prosdo.ru
добавить свой файл
1
Семинар I.

Часть 1.
Компоненты синтаксической структуры предложения

Вопросы для обсуждения:


  1. Какие семантические актанты могут быть реализованы как дополнения, какие как обстоятельства? Приведите примеры.

  2. В чем разница между (1) обстоятельствами-актантами и (2) обстоятельствами -сирконстантами ? Приведите примеры предложений, в поверхностной структуре которых будут представлены обстоятельства (1) и (2) группы.

  3. Опишите семантические и морфологические зависимости, благодаря которым определение включается в структуру предложения.

  4. В каких компонентах синтаксической структуры могут скрываться элементарные пропозитивные сообщения?

  5. Придумайте примеры предложений, в которых обстоятельства и дополнения будут иметь одинаковое морфологическое выражение (см. пример из лекции: Он танцевал с очаровательной непринужденностью/ Он танцевал с очаровательной девушкой). Опишите метод, при помощи которого можно различать в данном случае обстоятельства и дополнения.

  6. В каких компонентах синтаксической структуры могут быть заложены значения «времени/срока»; «места/ пространственной точки»; «образа действия». Приведите примеры?

Задания

1

Найдите обстоятельства в данных предложениях. Какие обстоятельства предсказаны семантикой глагола-сказуемого ( т. е. являются актантами ). Укажите также обстоятельства, которые семантически не связаны с глаголом-сказуемым (т. е. являются сирконстантами) .

Образец: 1. Я уехал в Сочи. 2. Я позвонил в Сочи своему другу.

В первом примере обстоятельство в Сочи реализует семантическую валентность конечной точки при глаголе движения уехал ( данный глагол имеет валентности субъекта, начальной/конечной точки и средства передвижения). Обстоятельство в Сочи в примере /1/ связано с семантикой глагола и является актантом конечной точки. Рассмотрим второй пример. Глагол позвонил имеет валентности субъекта и адресата. Валентность субъекта заполнена подлежащим - я, валентность адресата - дополнением другу. Следовательно, в данном примере обстоятельство в Сочи не связано семантически с глаголом-сказуемым позвонил , это обстоятельство характеризует местоположение адресата ( ср. Я позвонил в Сочи своему другу = Я позвонил своему другу, находящемуся в Сочи = Я позвонил своему другу+ Друг находился в Сочи). Таким образом , обстоятельство в Сочи во \2\ примере является сирконстантом.


1.Поздней ночью мы приезжаем в Новоград . (Бабель )2. С белых клиросов взлетает волчий вой... (Верт.) 3. Всего год тому назад Беня написал Эйхбауму письмо. (Бабель ) 4. После нескольких любезных слов княгиня простилась. (Мереж. )5. В обширных залах штофные обои на стенах полиняли и выцвели. (Мереж. ) 6.Летом ждали из Крыма хозяев.(Бун.) 7.И Буратино круглыми глазами, как мышь, глядел на папу Карло. (А.Н.Т.) 8.Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку, Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко.(Хармс) 9. В это время из леса опять выскочили разбойники. (А.Н.Т.) 10.На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей (Гум.).

2

Укажите дополнения в данных предложениях, проанализируйте их по следующей схеме: а/ какое место занимает в структуре предложения (т.е. какой член предложения распространяет); б/ какова его семантическая функция (т.е. имеет значение субъекта, объекта, содержания речи/мысли, адресата, контрагента, инструмента, ) в/ вид подчинительной связи, благодаря которой дополнение вводится в предложение; г/ морфологическое выражение; д/ прямым или косвенным является дополнение.

Образец: На другой день вечером ему подарили фунт табаку и табачницу (Г.М.).

Дополнение ему - а/ распространяет сказуемое (подарили ему); б/ имеет семантическую функцию адресата (глагол подарить обладает валентностями субъекта , объекта, адресата); в/ связь управление; г/ выражено личным местоимением ему

1.Но уже импровизатор чувствовал приближение бога. (П. ) 2.Можно снять посредством дагерротипа, пожалуй, и море, и небо, и гору с садами, но не нарисуешь этого воздуха ( Гонч.). 3.Утром Колин заваривал для Горноцветова чай (Набоков). 4. По временам сильные порывы ветра обдавали нас пылью (Гум.). 5. В первую минуту Тема и не догадался о печальной истине (Г. –М.).6. Подтягин его потчевал бульоном магги (Набоков). 7. Он давно уже умел грести и управлять рулем (Г. –М.).


Упр. N 3

Укажите обстоятельства в следующих предложениях. Выпишите предложения с обстоятельствами, которые можно заменить придаточными предложениями (со значением причины, уступки, цели и т.д)
1.Там, за последней виллой, Вдоль глинистого рва Светло-зеленой силой Вздымается трава... Весенним изумрудом Омолодила пни, Упавший ствол верблюдом Раскинулся в тени. (С.Чер.) 2.Несколько извозчиков трусцой спускались к вокзалу. (Паст. )3. У Жабы от злости вздулись все бородавки. (А.Н.Т.) 4.Посреди круга девок парень в прилипшей к телу потной рубашке танцевал вприсядку. (Гум. ) 5. Из Ваших синих подведенных глаз В бокал вина скатился вдруг алмаз... (Верт) 6.Десять матросов с усилием тащили канат. ( Гум. ) 7. Каждый вечер из-за шифоньерки березовой Мой единственный маленький друг Деликатно просунет свою мордочку розовую И, тактично вздохнув, отойдет за сундук. (Верт. ) 8. На другой день из Джибути прибыл поезд с инженерами и чернорабочими для починки пути ( Гум.).9. Воздух был синеват от папиросных паров (Набоков).

Упр. N 4

Найдите определения в данных предложениях. Сколько элементарных пропозитивных смыслов выражено в каждом из предложений?

Грузные засыпали гиппопотамы под тенью громадных папоротников, и в солнечных долинах розы величиною с голову льва проливали ароматы и пьянили сильнее самосских вин. .... Дряхлый, всегда печальный Адам и Ева с кроткими глазами и змеиным сердцем жили в убогих пещерах, окруженные потомством Сифа. А в земле Нод, на высоких горах, сложенное из мраморных глыб и сандалового дерева, возвышалось жилище надменного Каина, отца красоты и греха. Яркие и страстные пробегают перед зачарованными взорами его дни. (Гумилев . Дочери Каина)