prosdo.ru
добавить свой файл
1
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы…………………………………………12

Введение:
Одна из примет сегодняшнего времени – растущие возможности применения труда с иностранным участием в нашей стране. Чрезвычайно важным является поиск разумного баланса защиты российского рынка труда от нежелательной, нелегальной миграции из-за рубежа и обеспечения прав и интересов законно прибывших на работу в РФ иностранных граждан, труд которых необходим для решения экономических задач, стоящих перед нашей страной.
Особенную значимость проблема привлечения иностранной рабочей силы принимает в тех субъектах РФ, где наблюдаются наиболее высокие темпы сокращения численности населения и оттока коренного населения в другие регионы страны.
По целому ряду составляющих миграция, особенно незаконная, несет в условиях непростого состояния рынка труда, серьёзную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности страны.
Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных граждан, находясь в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность без оформления разрешений на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, и, таким образом, переходит на нелегальное положение. Указанная ситуация в очередной раз подтверждает необходимость проведения специального исследования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.1
Таким образом, вопросы, касающиеся порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации, являются весьма актуальными и еще недостаточно изученными в правоприменительной практике.
Цель работы:

Целью работы будет являться выявление проблем привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации. А также выделить проблемы правового регулирования внешней трудовой миграции в современном российском законодательстве и сформировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере труда иностранных граждан.



Иностранные работники в Российской Федерации

Открытость Российской Федерации и развитие ее экономики обусловили миграционную привлекательность страны. Россия по численности мигрантов, прибывающих в страну, вышла на второе место в мире после США, на третьем месте Германия.2
Вхождении России в международный рынок труда, также обусловило развитие процесса трудовой миграции в Российской Федерации иностранных граждан. Во многих случаях процессы трудовой миграции сопровождаются нарушениями установленного порядка пребывания и трудоустройства мигрантов на территории России. В особенности это относится к трудовым мигрантам, прибывающим из государств ближнего зарубежья – Украины, Молдавии, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана.3
Из анализа содержания ч. 5 ст. 11 ТК РФ следует, что иностранный гражданин может находиться в трудовых отношениях, как в качестве работника, так и работодателя. Действующее законодательство имеет ряд пробелов в связи с получением иностранными гражданами статуса «работник».
Специфика оформления иностранных граждан как работников, установленная действующими нормативными правовыми актами, дает право классифицировать их на следующие категории:


  1. Иностранные работники, при приеме на работу которых работодателю не нужно никаких разрешений;

  2. Иностранные работники, при приеме на работу которых работнику необходимо получить разрешение на работу;

  3. Иностранные работники, при приеме на работу которых работодатель обязан получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работник – разрешение на работу.


Данные особенности не учитываются при наделении иностранных граждан статусом «работник», поскольку фактор гражданства не получал своего формализованного развития, необходимого в реальной правоприменительной деятельности.

Нерешенность этой проблемы влечет за собой возникновение новых, связанных с прекращением трудового договора. Часть 1 ст. 83 ТК РФ, устанавливаются основания прекращения трудового договора с иностранными гражданами, когда заканчивается действие вида на жительства либо оно аннулируется.

По мнению Л.Н. Анисимова, при заключении трудового договора с иностранными гражданами работодателю следует определять срок его действия с учетом истечения срока действия вида на жительство и его аннулирования, а также делать указания об окончании срока действия трудового договора, при истечении срока действия вида на жительство.4
Следует уточнить, что ст. 83 ТК РФ содержит п.9, предусматривающий расторжение трудового договора в случае истечения срока или лишения специального права работника. Для иностранных граждан таким «специальным правом» является разрешение на работу. В этой связи представляется возможным предложить два варианта решения возникшего пробела:


  1. Дополнить п. 9 ловами «а для работника – иностранцами течения срока либо аннулирования разрешения на работу, вида на жительство»

  2. В тексте договора прописать условия о прекращении трудового договора по причинам прекращения срока действия либо аннулирования разрешения на работу, вида на жительство, визы.


Помимо того, потребуется дополнить ч. 1 ст. 59 ТК РФ, в которой закреплены обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора и дающие работодателю право заключить трудовой договор с иностранными гражданином с учетом срока действия визы или вида на жительство, т.е. на период действия разрешительных документов, выдаваемых миграционными органами РФ. Данное дополнение позволит работодателю прекратить трудовые правоотношения с иностранным работником на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в связи с истечением срока трудового договора.
Имеются и другие пробелы в сфере правого регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами в законодательстве Российской Федерации.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной, и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

По причине мирового финансового кризиса увеличился уровень безработицы. По данным Росстата, уровень безработицы в России по итогам ноября 2009 года составил 8,1 %, а количество безработных достигло 6,1 млн. человек. Общая численность безработных граждан России в 2010 году составит 6,3 млн. человек или 8,6 % экономически активного населения. В рамках основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации предусмотрено снижение квот на привлечение иностранных работников в целях обеспечения рабочим местами в первую очередь граждан РФ. На 2009 г. Квота на выдачу иностранным гражданам составляет 3 976 747 разрешений на работу.5
Помимо того проблемным аспектом является криминогенный фактор. Среди иностранных граждан можно выделить две основные категории: легально въезжают и те, кто нелегально въехал в Российскую Федерацию. Проблема незаконного нахождения на территории страны трудовых мигрантов связана с ростом преступности в стране. Данный факт подтверждается словами заместителя главы МВД РФ генерал-полковника милиции М. Суходольского: «На 17,5% выросло количество преступлений, совершенных в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. За первые три месяца этого года зарегистрировано более 17,2 тысячи таких преступлений, при этом 91,8% из них приходится на долю граждан из государств СНГ».6
Кроме того нелегальная миграция наносит и экономический ущерб, который только из-за неуплаты налогов, составляет, по экспертным оценкам, более восьми миллиардов в год. Именно поэтому основные усилия миграционных властей России направлены сегодня на «вывод из тени», в том числе налоговой, нелегальной мигрантов.

Рассмотренные пробелы и проблемы свидетельствуют о необходимости новой концепции в регулировании правого статуса иностранных граждан, работающих на территории России. Представляется необходимым учитывать традиции, психологию, культуру народов, исходя из интересов конкретного человека, находящегося на территории Российской Федерации, вне зависимости от его национальности, законодательно закрепить особенности получения иностранными гражданами статуса «работник».

Представляется целесообразным внести соответствующие дополнения в ч. 2 ст. 20 ТК РФ, четко выделив категории работников по отношению к гражданству РФ, поскольку при определении сферы действия трудового законодательства в ст. 11 ТК РФ уточняется, что нормы трудового права распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения иностранной рабочей силы в РФ, было выяснено следующие.

Нелегальные иностранные работники.

Нелегальная миграция наносит и экономический ущерб, который только из-за неуплаты налогов, составляет, по экспертным оценкам, более восьми миллиардов в год. Также можно отметить, что в связи сложившимся демографическим кризисом в нашей стране, когда ежегодно в стране умирает примерно 1 млн., и за одну минуту рождается три человека и умирает четыре7, миграционный прирост на 61,2 % компенсировал численные потери населения.8 И исходя из этого, наша страна может стать вторым примером сегодняшней Франции, где коренных французов сталось только 30%.

Ещё минус в том, что по причине мирового финансового кризиса увеличился уровень безработицы, и занимают рабочие места наших граждан те же мигранты, которые работают за «копейки», но в трудовом договоре пишется совсем другая «цифра». Иностранная рабочая сила, кроме всего выше сказанного, снижает мотивацию работодателей к применению трудосберегающих технологий.
Легальная миграция.

Является важнейшим фактором социально-экономического развития страны, так как только благодаря притоку легальной иностранной рабочей силы извне в настоящее время, можно обеспечить устойчивую работу многих секторов экономики (сельское хозяйства, строительства, транспорт, коммунальное хозяйство и др.). Кроме того, часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за уровня оплаты труда) или не способна обеспечить производительность и качество труда, предъявляемые работодателем.

В заключении хотелось бы сказать, что рассмотренные пробелы, проблемы и плюсы свидетельствуют о необходимости новой концепции в регулировании правого статуса иностранных граждан, работающих на территории России.

Список использованной литературы:


  1. Трудовой кодекс Российской Федерации

  2. Л.Н.Берг. Эволюция российского права: тезисы докладов VIII Всероссийского научной конференции студентов и молодых ученых( Екатеринбург, 23-24 апреля 2010г.)/ УрГЮА, 2010.- 554с.

  3. Г.Н.Чеботарева, А.П. Сунцова. Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: проблемы и перспективы, 2004-200с.

  4. И.В.Григорьев. Социальное обеспечение трудящихся-мигрантов в России: правовые аспекты / Монография. Екатеринбург, 2010 г.

  5. http://www.fms.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной миграционной службы

  6. http://www.ufms-ural.ru/ - управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области




1 См.: Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.

2 См.: Бормотова Т.М. Проблемы и способы разрешения миграционного процесса // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник №14. М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2007. С. 180-185.

3 См.: Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2004 год. // Российская газета. 2005. 31 марта.

4 См.: Анисимов Л. Комментарий к Трудовому кодексу РФ // Под ред. Л.Н. Анисимова. М., 2006.

5 См.: http://www.minzdravsoc. ru/labour/migration/12.

6 См.: http://www.rian.ru/incidents.

7 http://www.cybersecurity.ru/prognoz/5337.html

8 http://www.gks.ru/bgd/free/b10_00/IssWWW.exe/Stg/d05/8-0.htm