prosdo.ru
добавить свой файл
1
Древняя Индия. Индуизм.

Искусство Индии – особенности:

- полнота и эмоциональное изобилие в средствах художественного выражения

- чувственное богатство (и в пластике, и в цвете, и в музыке, и в танце)

- эмоциональная щедрость – не противоречит аскетическому содержанию (монашеская струя)

- могучая мифологическая фантазия – грандиозные по масштабу мифологические представления, оперируют огромными временными промежутками.
Огромное количество богов и мифологических персонажей, которые исчисляются 1000-ми (по легенде 3333333).
Древнейшая культура (3 тыс. – IV в. до н.э.) – веды, брахманизм.

Древняя культура, искусство Древней Индии (IV в. до н.э. – VI в. н.э.) – буддизм.

Ранний феодализм (VII-XIII вв.) – индуизм.

Развитый феодализм (XIII-XVII вв.) – мусульманство.
Культура долины Инда (современный Пакистан) 3 тысячелетие до н.э. – середина 2 Археологические находки, которые нашли случайно. В 1896 строилась одна из первых железных дорог – политика колонизаторов (увеличить инфраструктуру, дать работу). Население наткнулось на остатки сооружений из обожжённого кирпича и печати (каменные, глинные, костяные, металлические). Много остатков было разобрано и использовано в качестве строительного материала для железной дороги. Печати находились тысячами, поэтому довольно много их попало к археологам. Два древних города – Мохенджо-Даро и Хараппа. Вся культура называется – Хараппской.

Материалы относительно сходны с Междуречьем. В Уре тоже есть индийские печатки, так и месопотамские – в Индии. Использовались для запечатывания тюков с товарами. Содержали имя владельца, написанное своеобразной клинописью, изображения животных и мифологических персонажей.

Города рационально построены по единому градостроительному замыслу – улицы пересекались под прямым углом. Материал - обожжённый кирпич, после оштукатуренный. Ориентация на внутренние дворы, внешние стены не имели украшений и окон. Проёмы, ниши со статуэтками и др. – только во внутренних дворах. Имеется довольно высокий уровень комфорта – следы роскошной жизни, много ювелирных украшений, много игрушек.


Единая система водоотвода. Кладка – клиновидный и трапециевидный кирпич (как нужен бы был для арки и свода).
Есть общественные здания, здания для рабочих, занятых на производстве, общественные бассейны => культ воды. Бассейны имели ступени, по которым надо было спускаться в воду. Некое подобие канализации.

О характере веры знаем немного, потому что не сохранилось письменных источников (только короткие надписи на печатях, где как правило   имя владельца). Но, вероятно, культ воды и зооморфных, и зооантропоморфных существ.

Ритуальные омовения – массовые. Стенки бассейна из водонепроницаемого кирпича, что позволяло дольше сохранять воду в бассейне. Под воду уходят ступени, т.к. индийцы традиционно не плавают, а погружаются. Эта традиция сохраняется.
Очень много печаток. Диаметр печаток в среднем 3,5х4,0 см. Выполнены из камня и других материалов. Изображён священный бык перед алтарём. Внутри быка – сердце, он будто «просвечен рентгеном» («приём первобытного рентгена»). Уже существует гадательная практика по внутренностям жертвенных животных.
Печать с изображением Протошивы.
Изображение симметрично. Некое существо в окружении животных – самых сильных и крупных: носорог, буйвол, слон, тигр окружают персонажа (на персонаже тигровая шкура), головной убор персонажа украшен рогами. У него три лица: два профиля и фас. Первый факт встречи с трёхликим персонажем. Потому будет встречаться мультипликация конечностей. Он одет в тигровую шкуру, ассоциируется с богом Шивой, хотя он упоминается уже позже (Шива может выступать как владыка животных). Сидит на троне поджав ноги в йогической позе (асане), хотя йоги ещё не было. Практика ритуальных медитативных поз в это время уже была, хотя терминологии ещё нет.
Жрец из Моненждо-даро

Не полностью сохранившийся бюст. Возможно имелся головной убор (низкий лоб). Плащ, перекинутый через одно плечо, и он украшен трилистником – традиционная одежда священника в Индии. Плащ через левое плечо, правая – свободна для действий. Трилистник – небо-земля-человек, а жрец связывает это всё. Полузакрытые в состоянии медитации глаза. Глаза были инкрустированы перламутровыми пластинами. Медитация не пришла с ариями, она автохтонна.

В древнем искусстве мы уже видим важные для искусства Индии тенденции, но единого стиля ещё не было.

Города долины Инда погибли внезапно, были засыпаны песком, поэтому археологи работают с обширным материалом. Вероятно, виновата смена климата.

Культура долины Ганга. Середина 2 – середина 1 тысячелетия до н.э. Культура, которая связана с эпизодом пришествия ариев на полуостров Индостан. Художественная культура не оставила памятников. Арии были светлокожими и светловолосыми, кочевниками (а местное население уже занималось оседлым земледелием). Они проникали с севера и ассимилировали местное дравидийское население. Арии не создают больших архитектурных комплексов. Сооружали из дерева военные ставки и укреплённые города.

В это время складываются основные сюжеты и религиозные, космогонические, философские взгляды. Арии принесли с собой кастовую систему. Общество представляло собой родовые общины, которые возглавлялись жрецами. Жрецы доминировали над царями. Жрец-брахман. Царь – раджа – выполнял в основном военные функции. При объединении по время войны – махаражда. Касты назывались варнами (каста – английское слово). Варна – это цвет. Брахманы
– белый, кшатрии (войны) – красный, вайшьи (трудовое население) – жёлтый и зелёный, шудра (обслуживающий персонал) – тёмные цвета (чёрный, коричневый, синий, но они были так бедны, что не выбирали цвет одежды, а носили то, что есть). + Неприкасаемые (нельзя, чтобы даже тень от неприкасаемого падала на другого человека). Очень живучая система, даже сейчас есть её пережитки. Касты были наследственными. Единственная перспектива – переродиться в представителя более высокой касты. Брахманам обязательно надо подавать милостыню, потому что они не производят материальных ценностей. Кшатрии тоже не производят, но они – завоёвывают. Очень важен принцип ненасилия – никакое живое существо нельзя убивать. Неприченение зла воздействует на карму. Чем отличается живое существо? Тем, что оно двигается.

Арии создали Веды – священные книги, посвящённые богам. Есть описания магических лекарственных средств и т.д. Формируется санскрит – язык великой древнеиндийской литературы. Гимны Ригведы + великие эпосы (Махабхарата и Рамаяна). Веды: Ригведа (веда гимнов); Самаведа (веда напевов, священных мелодий); Яджурведа (веда жертвенных формул); Атхарваведа (веда заклинаний).

Формирование пантеона. Боги носят сложный и неоднозначный характер. Взаимодействие с образами природы.
Индра (громовержец, ездит по небу на слоне с металлической палицей, он же царь богов, бог войны, разрушитель городов, очень популярен у ариев)

Агни (бог огня, также посредник между людьми и богами, огонь возносится к небу и несёт «информацию», ездит на огненной колеснице)

Варуна (бог неба и небесной воды, дождя, божества древние, поэтому их функции накладываются)

Сурья (бог солнца)

Ашвины (божества сумерек)

Абстрактные божества: Дити и Адити (Связанность – Несвязанность)

А также атмосферные, небесные, подводные божества. Божества змеи-наги, якши (растительный мир), апсеры (изначально русалки, потом стали небожительницами, прекрасные небесные девы, вступавшие в отношения с богами, услаждавшие их жизнь, от них целые классы полубогов). Первый сочинитель гимнов – Васиштха (от апсер и богов). Они ещё не имеют внешней формы, лишь частично они обрисовываются в ведических текстах. Индра: борода и железная палица, а ездит он на слоне.

Существовала и другая троица. Олицетворяет не стихию, а этапы существования мира. Брахма (сотворитесь мира) – Вишну (охранитель мира, обеспечивает его существование внутри каждого цикла) – Шива (разрушитель мира). Цикл созидания, существования и разрушения мира – не одиночен, он происходит вновь и вновь. Один «день Брахмы» = 300 млн. лет. Идея цикличности, огромности мира. Идеи вечной изменяемости и повторяемости мира. Эта троица не отрицает, а дополняет существовавших богов. Брахма наименее почитаемое существо, т.к. он уже создал мир и от него уже ничего не зависит. Вишну несколько раз воплощался в людей – это называется аватарой. Почитается 10 важнейших аватар Вишну, в т.ч. Рама (герой эпоса «Рамаяна»), Будда, Кришна. Вишнуистский культ – жизнерадостный, позитивный. Шиваистский – разрушительные тенденции. Но он разрушает мир, чтобы он был создан снова. Шива – покровитель танцев, актёров, музыки. Шива также прародитель огромного сонма божеств. Пока нет изображений божеств в искусстве (до VII в.). Искусство представлено градостроительством, известным по источникам.


Регулярная планировка. Всё обнесено овальными или круглым забором. Каждая улица заканчивается воротами. Ночью город обходит стража (по часовой стрелке) и выкрикивает время, отсюда начало обряду поклонения храму (его обход). Возникают важнейшие геометрические символы: свастика и мандала.

Свастика – солярный символ (Солнце).

Мандала – квадрат внутри круга (как город). Квадрат – как земля, имеющая 4 стороны света. Круг ассоциировался с небосклоном. Квадрат – материя. Круг – время. Квадрат – рациональное.

Дома были деревянными с лёгкими стенками. Крыши из растительного материала, стены – окрашенная нежными цветами штукатурка. Помещения – просторные, затенённые. Много тканей и занавесей.
Золотой век – при династии Гуптов (IV-V вв.)

Средневековье – расцвет индуистской храмовой архитектуры и пластики. Индуистскую архитектуру нельзя представить без храмов.
Внешний вид некоторых храмов напоминал колесницы богов, поэтому они назывались колесницами-ратхами.
В основе (плане) храма заложена мандала – условное изображение вселенной (обычно в форме круга). Храм – это вселенная в миниатюре.

В реформированной форме брахманизм получил название индуизм.
Один из крупнейших центров - Мамаллапурам (Махабалипурам) VII-VIII в.
Рельеф со сценой схождения Ганга. Параллельно берегу идёт длинная скальная гряда из пород песчаника. длина, высота – более 9. В центре рельефа – естественная расселина. В нижней части – фигуры нагов. Во время праздника разрешалось прикасаться к скульптуре. Все живые существа (не только люди) с благодарностью устремились к руслу Ганга. В верхней части рельефа – гандхарбы и апсеры. Это горельеф. Очень хорошо передаётся полёт.

Вся композиция ориентирована на центр. Животные в правой части не закончены.
Панча Ратха.

Храм уже отдельно стоящее сооружение. Храмов пять, они посвящены героям Махабхараты. Храм вырублен из скалы, а из скал поменьше вырублены священные животные. Архитектура получила остальные фасады. Боковые фасады начинают оформляться скульптурой.


Вокруг храмового комплекса – отдельно стоящие скульптуры священных животных. Слон – ездовое животное Индры, бык – Шивы.
Эллора.

Около 30 крупных храмовых сооружений расположенных в теле скальной гряды. В центре самый большой храм, посвящённый Шиве в аспекте властителя горы Кайлас (Кайласонатха). Храм тоже является монолитом во всю высоту горной массы. В боковых стенах скальной гряды также высечены храмы и галереи. Площадь, на которой стоит храм, приподнята на несколько ступеней. Пространство структурировано по иерархии. При входе стоит священный слон в натуральную величину. Храм: святилище (целла с Шива-лингамом) и зал для молящихся (4 группы по 4 столба). Искусство IX – конца XII вв.
Зрелое средневековье.
Развитие на севере и юге Индии достаточно сильно отличается друг от друга.

Далее развивается тип отдельно стоящего каменного храма, хотя отдельно стоящие постройки из дерева уже давно существовали и развивались, но они плохо сохраняются в этом климате.

В IX -конец XII вв. Храмы сложены из каменных блоков. 2 части: башенная и зальная. Шикхара = башня или гора. Зал для молящихся = мандапа. Башня возвышается над алтарной частью храма, которая в плане представляет собой целлу, окружающую алтарь. В алтаре как правило вне зависимости от посвящения – Шива-лингам в комбинации с женским началом йони (плодородие, союз мужского и женского начала). Такой тип храма называется гардхагриха – дом чрева. Этот тип храма получает распространение по всей Индии.
Наиболее ярко представлен в штате Орисса на северо-востоке Индии, город Бхубанешвар – где много храмов VIII-XII вв.

Один из самых ранних храмов – Парашурамешвар. Середина VIII в. Парашурама – Рама с топором, одна из аватар бога Вишну. Башня-шикхара расположена над алтарной частью храма и имеется зал для молящихся мандапа. Башенная часть и зальная имеют один ярус внутреннего пространства. Не употребляются арка, свод, купол: напуск каменных плит. Шикхара – сплошная масса сложенных каменных плит. Осуществляется распределение декора.


Нижний ярус – сюжетный (зоо- и антропоморфные изображения), верхний – декоративный (геометрический декор). Башенная часть Шикхары делится на горизонтальные блоки и вертикальные тяги. Их количество определяется нумерологией – учением о числах и их магическом значении. Здесь в основном сосредоточен геометрический декор. Нижняя часть – антропоморфные и зооантропоморфные изображения.
Лингараджа в Бхубанешваре. IX в. Наиболее высокий и наиболее обширный по количеству примыкающих храмов комплекс Бхубанешвара. Полудействующий храм – треугольные красные флажки. Башня и даже помещение зала начинает расти вверх, увеличивается количество ярусов. Дополнительные приставленные сбоку башни. Имеет много дочерних храмов, которые подчиняются основной структуре. Выраженные вертикальные членения. Не геометрическая правильность.

Место закладки очередного храма определялось обрядами. Геометрически распланированные генеральный план отсутствует, расположение дочерних храмов – спонтанно.

На территории Бхубанешвара около 600 храмов.
Раджарани, XI в. Шикхара всё более усложняется за счёт дополнительных приставных башен, которые «прилипают» к основному объёму шикхары. Деление резьбы всё такое же. Нижний ярус – фигуративная скульптура. Боковые башни – тоже вертикальные и горизонтальные членения. Каждая имеет своё покрытие. Нижний ряд покрыт рельефами. Изображение отдельно стоящих божеств или супружеских пар. Сюжеты – девушка окрашивает ступни хной. Довольно-таки эротические образы, потому что совершает действия, предшествующие свиданию. Эротические темы вообще распространяются в Индии. IX-XII вв. – ещё один пик развития эротизма.
Другой центр – Конарак (приморский город), тоже в Ориссе, который знаменит своим храмом Сурьи.

Храм Сурьи. Начало XIII в. Обетный храм. Правитель княжества дал обет построить храм в честь Сурьи, что должно было помочь ему излечиться от проказы. Одной из функций Сурьи было умение исцелять. Храм колоссальный. Стоит по побережье. Обращён на восток (навстречу восходящему Солнцу, которое вставало из-за океана). Уподобление храма колеснице подчёркивалось тем, что перед ним некогда стояла упряжка лошадей, которая словно влекла этот храм за собой. По периметру – 24 высеченных каменных колеса. Нигде не встречаем такого буквализма (колеса, кони). Всё это свидетельствует о буквальном понимании. Храм потерял шикхару, грандиозную по размеру. Развалилась, не вынеся собственной конструкции. Мандаба – покрытие пирамидальной четырёхгранной формы. Если бы была шикхара, мандаба не привлекала бы такого внимания. Прозвище: «Чёрная пагода». Символическая картина: солнце и цикличное время, циклические процессы в природе. Круговорот времени в течение суток, сезона, года, создание и уничтожение мира. Мотив колеса – им украшен цоколь этого храма. Как будто бы делит время на определённые части. Перед храмом – изображения священных слонов. Довольно сильное впечатление, крупный размер. Множество прекрасных рельефов. На покрытии мандабы – скульптуры, почти круглые, которые может рассмотреть только Сурья, который каждый день пролетает над храмом. Различные музыканты, играющие на музыкальных инструментах. Невероятная детализация и проработка. Нежные улыбки украшают лица этих небесных музыкантов. Они предназначены не только и не сколько земному зрителю.

Кандарья махадева в Кхаджурахо. (Великий бог Кама). Рубеж X-XI вв. Рядом с этим комплексом специально построили аэропорт. Особенно зрителей привлекают эротические сюжеты, но их надо понимать в религиозном контексте. Посвящён непосредственно богу Каме. Скульптура «съедает» архитектуру, она становится слишком дробной. В плане – форма двойного креста. Много каменного кружева. Скульптура рассчитана на многочисленный обход. Расчитана на прихожан храма, а не на туристов. Сложные повороты фигур.
Юг.
Храм Дурги в Айхоле. Дурга – жена Шивы. Скульптура начинает перемещаться на наружную стену храма. В центре – лингам и йони. Туда не могут войти верующие из-за недостатка места. Для них – зал-мандапа.
Храмовый комплекс в Халебиде. Развитая галерея вокруг основной постройки. К основному объёму примыкают башни, имеющие звездчатые очертания. Ритуальный обход храма по периметру. Цоколи храмов оформляются с особой роскошью и богатством. Мифологические животные, украшения, музыканты. Фигуративные скульптуры часто помещаются в «киоты». Они изолированы друг от друга. Декоративное начало превалирует над пластическим.
Храм Шивы Натараджи в Чидамбараме. Архитектура юга Индии характеризуется развитием огромных дворов вокруг основного здания храма. Башня-гопурам (надвратная башня). Множество мельчайших антропоморфных изображений. Скульптура раскрашивалась. Яркие, нежные цвета. Внутри – сосуд для ритуального омовения – как будто надвратная башня, только перевёрнутая наоборот.

На юге в это время расцветает искусство бронзовой скульптуры по методу утраченной восковой модели. Особое сакральное значение. Она была небольших размеров, её можно было возить с собой. Скульптуры для храмов могли быть несколько более крупными. К ней легко приваривать дополнительные детали и атрибуты (легко передавать иконографию многоруких богов).


Наиболее популярные боги – Шива с его семейством (жена Парвати-пума). Сыновья – Картикея (павлин) и Ганеша (слон). Популярна тема божества Вишну и его богини Лакшми. Скульптурные группы могли содержать более двух человеческих фигур.

Шива царь танца – Натараджа: особенно часто встречающееся в бронзе изображение. В каждой руке у него противоположные атрибуты (пламя, барабан) . Шива – покровитель танца (несколько вселенских танцев). Самый значимый – последний, который разрушал вселенную, но он тоже подчинялся гармонии.