prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8

ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Введение


В настоящее время основным направлением развития социологии считается изучение социальных механизмов.

Социальный механизм – это причинно-следственная модель социального явления.

Интерес к изучению социальных механизмов и социальной динамики объясняется тем, что многие социально-политические события конца 20 века не получили у социологов должного объяснения, оказались неожиданными.

Из определения социального механизма следует, что для исследования социальных явлений необходимо исследовать их модели.

В широком смысле слова под моделью понимается аналог, «заместитель» оригинала, который при определенных условиях воспроизводит интересующие свойства оригинала.

Термин модель неоднозначен. Можно рассматривать:

- модель как аналог объекта;

- модель как образец.

Например, вне контекста непонятно, что означает фраза: «Модель проведения занятия». Идет ли речь об образце проведения занятия или рассматривается некий аналог занятия.

В нашем курсе мы будем рассматривать модель в смысле аналога объекта.

Существуют различные классификации моделей.

Например, физическое моделирование, математическое, имитационное, информационное моделирование.

В социологии модели принято делить на содержательные и формальные.

Основой построения и исследования содержательных моделей является системный анализ, т.е. подход к исследуемому явлению как к системе взаимосвязанных элементов.

Но в отличие от техники применение системного подхода осложняется тем, что в социальных системах принимаются решения, осуществляется выбор пути развития. Поэтому в социологии системный подход дополняется идеями когнитологии – науки о восприятии, понимании и принятия решений.

Построение и исследование модели идет в следующей последовательности.
  1. Построение содержательной модели, т.е. описание явления, выявление зависимостей.


  2. Качественное исследование содержательной модели, т.е. исследование зависимостей без числовых характеристик.

  3. Выбор или построение формальной математической модели.

  4. Получение аналитического или численного решения.

  5. Исследование модели (исследование влияния различных факторов на моделируемый процесс).

  6. Формулировка заключения и рекомендаций.

1. Системные аспекты методологии моделирования


Сначала дадим основные определения.

Система – множество связанных между собой элементов.

Элемент – неделимый в данной системе при данной рассмотрении компонент.

Структура – относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.

Целостность системы – относительная независимость системы от окружающей среды и других систем (точнее – охранение свойств элементов и связей при изменении среды и воздействии других систем).

Эмерджентность – несводимость свойств системы к свойствам элементов системы (т.е. за счет связей появляются новые свойства).

Множество – это набор различных элементов.

Система – это не просто набор элементов, а совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Причем система обладает свойствами, отсутствующими у её составных частей. Очевидно, что чем сложнее структура связей, тем больше свойства системы отличаются от свойств элементов.

Рассмотренные понятия характеризуют в основном статическое состояние системы.

Динамика системы характеризуется следующими понятиями

Поведение системы (функционирование системы) – это действие системы во времени.

Эволюция системы – изменение во времени структуры системы, свойств элементов и связей.

Цель системы – предпочтительное для неё состояние (состояние, к которому «стремится» система).

Целенаправленное поведение – стремление достичь цели.


Обратная связь – воздействия результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

Выделяют положительную и отрицательную обратные связи.

Положительная обратная связь усиливает результаты функционирования. Положительная обратная связь может привести к неустойчивым состояниям. Например, инфляционные ожидания: рост инфляционных ожиданий способствует увеличению числа покупок, что приводит к росту цен, усилению инфляции и еще больше увеличивает инфляционные ожидания.

Отрицательная обратная связь ослабляет результаты функционирования системы. Отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивое состояние системы. Например, при ухудшении показателей учебы деканат принимает меры, уменьшающие это ухудшение.

Можно выделить 11 этапов системного анализа.


  1. Формулировка основных целей и задач исследования.

  2. Определение границ системы, отделение её от внешней среды.

  3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.п.).

  4. Выявление сути понятия целостности системы.

  5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

  6. Построение структуры системы.

  7. Установление функций системы и её подсистем.

  8. Согласование целей системы и её подсистем.

  9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

  10. Анализ явлений эмерджентности.

  11. Конструирование системной модели.

Некоторые этапы исследования можно опускать, возможен возврат к предыдущим этапам.

Системный подход широко используется в кибернетике (основоположник – Норберт Винер). В самом широком смысле кибернетика понимается как наука об управлении в природе и технике. Но следует признать, что наибольшее распространение идеи кибернетики нашли в технике (в компьютерах, в различных системах управления и т.п.).

Австрийский ученый Людвиг фон Берталанффи предложил общую теорию систем. Основными задачами общей теории систем являются:


  1. Выявление общих принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними.

  2. Установление к биологическим и социальным объектам законов, аналогичных законам естествознания.

  3. Создание синтеза современного научного знания на основе выявления изоморфизма законов различных сфер деятельности.

Несмотря на то, что идеи общей теории систем начали развиваться сразу же после Второй мировой войны, они еще далеки от совершенства.

Большую сложность представляет исследование социальных систем. Выделяют 7 типов социальных систем:

  1. Индивид.

  2. Семья.

  3. Группа.

  4. Организация (фирма, предприятие и т.д.).

  5. Социальный институт (право, образование, религия и т.д.).

  6. Территориальная область (деревня, город, область, государство).

  7. Мировое сообщество (мировая система).

Постепенно учёные начали понимать, что важнейшей системной особенностью социальных систем является самоорганизация, т.е. система «живет», познавая окружающий мир, адаптируясь (приспосабливаясь) к внешним условиям, путем замены элементов, изменения свойств элементов и связей.

Черты самоорганизации свойственны также сложным современным системам управления (примеры, СУ сложными объектами, интеллектуальные роботы).




следующая страница >>