prosdo.ru
добавить свой файл
1
Карта обследования


 ребенка

с врожденными расщелинами нёба

Фамилия, имя__________________________ возраст___________________

Домашний адрес____________________________ школа_______ класс____

Вид несращения нёба_____________________________________________

(изолированное, сквозное, одно-, двустороннее)

Дата пластики губы__________________ нёба_________________________

Осложнения_____________________________________________________

(расхождение швов; указать наличие остаточных дефектов)

Ортодонтическое лечение_________________________________________

Логопедическое обучение__________________________________________

(указать время начала работы, ее результат)

Речевой диагноз_________________________________________________

(открытая, закрытая, смешанная ринолалия (ринофония)
Жалобы в настоящее время________________________________________

 

Анамнез


1. Общие сведения о семье_______________________________________

(состав, чем занимаются родители, речь окружающих)

2.  История протекания беременности, родов, раннего развития ребенка

3.  Психическое развитие_________________________________________

(особенности характера, умственное развитие, реакция на дефект, устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающей среде)

4. Речевое развитие_____________________________________________

(когда появился лепет, первые слова, фразы (какие), разговор предложениями; как быстро наращивался словарь)

Обследование речевых органов и речи


1.  Заключение психоневролога___________________________________

2.  Заключение окулиста__________________________________________

3.  Состояние ЛОР-органов, слуха_________________________________


4.  Состояние артикуляционного аппарата__________________________

а) зубочелюстная система_______________________ (неправильное развитие и расположение зубов, прикус (указать какой; прогения, прогнатия);

б) целостность альвеолярного отростка или его несращение______

в) строение носа__________________________________ (правильной

формы, деформированные ноздри, проходимость носовых ходов; отмечается наличие асимметрии лица и носогубных складок при закрытом рте);

г)  губы_______________________ (отмечается расщепление верхней

губы, послеоперационные рубцы, укороченность и подвижность верхней губы, малый объем движений, неточность, неплавность, истощаемость движений; отвисание одного (какого?) угла рта);

д)  язык       (массивный, узкий; отклонение в одну

(какую?) сторону, объем движений, неточность, неплавность, истощаемость, быстрота, фиксированность; важно отметить наличие повышенного тонуса языка, который выражается в его напряженности, резком выдвижении кончика языка, подергивании при выполнении произвольных движений, что указывает на тонические расстройства);

(Паретичность языка и губ проявляется в малом объеме движений, в их неточности, истощаемости, неплавности. Движения языка должны быть такой силы, чтобы удерживать его в нужном положении столько времени, сколько требуется для произнесения той или иной фонемы. Быстрота и точность артикуляционных движений влияет на внятность произношения.)

е) подъязычная связка__________ (укороченная, массивная);

ж) твердое нёбо________________ (узкое, куполообразное «готическое»;

указать вид расщелины, наличие остаточных дефектов. Нужно обратить внимание на среднюю и заднюю части твердого нёба. Если при произнесении звука [а] мягкие ткани втягиваются в форме небольшого треугольника, обращенного углом вперед, слизистый покров в этом месте может быть истончен и имеет более бледную окраску — значит, у ребенка субму-козная (подслизистая) расщелина. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путем тщательной пальпации);


з) мягкое нёбо_____________________ (длина мягкого нёба, высокое

или низкое его стояние, наличие расщепления рубцов; рудименты мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным. Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону. Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднятие нёбной занавески при энергичном произнесении звуков [а], [э]);

и) глоточные мышцы_______________ (рефлексы живые, заторможены; отмечается появление или отсутствие рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу);

к) мимика________________ (живая, вялая; маскообразное лицо; компенсаторные движения мимической мускулатуры: крыльев носа, лобных мышц, излишнее напряжение мышц шеи).

5. Дыхание__________________________________________________

а) физиологическое_________________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное; частота, ритмичность, сила);

б)  речевое__________________________________ (учащенное, носовое, ротовое; продолжительность речевого выдоха);

в) утечка воздуха через нос во время речи_____ (отсутствие или наличие).

6. Характер спонтанной речи_____________________ (лепетная, фразовая, пользуется жестами)

6.1.   Разборчивость___________________________________________

6.2. Степень назализации______________________ (умеренная, гиперназализация).

6.3. Звукопроизношение_______________________ (нарушено, не нарушено; отсутствие звуков, замены, искажения; прилагается протокол обследования звукопроизношения (так называемый речевой профиль).

6.4. Темп_____________________________________ (тахилалия (ускоренная); брадилалия (замедленная).

6.5. Голос____________________________________ (хриплый, крикливый, низкий, тихий, звучный, слабый, истощаемый, приглушенный. Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении).

7. Общая разборчивость речи:

а) разговорно-описательная речь_______________________________

(запись образца беседы)____________________________________________

б) составление предложений по картинкам_______________________

(запись образца)________________________________________________

в) запись самостоятельной речи____________________________________

(запись примеров)_______________________________________________

г) грамматический строй_______________________________________

д) понимание речи       

е)  запас слов________________________________ (активный, пассивный —в объеме названий предметов и действий в окружающей обстановке. Словарь по темам «игрушки», «мебель», «посуда» и т.д.

ж) готовность к звуковому анализу__________________________________

з) письмо____________________________ образец____________________

и) чтение__________________ (побуквенное, слоговое, целыми словами).

Заключение____________________________________________________

Результаты работы________________________________________________