prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8




Высшее учебное учреждение

Федерации профсоюзов Белорусской

Международный институт

трудовых и социальных отношений
Витебский филиал

Кафедра экономики и менеджмента

ФИНАНСЫ

Конспект лекций


Для студентов 3 курса факультета экономики и права специальности «Менеджмент»



Витебск,2007

Введение


Экономические преобразования в экономике страны, обусловленные трансформацией административной экономики в рыночную, предполагают особую значимость вопросов организации финансов и финансовых отношений. Финансы, являясь стоимостной категорией, оказывают существенное влияние на стадии процесса воспроизводства как в масштабах национальной экономики в целом (макро уровень), так и на микро уровне, то есть на уровне основных субъектов хозяйствования предприятий. Именно на предприятиях создается национальных доход, который в последующем перераспределяется в другие звенья экономики. Тем самым становится очевидна значимость изучения финансовых аспектов деятельности экономики страны в целом и национальных предприятий в ней в частности.

Целью данного лекционного курса является ознакомление студентов с сущностью, основами организации и функционирования финансов и финансовых отношений.

Лекционный курс состоит из 3–х разделов (блоков):

  • Раздел 1. Общее понятие о финансах.

  • Раздел 2. Общегосударственные финансы.

  • Раздел 3. Финансовая деятельность предприятий.

Каждый из разделов, в свою очередь включает в себя:

  1. Тема лекции и вопросы к ней;

  2. Текст лекции;
  3. Вопросы для повторения и обсуждения;


4. Рекомендуемая литература.


Раздел 1. Общее понятие о финансах.

Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система. Финансовые ресурсы

  1. Предпосылки возникновения финансов. Сущность финансовых отношений.

  2. Функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике.

3. Понятие финансовых ресурсов и источники их формирования.

4. Налоги как основной источник финансовых ресурсов государства.

1.Предпосылки возникновения финансов. Сущность финансовых отношений.

Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денеж­ных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому, то есть возникают финансовые отношения.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:

  • во-первых, формирование товарно-денежных отношений (все финансовые отношения всегда денежные)

  • во-вторых, возникновение государства. Государство есть тот субъект, который деньги печатает, и которому нужны деньги для осуществления его функций.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия:

• государственные финансы;

• государственный бюджет;

• государственный кредит.

Финансы - это денежные отношения главным субъектом, в которых выступает государство. Однако не всякие денеж­ные отношения являются финансовыми. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функ­циям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании ко­торого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это эко­номический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контро­ля за образованием и использованием фондов денежных средств.


Можно выделить следующие признаки финансов:


  1. Материальная основа - денежные отношения между двумя субъектами;

  2. Субъекты этих отношений обладают разными правами: один из них – государство – обладает особыми полномочиями;

  3. В процессе этих отношений формируются фонды денежных средств – государственный бюджет (централизованные финансы), финансы предприятий (децентрализованные финансы). Таким образом, отношения носят фондовый характер;

  4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Следовательно, мы можем определить понятие финансов следующим образом:

Во-первых, финансы – это объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования и использования фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования.

Во-вторых, финансы - это фонды денежных средств образованные в процессе распределения и перераспределения ВВП и предназначенные для выполнения государством его функций и нужд расширенного воспроизводства.

Тогда финансовые отношения – это отношения по поводу образования и использования фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП предназначенных для выполнения государством его функций и нужд расширенного воспроизводства, а также контроля за этим использованием.
2. Функции финансов

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они играют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны три функции распределительная, контрольная, регулирующая. Распределительная функция позволяет:


1. Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое перераспределение ресурсов.

2. Создавать целевые фонды на уровне хозяйствующих субъектов,

государства, местных органов власти.

3. Создавать резервы на уровне хозяйствующих субъектов.

Через звенья финансовой системы перед I Мировой войной перераспределялось от 9 до 18 % НД, а после 2-ой Мировой войны эта цифра резко увеличилась и достигала 35-50 %.

В процессе распределения ВВП и НД образуется государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства) через него осуществляется подавляющая часть перераспределительных процессов.

Вторая важная функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного обще­ственного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию

Третья функция финансов – регулирующая. Регулирующая функция реализуется через совокупность норм, правил, правовых актов, призванных регулировать финансовую деятельность.

Все эти функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма. (Рис.1.1)


Рисунок 1.1 - Финансовый механизм как составная часть хозяйственного механизма.


  1. Понятие финансовых ресурсов и источники их формирования.



Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образованные в процессе распределения и перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода в денежной форме) и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на:


  • централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

  • децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Чистый доход в составе ВВП является основным источником формирования денежных ресурсов. Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

В процессе такого распределения и перераспределения можно выделить следующие источники формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов):

1. Национальный доход.

2. Амортизационные отчисления.

3. Отчисления хозяйствующих субъектов, организаций, органов власти, в различные внебюджетные фонды.

4. Часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот.

5. Средства, полученных от реализации государственных ценных бумаг

6. Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (доходы от лотерей и пр.).

Основным звеном государственных финансов является государственный бюджет. На 80-90% государственный бюджет современного государства формируется за счет налогов.

4. Налоги как основной источник финансовых ресурсов государства.
Налоги — это обязательные платежи, взимае­мые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный харак­тер, то есть обеспечивающие доход государству.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях на­логи выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.

Существуют определенные принципы налогообложения в соответствии, с которыми осуществляется разработка действующих в стране налогов. (Рис.1.2 )


Рисунок 1.2 - Принципы налогообложения.

Основные элементы налога.

1. Субъект налога.

2. Объект налога.

3. Источник налога.

4. Единица налогообложения.

5. Налоговая ставка.

6. Налоговые льготы.

7. Налогооблагаемая база.

8. Налоговый оклад.

9. Налоговая система.

Существование налогов предполагает наличие определенного налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность орга­низационно-правовых норм и методов управления налогооб­ложением. Государство придает налоговому механизму юри­дическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Налоговый механизм реализуется через налоговую политику.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью го­сударства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства. Послевоенные годы ха­рактеризуются постоянным пересмотром их в соответствии с новыми экономическими концепциями. Это касается как зару­бежных стран, так и Республики Беларусь.
Вопросы для повторения и обсуждения


  1. Назовите составные части финансовой системы Республики Беларусь?

  2. Что такое финансовый механизм?

  3. Приведите примеры действия финансов как инструмента распределения ВВП.

  4. Что такое налог?

  5. В чем разница между понятиями «налоговая система» и «система налогов»?

  6. Принципы налоговой системы?

  7. Что следует понимать под эффективностью налоговой системы.


Литература обязательная.

Финансы: Учебник/ М.В.Романовский [и др.]; под общ. ред. М.В.Романовского – М.: Перспектива, 2000. – С.11-84.


Финансы и кредит: Учебное пособие /М.И.Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005. – С.18-20.
Тема. Финансовая политика и финансовый механизм.

1.Содержание принципы и значение финансовой политики.

2. Составные части финансовой политики.

3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества.

4. Финансовый механизм, его составные звенья и элементы.

1.Содержание принципы и значение финансовой политики

Степень удовле­творения общественных потребностей зависит, прежде всего, от финансовых возмож­ностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от фи­нансового потенциала государства. Поэтому главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перерас­пределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства, то есть при эффективной финансовой политике государства.

Финансовая политика – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование.

Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода-основного источника роста благосостояния общества.

Условием и предпосылкой финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по формированию финансовых ресурсов и их использования. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает финансовую политику.

Финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах и опирается на систему обоснованных финансовых регуляторов.


Таких как:

1) налоги.

2) условия формирования прибыли.

3) условия кредитования через учетную ставку.

4) использование системы специальных налоговых льгот.

5) регулирование ценами, таможенными пошлинами..
Требования, предъявляемые к налоговой политике:


  1. Научный подход.

  2. Учет специфики конкретных исторических условий.

  3. Изучение опыта предшествующего этапа и мирового опыта.



2. Составные части финансовой политики.
Исходя из сущности и содержания финансовых отношений, можно выделить следующие основные части финансовой политики (рис.2.1)


Рисунок 2.1- Составные части финансовой политики.

В свою очередь, в составе бюджетной политики разрабатываются:

  • инвестиционная

  • политика управления государственным дол­гом,

3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества.

Содержание финансовой политики, ее основные направле­ния зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических кон­цепций, определяющих степень участия государства в управ­лении экономикой и использовании отдельных инструмен­тов реализации финансовой политики, т. е. конкретных форм организации финансовых отношений.

Принципами проведения финансовой политики являются:

  1. научный подход к выработке финансовой политики;

  2. изучение и учет опыта различных форм хозяйствования и финансового строительства;

  3. учет конкретных исторических условий;

  4. соблюдение комплексного подхода;

  5. - учет обширной и достоверной финансовой информации.

    Финансовая политика решает следующие задачи:


  • концентрирует финансовые ресурсы на важнейших направлениях экономического и социального развития;

  • определяет источники мобилизации финансовых ресурсов, их состав, структуру, возможные резервы;

  • разрабатывает формы и методы борьбы с инфляцией, спадом производства, дефицитом государственного бюджета;

  • определяет меры по социальной защите населения и др.

В современных условиях в Республике Беларусь меняется роль госу­дарства в проведении финансовой политики. Государственное вмешатель­ство в экономику постепенно заменяется финансовыми регуляторами эко­номических процессов в стране.

Финансовая политика Республики Беларусь реализуется через ряд документов, имеющих форму законов, планов, прогнозов и т.п. и утвержденных парламентом и президентом Республики. Важнейшие из них:

    1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 годы.

    2. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год.

    3. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».

    4. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы. И другие документы


3. Финансовый механизм. Его составные звенья и элементы.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансовый механизм – это составная часть финансовой политики. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Он выступает как совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

В состав финансового механизма входят четыре фундаментальных блока:


  • организация;

  • планирование;

  • стимулирование

  • контроль.

Финансовый механизм имеет свою структуру. В нее входят пять взаимосвязанных элементов:

  1. Финансовые методы.

  2. Финансовые рычаги. и правовое обеспечение.

  1. Нормативное обеспечение.

  2. Информационное обеспечение.



В соответствии с территориальным делением В Республике Беларусь выделяют механизм республиканских и местных органов власти.
Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Назовите основные звенья финансовой политики.

  2. В чем особенности финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе?

  3. Что такое финансовый механизм, какова его роль в реализации финансовой политики?

  4. Каковы функциональные звенья финансового механизма в Республике Беларусь?

  5. Назовите основные методы финансового воздействия на экономическую и социальную сферу жизни общества.



Литература обязательная

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учебное пособие/ В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова.- Мн.: БГЭУ, 2005. – С 661-693.

2. Финансы: Учебник/ М.В.Романовский [и др.]; под общ. ред. М.В.Романовского – М.: Перспектива, 2000. – С 113-150.

3. Финансы и кредит: Учебное пособие /М.И.Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005 – С.20-23.




следующая страница >>