prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 62 63
OCR: Ихтик (г.Уфа)


ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru

Вычитка: 05.11.2004

Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, четвертый том которого посвящен XIX и XX веку. Авторы показали процесс формирования научных идей в XIX-XX веке, суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.


ББК 87.3 - 4Ит

Р.31
G. REALE/ D. ANTISERI, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi.

(c) copyright by Editrice La Scuola, Brescia ( Italia ) 1983.
Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.
Перевод С. Мальцевой

Научный редактор Ю. А. Кимелев

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".
Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков
Справочный материал подготовлен Ермаковой М. Г., Кривушиной А. Л.
ISBN 88-350-7272-7 (c) ТОО ТК "Петрополис", 1997 г.

ISBN 5-86708-105-2 (c) Мальцева С. А., перевод, 1997 г.


Номер страницы предшествует странице - (прим. сканировщика).

Книга 4

Оглавление
От редактора..................... XXVI

От переводчика.................... XXVII

Предисловие к итальянскому изданию ........ ХХVШ
Часть первая

РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства...............3

1. Движение романтизма и его представители ........... 3 1.1. Первая ласточка романтизма: "Буря и натиск". 1.2. От классицизма к романтизму. 1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики

2. Основатели романтизма: братья Шлегели, Новалис, Шлейермахер и Гёльдерлин........... 9

2.1. Образование кружка романтиков, журнал "Атеней" и распространение романтизма. 2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа. 2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии. 2.4. Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и герменевтика. 2.5. Гёльдерлин и обожествление природы.
3. Позиция Шиллера и Гёте ............ 19

3.1. Шиллер: понятие "прекрасной души" и эстетическое воспитание. 3.2. Гёте и его отношение к романтизму
4. Другие мыслители эпохи распада "просветительского разума" ..................... 22

4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума.

4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры.

4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории.

4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика.
5. Споры о кантианских апориях и прелюдия к идеализму (Рейнгольд, Шульце, Маймон и Бек)..........28

Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг 31

1. Фихте и эстетический идеализм......... 31

1.1. Жизненный путь и сочинения. 1.2. Фихтеанский идеализм как изложение "основания" кантианского критицизма.

1.3. "Наукоучение" и структура фихтеанского идеализма (1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя; 1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я, 1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я; 1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности; 1.3.5. Идеалистическое объяснение морали). 1.4. Мораль, право и государство. 1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800-1814). 1.6. Заключение: Фихте и романтики
2. Шеллинг и романтические страдания идеализма 43

2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга.

2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795- 1796). 2.3. Философия природы Шеллинга (1797-1799).

2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800). 2.5. Философия тождества (1801-1804). 2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811). 2.7. "Позитивная философия", или Философия мифологии и Откровения (с 1815 года). 2.8. Заключение

Часть вторая

АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ

Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма .... 59

1. Жизнь, сочинения и генезис мысли Гегеля ... 59

1.1. Жизненный путь. 1.2. Сочинения Гегеля. 1.3. Теологические сочинения раннего периода и генезис гегелевской мысли
2. Основы гегелевской системы.......... 64

2.1. Необходимость предварительного определения первооснов философии Гегеля. 2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа. 2.3. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. 2.4. Пространство "спекулятивного", значение "Aufheben" и "спекулятивное" утверждение
3. "Феноменология духа".............. 75

3.1. Значение и направленность "Феноменологии духа".

3.2. Схематика и "фигуры" "Феноменологии" (3.2.1. Этапы феноменологического пути; 3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок); 3.2.3. Самосознание (диалектика господина - раба, стоицизма - скептицизма и несчастного сознания); 3.2.4. Разум; 3.2.5. Дух; 3.2.6. Религия и абсолютное Знание). 3.3. Поливалентная природа и двусмысленность "Феноменологии духа".

4. Логика ..................... 87

4.1. Новая концепция логики. 4.2. Логика бытия. 4.3. Логика сущности. 4.4. Логика понятия

5. Философия природы............................ 95

5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе.

5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на природу. 5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы

6. Философия духа.............................. 98

6.1. Дух и три его момента. 6.2. Субъективный Дух. 6.3. Объективный Дух (6.3.1. Гегелевская концепция объективного Духа;

6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории;

6.3.3. Природа государства и истории и философия истории). 6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия
7. Некоторые выводы............................. 107

Часть третья

ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА

Глава 4. Правое и левое гегельянство ...................... 111

1. Правое гегельянство............................ 111

2. Левое гегельянство............................. 113

2.1. Давид Ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного
3. Людвиг Фейербах и сведение теологии к антропологии ................................... 113

3.1. От Бога к человеку. 3.2. Теология - это антропология

4. Утопический социализм............. стр. 117

4.1. Сен-Симон: наука и техника как основа нового общества.

4.2. Пьер Жозеф Прудон
5. Карл Маркс................... 120

5.1. Жизнь и творчество. 5.2. Маркс как критик Гегеля.

5.3. Маркс как критик левогегельянства. 5.4. Маркс как критик экономистов-классиков. 5.5. Маркс как критик утопического социализма. 5.6. Маркс как критик Прудона. 5.7. Маркс и критика религии. 5.8. Отчуждение труда. 5.9. Исторический материализм. 5.10. Классовая борьба и "Капитал"

6. Фридрих Энгельс и диамат........... 130

7. Открытые проблемы .............. 131

Часть четвертая

ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР

Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы 137

1. Реализм Иоганна Фридриха Гербарта...... .............137

1.1. Задача философии. 1.2. Бытие едино, но путей познания бытия множество. 1.3. Душа и Бог. 1.4. Эстетика и педагогика


2. Психологическая реакция на идеализм: Якоб Фриз............. 141

3. Адольф Тренделенбург, критик гегелевской диалектики .............141

4. Артур Шопенгауэр: мир как воля и представление .............143

4.1. Против Гегеля, "убийцы истины". 4.2. В защиту "невыгодной истины". 4.3. "Мир - это мое представление". 4.4. Категория каузальности. 4.5. Мир как воля. 4.6. Жизнь между страданием и скукой. 4.7. Освобождение через искусство. 4.8. Аскеза и раскрепощение

5. Серен Кьеркегор: индивид как "причина христианства............. .............152

5.1. Жизнь "того, кто не играл в христианство". 5.2. Кьеркегор как "христианский поэт". 5.3. "Смехотворное обоснование" гегелевской системы. 5.4. "Единичный" перед Богом. 5.5. Принцип христианства. 5.6. Возможность, страх и отчаяние. 5.7. Кьеркегор: наука и сциентизм. 5.8. Кьеркегор и "научная теология"

Часть пятая

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО

Глава б. Итальянская философия эпохи Рисорджименто.....................166

1. Общие черты ............................... 166

2. "Гражданская философия" Джан Доменико Романьози.................................. 167

3. Карло Катганео: философия как наука "ассоциированных умов" и политика федерализма.................. 169

3.1. Карло Каттанео: философия как "милиция". 3.2. Философия как "наука ассоциированных умов". 3.3. Теория и политика федерализма

4. Джузеппе Феррари и "философия революции"..............173

5. Паскуале Галуппи и "философия опыта"..... 174

5.1. Реальность Я и существование внешнего мира

6. Антонио Розмини и философия идеального бытия 177

6.1. Жизнь и сочинения. 6.2. Критика сенсуализма и кантианского априоризма. 6.3. Идея бытия. 6.4. "Фундаментально телесное чувство" и "реальность внешнего мира". 6.5. Личность, свобода и собственность. 6.6. Государство, церковь и принцип моральности


7. Винченцо Джоберти и философия "реального бытия..........................183

7.1. Жизнь и сочинения. 7.2. Против психологизма в современной философии. 7.3. "Идеальная формула". 7.4. "Моральное и гражданское превосходство итальянцев"

Часть шестая

ПОЗИТИВИЗМ

Глава 7. Позитивизм .............................. 189

1. Общая характеристика........................... 189

2. Опост Конт и позитивизм во Франции................... 191

2.1. Закон трех стадий. 2.2. Учение о науке. 2.3. Социология как социальная физика. 2.4. Классификация наук. 2.5. Религия человечества. 2.6. "Обоснования" Конта
3. Джон Стюарт Милль и английский утилитаристский позитивизм................... стр. 197

3.1. Мальтузианские проблемы. 3.2. Классическая экономия: Адам Смит и Давид Рикардо. 3.3. Роберт Оуэн: от утилитаризма к утопическому социализму. 3.4. Утилитаризм Иеремии Бентама. 3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа. 3.6. Критика теории силлогизма. 3.7. Принцип индукции: единообразие природы. 3.8. Наука о морали, экономика и политика. 3.9. Защита свободы индивида
4. Эволюционистский позитивизм Герберта Спенсера .............208

4.1. Религия и наука "коррелятивны". 4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному. 4.3. Биология, этика и общество
5. Позитивизм в Италии..........................213

5.1. Общие положения. 5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления. 5.3. Медик-позитивист Сальваторе Томмази.

5.4. Августо Мурри: научный метод и логика диагноза.

5.5. Паскуале Виллари и позитивистская историография.

5.6. Аристид Габелли и обновление педагогики. 5.7. Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта. 5.8. Непознанное не есть непознаваемое. Эволюция от неразличимого к различному. 5.9. Мораль и общество

Часть седьмая

РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ


Глава 8. Развитие науки в XIX веке.......................225

1. Общие вопросы................. .............225

1.1. Когда наука приобретает философский смысл. 1.2. Наука и общество в XIX веке

2. Процесс ригоризации математики........ .............227

3. Философское значение неевклидовой геометрии . .............228

4. Судьба эволюционной теории.......... .............230

4.1. Споры об эволюции во Франции: Ламарк, Кювье и Сент-Илер. 4.2. "Происхождение видов" Дарвина. 4.3. Происхождение человека. 4.4. Споры вокруг "Происхождения видов" и проблемы социального дарвинизма. 4.5. Томас Гексли и дарвинизм в Англии

5. Лингвистика: Вильгельм фон Гумбольдт и Франц Бопп. Закон Гримма и младограмматики .... .............238

6. Возникновение экспериментальной психологии .............240

6.1. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.

6.2. Вундт и Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии

7. У истоков научной социологии.......... 242

7.1. Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода.

7.2. Суицид и аномия

Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха............................. 247

1. Рихард Авенариус и критика "чистого опыта.............. .............. 247

1.1. Что такое "чистый опыт"? 1.2. Возвращение к "естественной концепции мира". 1.3. Выше различий "физического" и "психического". 1.4. Вред "интроекции"

2. Эрнст Мах: основа, структура и развитие науки .............. 250

2.1. Анализ ощущений. 2.2. Научное познание как биологическое событие. 2.3. Проблемы, гипотезы и отбор гипотез. 2.4. Наука как экономия мышления. 2.5. Критика ньютоновской механики

Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема............................ 257

1. Умеренный конвенционализм Анри Пуанкаре . .............. 257

1.1. Пуанкаре: конвенция не есть произвол. 1.2. Теория устанавливает факт: "Опыт - единственный источник истины". 1.3. Геометрические аксиомы как замаскированные дефиниции


2. Пьер Дюгем и природа физической теории ................ 259

2.1. Дюгем: что такое физическая теория? 2.2. Холистский контроль и отрицание "критического эксперимента"

3. К оценке конвенционализма........................ 261

Часть восьмая

ОТ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА - К ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей.......... 265

1. Ницше как интерпретатор собственной судьбы . . 265

2. Был ли Ницше пророком нацизма? ....... 266

3. Жизнь и сочинения............... 267

4. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала и "проблема Сократа"................. .............268

5. Тупость фактов. "Насыщение историей" опасно . 269

6. Разрыв с Шопегауэром и Вагнером....... 270

7. Возвещение "смерти Бога"............ 271

8. Антихрист, или Христианство как порок..... 272

9. Генеалогия морали............... 274

10. Нигилизм, вечное возвращение и "amor fati........................275

11. Сверхчеловек - это соль земли......... .............276

Глава 12. Неокритицизм.

Марбургская и баденская школы ...... .............278

1. Общие замечания................ .............278

2. Марбургская школа............... .............279

2.1. Германн Коген: критика как методология науки. 2.2. Пауль Наторп: "Процесс и метод суть все"

3. Эрнст Кассирер и философия символических форм .............280 3.1. Субстанция и функция. 3.2. Символические формы

4. Баденская школа................ .............282

4.1. Вильгельм Виндельбанд. Философия как теория ценностей.

4.2. Генрих Риккерт: познавать - значит судить на основе истины как ценности

Глава 13. Немецкий историцизм............ .............286
1. Общие черты.................. .............286

2. Вильгельм Дильтей и "критика исторического разума" ...................... .............288


2.1. К "критике исторического разума". 2.2. Обоснование наук о духе. 2.3. Историчность человеческого мира

3. Вильгельм Виндельбанд: отличие наук номотетических от наук идеографических.......... .............291

4. Генрих Риккерт, отношение к ценностям и автономия исторического познания ....................... 293

5. Георг Зиммель: ценности историка и релятивизм фактов..................... .............294

6. Освальд Шпенглер и "Закат Европы"...... .............295

7. Эрнст Трёльч и абсолютность религиозных ценностей .............296

8. Мейнеке и поиск вечного в мгновении..... .............297




следующая страница >>