OCR: Ихтик (г.Уфа)
ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru
Вычитка: 05.11.2004
Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, четвертый том которого посвящен XIX и XX веку. Авторы показали процесс формирования научных идей в XIX-XX веке, суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.
ББК 87.3 - 4Ит
Р.31
G. REALE/ D. ANTISERI, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi.
(c) copyright by Editrice La Scuola, Brescia ( Italia ) 1983.
Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.
Перевод С. Мальцевой
Научный редактор Ю. А. Кимелев
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".
Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков
Справочный материал подготовлен Ермаковой М. Г., Кривушиной А. Л.
ISBN 88-350-7272-7 (c) ТОО ТК "Петрополис", 1997 г.
ISBN 5-86708-105-2 (c) Мальцева С. А., перевод, 1997 г.
Номер страницы предшествует странице - (прим. сканировщика).
Книга 4
Оглавление
От редактора..................... XXVI
От переводчика.................... XXVII
Предисловие к итальянскому изданию ........ ХХVШ
Часть первая
РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства...............3
1. Движение романтизма и его представители ........... 3 1.1. Первая ласточка романтизма: "Буря и натиск". 1.2. От классицизма к романтизму. 1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики
2. Основатели романтизма: братья Шлегели, Новалис, Шлейермахер и Гёльдерлин........... 9
2.1. Образование кружка романтиков, журнал "Атеней" и распространение романтизма. 2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа. 2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии. 2.4. Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и герменевтика. 2.5. Гёльдерлин и обожествление природы.
3. Позиция Шиллера и Гёте ............ 19
3.1. Шиллер: понятие "прекрасной души" и эстетическое воспитание. 3.2. Гёте и его отношение к романтизму
4. Другие мыслители эпохи распада "просветительского разума" ..................... 22
4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума.
4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры.
4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории.
4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика.
5. Споры о кантианских апориях и прелюдия к идеализму (Рейнгольд, Шульце, Маймон и Бек)..........28
Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг 31
1. Фихте и эстетический идеализм......... 31
1.1. Жизненный путь и сочинения. 1.2. Фихтеанский идеализм как изложение "основания" кантианского критицизма.
1.3. "Наукоучение" и структура фихтеанского идеализма (1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя; 1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я, 1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я; 1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности; 1.3.5. Идеалистическое объяснение морали). 1.4. Мораль, право и государство. 1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800-1814). 1.6. Заключение: Фихте и романтики
2. Шеллинг и романтические страдания идеализма 43
2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга.
2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795- 1796). 2.3. Философия природы Шеллинга (1797-1799).
2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800). 2.5. Философия тождества (1801-1804). 2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811). 2.7. "Позитивная философия", или Философия мифологии и Откровения (с 1815 года). 2.8. Заключение
Часть вторая
АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ
Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма .... 59
1. Жизнь, сочинения и генезис мысли Гегеля ... 59
1.1. Жизненный путь. 1.2. Сочинения Гегеля. 1.3. Теологические сочинения раннего периода и генезис гегелевской мысли
2. Основы гегелевской системы.......... 64
2.1. Необходимость предварительного определения первооснов философии Гегеля. 2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа. 2.3. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. 2.4. Пространство "спекулятивного", значение "Aufheben" и "спекулятивное" утверждение
3. "Феноменология духа".............. 75
3.1. Значение и направленность "Феноменологии духа".
3.2. Схематика и "фигуры" "Феноменологии" (3.2.1. Этапы феноменологического пути; 3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок); 3.2.3. Самосознание (диалектика господина - раба, стоицизма - скептицизма и несчастного сознания); 3.2.4. Разум; 3.2.5. Дух; 3.2.6. Религия и абсолютное Знание). 3.3. Поливалентная природа и двусмысленность "Феноменологии духа".
4. Логика ..................... 87
4.1. Новая концепция логики. 4.2. Логика бытия. 4.3. Логика сущности. 4.4. Логика понятия
5. Философия природы............................ 95
5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе.
5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на природу. 5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы
6. Философия духа.............................. 98
6.1. Дух и три его момента. 6.2. Субъективный Дух. 6.3. Объективный Дух (6.3.1. Гегелевская концепция объективного Духа;
6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории;
6.3.3. Природа государства и истории и философия истории). 6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия
7. Некоторые выводы............................. 107
Часть третья
ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА
Глава 4. Правое и левое гегельянство ...................... 111
1. Правое гегельянство............................ 111
2. Левое гегельянство............................. 113
2.1. Давид Ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного
3. Людвиг Фейербах и сведение теологии к антропологии ................................... 113
3.1. От Бога к человеку. 3.2. Теология - это антропология
4. Утопический социализм............. стр. 117
4.1. Сен-Симон: наука и техника как основа нового общества.
4.2. Пьер Жозеф Прудон
5. Карл Маркс................... 120
5.1. Жизнь и творчество. 5.2. Маркс как критик Гегеля.
5.3. Маркс как критик левогегельянства. 5.4. Маркс как критик экономистов-классиков. 5.5. Маркс как критик утопического социализма. 5.6. Маркс как критик Прудона. 5.7. Маркс и критика религии. 5.8. Отчуждение труда. 5.9. Исторический материализм. 5.10. Классовая борьба и "Капитал"
6. Фридрих Энгельс и диамат........... 130
7. Открытые проблемы .............. 131
Часть четвертая
ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР
Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы 137
1. Реализм Иоганна Фридриха Гербарта...... .............137
1.1. Задача философии. 1.2. Бытие едино, но путей познания бытия множество. 1.3. Душа и Бог. 1.4. Эстетика и педагогика
2. Психологическая реакция на идеализм: Якоб Фриз............. 141
3. Адольф Тренделенбург, критик гегелевской диалектики .............141
4. Артур Шопенгауэр: мир как воля и представление .............143
4.1. Против Гегеля, "убийцы истины". 4.2. В защиту "невыгодной истины". 4.3. "Мир - это мое представление". 4.4. Категория каузальности. 4.5. Мир как воля. 4.6. Жизнь между страданием и скукой. 4.7. Освобождение через искусство. 4.8. Аскеза и раскрепощение
5. Серен Кьеркегор: индивид как "причина христианства............. .............152
5.1. Жизнь "того, кто не играл в христианство". 5.2. Кьеркегор как "христианский поэт". 5.3. "Смехотворное обоснование" гегелевской системы. 5.4. "Единичный" перед Богом. 5.5. Принцип христианства. 5.6. Возможность, страх и отчаяние. 5.7. Кьеркегор: наука и сциентизм. 5.8. Кьеркегор и "научная теология"
Часть пятая
ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО
Глава б. Итальянская философия эпохи Рисорджименто.....................166
1. Общие черты ............................... 166
2. "Гражданская философия" Джан Доменико Романьози.................................. 167
3. Карло Катганео: философия как наука "ассоциированных умов" и политика федерализма.................. 169
3.1. Карло Каттанео: философия как "милиция". 3.2. Философия как "наука ассоциированных умов". 3.3. Теория и политика федерализма
4. Джузеппе Феррари и "философия революции"..............173
5. Паскуале Галуппи и "философия опыта"..... 174
5.1. Реальность Я и существование внешнего мира
6. Антонио Розмини и философия идеального бытия 177
6.1. Жизнь и сочинения. 6.2. Критика сенсуализма и кантианского априоризма. 6.3. Идея бытия. 6.4. "Фундаментально телесное чувство" и "реальность внешнего мира". 6.5. Личность, свобода и собственность. 6.6. Государство, церковь и принцип моральности
7. Винченцо Джоберти и философия "реального бытия..........................183
7.1. Жизнь и сочинения. 7.2. Против психологизма в современной философии. 7.3. "Идеальная формула". 7.4. "Моральное и гражданское превосходство итальянцев"
Часть шестая
ПОЗИТИВИЗМ
Глава 7. Позитивизм .............................. 189
1. Общая характеристика........................... 189
2. Опост Конт и позитивизм во Франции................... 191
2.1. Закон трех стадий. 2.2. Учение о науке. 2.3. Социология как социальная физика. 2.4. Классификация наук. 2.5. Религия человечества. 2.6. "Обоснования" Конта
3. Джон Стюарт Милль и английский утилитаристский позитивизм................... стр. 197
3.1. Мальтузианские проблемы. 3.2. Классическая экономия: Адам Смит и Давид Рикардо. 3.3. Роберт Оуэн: от утилитаризма к утопическому социализму. 3.4. Утилитаризм Иеремии Бентама. 3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа. 3.6. Критика теории силлогизма. 3.7. Принцип индукции: единообразие природы. 3.8. Наука о морали, экономика и политика. 3.9. Защита свободы индивида
4. Эволюционистский позитивизм Герберта Спенсера .............208
4.1. Религия и наука "коррелятивны". 4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному. 4.3. Биология, этика и общество
5. Позитивизм в Италии..........................213
5.1. Общие положения. 5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления. 5.3. Медик-позитивист Сальваторе Томмази.
5.4. Августо Мурри: научный метод и логика диагноза.
5.5. Паскуале Виллари и позитивистская историография.
5.6. Аристид Габелли и обновление педагогики. 5.7. Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта. 5.8. Непознанное не есть непознаваемое. Эволюция от неразличимого к различному. 5.9. Мораль и общество
Часть седьмая
РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
Глава 8. Развитие науки в XIX веке.......................225
1. Общие вопросы................. .............225
1.1. Когда наука приобретает философский смысл. 1.2. Наука и общество в XIX веке
2. Процесс ригоризации математики........ .............227
3. Философское значение неевклидовой геометрии . .............228
4. Судьба эволюционной теории.......... .............230
4.1. Споры об эволюции во Франции: Ламарк, Кювье и Сент-Илер. 4.2. "Происхождение видов" Дарвина. 4.3. Происхождение человека. 4.4. Споры вокруг "Происхождения видов" и проблемы социального дарвинизма. 4.5. Томас Гексли и дарвинизм в Англии
5. Лингвистика: Вильгельм фон Гумбольдт и Франц Бопп. Закон Гримма и младограмматики .... .............238
6. Возникновение экспериментальной психологии .............240
6.1. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
6.2. Вундт и Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии
7. У истоков научной социологии.......... 242
7.1. Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода.
7.2. Суицид и аномия
Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха............................. 247
1. Рихард Авенариус и критика "чистого опыта.............. .............. 247
1.1. Что такое "чистый опыт"? 1.2. Возвращение к "естественной концепции мира". 1.3. Выше различий "физического" и "психического". 1.4. Вред "интроекции"
2. Эрнст Мах: основа, структура и развитие науки .............. 250
2.1. Анализ ощущений. 2.2. Научное познание как биологическое событие. 2.3. Проблемы, гипотезы и отбор гипотез. 2.4. Наука как экономия мышления. 2.5. Критика ньютоновской механики
Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема............................ 257
1. Умеренный конвенционализм Анри Пуанкаре . .............. 257
1.1. Пуанкаре: конвенция не есть произвол. 1.2. Теория устанавливает факт: "Опыт - единственный источник истины". 1.3. Геометрические аксиомы как замаскированные дефиниции
2. Пьер Дюгем и природа физической теории ................ 259
2.1. Дюгем: что такое физическая теория? 2.2. Холистский контроль и отрицание "критического эксперимента"
3. К оценке конвенционализма........................ 261
Часть восьмая
ОТ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА - К ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей.......... 265
1. Ницше как интерпретатор собственной судьбы . . 265
2. Был ли Ницше пророком нацизма? ....... 266
3. Жизнь и сочинения............... 267
4. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала и "проблема Сократа"................. .............268
5. Тупость фактов. "Насыщение историей" опасно . 269
6. Разрыв с Шопегауэром и Вагнером....... 270
7. Возвещение "смерти Бога"............ 271
8. Антихрист, или Христианство как порок..... 272
9. Генеалогия морали............... 274
10. Нигилизм, вечное возвращение и "amor fati........................275
11. Сверхчеловек - это соль земли......... .............276
Глава 12. Неокритицизм.
Марбургская и баденская школы ...... .............278
1. Общие замечания................ .............278
2. Марбургская школа............... .............279
2.1. Германн Коген: критика как методология науки. 2.2. Пауль Наторп: "Процесс и метод суть все"
3. Эрнст Кассирер и философия символических форм .............280 3.1. Субстанция и функция. 3.2. Символические формы
4. Баденская школа................ .............282
4.1. Вильгельм Виндельбанд. Философия как теория ценностей.
4.2. Генрих Риккерт: познавать - значит судить на основе истины как ценности
Глава 13. Немецкий историцизм............ .............286
1. Общие черты.................. .............286
2. Вильгельм Дильтей и "критика исторического разума" ...................... .............288
2.1. К "критике исторического разума". 2.2. Обоснование наук о духе. 2.3. Историчность человеческого мира
3. Вильгельм Виндельбанд: отличие наук номотетических от наук идеографических.......... .............291
4. Генрих Риккерт, отношение к ценностям и автономия исторического познания ....................... 293
5. Георг Зиммель: ценности историка и релятивизм фактов..................... .............294
6. Освальд Шпенглер и "Закат Европы"...... .............295
7. Эрнст Трёльч и абсолютность религиозных ценностей .............296
8. Мейнеке и поиск вечного в мгновении..... .............297