем подчиненные не информируют начальника: о своих истинных чувствах, если они могут представлять угрозу установившемуся консенсусу.

Неприемлемое поведение подчиненных: распускать слухи, чтобы привлечь внимание.

Управление временем, собрания коллектива, управленческие приемы.

Приходит и уходит с работы: по расписанию.

Подчиненные приходят и уходят с работы: вместе с начальником.

Насколько часто проводятся собрания коллектива, за какой срок опове­щается персонал: регулярно.

Посещаемость собраний сотрудниками: приветствуется.

Повестка дня собрания: нет четкого плана; обсуждается то, что интересно сотрудникам.

Кто говорит на собраниях: все, кто хочет обсуждать человеческие проблемы.

Обучение персонала: фокус на межличностных отношениях.

Отношение к системному менеджменту: относится с подозрением; не приемлет, если это ведет к институциональному разрешению конфликта; будет противодействовать, если воспримет такое управ­ление как угрозу созданному им псевдоединству или сделает его самого невостребованным.

Отношение к конфликтам: поддерживает, если сам может быть полезен в разрешении конфликта.

Отношение к переменам: поддерживает, если они усиливают его роль в качестве миротворца и не нарушают достигнутого в команде единства.

Тип информации, которую считает ценной: информация о том, кто и что думает по тому или иному вопросу; не станет ею делиться.

К чему подходит творчески: процесс интеграции и объединения.

Отношение к другим менеджерам

Чистый производитель результата (Одинокий рейнджер, Р---): при­нимает.

Чистый администратор (Бюрократ, -А--): не любит.

Чистый предприниматель (Поджигатель, --Е-): подыгрывает.

Чистый Интегратор (Суперпоследователь, ---I): относится с подо­зрением.

Нейтральный менеджер (Пустышка, ----, нет определенной управ­ленческой роли): одобряет.

5. Пустышка (----)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СТИЛЯ ПУСТЫШКИ Личный стиль

Исключительная роль: ничего не делает хорошо.

Как он добивается результата: держится подальше от проблем.

Доминирующее поведение: ждет, пока скажут, что делать дальше.

Фокус внимания: ничего особенного, кроме собственного выживания.

Основные личностные качества: податлив, дружелюбен, не угрожает, соглашается.

Критерии самооценки: насколько он лично успешно выживает в орга­низации, насколько хорошо к нему относятся.

Типичная жалоба: никаких.

Принятие решения: избегает.

Если есть свободное время: будет искать, какое достижение присвоить; будет собирать документальное подтверждение присвоенных заслуг.

Предпочитает нанимать: не очень ярких личностей, которые ничем не смогут ему угрожать; других Пустышек; никого не продвигает по службе, нанимает подобных себе.

Подчиненные

Стиль подчиненных: Пустышки или временщики.

Продвижение подчиненных: если ничего не делают; если не устраивают волнений и не гонятся за рекордами. Обычно он блокирует возмож­ности для продвижения подчиненных.


За что подчиненные получают похвалу: за все, что может добавить ему славы.

О чем подчиненные не информируют начальника: ни о чем, его обычно игнорируют.

Неприемлемое поведение подчиненных: мало что делают; минимальные движения; никаких результатов; большая текучесть; стараются сбежать при удобном случае.

Управление временем, собрания коллектива, управленческие приемы

Приходит и уходит с работы: как требуется для выживания.

Подчиненные приходят и уходят с работы: когда хотят.

Нисколько часто проводятся собрания коллектива, за какой срок опо­вещается персонал: регулярно, но редко.

Посещаемость собраний сотрудниками: низкая.

Повестка дня собрания: прошлые заслуги, неактуальные в настоящем.

Кто говорит на собраниях: кто-то говорит, мало кто слушает.

Обучение персонала: пустые бессодержательные действия.

Отношение к системному менеджменту: ритуалы, оторванные от реальности.

Отношение к конфликтам: боится их, как и перемен; выдает их за простое непонимание.

Тип информации, которую считает ценной: любая, которую может добыть; не станет ей делиться.

К чему подходит творчески: ни к чему.

Отношение к другим менеджерам

Чистый производитель результата (Одинокий рейнджер, Р---): использует.

Чистый администратор (Бюрократ, -А—): приспосабливается.

Чистый предприниматель (Поджигатель, --Е-): боится.

Чистый интегратор (Суперпоследователь, ---I): любит.

Нейтральный менеджер (Пустышка, ----): принимает.


6. PAEI™ -«книжный» менеджер

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СТИЛЯ «КНИЖНЫЙ» МЕНЕДЖЕР

Личный стиль

Исключительная роль: все роли - производитель результата, адми­нистратор, предприниматель и интегратор.


Как он добивается результата: стимулирование индивидуального и организационного роста.

Доминирующее поведение: инициатива, инновационные решения, интегрирование, систематическое делегирование полномочий, развитие себя и организации, прогнозирование и приспосабливание.

Фокус внимания: долгосрочное выживание организации.

Основные личностные качества: зрелый, рассудительный, уверенный в себе, гибкий, способный к анализу, ориентированный на результат, коммуникабельный, чуткий к потребностям других, способный интегрировать эти потребности в систему целей организации.

Критерии самооценки: насколько успешна будет организация в долго­срочной перспективе и насколько слаженно работает команда.

Типичные жалобы: избегает жалоб и поощряет конструктивные пред­ложения.

Принятие решений: исходит из соображений стратегии, привлекает других к участию, инициирует обсуждение.

Если есть свободное время: будет обдумывать решения, слушать других, планировать на будущее.

Предпочитает нанимать: сотрудников, способных производить резуль­таты, развивать организацию, сотрудничать, быть частью команды -людей, похожих на него.

Подчиненные

Стиль подчиненных: подчиненные имеют разный стиль, но все они действуют как члены команды.

Продвижение подчиненных: если они обладают менеджерскими качест­вами, создают результат посредством планирования и организации собственной работы, подходят к задачам творчески, способны к критике, хорошие командные игроки.

За что подчиненные получают похвалу: вклад в рабочий процесс и ре­зультаты организации.

О чем подчиненные не информируют начальника: подчиненные не боятся информировать начальника о происходящем, в том числе и о неудачах.

Неприемлемое поведение подчиненных: сразу замечает и конструктивно реагирует.


Управление временем, собрания коллектива, управленческие приемы

Приходит и уходит с работы: регулярно, в соответствии с тем, насколько его участие необходимо для принятия решений.

Подчиненные приходят и уходят с работы: в соответствии с сущест­вующей задачей.

Насколько часто проводятся собрания коллектива, за какой срок опове­щается персонал: регулярно и/или спонтанно, в зависимости от ситуации.

Посещаемость собраний сотрудниками: присутствуют те, кто может участвовать в выработке решения или может чему-то поучиться у других участников собрания.

Повестка дня собрания: стратегия, планирование.

Кто говорит на собраниях: любой, кто может сообщить что-то значитель­ное; остальные слушают.

Обучение персонала: учатся друг у друга.

Отношение к системному менеджменту: полностью осознает его ценность и использует.

Отношение к конфликтам: стремится мудро разрешить конфликт.

Отношение к переменам: предлагает новое осторожно, избирательно и систематически.

Тип информации, которую считает ценной: любая необходимая ин­формация должна быть на своем месте; всегда готов ею делиться.

К чему подходит творчески: ориентирован не действие, конструктивен, поощряет творческий подход в других.

Отношение к другим менеджерам

Отношение к плохим менеджерам всех типов: постарается их развить или заменить.

Отношение к хорошим менеджерам всех типов: будет их беречь и вовле­кать в работу.
Вопросы для самопроверки:


  1. Что означает выражение «стиль ошибочного менеджера»?

  2. Дайте краткую характеристику стиля «Одинокий рейнджер» (Р---).

  3. Дайте краткую характеристику стиля «Бюрократ» (-А--).
  4. Дайте краткую характеристику стиля «Поджигатель» (--Е-).


  5. Дайте краткую характеристику стиля «Суперпоследователь» (---I).

  6. Дайте краткую характеристику стиля работы «Пустышки» (----).

  7. Дайте краткую характеристику стиля «Книжного менеджера» (PAEITM).



1 Использованы материалы из: Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. / Пер. с англ. ­ – СПб.: Бест Бизнес Букс, 2007.




<< предыдущая страница