prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 88 89 90 91 92

случая к случаю. Отсутствует плановость в их публикации. И хотя в целом

уровень атеистической пропаганды в прессе за последние годы возрос, все еще

встречаются серые, невыразительные, а подчас и ошибочные материалы. Слабо

ведется поиск новых форм подачи материалов, журналисты порой оказываются во

власти мелкотемья. Изжить назойливую назидательность, подходить творчески к

каждой публикации, поднять их действенность, проявлять больше вдумчивости,

оперативности и меньше гнаться за случайным, сенсационным - это насущные

требования нашего времени.

Недостаточно эффективно используются в пропаганде атеизма телевидение и

радио. Между тем они имеют такую широкую аудиторию, что могли бы оказывать

большое влияние на формирование атеистической убежденности людей. В

Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечалось, что в

выступлениях средств массовой информации "немало еще серости, не преодолена

инертность, не излечена глухота к новому". Телевидение и радио очень нехотя

занимаются атеистической пропагандой, их огромный потенциал в этом

направлении оказывается неиспользованным.

И все же у нас есть опыт, который заслуживает внимания. Постоянные

передачи на атеистические темы ведут Киевское и Одесское телевидение,

Челябинское радио. Эти передачи пользуются успехом, вызывают множество

откликов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в них поднимаются

мировоззренческие, нравственные проблемы, которые всегда вызывают интерес

телезрителей и радиослушателей. Резонно поставить вопрос, почему же

Центральное телевидение и Всесоюзное радио обходят молчанием эти проблемы?

Теле- или радиобеседа по наиболее важным вопросам человеческого бытия,

рассказ ученого о научном открытии, имеющем атеистическое значение, "круглый

стол" на морально-этические темы, показ несостоятельности религиозных

взглядов и представлений на ключевые проблемы жизни - разве не привлекли бы

они внимание не только неверующих, но и верующих людей?

Средства массовой информации могли бы более активно распространять

положительный опыт атеистического воспитания, внедрения в быт новой

гражданской обрядности. Они могли бы шире привлекать читателей, слушателей,

зрителей к дискуссиям по актуальным мировоззренческим проблемам. К

сожалению, пока это все относится к области пожеланий. Однако требование

новой редакции Программы КПСС использовать все средства идейного воздействия

для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, для

преодоления религиозных предрассудков в равной степени относится ко всем

коммунистам, в том числе и к тем, кто работает в нашей прессе, на

телевидении, радио.

Актуальной задачей средств массовой информации является противодействие

попыткам использовать религию в антисоциалистических целях. Как уже

отмечалось, под флагом религии ныне выступают самые реакционные силы,

пытаясь воздействовать на сознание людей. "Изворотливости и беспринципности

буржуазных пропагандистов должны быть противопоставлены высокий

профессионализм наших идеологических работников, мораль социалистического

общества, его культура, открытость информации, смелый и творческий характер

нашей пропаганды. Нужна наступательность - и в том, что касается

идеологических диверсий, и в доведении правдивой информации о реальных

достижениях социализма, социалистическом образе жизни" (Материалы XXVII

съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 88).

Хорошо известно, каким большим атеистическим зарядом обладают

литература и искусство, отражая жизнь в художественных образах. Их


спецификой является эмоциональное воздействие на человека, на мир его

чувств. Литературные произведения вызывают у читателей целую гамму

переживаний и нередко способствуют тому, что люди начинают задумываться над

тем, что несет им религия. А уже само по себе это дает импульс для

размышлений, которые порой приводят к пересмотру мировоззренческих позиций.

В самом деле, разве не вызывает чувство негодования использование тайны

исповеди в борьбе против революционеров, о чем правдиво рассказывается в

романе Э. Войнич "Овод"? Разве могут оставить равнодушными читателя

правдивые описания бурсацкой жизни в "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского?

Читатели с болью в сердце знакомятся с судьбой Родьки Гуляева в повести В.

Тендрякова "Чудотворная", искренне переживают за героиню повести В.

Евдокимова "Грешница", ставшую жертвой религиозных фанатиков.

Однако в последнее время у нас не появлялись яркие, убедительные

художественные произведения антирелигиозной направленности. Писатели в

большом долгу перед пропагандой атеизма, в которую они могли бы вносить

значительный вклад.

Крайне редко выходят на экраны кинофильмы, в которых бы звучала

атеистическая тема, очень мало таких спектаклей. Сетуя на отсутствие ярких

драматических произведений, в которых затрагивались бы мировоззренческие

проблемы, работники театров обходят стороной классику, не инсценируют

глубокие антиклерикальные произведения О. Бальзака, М. Твена, Д. Голсуорси,

Т. Драйзера, А. Серафимовича и многих других писателей, которые в своем

творчестве обращались к атеистической теме.

Следует шире использовать в атеистическом воспитании художественное

наследие выдающихся живописцев, которые страстно обличали религию в

различных ее проявлениях, деяния духовенства и монашества. Картины И. Е.


Репина "Отказ от исповеди" и "Крестный ход в Курской губернии", В. Г. Перова

"Монастырская трапеза" и "Сельский крестный ход на пасхе", В. В. Пу-кирева

"Неравный брак" производят сильное впечатление на людей, вызывают негативное

отношение к религиозному образу жизни. Привлечь внимание к этим полотнам,

вовлечь людей в живой разговор вокруг отображенных на них явлений - все это,

несомненно, приведет к откровенной беседе об исторической роли религии и

церкви, поможет ненавязчиво дать объективные оценки тому прошлому, которое

всячески идеализируется религиозными проповедниками.

В стране издается значительное количество научной, научно-популярной и

массово-политической литературы на атеистические темы. При Госкомиздате СССР

создан общественный совет по координации выпуска этой литературы. В

последние годы ее стало издаваться больше. Однако качество ее не всегда

отвечает потребностям атеистического воспитания. Коллегия Госкомиздата СССР

потребовала от издательств принять решительные меры к повышению научного

уровня изданий по научному атеизму, по преодолению серости, безликости в

этих изданиях, погони за сенсационностью вместо объективного анализа

явлений, связанных с атеизмом и религией. Обращено внимание на увеличение

выпуска атеистических книг и брошюр для детей, подростков, молодежи.

Совершенствование атеистического воспитания обусловливает необходимость

научной разработки актуальных проблем научного атеизма. Эта работа ведется в

институтах, входящих в систему Академии наук СССР, в Институте научного

атеизма АОН при ЦК КПСС, его филиалах в Киеве, Ташкенте, Вильнюсе. И

все-таки есть серьезные пробелы в разработке актуальных проблем критики

морально-этических доктрин различных церквей, критики христианского

сектантства, "священных" книг и т. п. В последнее время обнаруживается в


ряде случаев отсутствие внимания к вопросам марксистского религиоведения. А

оно является неотъемлемой составной частью научного атеизма. Оставляет

желать лучшего и анализ функционирования религии и церкви в условиях

социализма. Как подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, "в глубоком

изучении нуждаются процессы, происходящие в коммунистическом, рабочем,

национально-освободительном движениях, в капиталистическом обществе. Ход

мирового развития выдвигает перед человечеством немало вопросов глобального

масштаба. Научная мысль должна давать на эти вопросы верные ответы. Важной

задачей общественной науки была и остается борьба против буржуазной

идеологии, ревизионизма и догматизма". Все эти задачи стоят и перед учеными,

работающими в области научного атеизма.

Сплошь и рядом повышению эффективности атеистической работы

препятствует нехватка квалифицированных кадров. В стране создана система

подготовки атеистических кадров. Однако на практике нередко случается, что

лиц, прошедших специальную подготовку по атеизму, используют не по

назначению. Не всегда рекомендуются для атеистической работы люди, имеющие к

ней склонность, обладающие необходимыми для нее качествами. А это приводит

подчас к тому, что система подготовки кадров работает вхолостую.

В сферу пропаганды научного атеизма должен быть включен каждый человек.

Коммунисты должны быть хорошо знакомы с основополагающими

марксистско-ленинскими принципами отношения Коммунистической партии к

религии, церкви, верующим, с политикой нашей партии в религиозном вопросе.

Советским работникам необходимо хорошее знание законодательства о

религиозных культах. Коммунисты и комсомольцы обязаны строго выполнять

уставные требования - вести борьбу с религиозными пережитками. Сегодня стоит


задача формирования атеистической убежденности у всех советских людей.

Всякое умаление роли атеистического воспитания способствует укреплению

позиций церкви.

Но, конечно, необходим творческий подход к атеистической работе. Во

всех случаях нужно учитывать конкретную обстановку, видеть конкретных людей.

Только тогда можно рассчитывать на успех. Ведь свою специфику имеют

проявления православия и ислама, католицизма и иудаизма. И здесь важны

целенаправленность, целеустремленность, воинственность. Последнюю не следует

понимать как наскоки на религию. Атеистическое воспитание - не

кратковременная кампания, а настойчивая, повседневная работа с людьми. Это

борьба за человека, эффективность которой определяется конечным результатом.

XXVII съезд КПСС дал мощный заряд для улучшения всей нашей

идеологической работы. Поставлены конкретные задачи и перед атеистическим

воспитанием. Их практическая реализация - общепартийное дело.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Атеистический словарь. 2-е изд. М., 1985.

Атеистическое воспитание. Справочник для идеологического актива. М.,

1983.

Атеистическое воспитание: вопросы и ответы. М., 1983.

Белов А., Шилкин А. Диверсия без динамита. М., 1976.

Вопросы научного атеизма в системе партийной учебы. М., 1985.

Гордиенко #., Комаров П., Куроч-кин 77. Политиканы от религии. М.,

1975.

Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М., 1970.

Ельченко Ю. Новому человеку - новые обряды. М., 1976.

Куроедов В. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.

Наши праздники. М., 1977.

О научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник для партийного

актива и организаторов атеистической работы. М., 1974.

Организация и методика атеистического воспитания. М., 1986.


Острожинский В. Обрядность в нашей жизни. М., 1980.

Партийная организация и атеистическое воспитание. М., 1975.

Платонов Р. Пропаганда атеизма. М., 1985.

Сапрыкин В. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание.

Опыт, система, проблемы. М., 1983.

СОДЕРЖАНИЕ
К читателям
АТЕИЗМ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Атеизм в рабовладельческом обществе

Атеизм в Древней Индии. - Атеизм в Древнем Китае. - Атеизм в Древней

Греции. - Атеизм в Древнем Риме.

Свободомыслие в средние века

Свободомыслие и атеизм буржуазного общества

Великие открытия и антирелигиозная мысль Возрождения. - Скептицизм

Возрождения и борьба против религиозного мировоззрения. -Открытые

выступления против религии. - Свободомыслие и атеизм в XVII в. - Атеизм

Бенедикта Спинозы. - Борьба Пьера Бейля за свободу совести и свободу

мысли. - Свободомыслие в Англии эпохи буржуазной революции. - Деизм и атеизм

английских мыслителей XVIII в. -Воинствующий атеизм и утопический социализм

Жана Мелье. - Антиклерикализм и деизм Вольтера. - Атеизм французских

материалистов. - Борьба немецких просветителей с религией и церковью. -

Атеизм Л. Фейербаха. - Атеизм русских революционных

демократов. -Естественнонаучный атеизм. - Современный немарксистский атеизм.

Марксистский атеизм

Атеизм основоположников марксизма. - Ленинский этап в развитии

марксистского атеизма.

Рекомендуемая литература
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Из истории религии

Ранний этап становления человеческого общества. - Дорелигиозная

эпоха. - Возникновение религии. - Религии доклассового общества. -Религии

классового общества. - Возникновение иудаизма. - Зороастризм. - Мандеизм. -

Индуизм. - Джайнизм и сикхизм. - Даосизм. -Конфуцианство. - Синтоизм. -


Мировые религии. - Возникновение буддизма. - Христианство и его течения. -

Возникновение ислама. -Численность последователей современных религий.

Зарубежная Европа

Финляндия. - Швеция. - Норвегия. - Дания. - Фарерские

острова. -Исландия. - Великобритания. - Ирландия. - Франция. -

Монако. -Нидерланды. - Бельгия. - Люксембург. - Федеративная Республика

Германии. - Швейцария. - Лихтенштейн. - . Австрия. - Португалия. -Испания. -

Андорра. - Гибралтар. - Мальта. - Италия. - Сан-Марино. -Греция. -

Югославия. - Албания. - Болгария. - Румыния. - Венгрия. -Чехословакия. -

Польша. - Германская Демократическая Республика. - Западный Берлин.

Зарубежная Азия

Кипр. - Турция. - Сирийская Арабская Республика. - Ливан. - Израиль. -

Иордания. - Саудовская Аравия. - Йеменская Арабская Республика. - Народная

Демократическая Республика Йемен. - Оман. - Объединенные Арабские Эмираты. -

Катар. - Бахрейн. - Кувейт. - Ирак. -Иран. - Афганистан. - Пакистан. -

Индия. - Бутан. - Непал. - Бангладеш. - Мальдивская Республика. - Шри

Ланка. - Бирма. - Таиланд. -Лаос. - Кампучия. - Вьетнам. - Малайзия. -

Сингапур. - Бруней. - Индонезия. - Восточный Тимор. - Филиппины. - Китай. -

Сянган (Гонконг) . - Аомынь (Макао). - Монгольская Народная

Республика. -Корея. - Япония.

Африка

Египет. - Ливия. - Тунис. - Алжир. - Марокко. - Сеута и

Мелилья. -Западная Сахара. - Мавритания. - Сенегал. - Гамбия. -

Кабо-Верде. -Гвинея-Бисау. - Гвинея. - Мали. - Сьерра-Леоне. - Либерия. -

Кот-д'Ивуар. - Буркина Фасо. - Гана. - Того. - Бенин. - Нигерия. - Нигер. -

Чад. - Камерун. - Центральноафриканская Республика. - Габон. -

Экваториальная Гвинея. - Сан-Томе и Принсипи. - Конго. -Заир. - Ангола. -

Судан. - Эфиопия. - Джибути. - Сомали. - Уганда. -Кения. - Танзания. -

Руанда. - Бурунди. - Мозамбик. - Малави. -Замбия. - Зимбабве. - Ботсвана. -




<< предыдущая страница   следующая страница >>