prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4

Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении


Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феномена малого стресса, к "выгоранию персонала". Состояние "выгорания" характеризуется неадекватностью поведения, повышенной нервозностью, возникновением жесткости в межличностных отношениях. "Выгоранию" особенно подвержены лица, работающие в социальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (продавцы, кассиры, учителя, врачи, работники правоохранительных учреждений, государственного аппарата). При этом приглушаются эмоции сочувствия, сопереживания, снижаются терпимость, толерантность. Возникают неспровоцированные конфликты с клиентами, ироническое к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. Вместо исполнения элементарных обязанностей на клиента нередко обрушивается крик и даже ругань. Если же клиент и сам уже "выгорел", дело доходит до крупных скандалов.

* См.: Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
В случае длительных неурядиц, систематических неприятностей явление "выгорания" достигает личностно опасных пределов – происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с "выгоревшим" человеческим нутром. И для совершения страшных злодеяний остается один шаг! Достаточно незначительного повода.

Профилактика преступности должна начинаться с широкой социальной системы предотвращения вышеуказанного "выгорания" человеческих душ. Человечность поведения индивидов зависит от человечной организации жизнедеятельности общества, от учета и оптимизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Обществу необходима специальная социально-психологическая служба профилактики массовых стрессов. Каждый руководитель обязан специально заниматься созданием такого психологического климата в своем учреждении, который предотвращал бы "выгорание" человеческих душ.

Стрессогенна повышенная скученность людей. В условиях скученности человек стремится создать ячейку личного пространства, сохранить определенную личную дистанцию от других людей. В общественных помещениях люди обычно занимают места у стен, окон, в задних рядах. В длительно перенаселенном пространстве, в условиях тесноты возникают психические напряжения: у мужчин проявляются признаки агрессивности, у женщин – признаки нервозности. Возникает феномен обезличивания, социальной деидентификации, притупляется чувство сострадания. Социальные нормы становятся уязвимыми, возникает эффект "апатии наблюдателя" – индифферентность к страданию отдельных индивидов. (Такое снижение социальной ответственности в условиях диффузной социальной группы называется групповым игнорированием.)


Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. В подводном плавании, космических полетах, на полярных станциях, маяках, в различных экспедициях и тюремных камерах часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью, конфликтностью межличностных отношений. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивается адекватность самоотражения).

При невозможности уединения человек может предельно обнаженно раскрывать свои мысли и чувства ("психический стриптиз") или погружаться в мир собственных переживаний и грез. Утрачивается способность к интуитивному пониманию окружающих, возникает склонность к агрессивным действиям.

Еще большие психические сдвиги происходят в условиях длительной одиночной изоляции. Длительное лишение человека социального общения ведет к распаду личности, резко ухудшается ее способность к речеобразованию и абстрактному мышлению*. Длительное пребывание в камерах одиночного заключения нередко вызывает состояние реактивного психоза.

*См.: Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества М., 1972.

М. Н. Гернет в своем труде "История царской тюрьмы" (М., 1961) ярко описывает ту ужасную пытку, которую доставляет длительное одиночное заключение. На десятки лет заточались в мрачные одиночные камеры так называемые "государственные преступники". Заживо погребенные! За двадцать лет пребывания в одиночной камере Шлиссельбургской крепости участница "Народной воли" Вера Фигнер ни разу никем не была окликнута по имени! Мертвая тишина зловеще оберегалась тюремщиками. Не слышно было даже их шагов! Декабрист Г. С. Батеньков просидел в той же крепости более двадцати лет, не видя никого. По выходе из тюрьмы он утратил способность к общению. Все его взаимоотношения были уже замкнуты на самого себя! Такова расплата за самое страшное наказание человека – за лишение его человеческого общения, выбрасывание из человеческой ниши.


Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным.

Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоким уровнем мотивации, коллегиальностью в принятии решений, готовностью к восприятию и введению инноваций (новообразований).

Взаимодействие в условиях противоборства – конкуренция – характеризуется вовлеченностью в борьбу, стремлением к ущемлению интересов конкурента. Однако открытая война здесь еще сдерживается общепринятыми правилами.

Активное ущемление интересов сторон порождает конфликт (от лат conflictus – столкновение).

Заключение

Общение – это особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фазы.

Общение выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и эмоционально- коммуникативную.

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая, или смысловая, сторона общения. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Таким образом, осуществляется информационно-коммуникативная функция.

Регулятивно-управляющая функция проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек может регулировать и свое собственное поведение, и поведение других людей.

Эмоционально-коммуникативная функция общения заключается в том, что общение оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.


В средствах общения выделяются два крупных класса: вербальные и невербальные.

Вербальные – это речь в ее разных формах.

Невербальные – это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные, временные, предметные. Следует подчеркнуть важность умения “читать” невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические. Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется через движения рук, выражение глаз и т.д.

По “аудитории” общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой.

Существует также деление общения на виды по каналам общения. Бывает непосредственное общение, т.е. общение без промежуточных носителей сообщения, и опосредованное общение, которое осуществляется через промежуточные устройства. В непосредственном общении могут быть задействованы все естественные каналы общения, тогда как при опосредованном, ограничивается использование естественных каналов.

Под каналами общения понимают разное.

Прежде всего выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический. В одном современном направлении психологии (НЛП – нейро-лингвистическое программирование) эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики.

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является намеренное или ненамеренное сообщение чего-то. Прямой канал – это то, что источник сообщает в явном виде. Непрямой – это та информация по поводу сообщаемого в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением. Действительным психологическим основанием этой классификации является доверие или недоверие к источнику. Управляемый косвенный канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное излучено вполне намеренно. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т.д.


Различают типы общения.


  • Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров.

  • Межличностное общение. Подразумевается участие двух людей в межличностном общении.

  • Деловое общение. Это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель.

  • Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием (в психологической практике чаще доверяет клиент).

Направленность в стиле общения может быть разной – потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции (отрешенный стиль). Также выделяются альтруистический, манипуляторский и миссионерский стили; сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление, избегание. Управление общением может быть по стилю авторитарным, демократическим, либеральным.

Когда мы касаемся вопроса общения невольно встает вопрос и о конфликтах.

Существуют различные определения конфликта, но все они подразумевают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами, группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных точек зрения, мнений, взглядов, интересов, идей. Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, такие конфликты называются функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.
  • Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности.


  • Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному и имеет разные причины.

  • Конфликт между личностью и группой. Чаще всего возникает в случае отступления от групповых норм одним из членов группы. Или в случае конфликта между руководителем и группой.

  • Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Это распределение ресурсов, взаимозависимость задач различия в целях, различия во взглядах и представлениях, неудовлетворительные коммуникации, различия в психологических особенностях.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. могут быть функциональными, сособствовать в дальнейшем достижению целей организации. При неэффективном управлении его последствия могут быть дисфункциональными.

Среди способов разрешения конфликта выделяют структурные методы (четкая формулировка требований, использование координирующих механизмов, установка общих целей, система поощрений) и межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы).
Список использованной литературы:

  1. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Перев. с польск. М., 1979.

  2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

  3. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

  4. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970.

  5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987




<< предыдущая страница