prosdo.ru 1
Федеральная научно-образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»


V Всероссийский детский конкурс

«Первые шаги в науке»


Всероссийский заочный конкурс

Секция: Художественное творчество
Тема:
«Влияние книжной иллюстрации на интерес школьников к чтению»

Автор работы: Соломеина Елена,

ученица 11 «А» класса

Руководитель: Сорогина Светлана Александровна, преподаватель изобразительного искусства

муниципальная общеобразовательная школа №22

Научный руководитель: Сорогина Светлана Александровна

2010




Оглавление





Введение

2




Исследовательская часть.


5




Подтверждение гипотезы

9




Практическая работа по подготовке иллюстраций.

10




Заключение.

14




Список литературы.

16




Приложение

17












































В

Введение 2

«Влияние книжной иллюстрации на интерес школьников к чтению»

Соломеина Елена

муниципальное образование, город окружного значения Нижневартовск

муниципальная общеобразовательная средняя школа №22 11 «А» класс
Введение.

В последние годы педагогов, библиотекарей, родителей и книгоиздателей беспокоит состояние чтения детей и подростков, ибо оно претерпевает значительное качественное ухудшение. Это в первую очередь связано с мировыми тенден­циями медиасреды, интенсивным развитием визу­альной культуры, ростом различных каналов массо­вой коммуникации, расширением сферы влияния Интернета. Россия вслед за другими странами вступила в стадию кризиса детского чтения тем более ощутимую, что мы долго были страной «литературоцентричной культуры». Теперь же происходит снижение статуса книги и престижа «человека читающего» в пользу «человека смотрящего». Для школьников главным становится быстрое получение информации, поэтому, начиная с подросткового возраста, чтение приобретает все более функцио­нальный характер, ориентацию на прагматические цели. В новом варианте медиапотребления «модель чтения» (комплекс читательских характеристик подростка) во многом похож на «модель чтения» взрослого человека, который читает книги либо для учебы (работы), либо для развлечения, используя множество источников информации и различные виды текстов, в том числе в киберпространстве.


Проблему снижения интереса к книгам у школьников, недостаточное развитие воображения, засорение разговорной речи, я и заложила в основу проекта.

Данная проблема исходит из того, что молодежь перестает читать книги, так как больше времени проводит у телевизора или за компьютерными играми и брожением по сетям Интернета. Это происходит вследствие того, что компьютерные игры и сайты в Интернете яркие, с разнообразными виртуальными эффектами, а ведь известно, что зрительные раздражители наиболее сильные. Я решила выяснить правильность гипотезы: «Наличие иллюстраций в книге проявляет у ребят интерес к чтению». И поэтому целью моей работы является подтверждение или опровержение гипотезы «Наличие иллюстраций в книге проявляет у ребят интерес к чтению», а также развитие интереса школьников к жанру фантастической литературы через выполнение иллюстраций к произведениям Дмитрия Емеца.

Для проведения исследования я составила для себя план работы, который поможет мне разобраться в вопросе «Влияет ли книжная иллюстрация на интерес школьников к чтению».

В подтверждение или опровержение гипотезы мне необходимо провести исследование среди учащихся 1-4, 5, 7, 8, 10 классов (предложить несколько книг одного автора и одного содержания, но по-разному оформленных (яркие, красочные иллюстрации, черно-белые иллюстрации, без иллюстраций) на выбор.)

В качестве основных методов в решении сформулированных задач я использовала наблюдение, сравнение, опрос, анализ, а также диагностический метод.

После чего я должна оформить проект. Так же я составила последовательность выполнения практической работы по подготовке иллюстраций, это:

- разработка алгоритма создания иллюстраций:

- выбор сюжета для иллюстрации;

- создание предварительных эскизов композиции, выбор формата выполнения эскизов;

- отработка разной техники исполнения иллюстраций (акварель, гуашь, карандаш, ручка);

- отработка способов рисования акварельными красками («а-ля прима», «лессировка», «по - сырому»), в тоне простым карандашом;

- выполнение картона (рисунок в размер оригинала, без применения тона);

- выполнение иллюстраций в разных техниках (акварель, гуашь, простой карандаш);

- оформление работ в паспарту и рамы;

- оформление выставки «Иллюстрации к произведениям Дмитрия Емеца «Мефодий Буслаев».

Я предлагаю следующие пути решения проблемы снижения интереса к чтению.

Чтобы привить любовь к книге, надо больше проводить рекламных акций; в общественных местах показывать ролики или вывешивать плакаты, рекламируя какую-нибудь литературу; в библиотеке отменить штраф за задержку книги; снизить стоимость книг для детей путем выделения дотаций на издание; проведение лекций и бесед для родителей о необходимости совместного чтения и обсуждения книги; проведение конкурсов рисунков на Всероссийском уровне по иллюстрированию произведений.

При изучении источников информации заслуживают внимание следующие статьи: «Из истории иллюстрирования детской книги в России» [1], статьи «Надо ожидать чуда…»»[2], «Ненастье»[3], статья «Как создаются иллюстрации» »[4]. В них рассказывается о детских художниках – иллюстраторах, о том, какие бывают виды иллюстраций, как выполняются элементы внешнего и внутреннего оформления книги.

В статье «Работа над иллюстрацией» [5] говориться о порядке работы над книжной иллюстрацией, что необходимо для выполнения моей практической работы по созданию иллюстраций произведения

Дмитрия Емеца.

«Влияние книжной иллюстрации на интерес школьников к чтению»

Соломеина Елена

муниципальное образование, город окружного значения Нижневартовск

муниципальная общеобразовательная средняя школа №22 11 «А» класс
I. Исследовательская часть.

Перебирая в памяти события своего детства, каждый из нас, наверно, вспомнит, какую важную роль сыграла в его жизни книга. И особенно иллюстрированная, «с картинками», как мы все когда-то говорили.


Мне нравятся книги хорошо иллюстрированные, так как сразу можно представить, о чём пойдет речь в произведении. К сожалению, книги, которые я читала в последнее время, были плохо иллюстрированы, так например, серия книг Дмитрия Емеца про Мефодия Буслаева. На прочтение книги про Буслаева меня подтолкнул плакат в одном из молодежных журналов. Прочитав одну книгу, я не смогла остановиться. Фантастический мир образов сильно затянул меня в чтение книг этой серии. И мне стало интересно, есть ли книги данной серии с иллюстрациями. Я провела обширный поиск в библиотеках и в Интернете, но не нашла там ровным счетом ничего, кроме уже увиденных раньше изображений с обложек книг. Но так как я люблю рисовать и в будущем мечтаю стать художником – иллюстратором, поэтому данный факт меня подтолкнул на создание собственных иллюстраций к этим произведениям, так как образы героев рисовались в моем воображении.

Во время работы над иллюстрацией я задумалась, почему в настоящее время молодежь перестает читать книги, больше времени проводит у телевизора или за компьютерными играми и брожением по сетям Интернета. И я решила выяснить, почему это происходит. Ведь только книга способна развить воображение. Читая книгу, мы можем вернуться к предыдущей строчке и еще раз перечитать её. Книгу можно без труда взять с собой в дорогу, на отдых - вот почему в наш технический век книга остается нашим верным другом и спутником. Во время проведения исследования, мне так же стало интересно узнать: какие книги больше нравятся школьникам; как развивалась история иллюстрации.

Поэтому целью моей работы является развития интереса школьников к жанру фантастической литературы через выполнение иллюстрации к произведениям Д. Емеца. Исходя из этого, я поставила перед собой ряд задач:

- изучить книжное искусство и его художественное оформление;

- проанализировать предпочтение школьников при выборе книг;

- провести исследование в подтверждение или опровержение гипотезы;


- определить причины снижения интереса к чтению книг у подростков;

- выразить собственное видение ранее не иллюстрированных литературных произведений Дмитрия Емеца при помощи иллюстраций.

Для выполнения этих задач необходимо провести работу с использованием следующих методов:

- наблюдение: (наблюдение за учащимися при выборе книг для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы «Иллюстрация может увлечь ребят чтением»;

- сравнение: (сравнить, сопоставить результаты анкетирования, сравнить эскизы иллюстраций, выбрать нужный эскиз);

- опрос (после просмотра выставки иллюстраций опрос учащихся 5,7,8,10 классов, «Какая техника исполнения нравится больше»);

- диагностика (анкетирование учащихся для выяснения как ребята относятся к книгам, и какие книги любят читать больше, помогают ли иллюстрации при выборе книг);

- анализ: (провести анализ информации из различных источников об истории создания иллюстраций, о художественных техниках в рисовании, провести анализ ответов учащихся, полученных в результате анкетирования).

Актуальность работы обусловлена снижением интереса к чтению книг и как следствие загрязнение разговорного языка сленгом.

Большую помощь в моем исследовании оказали следующие литературные источники: статья «Из истории иллюстрирования детской книги в России», опубликованная в 2008 году в журнале «Искусство в школе» №1 [1]; статья «Надо ожидать чуда…» опубликованная в 1986 году в журнале «Юный художник» №11 [2]; статья «Ненастье», опубликованная в 1995 году в журнале «Юный художник» №4[3]; статья «Как создаются иллюстрации», опубликованная в 1982 году в журнале «Юный художник» №12 [4]. Из них я узнала, как художники - иллюстраторы выполняли элементы внешнего и внутреннего оформления книги, какие бывают виды иллюстраций, о детских художниках – иллюстраторах.

Так же в статье «Работа над иллюстрацией», опубликованной в 2008 году в журнале «Юный художник» №7 [5] я нашла для себя много интересного и полезного о порядке работы над книжной иллюстрацией, что облегчило мою практическую работу по созданию иллюстраций к произведениям Д. Емеца.


При общении со сверстниками, мне показалось, что не все любят читать книги или совсем мало и редко читают. Я люблю читать книги и, особенно, меня увлекает фантастика и, когда я предлагала кому-нибудь почитать ту или иную книгу, некоторые говорили, что фантастика их не интересует. Для выяснения вопроса «Как ребята относятся к книгам, и какие книги они любят читать больше» я провела опрос учащихся своей школы. Было опрошено 207 человек, это ученики начальных классов - 80 человек, ученики среднего звена (5,7,8 классы) - 111 человек и ученики 10-го класса – 16 человек. Опрос проводился при помощи анкеты.

Любите ли вы читать книги

(в %)

да

нет

не очень

50,2%

5,8

44

Какие книги вы любите читать

(в %)

фанта-

стику

сказки

повести

детекти-

вы

лирику

научную литературу

26,2

18,8

20

7,1

9,2

18,7

Как часто вы читаете (в %)

каждый день

по выходным

менее одного раза в неделю


37,7

32,4

29,9

Обращаете вы на иллюстрирование при выборе книг (в %)

да

нет

не имеет значения

45,9

45,1

9

Почему молодежь мало читает книги?

не интересно, лучше погулять

увлекаемся компьютером

некогда

6,8

39,9

53,3



Из результатов анкеты видно, что 50,2% учащихся любят читать книги; не очень любят читать– 44% и не любят читать – 5,8%.
В вопросе, какие книги вы любите читать больше всего, наблюдалась следующая картина: фантастику читают 26,2% учащихся; сказки – 18,8%; повести рассказы – 20%; лирику – 9,2%; детективы – 7,1%; научную литературу – 18,7%.
Каждый день читают книги – 37,7% учащихся, из которых 25,6% ученики начальных классов и только 12,1% ученики 5-10 классов. Читают по выходным 32,4%, их которых 23,7% ученики 5-10 классов. Менее одного раза в неделю читают почти 30 % учащихся.
На вопрос, влияет ли на выбор книги ее иллюстрирование, я выяснила что: 45,9% опрошенных обращают внимание на то, как иллюстрирована книга, 45,1% анкетированным не очень важны иллюстрации, а важен смысл текста, а 9% опрошенных – ответили, что для








них не имеет значения, есть ли иллюстрации в книге.




Молодежь мало читает книги по следующим причинам: некогда 53,3 %; увлекаются компьютером –

39,9%; не интересно, лучше погулять – 6,8%.




Подтверждение гипотезы.

«Может ли иллюстрация помочь увлечь ребят чтением?».

После анкетирования для выяснения данного вопроса я провела исследование. В исследовании приняли участие школьники начальных классов – 19 человек, учащиеся 5,7,8 классов - 23 человека и ученики 10-го класса – 16 человек, всего 51 человек.

Учащимся в школьной библиотеке было предложено несколько книг одного автора и одного содержания, но по разному оформленных (яркие, красочные иллюстрации, черно-белые иллюстрации, без иллюстраций) на выбор.

Все ребята начальных классов выбрали яркие, красочные книги, где было много картинок; среди учащихся 5,7,8 классов – 82,6% выбрали книги с красочными иллюстрациями, а 17,4% ученикам среднего звена наличие иллюстраций было не определяющим фактором при выборе книги. Среди учащихся 10-х классов – 56,3% отдали предпочтение книгам с иллюстрациями и 43,7% взяли книгу, даже не рассматривая её.

Проанализировав свое исследование, я поняла, что важным моментом при выборе книги у учащихся младшего и среднего звена является наличие иллюстраций, а для старшеклассников уже более важно содержание книги, а иллюстрации являются лишь дополнительным, но не определяющим фактором.

Мне кажется, чтобы привить любовь к книге надо больше проводить рекламных акций, в общественных местах показывать ролики или вывесить плакаты, рекламируя какую-нибудь литературу. В библиотеке отменить штраф за задержку книги, так как многие ребята не идут в библиотеку из-за боязни платить штраф. Еще одна проблема – это дороговизна книг, хорошие, красочные книги стоят очень дорого, и так как не каждый может позволить приобрести себе ту или иную книгу, то необходимо снизить стоимость книг для детей путем выделения дотаций на издание книг. Необходимо проведение лекций и бесед для родителей на тему необходимости совместного чтения и обсуждения книги; проведение конкурсов рисунков по иллюстрированию произведений.


Но самая большая проблема в том, что маленькие дети сидят у телевизора или за компьютером, так как родителям некогда с ними посидеть и почитать, а проще включить какой-нибудь DWD – диск с мультфильмом или компьютерную игру. А ведь чтение книг несравненно сильнее развивает воображение и внутреннее виденье, чем те­левизор и компьютер. А в настоящее время художественные работы многих детей часто отличаются отсутствием самобытности, заштампованностью образов, навязанных безвкусными мультфильмами и комиксами, компьютерными играми.

При проведении исследования мне было приятно узнать, что в школе есть ребята, которым, как и мне нравится фантастика. Я решила выполнить иллюстрации к книгам, объединенным одной сюжетной линией про Мефодия Буслаева, для того, чтобы заинтересовать ребят своими рисунками и дать им возможность узнать о героях данных произведений через иллюстрации.

Практическая работа по подготовке иллюстраций.

Изучив разную литературу и сделав определенные выводы, я определила по­рядок работы над иллюстрацией, так как соблюдение оп­ределенных правил облегчает дело, дает возможность довести задуманное до конца (приложение I).

С чего нужно начать?


  • С чтения книги, отмечая моменты, которые необходимы для иллюстрации.

  • Полезно на каждого героя за­вести подробное досье, выписывая авторские характеристики, описа­ния и детали. Толстый ли герой, высокий ли, с какой прической, как одет, каковы манеры, как он двигается, разговаривает, каковы его особые привычки и пристра­стия. Все это важно для сочинения образа. Так как иллюстратор в книге - соавтор литератора. Он конкретизирует, делает зримыми образы, обста­новку, где они живут и действуют.
  • Создание любой работы начинается с предварительных эскизов (приложение II).В эскизе определяется формат, основ­ная пластическая завязка, конструкция композиции, на­ходится главный смысловой центр, связь действующих фигур. Эскиз проходит несколько этапов: линейный, то­нальный, затем в красках, поиски колористи­ческой гаммы, расположения цветовых пятен.


  • Так как иллюстрация может быть выполнена в любом гра­фическом материале, я использовала в своих эскизах акварель, гуашь, гелиевую ручку, карандаш. Отрабатывала выбранные техники исполнения (приложение III).

  • Следующий этап моей работы — картон. Это тщательно проработанный, без при­менения тона рисунок в размер оригинала. В картоне как можно точнее прорисовываются фигу­ры, складки одежды, все детали.

Далее начинается выполнение работы в выбранной технике.

К произведениям про Мефодия Буслаева я выполнила иллюстрации в разных графических материалах, так как мне хотелось передать образы героев в разной технике

- в одной работе я использовала смешанную технику акварель и гелиевую ручку для подчеркивания контуров и проработки деталей. Мне было интересно работать в самой сложной художественной технике – акварели, так работа получается легкая, воздушная. Я использовала такие приемы работы акварелью как «а-ля прима» - это когда цвет подбирается на палитре и после этого накладывается на соответствующее место рисунка; способ «лессировки» это когда накладывается один цвет поверх другого цвета, способ «по - сырому» - это когда краска наносится на смоченный водой лист. Я использовала смешанную технику акварель и гелиевая ручка. Это сочетание заключает в себе, с одной стороны, достоинства живописи, с другой стороны – достоинство графики. Контрастность черного контура и заключенных в него ярких красок позволяет создать выразительные и эмоциональные рисунки (приложение IV).

- другую работу я выполнила гуашью и гелиевой ручкой, так как работы, выполненные гуашью, отличаются матовостью и бархатистостью. Гуашь - техника непрозрачная, высыхая, становиться почти бархатистой и такой приятной глазу, что хочется даже погладить её красочную поверхность. Гелиевая ручка помогает подчеркнуть контур и проработать детали (приложение V).

- третью работу я выполнила простым карандашом. Я использовала разные выразительные средства графики – линию, штрих, тон. Тон как светлый, так и темный, чтобы передать разнообразие данной иллюстрации, ведь тон – одно из самых сильнейших выразительных средств графики (приложение VI).


Своими рисунками я хотела привлечь внимание ребят к героям книг фантастического жанра Дмитрия Емеца. Может быть кто-то из ребят, глядя на мои иллюстрации, заинтересуется сюжетом и захочет прочитать произведения про Мефодия Буслаева или даже увлечется чтением книг данного жанра.


После оформления выставки иллюстраций я провела анкетирование среди учащихся 5-10 классов, чтобы выяснить, какая техника исполнения иллюстраций больше всего понравилась ребятам (мне важно мнение и интерес окружающих для моей дальнейшей работы по выполнению иллюстрирования произведений).

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: всё, что было запланировано – выполнено. Некоторые ребята уже заинтересовались, что это за произведение и какие герои были изображены на моих картинах-иллюстрациях.

Несколько человек попросили у меня дать почитать им иллюстрированные книги, кто-то говорил, что тоже читал эти произведения и узнал героев, чему я была очень рада. Так же ко мне обратился ученик 10 класса с просьбой об иллюстрировании своего рассказа, мотивировав тем, что иллюстрации более полно и быстрее заинтересовывают ребят, чем просто текст. В дальнейшем он хочет отдать свой рассказ в печать.

Мне так же хочется продолжить свою работу и выполнить еще несколько иллюстраций к произведениям Дмитрия Емеца и предложить их в издательство для иллюстрирования его серии книг.

Практическое применение своей работы я вижу в том, что иллюстрации могут использоваться в работе библиотекарей, на уроках литературы по изучению произведений.


«Влияние книжной иллюстрации на интерес школьников к чтению»

Соломеина Елена

муниципальное образование, город окружного значения Нижневартовск

муниципальная общеобразовательная средняя школа №22 11 «А» класс
Заключение.

Еще столетие назад в отечественной искусствоведческой литературе такого понятия как «искусства книги» не было, говорили лишь об «искусстве в книге». Книга мыслилась не как целостное произведение искусства, а лишь полиграфическая продукция, в которую могли включаться произведения графики и живописи, то есть иллюстрации.


Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широ­ком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели само­стоятельное художественное значение. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть нахо­дящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Иллюстрации не самосто­ятельны по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Иллюстрации или поясняют текст путем демон­страции соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Иллюстратор книги всегда обязан помнить, что его работа не должна быть вторичной, напоминать произ­ведения других авторов. Он делает серию рисунков — самостоятельных, законченных произве­дений, которые все вместе создают художественный образ иллюстриро­ванной книги.

Книга, иллюстрированная, «с картинками», впервые знакомила нас с изобрази­тельным искусством. Какой толчок детскому воображению давали книги! Они были истинной школой фантазии, перенося нас порой в другие страны или давно минувшие времена.

Кто знает, может, именно в такие минуты и происходит рождение художника. Во всяком случае, истина, что художник начинается в детстве, для меня бесспорна. Ведь именно в ранние наши годы мы так близко принимаем к сердцу все, что происходит вокруг, так искренне сопереживаем и не отделяем сочиненное писателем от жизни. Безус­ловно, и то что способность к перевоплощению — одно из главных условий творчества — тоже развивается в детстве, в школе.
Список литературы.


  1. Юный художник №12 1982г. «Как создаются иллюстрации», стр. 31

  2. Юный художник №11 1986г. Художник и книга «Надо ожидать чуда..», стр.21


  3. Юный художник №4 1995г. Художник и книга «Ненастье» стр.12

  4. Юный художник №7 1997 «Из рабочих заметок художника», стр.12

  5. Юный художник №3 2008г. «С любовью к детям» стр. 18

  6. Юный художник №5 2008г. «Мастер детской книги» стр. 26.

  7. Юный художник №7 2008г «Работа над иллюстрацией» стр. 35.

  8. Краткий словарь художественных терминов.5-8 классы. Обнинск. Издательство «Титул»,1996 г.

  9. «Изобразительное искусство» 1996г. Н.М.Сокольникова.

  10. Изобразительное искусство в школе, №3 2005г. «Сказка в творчестве русских художников», стр.31

  11. Искусство в школе №1 2008г. Из истории иллюстрирования детской книги в России, стр.26




Алгоритм работы.


Работа над эскизами












Работа над эскизами в разных техниках.














Иллюстрация к произведению Д. Емеца.

Акварель, гелиевая ручка.


Иллюстрация к произведению Д. Емеца.

Гуашь, гелиевая ручка




Иллюстрация к произведению Д. Емеца.

Карандаш