prosdo.ru
добавить свой файл
1
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ


В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Право на объединение, создание союзов и ассоциаций записано практически во всех ныне действующих европейских конституциях. Ряд из них предоставляет это право только гражданам или подданным. Например, в австрийском законе 1867 г. сказано: «… Австрийские граждане имеют право… создания объединений» (ст. 12), в Конституции Исландии (ст. 74) это право закреплено за «народом». «Граждане Украины, - говорится в ст. 36 Конституции, - имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов… Членами политических партий могут быть только граждане Украины…». Аналогичное положение содержат конституции Бельгии, Болгарии, ФРГ, Дании, Греции, Италии и многих других стран.

Однако, существуют конституции, провозглашающие данное право для всех, находящихся на территории страны. Так, ст. 58 Конституции Азербайджана гласит: «Каждый обладает правом свободно объединяться с другими. Каждый обладает правом создавать любое объединение, в том числе политическую партию, профессиональный союз и другое общественное объединение, или вступать в уже существующее объединение».

В конституциях определяются место и роль политических партий в обществе и государстве, принципы, на которых они могут создаваться и функционировать. Так в ст. 6 Конституции Испании записано, что «политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма конкурируют в процессе формирования и выражения воли народа и служат основным инструментом участия в политической жизни. Их создание и деятельность являются свободными в рамках Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими». В ст. 4 Конституции Франции говорится: «Политические партии и группировки должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии».

В ряде конституций европейских стран четко определяются рамки деятельности политических партий, ее соотношение с функционированием органов государственной власти. В Конституции Венгрии (абз. 3 § 3) четко установлено, что: «партии не могут непосредственно осуществлять государственную власть. В соответствии с этим ни одна партия не может осуществлять управление ни одним государственным органом. В интересах разделения партий и государственной власти закон должен определить те государственные посты и должности, которые не может занимать член партии или служащий».


Во многом аналогичной по смыслу, детализирующей данное положение, является норма ст. 37 Конституции Украины, определяющая, «что не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, …на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях».

Конституция Италии в части третьей ст. 98 предусматривает, что право вступления в политические партии может быть ограничено законом для магистратов, кадровых военнослужащих, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей.

В последнее время в странах Европы активно развивается конституционное законодательство, регламентирующее порядок формирования, регистрации и финансирования политических партий.

Следует отметить, что в Великобритании термин «партия» в законодательстве страны до недавнего времени не употреблялся. Отчасти партии функционировали на основе обычая, отчасти на них распространялись общие законодательные нормы о компаниях. Лишь в конце 90-х гг. ХХ в. были приняты Акт о регистрации политических партий 1998 г., Акт о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г., которые упоминают парламентские партии (имеющие представителей в Палате общин), малые партии, третьи партии (парламентские партии, не относящиеся к числу правящей и оппозиционной). Только зарегистрированные партии, представляющие схему регулирования финансовой деятельности, могут получать государственные субсидии на проведение предвыборной агитации. В каждой партии должен быть казначей, ежегодно представляющий отчет о ее финансовой деятельности в Избирательную комиссию.

Во Франции со времен возникновения Пятой республики только после 30 лет Органическим законом 1988 г. о финансовой гласности политической жизни были законодательно определены некоторые особенности статуса политических партий. По закону они пользуются правами юридического лица, имеют право предъявлять иски в суде, приобретать на бесплатной или платной основе движимое или недвижимое имущество, открывать газетные издания и образовательные учреждения и руководить ими в соответствии с положениями действующих законов, партиям предоставляются финансовые средства для участия в парламентских выборах и других целей.


ФРГ одной из первых приняла специальный закон, урегулировавший правовой статус политических партий. Это Закон о политических партиях 1967 г. (в ред. 1994 г. с рядом последующих изменений). Им определено, что членами партии могут быть только физические лица, объединение утрачивает статус партии, если в течение шести лет не выдвигает кандидатов на выборах в Бундестаг или ландтаг, размеры передаваемых партиями средств могут устанавливаться в пропорции к значению партии, определяемому результатами последних выборов и другое. Согласно ст. 21 Основного Закона ФРГ партии должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе.

Применительно к партиям, не отвечающим требованиям европейских конституций, предусмотрены положения о признании их антиконституционными и о запрете их создания и деятельности. Так, в Основном Законе ФРГ записано, что «партии, которые по своим целям или действиям своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование…» государства, антиконституционны (абз. 2 ст. 21). Решение о ликвидации партии, признанной противоконституционной, принимается Федеральным Конституционным судом. Во Франции роспуск осуществляется декретом Президента Республики, принимаемым в Совете министров, в случае провоцирования ассоциациями и общественными организациями вооруженных манифестаций, посягательств на целостность национальной территории, республиканскую форму правления, республиканскую законность, стремления совершать акты терроризма во Франции или за границей и т.д.

В Конституции Италии установлено, что «запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии (п. XII переходных и заключительных положений). В ст. 18 Конституции запрещены тайные объединения и те, которые преследуют политические цели посредством организаций военного характера.

Таким образом, в последнее время постоянно расширяется конституционная регламентация статуса политических партий.

Литература:

  1. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.1,2 / Под общ. ред. и вступит. статьей Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001.