prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


ПАНТЕИЗМ ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮДЕЙ

КНИГА ВТОРАЯ

ПРОБЛЕМЫ СОРЕМЕННОСТИ.

Часть 3. Поверхность.

Глава 14. Восходящий и Нисходящий пути.

Резюме.

Мы начали с Пустоты, творчества, холонов. Или Духа, творчества, холонов. Другими словами, из с.349Пустоты творчески появляются холоны. Когда они появляются, они развиваются. Это развитие, или Дух-в-действии, имеет ряд общих особенностей, которые проявляются во всех его творениях…

Благодаря силе самопреодоления появляются новые холоны. Когда они появляются, они появляются холархически. Они преодолевают и включают в себя. Клетки преодолевают молекулы и включают их в себя…

Подобным же образом сила самопреодоления Космоса производит холоны всё большей и большей глубины. …Но большая глубина также означает больше явлений, которые могут пойти не так, как надо. Собаки могут заболеть раком, атомы же нет…

Холоны обладают не только внутренним и внешним измерениями, они также существуют как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях. Это означает, что каждый холон обладает четырьмя аспектами, которые мы назвали четырьмя секторами: намерение, поведение, культура и социум. Они были представлены на рисунке 1 …

Так как каждый из этих четырёх секторов связан с различными сторонами холонов, в каждом из них есть свой тип истины и различные условия истинности. …Мы назвали их истиной, правдой, справедливостью и функциональной пригодностью.

Так как два объективных и внешних измерения – правосторонние секторы – могут быть описаны на объективном это-языке, мы упростили схему и свели эти четыре сектора к Большой Тройке: «я», «мы» и «это»…

К левосторонним измерениям (я и мы) можно получить доступ только при помощи самоанализа и интерпретации, тогда как правая сторона определяется при помощи восприятия и эмпирического опыта и это есть Левосторонний и Правосторонний пути. …Интерпретация в самом широком смысле означает внутренний сопереживающий резонанс, в противоположность объективному наблюдению извне. Поверхность может быть замечена, но глубина всегда должна интерпретироваться с.351.


И главная идея заключалась в том, что нельзя было путать эти четыре сектора…, сведение одного аспекта к другим не объясняет этот сектор, а полностью разрушает его.

Поэтому, когда мы исследовали эволюцию холонов, мы делали всё возможное для того чтобы следить не только за внешней стороной этих холонов – атомы, молекулы, клетки, системы органов, Гея, и так далее. Мы также пытались понять соответствующие им формы внутренних явлений – восприятия, образы, понятия, правила, вплоть до тонкого и причинного уровней. Короче говоря, мы видели, что это внутреннее развитие шло от доличностного через личностное к надличностному. И мы видели, что в этом внутреннем развитии участвуют лестница, тот, кто по ней поднимается (субъект), и его представления.

…Мы видели, как личность, её потребности и моральные представления менялись от физиоцентрического, биоцентрического, эгоцентрического и до этноцентрического и космополитического уровней. Последний уровень является основой для всех более высоких и действительно духовных форм человека с.352.

И наконец, мы специально рассмотрели четыре более высоких точки опоры, четыре трансперсональных стадии: экстрасенсорный, тонкий, причинный и недуальный уровни. …Эти глубокие или более высокие состояния никогда не были близки среднему или коллективному способу понимания…

Существенно важным является то, что на этих более высоких или трансперсональных стадиях Дух … всё более и более ощущает своё собственное присутствие с.353. Дремлющий дух в природе начинает пробуждаться в сознании и, наконец, признаёт себя в трансперсональных областях. Но это всё тот же самый Дух, полностью присутствующий на каждом этапе последовательности: он есть основание (Бог Отец - Вселенная), путь (творческий процесс развития) и реализация (Бог Сын в нашем сознании).

Великая Холархия.

Только на это время давайте займёмся исключительно верхним левым сектором, индивидуальным спектром сознания, то есть приблизительно девятью основными уровнями сознания. Если посмотрите на таблицу «Великая холархия», то увидите тот же самый спектр сознания, Великую Холархию сознания, какой она появляется и у Плотина, и у Ауробиндо.


Кен Уилбер ещё раз подчёркивает, холархия является последовательностью вложенных и окутывающих друг друга измерений с.354. И для Плотина, и для Ауробиндо, как и для самого Кена Уилбера это «матрёшка» последовательного включения глубинным холоном «поверхностного». Он многократно подчёркивает трёхэтапное развитие от холона к холону: освоение; преодоление – уход «выше» или «глубже»; включение в новую суть уже пройденного.

ТАБЛИЦА «Великая холархия».

Плотин

Ауробиндо

Абсолют, или Единое

(Божество)

Сачитананда, Высший Разум (Божество)

Нус (Интуитивный разум)

Интуитивное мышление, суперразум

Душа, или Мировая Душа

Просвещающий разум Мира

Творческий разум

Высокий/сетевой разум

Логические способности

Логический разум

Понятия и мнения

Конкретный разум

Образы

Низший разум

Удовольствие и боль (эмоции)

Жизненно-эмоциональный

Восприятия

Восприятия

Чувства

Чувства

Вегетативные функции жизни (растения)


Растительная жизнь

Материя

Материя (физический мир)


Теперь действительно интересный факт: эта Великая Холархия … была доминирующей и официальной философией для большей части человечества, как на Востоке, так и на Западе, в течение почти всего времени существования. …Нечто похожее на Великую Холархию являлось частью культурного фонда для большинства людей на протяжении почти всей истории, вплоть до эпохи просвещения на Западе с.355.

С приходом фундаментальной парадигмы Просвещения вся реальность, включая и Великую Холархию, была нанесена на карту при помощи эмпирических и монологических терминов. Эта попытка понять сознание, мораль, ценности и смысл путём помещения под микроскоп пристального монологического взгляда сделана с благими намерениями, но оказалась совершенно неудачной с.356. Совершенно не согласен, просто не успевали осознать новое знание и двигались в «перспективном» направлении. Получение факта стало самоцелью, потому движение пошло в режиме монологического подхода, каждый делал, что лучше, чем у других, получалось. Появились узкие профессиональные рамки мировосприятия.

Просвещение считало, что простая картография этой эмпирической внешней поверхности даст всё необходимое знание. Оно не учитывало самого картографа (который находился в руках инквизиции на Западе, шариата на исламском Востоке и не менее увлекательных институтов во всех других местах) – сознание, глубину, левосторонние измерения – и вследствие этого видело только плоские и увядшие поверхности одноцветного мира. …

Среда обитания человека без человека, как клетка без обитателей или видеозапись оперы с титрами вместо звука – в ещё немом кино. Однако, это в случае приемлемости будущей трассы для идущего, а когда путь пройден, это не будущая трасса, а пройденный маршрут, изображение которого с пометками прошедшего – карта. В этом огромная разница, качественная. Мораль и ценности есть здесь и сейчас, но в нереализованном ещё будущем есть только что-то, что можно подсчитать или предположить, но никак не интерпретировать. На сценарий есть несколько интерпретаций режиссёров, но без содержания нечего интерпретировать. Мир до освоения разумом естественно поверхностен и одноцветен.


Монологическая наука разрушила всё внутреннее измерение бытия, сознание и глубину. Другими словами, она полностью разрушила Великую Холархию сознания. На любом уровне – доличностном или транспнрсональном – при помощи монологического взгляда нельзя увидеть сознание. Тем более, что уже увиденное не может быть воспринято вне внутренней интерпретации сознания, и не могло быть признано при отличии от Священного писания государственной религии картографа. Поэтому увидеть сознание можно только на трансперсональном уровне.

Сознание не ощущается методами восприятия. И поэтому оно не должно существовать. Оно не должно быть «подлинно реальным» с.357.

Этот мир против потустороннего.

Если вы посмотрите на таблицу «Великая Холархия», то вы увидите, что есть, два основных направления, в которых вы можете двигаться. Вы можете подниматься от материи к духу, и вы можете спускаться от духа к материи. Путь вверх трансцендентен, путь вниз имманентен. Восходящий путь связан с потусторонним (или другим) миром, нисходящий с этим миром. …И большинство людей думает, что Платон является приверженцем Восходящего пути, который считал этот мир, Землю и всё, что на ней есть, бледной тенью, копией мира форм, подлинно реального мира.

Весьма интригующая фраза. В первой части первой книги доказывается материальность геометрической формы, причём любой формы: креста, круга, треугольника и любого узора. Я пользовался математическим аппаратом двадцатого века и проверял предположения на многих экстрасенсах. Методы векторного анализа и пространственные производные и в девятнадцатом веке мало кто знал, не говоря уже о квантовой механике. Остаётся недоумевать по поводу источника знаний Платона – жителя древней Греции.

…Платон на самом деле, описывает два типа движений, которые мы сегодня называем Восходящим и Нисходящим, и оба эти пути для него одинаково важны.


Первый путь, или Восходящий путь, это движение от Многого к Единому, в ходе которого мы понимаем, что за несовершенными формами мира явлений скрывается единый Источник, безусловное основание, Абсолют, и мы постепенно приходим к пониманию, что этот Абсолют есть Бог с.358.

Но другой путь также важен для Платона, а именно путь выражения Единого во всем многообразии явлений, при котором каждый объект этого мира является совершенным проявлением Единого духа. Поэтому этот мир, эту Землю, Платон называет «видимым, воспринимаемым Богом». Следовательно, уже Платон был пантеистом!

Весь мир феноменов считался проявлением или воплощением Бога или Абсолюта, и поэтому он также обладал ценностью! Чем больше разнообразие мира, тем глубже духовная природа Бога или Богини…

Восходящий и Нисходящий пути были объединены и составляли одно целое, и это было последнее открытие Платона с.359.

Платон и математика.

Поищем аналог нашего мира, иллюстрирующий открытие Платона.

Как-то сразу в сознании всплывает дифференцирование и интегрирование – математические действия. В дифференцировании существует объект или явление – основа рассмотрения. Мы уже знаем или находим математические зависимости изменения какого-то атрибута основы, чаще всего перенос субстанции. Наше рассмотрение опосредовано нашими же интересами, мы выбираем аргумент для функции: изменение во времени; движение вдоль трассы – траектории; приращение от температуры или что-либо иное. Рассматриваем, как правило, монологически – в зависимости от каждого параметра, для этого введено понятие частных производных. Посмотрите приложение 5 книги 1, части первой: если предметом рассмотрения оказался сам аргумент, можно косвенно «выбраться» к Абсолюту, в том случае к голографическому строению вселенной.

Математическое действие – интегрирование, позволяет по частным зависимостям найти первообразную функцию. Чаще всего, интегрирование – определение суммарного результата в заданных пределах. Определённый интеграл это просто разность значений первообразной функции между верхним и нижним её значениями.


В гидродинамике интегрирование практически является суммированием по объёму или поверхности чего-то, по площадям элементарных областей изменения параметра – аргумента. Посмотрев в любом справочнике по математике таблицу дифференцирования – интегрирования, мы убедимся, что интегрирование добавляет измерение: от линии к контуру; от контура к площади; от поверхности к объёму. Дифференцирование – действие обратное, соотносит зависимость к точке аргумента, грубо говоря, определяет в единичном промежутке, например, путь, пройденный в единицу времени – скорость. Сам путь можно измерить и временем по скорости, и литрами по расходу топлива.

Разделять добавление измерения и уход в точку по параметру можно только формально, это прямое и обратное действия. Вчитайтесь в мой текст, путь от Единого к Многому и от Многого к Единому формален, то и другое действие можно считать как восходящим, так и нисходящим.

При дифференцировании мы изучаем аспекты целого – низводим Единое до Многого, но мы оцениваем Единое через Многое, поднимаемся через параметры до явления. При интегрировании, наоборот, мы возводим, интегрируем зависимость по нужному параметру, фактически низводя Единое до возможности оценки через Многое.

Восходящий и Нисходящий пути были у Платона однозначно объединены, и они, без сомнения, были едины у его ученика Плотина. …Дух постоянно эманирует, или изливает себя в мир, и все его обитатели являются совершенными воплощениями Духа. И в то же время мир постоянно возвращается к Духу, и поэтому весь мир до самого своего основания духовен, он есть видимый, воспринимаемый Бог с.360.

Плотин говорит: «Не думайте, что человек становится хорошим, отрицая весь мир и всю присутствующую в нём красоту с.361. …Каждая душа является дочерью Духа. Как этот мир явлений может отличаться от духовного мира? …Всё живёт за счёт Души в её полноте (то есть, в высшем измерении нет ни границ, ни степеней, ни уровней, но только чистое Присутствие); она полностью присутствует в каждой точке пространства. Небеса, обширные и разнообразные, существуют только за счёт силы Души, и она делает наш мир Божественным с.362. Солнце также есть божество, и все звёзды, и мы сами, если мы чего-то стоим, и так вплоть до самой Души. Будь уверен, что при помощи неё можно достичь Бога. И знай, что тебе не придётся идти очень далеко».


Мудрость и сострадание.

…Плотин был сторонником недуального подхода (так, оказывается, в книге Кена Уилбера обозначается пантеизм). …Восходящий путь от Единого к Многому – это путь мудрости. Мудрость видит, что за всем многообразием мира явлений находится единый Принцип, Благо, не поддающаяся определению Пустота, по отношению к которой все Формы являются иллюзорными, мимолётными, непостоянными. Мудрость – это возвращение Многого к Единому…

Нисходящий путь, с другой стороны, это путь сострадания. Он видит, что Единое проявляется как Многое, и поэтому ко всем Формам необходимо одинаково относится с добротой, состраданием, милосердием и благодарностью. Сострадание, или Совершенство, фактически, один и тот же механизм проявления Божественного. Единое проявляется как Многое через бесконечный акт сострадания и милосердия и заботы. Сострадание касается всех явлений с участием и нежным удивлением с.363.

Главный исторический вывод, который можно из всего этого сделать, – в великих недуальных системах, от Плотина на Западе до Нагарджуны на Востоке, присутствует стремление сбалансировать и объединить эти два направления. Восходящий или трансцендентный поток мудрости, Эроса или Природы должен быть уравновешен Нисходящим или имманентным потоком сострадания, Агапе или Каруны; союз Единого и Многого, Пустоты и Формы, Мудрости и Сострадания, их союз в недуальном Сердце Одного Вкуса есть источник, цель и основание подлинной духовности с.364.

В моём изложении, это звучит, как чувство единства с каждым предметом вещественного мира, резонанс внутренних побуждений с каждым живым существом. Ощущение наполненности себя всем миром, когда в тебе вся вселенная, а ты в каждой точке окружающего пространства.

Бог и Богиня.

Если мы отбросим все традиционные представления об аграрной Великой Матери как покровительнице сельского хозяйства, и аграрные представления о Боге как о Великом Отце в Небесах … и если мы вместо этого придём к более широкому пониманию Бога и Богини, тогда мы сможем создать более гармоничную картину. Например, такую.


Если мы хотим мыслить в таких терминах, про Мужское лицо Духа, или Бога, – это Эрос, Восходящий и трансцендентный поток Космоса, который стремится найти более высокую целостность и более широкое единство, …подняться с.364к бесконечным откровениям Блага и Славы. Он всегда отказывается от более мелкого в поисках глубокого, отказывается от низшего в поисках высшего.

А Женское лицо Духа – Богиня – это Агапе, или Сострадание, Нисходящий, имманентный поток Космоса, принцип воплощения, телесных инкарнаций, отношений, которые относятся к каждому явлению с совершенным и равным милосердием, не отказываясь ни от кого, и охватывая всё.

…Ни Восходящий, ни Нисходящий принципы не являются окончательными, высшими или привилегированными, скорее как изначальное инь и ян, они создают друг друга …, умирая друг в друге, только для того, чтобы пробудиться вместе. …Это совершенно точно недуальная позиция (пантеизм), союз Восходящего и Нисходящего, Бога и Богини…, которые совершенно и блаженно объединены в Одном, в звуке хлопка одной ладонью с.365.

Два разных Бога.

И это излюбленное недуальное интегральное видение мира по Плотину …, союз Восходящего и Нисходящего в более поздние времена западной истории был жестоко разрушен. Он распался на Восходящий путь потустороннего мира и Нисходящий путь этого мира, которые находились в постоянном и часто жестоком конфликте…

Любое не вынужденное упрощение восприятия мира является регрессом развития сознания. Я пытаюсь, пока не очень успешно, указать на отличие процесса получения знания от процесса осознания. Поиск, исследование неизвестного, практически всегда монологический путь, бесцветный, как стример молнии. Осознание полученного – интерпретация напоминает красочный и грозный разряд молнии. Разряд молнии проходит в направлении какого-то стримера, бледного и недалёкого ростка ионизации в облаках, но без стримера не возникает разряд. Так и интерпретация – осознание невозможна без скелетной информации, нельзя сделать вывод без данных, но сами данные без их истолкования не представляют интереса. Красота молнии и теория ионизации атмосферы неразделимы, интерпретация явления и иллюстрация расчёта в конфликте бессмысленны. А их первичность зависит от метода получения информации, практически от способности исследователя.


Начиная с Августина и вплоть до сегодняшних дней, последователи Восходящего и Нисходящего принципов находились в состоянии постоянной и часто жестокой борьбы, и это дало западному миру двух совершенно несовместимых Богов.

Бог восходящего пути был потусторонним по самой своей сути – «царство моё не от мира сего». Это пуританский, часто монашеский и аскетический путь, и он считал тело, плоть и особенно секс архетипическими грехами. Его почитатели всегда стремились уйти от Многого и найти Единое. Такой Бог был абсолютно трансцендентен, и он всегда был пессимистично настроен по поводу поиска счастья в этом мире. Он отказывался от времени ради вечности и скрывал своё лицо, стыдясь теней этого мира.

Бог Нисходящего пути советовал совершенно противоположное. Он отказывался от Единого, чтобы обрести Многое. Этому принципу соответствует видимый, воспринимаемый Бог, а иногда, Богиня. Это был Бог чистого воплощения, чистой имманентности. …Не великое единство, а великое многообразие было целью этого Бога. Он с.366покровительствовал чувствам, телу, сексуальности и земному. И, восхищаясь духовностью всех творений мира, он считал каждый восход солнца, каждый восход луны видимым благословением Божественного.

…На Западе, в течении целого тысячелетия, разделяющего Августина и Коперника, мы видим почти полное господство Восходящего принципа. …Истинное спасение, истинное освобождение, не могло быть достигнуто на этой земле, в этой жизни. Цивилизация была до самого основания потусторонней. Чувства – это грех, секс – это грех, тело – это грех, вся материя была признана греховной, … всё нисходящее есть Дьявол. …В аграрных обществах, везде, где бы они ни возникали, у Восходящего пути постоянно появляется привычка объявлять этот мир Злом или иллюзией и осуждать землю, тело, чувства, сексуальность (и женщину) с.367.

Путь Вверх – это тот свет, который Церковь давала для совершенствования и достижения истины…


Однажды вам придётся покинуть эту землю. Эта земля не является тем местом, где может быть найдено освобождение; эта земля есть просто стартовая площадка для подлинного взлёта.

…Но всё это скоро изменилось, и изменилось очень драматично, с приходом эпохи Ренессанса и началом современной истории, пиком которой было Просвещение, век разума … Нисходящий принцип заменил Восходящий. …Восхождение, фактически, становится новым злом. Восходящий Бог является Дьяволом в глазах Нисходящего Бога с.368.

Современный подъём, введение нисходящего мировоззрения и отказ от принципов восходящего – все эти явления появились одновременно с.369.

Нисходящая сеть.

Эта поверхность, эта Нисходящая сеть, является непременным условием современности и постмодерна. …Не существует никакой более высокой правды, никакого восходящего потока Возрастания, ничего трансцендентного вообще. На самом деле, всё «более высокое» или «трансцендентное» теперь является Дьяволом, великим врагом, разрушителем земного, чувственно с.369воспринимаемого Бога или Богини.

Это религия великого сострадания малой мудрости, в которой много доброты, но мало Добра. Религия замечательных Форм и отсутствия Пустоты. Великой Множественности и позабытого Единства. Религия Агапе, а не Эроса. Всё это поверхность. …В течении тысячелетия мы страдали от того, что цивилизацией управлял только Восходящий принцип. И сегодня мы находимся во власти столь же авторитарной, но уже Нисходящей сети, этот негатив предыдущей картины стал новым кошмаром западного мира с.370.

Знание стало самоцелью, причем, только то, от которого можно получить максимально быструю выгоду. Технология стала диктовать условия развития с позиции не глубины знания, а экономической выгоды и технологического престижа. Исчезло моральное ограничение технологических разработок полезной необходимостью потребителей.

Часто нисходящее мировоззрение само является одним из главных виновников экологического кризиса. Нисходящая сеть разрушает Гею, и экофилософы – одни из главных защитников этой сети с.371.



следующая страница >>