prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3


ПАНТЕИЗМ ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮДЕЙ.

Книга 3. Ритуал пантеизма.

8. МЫСЛЯЩИЙ ДЭИРОМ

ТРИЗ – метод мыщления.

Для практики мышления в стиле ДЭИР необходима какая-то система восприятия мира, не связанная напрямую с ДЭИР.

В первой части первой книги я позволил себе фразы о бессмысленности изучения ТРИЗ - теории решения изобретательских задач в средней школе. Конспектируемая книга (Теория решения изобретательских задач/М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск: Харвест,2003.) посвящена педагогике, а меня интересует эниология в режиме восприятия ДЭИР. Поэтому ни в каком приближении этот конспект не может служить для изучения ТРИЗ. Вспомним, что ДЭИР используется в качестве религиозной методологии пантеизма. ТРИЗ полагается практикой приложения ДЭИР.

Единственное принципиальное возражение внедрению ТРИЗ – уровень интеллекта, по моему мнению, он не достаточен в средней школе, особенно у педагогов.

В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьёзное сопротивление, если дальнейшая учёба или работа требуют от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение и поощрение творческой деятельности начнутся в самом начале образовательного курса, ещё с дошкольных учреждений, и будут продолжаться на протяжении всей трудовой – творческой – деятельности личности Т,с.16.

Однако, это уже не проблема школы, а проблема всего общества, скорее планетарного социума. В. В. Жириновский озвучил это (см. вторую часть первой книги) проблемой массового человека.

ТРИЗ изучается на базе реальных примеров, где и формируются основные закономерности. В эниологии нужны закономерности и не интересны и не интересны технологические примеры реализации, поэтому ознакомиться с ТРИЗ по моему конспекту невозможно. Очевидно ТРИЗ будет развиваться, скорее всего, специализируясь по отраслям прикладной науки. Методология ТРИЗ полезна в магической практике – эниотехнологии. Естественно, в будущем осуществиться синтез понятий и какая-то системность, но предполагаемая надсистема понятий вопрос, необозримого сейчас для меня, будущего.


Данная работа (ТРИЗ) посвящена общей методологии, цель которой – повысить осознанное управление процессом мышления и тем самым – интеллектуальный компонент креативности в любой сфере деятельности Т,с.3.

Сознавая всё многообразие вопросов, связанных с мышлением, авторы сознательно круг …вопросов только теми, которые связаны с практическими методами формирования культуры мышления Т,с.4.

Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций Т,с.5.

ТРИЗ создавалась, чтобы заменить интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и учёных к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту получать такие же результаты Т,с.6.

Креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал Т,с.7.

В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС) Т,с.9.

1. ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию (систему навыков и приёмов) решения технических проблем Т,с.9.

2. Объект исследования ТРИЗ – развитие технических систем. Объект исследования ТРИС – развитие искусственных систем, в том числе стиль мышления как явления культуры Т,с.9.

3. Предмет исследования – выявление объективных закономерностей изменения технических (искусственных) систем. При исследовании стиля мышления – условия его формирования Т,с.9.

4. Цель исследования – создание методологии (системы методов и приёмов), основанной на объективных закономерностях развития технических (искусственных) систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций Т,с.9-10.


5. Методы исследования:

а) для искусственных (технических) проблем – анализ процесса изменения продукта творческой (изобретательской) деятельности;

б) для стиля мышления – анализ способов решения проблемных ситуаций Т,с.10.

6. Основные (ключевые) понятия Т,с.10.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – последовательность выполнения мыслительных операций.

Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС) – модификация АРИЗ.

Проблемная ситуация – возникновение противоречия, не удовлетворяющее потребностям системы.

Ситуация – результат взаимодействия двух или более элементов системы.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить её эффективность Т,с.20.

Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового Т,с.20. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний Т,с.21. Мало знать и уметь, нужно ещё хотеть и делать.

Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Творческая способность – креативность – является независимым от интеллекта фактором. Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления…. Сопоставление результатов исследований позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования Т,с.22:

1. Умение увидеть проблему.

2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможностей сторон и связей.

3. Гибкость как умение:


  • понять новую точку зрения;

  • отказаться от усвоенной точки зрения.

4. Оригинальность, отход от шаблона.

5. Способность к перегруппировке идей и связей.


6. Способность к абстрагированию или анализу.

7. Способность к конкретизации или синтезу.

8. Ощущение стройности организации идей.

Креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другойТ,с.23.

Творчество … является ситуативно – не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы Т,с.24.

Для проявления творчества нужна свободная непринуждённая обстановка Т,с.24.

Активность на уровне творческого действия является… «единицей»… любого вида творческой деятельности Т,с.24.

Набор черт, потенциально относящихся к творческим: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать Т,с.25.

Часто человек творит … чтобы испытать «муку творческую» Т,с.25 (удовольствие от состояния творческого подъёма и удовлетворение от свершённого).

Общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование…. Главной операцией… является операция сравнения Т,с.26.

Анализ сказок и научно – фантастической литературы позволил выявить ряд приёмов конструирования фантастических идей Т,с.26.

Сходство этих операций позволяет говорить об общности механизмов творчества в разных сферах деятельности и о наличии логики воображения Т,с.27. Воображение, создающее комбинации, является основой творческого процесса Т,с.28.

Раскрепощённое воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций…. Воображение – это бессознательная способность комбинировать факты новыми способами, а интуиция – это способность переносить нужные воображаемые образы в сознание Т,с.28.

Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала…. Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат Т,с.29.

Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, так как отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности Т,с.30.

Непременный структурный компонент творчества – это оригинальностьТ,с.33.

Концептуальный подход – развитие технических систем является следствием психологических процессов, протекающих в мышлении изобретателей, - привёл к созданию группового метода генерирования идей – мозговому штурму. В мозговом штурме творческий процесс разделён на два этапа: этап генерирования идей…; этап экспертизы идей… Т,с.39.

Процесс совершенствования объектов техники … их закономерный переход из одного состояния в другое … общее развитие тезнических систем происходит в соответствии с законами диалектики и не подчиняется субъективной воле человека Т,с.43.

«Технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем» - Г. С. Альтшулер Т,с.43.

В ТРИЗ процесс решения задачи …построен как чёткая программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает её целенаправленность Т,с.44 (векторность по ДЭИР).

Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий – суть алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), включающего в себя целую систему инструментов для решения задачи: психологических, логических, информационных…. И на каждом этапе отсекается часть «пустых» вариантов, слабых, компромиссных, и остаются только самые сильные решения, изначально ориентированные на идеальный конечный результат Т,с.44.


Здесь у нас связка – единомыслие из разных истоков информации – у Ракитянского – Старова (см. не единожды ранее) в произвольном технологическом процессе при включении всей массы реальных фактов, выпадают ложные и излишние предпосылки и действия. Это удивительно согласуется с приведенной выше цитатой ТРИЗ. Для полноты личного «счастья» остаётся вывести наличие Бога – Высшего Разума из постулатов ТРИЗ.

Эффективная работа с ТРИЗ формирует в результате особый стиль мышления, который становится неотъемлемой частью поведения. Потому весь комплекс ТРИЗ… - это инструмент формирования творческого (по ДЭИР - создающего) мышления … специалистов во всех сферах деятельности…. Эволюция методологии также подчиняется законам диалектики и протекает, с точки зрения выполняемой функции, в направлении повышения функции, в направлении повышения уровня идеальности Т,с.45.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Взглянем на объекты и явления вокруг себя. По способу возникновения, существования и изменения их можно разделить на две группы: естественные или природные, и искусственные или техногенные. К первым относятся … объекты и явления, созданные природой без участия человека Т,с.57. Не имеющие следов понятных нам технологий обработки – само сформированные.

К искусственным отнесём объекты и явления, созданные трудом человека… введём понятие «основная функция» (ОФ) как действие, для осуществления которого создан данный искусственный объект Т,с.57.

Система – объединение разнородных элементов, предназначенных для выполнения основной функции и создающее при своём объединении новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов. Элементы, из которых состоит система, будем называть частями системы, или «подсистемами» Т,с.59.

Факел можно рассматривать как элемент значительно большей системы «устройства для освещения» - «надсистемы»…. И ещё отмерим, что элементы факела - жир, деревянная палка и хлопчатобумажная тряпка являются частями систем «животный мир» и «растительный мир» Т,с.59.


По сравнению с костром факел стал сложнее, он состоит уже минимум из трёх частей: жира, который является источником световой энергии; какой-то «удержалки», например хлопчатобумажной тряпки, которая пропитана жиром и потому его удерживает, и самой палки - рукоятки Т,с.59.

Итак, рабочая часть факела усовершенствовалась, а ветка – палка стала ручкой и выполняет уже не основную, а вспомогательную функцию. В результате факел как источник местного освещения, хотя и стал сложнее, выполняет, с точки зрения пользователя, свою основную функцию значительно идеальнее, чем костёр Т,с.60.

Продолжим генетический анализ. Факел как источник местного освещения может гореть на одном месте, например, там, где работает ремесленник. Поэтому очень желательно не держать факел, а освободить руку для работы. В такой ситуации фактически нужен не весь факел, а только его верхняя часть – светильник Т,с.60.

Система изменялась не сама по себе, а потому, что пользователь системы – человек – предъявлял к ней новые функциональные требования…. Возникала проблема, в основе которой лежало противоречие. И изменение системы происходило только тогда, когда это противоречие преодолевалось Т,с.61.

Исторически известно антагонистическое отношение науки и религии, как правило, понимается христианство и естественные науки. Религия принимает собственные постулаты, если их можно сформулировать, некритично: буддизм по оценке ламы – наставника, ссылающегося на своего наставника; христианство – по Библии; ислам – по непротиворечивости Корану,…. Наука ограничивает свои утверждения возможностью проверки до уровня формального признания социумом.

Стремление к идеалу, в данной работе (во всех книгах в целом) определило путь развития пантеизма до формального признания властью – сектантски религиозный. Та же идеализация неограниченности развития заставила отказаться от не критичности собственных постулатов, получилась религиозная популяризация достижений науки. Таков пантеизм в настоящем понимании со всеми авторскими недоработками и грядущими поправками.


Отчётливо видно и направление изменения системы – в сторону повышения уровня её идеальности с точки зрения пользователя, потребителя функции системы Т,с.61.

Из закона повышения уровня идеальности систем вытекает ещё одно следствие: повышение этого уровня происходит за счёт усложнения надсистемы Т,с.65.

Так образуется сложнейшая иерархическая сеть горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между различными отраслями производства, учёт и анализ которых составляет сущность системного подхода Т,с.64. ДЭИР позволяет в эту схему включить психофизическое развитие индивидуума, а как религиозная практика пантеизма – многих аспектов планетарного социума.

Рождение новой системы получается в результате5 такой цепочки: потребность человека (общества) – возникновение идеи – поиск соответствующих знаний – определение принципа действия системы – выбор рабочего органа – подбор остальных элементов системы Т,с.66.

Общие законы развития технических систем Т,с.68.

1. Развитие любой технической системы идёт в направлении повышения уровня её идеальности.

Следствия:

1.1 Техническая система идеальна, если её нет, а функции системы выполняются. Для пантеизма видится собственная система образования с широким применением системы экстерна и отсутствие штатных служителей идеологии. Для малолетних талантов после экзаменов экстерном гарантируется посильная работа.

1.2. Повышение уровня идеальности системы происходит за счёт усложнения надсистем. Усложнение надсистем на первых порах происходит путём делегирования подготовленных специалистов в технологии социума для работы по специальности. Создаются службы прогнозирования профиля подготовки специалистов для потребности социума.

2. Развитие частей системы идёт неравномерно – через воникновение и преодоление противоречий.

3. Исчерпав возможности своего развития, техническая система или вырождается, или консервируется на определённом уровне, или её рабочий орган входит как подсистема в новую систему Т,с.68.


Изменение искусственных объектов происходит только в связи с ростом потребностей самого человека …общество – это тоже искусственная система, и его развитие подчиняется тем же объективным законам… Т,с.69.

Алгоритмы решения проблемных ситуаций.

Первые выводы:

- при анализе ситуации необходимо чётко определить ОФ системы, состав системы и элементы, обеспечивающие выполнение ОФ (основной функции);

- для получения идеального решения нужно стремиться устранять элементы, выполняющие вспомогательные функции Т,с.73.

Кратко эту систему можно записать так: ОФ ® состав системы ® ИКР (идеальный конечный результат) Т,с.73.

Между основной функцией и нежелательным эффектом существует чёткая причинно-следственная связь: ЕСЛИ…, ТО…, НО…, и обратно Т,с.75.

Сделаем очередные выводы. Определять ОФ системы, её состав и функции элементов нужно, но – недостаточно: при попытке устранить один нежелательный эффект возникает другой, между ними существует причинно – следственная связь и … возникает физическое противоречие (ФП) Т,с.76.

Запишем кратко: ОФ ® состав системы ® Если – то – но ® ФП ® ИКР Т,с.76.

Проанализируем ситуацию – почему возникла проблема? Основная функция, которую должна выполнять данная система в составе: радиостанция, базовый лагерь внизу и альпинисты наверху, - обеспечить устойчивую радиосвязь между ними Т,с.77.

Используя радиостанцию на восхождениях в горах при низких температурах, альпинисты предъявили к ней значительно более жёсткие требования, и радиостанция работать отказалась. Так возник нежелательный эффект № 1 (НЭ1). Чтобы его устранить, предложили использовать средство устранения (СУ) – термостат. Термостат действительно обеспечивает устойчивую радиосвязь, но много весит, что создаёт новый нежелательный эффект (НЭ2) Т,с.78.

Суммируем причинно-следственные связи в их противоположных состояниях:


1. Если использовать термостат (СУ), то нарушений связи не будет (НЭ1 устраняется), но появляется лишний вес (НЭ2) Т,с.78.

Схематически это можно записать так:

СУ ® НЭ1 ® НЭ2

(Чёрточка под обозначением указывает на его отрицание, то есть на противоположное значение) Т,с.78.

2. Если же термостат не использовать (СУ не вводить), то лишний вес не появляется (НЭ2 не возникает), но сохраняется нарушение радиосвязи (НЭ1).

Схематически это можно записать так:

СУ ® НЭ1 ® НЭ1 Т,с.78.

Тогда постановка изобретательской задачи может схематически выглядеть так: СУ ® НЭ2 + НЭ1, то есть – не вводя средство устранения СУ (СУ) и тем самым не создавая новый нежелательный эффект НЭ2 (НЭ2), устранить имеющийся нежелательный эффект НЭ1 (НЭ1) Т,с.79.

Из постановки изобретательской задачи и противоречия технического естественно вытекает противоречие физическое Т,с.79.

Было предложено ту часть радиостанции, которая боится мороза, помещать в наружный карман комбинезона, а наружу вывести только микрофон, динамик и антенну Т,с.80.

Запишем кратко новую схему: ОФ – состав системы – ТП (НЭ1 ® СУ ® НЭ2) – постановка изобретательской задачи – ФП – ИКР.

«Проблемная ситуация» - неудовлетворительные для пользователя взаимоотношения между элементами системы, которые могут возникнуть как внутри самой системы, так и между системой и внешней средой (надсистемой) Т,с.84.

Основное правило формирования механического противоречия: ТП должно быть построено таким образом, чтобы вредное действие напрямую было связано (вытекало, являлось следствием) с действием полезным – основной функцией системы. Функцию этой связи должно выполнять средство устранения Т,с.85.

Постановка технического противоречия (ТП) в форме «средство устранения – нежелательный эффект» сразу же создаёт альтернативные варианты (или есть НЭ1 – тогда нет НЭ2, или есть НЭ2 – тогда нет НЭ1) и исключает все промежуточные варианты и комплексы…. А отметая лишние элементы, мы тем самым отметаем и возможные, но уже лишние идеи решения, с ним связанные, и остаётся только область, где находятся нужные идеи Т,с.86.


Под решением изобретательской задачи будем понимать способ устранения технического противоречия, в результате которого основная функция системы выполняется наилучшим образом за счёт устранения нежелательного эффекта НЭ1, а нежелательный эффект НЭ2 не возникает Т,с.86-87.

Дальнейший анализ показывает, что в основе противоречия технического (ТП) заложено противоречие физическое (ФП): противоположные требования к одному из физических параметров системы. Но чтобы сформулировать ФП, необходимо выяснить, где возникает конфликт и когда он протекает Т,с.87.

После того как точно локализовано место конфликта и определено время его протекания, можно чётко формулировать физическое противоречие Т,с.87.

В кратчайшем варианте ФП формируется так: состояние АВС должно быть, чтобы выполнялась ОФ, и состояние АВС не должно быть, чтобы не возникал нежелательный эффект Т,с.88.




следующая страница >>