prosdo.ru
добавить свой файл
1 2
Концепция государственной молодежной политики до 2020 года

Раздел 1. Видение развития государственной молодежной политики в Республике Казахстан

1. Анализ текущей ситуации

Проект Концепции государственной молодежной политики до 2020 года (далее – проект Концепции) разработан на основе принципов, определенных Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», Стратегиями развития Казахстана до 2030 года и индустриально-инновационного развития, поручением Главы Государства, данных на ХІХ сессии Ассамблеи народа Казахстана, статьи Президента Республики Казахстан «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» и соответствующим поручением Премьер-Министра Республики Казахстан.

Основные приоритеты государственной молодежной политики были заложены в Концепции государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999 года № 73.

В 2004 году принят Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», позволивший выделить молодежь в отдельную социально-демографическую группу и наделить ее определенными социальными правами и государственными гарантиями.

Были реализованы программы молодежной политики Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2001 года № 249 «Молодежь Казахстана», от 13 февраля 2003 года № 155 «О Программе молодежной политики на 2003-2004 годы», от 18 июля 2005 года № 734 «О Программе молодежной политики на 2005-2007 годы».

Была реализована Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года № 200.

За этот период более чем в 2 раза увеличилось количество молодежных организаций, молодежь консолидирована под эгидой единых общественно-политических институтов, в числе которых Конгресс молодежи Казахстана, Молодежное крыло «Жас Отан» при НДП «Нур Отан». В общественно-политических процессах активно принимает участие более 70 % молодежи.


Однако, мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, распространение религиозного экстремизма выявил недостаточную готовность молодежи к актуальным вызовам и переменам в социально-экономической, общественно-политической, культурной сферах жизни общества.

Сегодня возрастает необходимость усиления государственного влияния на процессы формирования молодого поколения. Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности.

Перед нашей страной поставлены масштабные задачи в различных сферах социально-экономического развития.

Подготовка молодого поколения к решению этих задач является магистральной линией дальнейшего развития молодежной политики в нашей стране. Образованные, здоровые, предприимчивые молодые казахстанцы должны взять на себя ответственность перед государством за вложенные в них инвестиции, осознать свою значимость для развития казахстанского общества, почувствовать востребованность имеющегося в их распоряжении потенциала развития.

Следовательно, задачей молодежной политики нового этапа должно стать создание соответствующих условий и возможностей для повышения потенциала молодежи в экономической социальной, инновационной сфере и его фокусирование на реализации прорывных проектов развития Казахстана.

Таким образом, проект Концепции определяет молодежную политику в качестве стратегического приоритета достижения конкурентоспособности Казахстана и формирования интеллектуального общества. Положения Концепции являются основой для совершенствования законодательства, системы управления и ресурсного обеспечения молодежной политики.

Концепция носит установочный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, но дает содержательные требования к разработке соответствующих рабочих документов – программ и проектов, носит межведомственный характер.

Демографическая ситуация.Молодежь как социально-демографическая группа является главным стратегическим ресурсом страны и по праву занимает особое место в социальной структуре общества.

Важнейшей особенностью современной казахстанской молодежи является то обстоятельство, что ее составляет поколение (от 14 до 29 лет), родившееся в сложнейший исторический период нашей страны, когда одна общественно-политическая формация сменялась другой, когда одни жизненные установки и ценности сменялись другими, что,несомненно, сказалось на информировании.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике по состоянию на 1 января 2012 года общая численность молодежи в Казахстане составляла 4 436 210 человек – 27% от общей численности населения страны.По сравнению со статистикой 1999 года (3 872 566 человек) удельный вес молодежи в демографическом составе населения Республики Казахстан существенно увеличился. В последнее время наблюдается рост численности городской молодежи:количество молодых горожан составляет 2 448 610 человек, тогда как на селе проживает 1 987 600 молодых людей. В гендерном отношении сохранилось некоторое преобладание среди молодых граждан республики мужчин – 2 223 664, (женщин – 2 212 546 человек).

В количественном отношении наибольшее число молодежи проживает в Южно-Казахстанской (732 973 человек), Алматинской (503 172 человек), Восточно-Казахстанской (337 623), Карагандинской (337 905 человек) областях и в городе Алматы (429 034 человек).

В 2011 году наиболее высокий коэффициент рождаемости (154,81 при среднем по республике – 22,5) зафиксирован среди женщин в возрасте 25-29 лет. Высокая смертность наблюдалась у молодежи трудоспособного возраста 25-29 лет, обычно связанная с социальными причинами (несчастные случаи, отравление, травматизм, смертность, обусловленная злоупотреблением алкоголем, различные заболевания).

Состояние занятости молодежи на рынке труда.

Основополагающим фактором, определяющим положение молодежи на рынке труда, является занятость молодежи.


В 2011 году численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше достигла 8,8 млн. человек. В составе занятых (8,3 млн. человек), около трети (30,5%) составляли лица в возрасте 25-34 лет; 14,5% - молодежь от 15 до 24 лет.

В структуре занятости наемныйтруд превалирует у городской молодежи на 78,3%, сельской – 40,9%.

Уровень безработицы среди молодежи в среднесрочном периоде (начиная с 2005 года) находился в пределах от 13,4 до 4,6 % (при общем уровне безработицы в 8,1 – 5,4%)

В истекшем году уровень безработицы среди молодежи (4,6%) впервые за многие годы оказался ниже общего уровня безработицы (5,4%). Из общего числа безработных (473,0 тыс. человек), 57,7 тыс. человек (12,2%) в возрасте от 15 до 24 лет. Характерно, что уровень молодежной безработицы выше в городах. В 2011 году он составил 6,4 %, тогда как на селе – 4,3%.

Это связано с тем, что сельская молодежь в поисках работы мигрирует в города. Однако, зачастую, не обладая должной квалификацией, сельская молодежь не выдерживает конкуренции на рынке труда. Часть из них находит временную работу, другие работают в частном секторе экономики, третьи просто пополняют ряды безработных.

С начала этого года в органы занятости за содействием обратилось около 40 тыс. безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, в том числе 16,5 тыс. человек, проживающих в сельской местности. В составе обратившихся за содействием около шести тысяч человек - выпускники организаций образования.

В целом, государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости осуществляется посредством реализации программ занятости молодежи, развития общественных работ и обучения молодежи на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Проблемы в сфере занятости молодежи.

1. Низкая эффективность мер, направленных на трудоустройство молодежи, имеющую базовую профессию.

2. Отсутствие единой информационной базы о состоянии спроса и предложения на рынке труда.


3. Молодежь не в полной мере владеет информацией о мерах, предпринимаемых государством по решению вопросов трудоустройства и занятости в рамках региональных программ и социально значимых проектов.

4. Отмечается недостаточная пропаганда рабочих специальностей и слабое информирование молодежи о востребованных специальностях на рынке труда.

5. Недостаточное выявление и реализация инновационного потенциала молодежи.

6. Молодежь не осведомлена или имеет слабое представление об ответственности в будущем взять на себя нагрузку по повышению производительности, эффективности и оптимизации труда.

7. Недостаточно создано условий для развития молодежного предпринимательства, особенно на местном уровне. Работа в этом направлении, в основном, ограничивается обучением молодых людей, изъявивших желание начать свое дело.

Оценка уровня жизни.Уровень жизни молодежи определяется уровнем дохода. В результате социологического исследования по изучению социально-экономических потребностей казахстанской молодежи выяснилось, что треть молодежи сегодня имеет доход ниже 15 000 тенге, около 80% - от 15 000 до 60 000 тенге. 10,6 % имеют доход от 60 000 до 90 000 тенге, лишь 4,1% имеют от 90 000 до 120 000 тенге, 2,6% более 120 000 тенге .

В структуре доходов молодежи основную долю занимает заработная плата (42%) либо совместная заработная плата супругов (16%).

Молодежь в системе образования

Главный капитал молодежи - это качественное образование.Общее количество учащихся дневных общеобразовательных школ РК в 2011-2012 учебном году составило – 2 496 648, из них в государственных школах обучаются 2 479 044 учащихся, в негосударственных школах – 17 604.

В стране функционирует 896 учреждений, обеспечивающих получение технического и профессионального образования, общий контингент которого составил 600,7 тыс. человек.

В системе высшего образования образовательную деятельность осуществляют 143ВУЗа. В них обучаются 629,5 тыс. студентов. По сравнению с 2010 годом (620,4 тыс. студентов) контингент увеличился на 9,1 тыс. студентов.


Для талантливой молодежи предусмотрены ежегодные премии и государственные научные стипендии («Правила присуждения премий в области науки, государственных научных стипендий» утверждены постановлением Правительства РК от 19 июля 2011 г., № 830):

– премия имени Д.А. Кунаева для молодых ученых за лучшую работу в области естественных наук;

– премия имени М.О. Ауэзова для молодых ученых за лучшую работу в области гуманитарных наук;

– 50 государственных научных стипендий для талантливых молодых ученых в возрасте до 35 лет включительно.

С 2011 года значительно выросли размеры именных премий для талантливых молодых ученых с 50 МРП до 150 МРП. Размер государственной научной стипендии – 24 МРП.

В вопросе привлечения молодежи в науку системное значение имеют такие инициативы Президента страны, как создание школ для одаренных детей, Назарбаев Интеллектуальных школ, программа «Болашак», создание Назарбаев университета.

Программа формирования интеллектуальной нации, новая Госпрограмма развития образования до 2020 года ориентированы на повышение качества подготовки научных кадров на всех уровнях обучения. Впервые в СНГ Казахстан перешел на трехступенчатую подготовку кадров высшей квалификации – она более гибкая и привлекательная для молодежи, желающей посвятить себя науке. ---p2---Увеличен госзаказ на подготовку кадров с высшим и после-вузовским образованием (по сравнению с 2005 годом – почти на 10 тысяч грантов).

Следует отметить, что уже наметились позитивные сдвиги – например, тенденция притока молодежи в науку– в возрастной структуре кадров наблюдается рост доли ученых в возрасте до 40 лет (с 36% до 43,3 %).

В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан увеличено количество стипендий по специальностям научно-прикладного значения в магистратуре и докторантуре в рамках программы «Болашак». С 2008 года стажировку в ведущих научных и образовательных центрах мира прошли уже 308 казахстанских ученых.


В основном, в ВУЗах практикуются следующие формы участия молодежи в научной деятельности: работа в научных кружках и клубах при университетах, выступления на научно-теоретических, практических конференциях, форумах; участие в конкурсах научных работ, олимпиадах, семинарах, круглых столах, телевизионных дебатах по вопросам науки; а также участие в проведении научно-исследовательских проектов.

Проблемы в сфере образования.

1. Профессиональное обучение малодоступно для сельской молодежи. Во многих районах республики отсутствуют профессиональные лицеи.

2. Отсутствует льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения.

3. Не полный охват иногородних студентов жильем.

4. Низкий уровень общей познавательной активности школьников, воспитания их культуры с учетом его физических и интеллектуальных способностей.В этой системе большое внимание должно уделяться физической культуре и спорту.

5. Отсутствие молодежных центров научно-технического творчества и других организаций, формирующих техническую и инновационную культуру у молодежи.

6. Система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодёжи необходимых для экономики осмысленных мотивов для выбора профессии и получения профессионального образования.

Уровень преступности среди молодежи.

Анализ динамики уровня преступности в молодежной среде в период с 2007 по 2011 года показывает незначительное снижение количества совершенных преступлений с 47 900 до 47 600 преступлений соответственно. Анализ возрастной структуры правонарушителей показывает, что большинство преступлений (89,0 %) совершается молодежью в совершеннолетнем возрасте (от 18 до 29 лет) и более 11,0 % в возрасте от 14 до 17 лет.

Доля наркозависимых лиц в возрасте от 14 до 30 лет от общего числа лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, составляет 49,2 %, а именно 23036 человек, из которых 20423 приходятся на возраст от 18 до 30 лет.


Проблемы:

1. Основными факторами совершения преступлений среди совершеннолетней молодежи является отсутствие должных условий для реализации образовательных, социальных, трудовых прав.

2. Причинами подростковой преступности является неблагополучная семейная обстановка, в том числе алкоголизм и наркомания родителей;

3. Неэффективно организованный воспитательный процесс и отстраненность родителей/опекунов от участия в нем;

4.Отсутствие должных условий для реализации интеллектуального и физического развития подростков.

Повышение религиозной грамотности молодежи.

Религиозная этика сегодня все более активно используется в целях формирование нравственного и духовного мира подрастающего поколения. В последнее время интерес к религии приобрел массовый характер, значительно выросло число молодых участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний.

Социологическая проверка религиозности показала следующее.

Уровень знаний об истории и догматах религии, с которой себя идентифицируют себя респонденты, скорее низкий. 23,4% опрошенных, а это большинство, именно так оценили свои религиозные знания. Полагают, что они хорошо знают положения своей религии 20,4% респондентов. Оценили уровень знаний, как низкий – 15,4% опрошенных.

Слабая религиозная грамотность молодежи и не полный охват всех категорий молодежи мерами государственной политики стал главным фактором распространения религиозного экстремизма.

Необходимо активизировать агитационно-пропагандистскую работу среди молодежи на предмет профилактики религиозного экстремизма и терроризма, информировать молодежь об устоях традиционных религий, деструктивной деятельности сект,о необходимости сохранения национальных корней, раскрыть суть государственной политики, направленной на мирное взаимодействие всех религий и этносов, населяющих Казахстан.

Решение жилищных проблем молодежи. В законодательстве Республики Казахстан жилищные права молодежи отдельно не выделены.


Доступ к жилью из государственного жилищного фонда имеет только та часть молодежи, которая относится к социально уязвимым слоям населения, например, дети-сироты, не достигшие двадцати лет, потерявшие родителей до совершеннолетия, и соответствующие критериям «нуждающиеся в жилье» согласно п. 69 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». ---p2---Согласно п. 9 статьи 118 указанного Закона первоочередное и внеочередное предоставление жилища из государственного жилищного фонда осуществляется семьям молодоженов, вступивших в первый брак до 30 лет и родивших ребенка в первые три года после вступления в брак.

Кроме того, не всеми местными исполнительными органами ведется учет граждан, нуждающихся в жилье. Необходимо выявление потребности молодежи в жилье, в том числе, состоящих в браке.

Сегодня точные данные о потребности молодых семей в улучшении жилищных условий отсутствуют. Руководствуясь экспертными оценками, потребность молодых граждан, в том числе имеющих семью, в жилье, в возрасте от 21 до 29 лет, составляет 85%. Согласно прогнозным расчетам максимальная ежегодная потребность в обновлении жилищного фонда, основанная на показателях молодых людей, ежегодно вступающих в браки, составляет порядка 4,5 млн. м2.

Воспитательная работа и ценностные ориентации молодежи.

Анализ процессов, происходящих в молодежной среде, показал, что наряду с заметными изменениями в уровне развития современной молодежи приходится констатировать общее снижение культурных запросов, образовательного уровня, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Снижается роль семейного воспитания, института брака и семьи.

Особую актуальность в свете противодействия внешним вызовам приобретает эффективная организация воспитательной работы среди молодых военнослужащих, работников силовых структур, студентов, обучающихся за рубежом.

Недостаточно эффективная организация воспитательной работы в системах образования, обороны, внутренних дел, туризма и спорта способствует изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитию обособленных поведенческих форм в социуме. Вследствие чего, по данным социологических опросов, отмечается недостаточное в сравнении с международными трендами развитие правовой, поведенческой и экологической культуры молодежи, функциональной грамотности и возможности применения приобретаемых навыков и умений в профессиональной деятельности, планировании семьи, управлении личными финансами.


Со словом успех молодые люди связывают материальное благополучие - 40% (данный показатель растет среди молодежи от 19-29 лет), 35% - с карьерой, с самореализацией – 30% (большинство – студенты), четверть - с хорошим коллективом, около 20% - с независимостью и стабильностью. Любовь и дружбу отметило – 13%, 5% - поддержку со стороны родителей и государства (основная доля – обучающиеся в школе).

Для своего развития более 40% использовали бы возможность – получить дополнительное образование (старше 24 лет), свыше 20% - улучшить имеющиеся профессиональные навыки, а также овладеть языками (в основном – студенты), около 20% - считают вообще не нуждаются в развитии.

Ресурсы государственной молодежной политики.

Молодежные организации.Функционируют более 1000 различных молодежных объединений, возрастает роль молодежных организаций в реализации государственной молодежной политики. К примеру, в2011 г. 14% молодежных организаций приняли участие в реализации социальнозначимых проектов. Лидеры молодежных организаций являются активными членами консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан.

В 2011 г. государственными органами совместно с молодежными НПО было организовано и проведено более 52689 мероприятий в молодежной среде по следующим направлениям:

– разъяснение основных приоритетов Послания Президента страны – 1900 мероприятий;

– празднование 20-летия Независимости Республики Казахстан – 42 989региональных, более 60-ти республиканских;

– развитие гражданственности и казахстанского патриотизма – 3200;

– формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья – 2600;

– развитие молодежных инициатив и поддержка талантливой молодежи –1940.

Всего за этот период было охвачено 80% молодых людей от общей численности молодежи страны.

Финансирование.

В2011г. на реализацию государственной молодежной политики на республиканском уровне Министерству образования и науки Республики Казахстан из республиканского бюджета было выделено 991,2 млн. тенге. По сравнению с 2010 г. финансирование по данному направлению увеличилось на 274,8 млн. тенге, или на 38,3%., в результате чего количество реализуемых социально значимых проектов по государственному социальному заказу в 2011 г. достигло 93 проектов, что на 35 проектов, или на 60% больше чем в 2010 г.


Таким образом, SWOT-анализ современных подходов к реализации молодежной политики в Казахстане позволяет выделить следующие сильные, слабые стороны, возможности и угрозы для ее дальнейшей реализации.

Сильными сторонами государственной молодежной политики являются:

– наличие Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», уполномоченного органа по молодежной политике;

– выделение молодежи как отдельной социально-демографической группы, требующей особого внимания со стороны государства, институтов гражданского общества и бизнеса;

– поддержка социальнозначимых инициатив молодежи, инноваций по поддержке и развитию конкурентоспособности молодежи;

– осознание государственными исполнительными и представительными органами необходимости и возможности совершенствования действующей законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере молодежной политики;

– увеличение количества молодежных организаций, накопление профессионального опыта и возрастание уровня квалификации отдельных молодежных неправительственных организаций, имеющих сегодня возможности для реализации крупномасштабных проектов и программ с учетом потребностей различных групп молодежи;

– наличие апробированных, политически значимых и ставших традиционными методик и мероприятий республиканского значения, которые уже можно назвать «брендовыми»: «Жасыл ел», студенческие строительные отряды, Дельфийские игры, Обще-республиканский форум молодежи и прочие;

– разработка и реализация конкретных мер и проектов по поддержке определенных социальных групп молодежи.

Слабые стороны государственной молодежной политики:

– несовершенство Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», в том числе несоответствие изменившейся социально-экономической и общественно-политической ситуации, рамочный характер, отсутствие ориентации на конкретные целевые группы, отсутствие четко закрепленных компетенций уполномоченного органа и вовлеченных структур;


– слабая методическая проработка идеологии, отсутствие необходимой аналитической и методологической базы, отсутствие целостной системы идеологической работы вследствие акцентирования внимания, главным образом, на экономических и социальных составляющих процесса работы с молодежью;

– недостаток полномочий и контрольных функций уполномоченного органа по молодежной политике по координации и мониторингу работы других министерств и ведомств по обеспечению прав и гарантий молодежи, реализации программ и проектов, направленных на молодежь;

– недостаточная кадровая обеспеченность в сфере реализации молодежной политики, в том числе недостаточная штатная комплектация уполномоченного органа в сфере молодежной политики в соотношении с объемом функциональной нагрузки, отсутствие экспертов соответствующей компетенции и профиля, системы профессиональной подготовки кадров для реализации молодежной политики;

– низкое качество работы молодежных организаций, вследствие частой сменяемости кадров, низкого профессионализма сотрудников, нацеленности на реализацию краткосрочных проектов, а не на построение долгосрочной работы молодежной организации;

– недостаточное осознание молодежью своих обязательств перед государством, низкий уровень понимания ответственности за планирование своей жизни и реализацию индивидуальных планов жизни;

– отсутствие эффективной системы сбора информации о развитии молодежной политики, общей информационно-аналитической, статистической базы, единых методик планирования и оценки реализации молодежной политики на республиканском и региональном уровнях;

– отсутствие маркетингового подхода, низкая ориентация на потребности конкретных целевых групп при планировании и проведении мероприятий в сфере молодежной политики;

– «выпадение» ряда приоритетов в составе целевых групп – фактически остались без внимания сельская молодежь и работающая молодежь, а также маргинальные группы молодежи.


Возможности развития государственной молодежной политики:

– значимость молодежи как стратегически важного человеческого ресурса для стабильного развития страны и достижения заявленного уровня ее конкурентоспособности на мировой арене;

– наличие заинтересованности в развитии молодежной политики с точки зрения долгосрочного развития страны;

– развивающиеся отношения сотрудничества с Европейским Союзом, позволяющие привлечь дополнительные ресурсы в сферу молодежной политики, поскольку приоритеты нашей страны и ЕС в этом плане совпадают;

– имеющиеся достижения в социальной и экономической сферах страны позволят обеспечить ресурсами реализацию молодежной политики в стране;

– потребность и готовность молодежных организаций принимать активное участие в реализации молодежной политики.

Угрозы реализации государственной молодежной политики:

– наличие разнонаправленных взглядов на дальнейшее развитие молодежной политики в Казахстане среди ключевых «игроков» на данном поле – уполномоченных государственных органов, консультативно-совещательных органов и молодежных общественных организаций;

– недостаточное изучение реальных потребностей различных групп молодежи при разработке дальнейших направлений развития молодежной политики в стране;

– противоречия в имеющейся информации и существенная нехватка статистических и социально-экономических показателей в сфере молодежной политики, особенно, по различным целевым группам молодежи, что повышает риск формулировки практически невыполнимых показателей, способных ухудшить ситуацию;

– вероятность трансформации гражданской активности в политическую нестабильность;

– возможная нехватка финансовых ресурсов в условиях развивающегося кризиса.

Таким образом, молодежная политика в ближайшие несколько лет должна быть ориентирована на создание условий для полноценной реализации на практике законодательно закрепленных прав и гарантий молодежи, что в первую очередь является компетенцией государственных органов. Молодежь, в свою очередь, используя предоставляемые государством возможности, должна вкладывать имеющийся потенциал в устойчивое развитие Казахстана.


2.Цели и задачи Концепции государственной молодежной политики до 2020 года

Целью Концепции является формирование эффективной системы реализации государственной молодежной политики и совершенствование правовых, социально-экономических, организационных условий для успешной социализации и самореализации молодого казахстанца, использования инновационного потенциала молодежи в интересах развития общества.

Для достижения цели Концепции предусматривается решить следующие задачи:

1) по направлению ресурсного обеспечения

– повышение эффективности структуры уполномоченного органа в сфере молодежной политики как на республиканском, так и на региональном уровнях;

– внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»;

– устранение существующих противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих реализацию прав и гарантий молодежи;

– обеспечение участия неправительственных организаций на всех этапах управления в молодежной политике;

– специализация и профессионализация молодежных организаций;

– расширение сферы государственного социального заказа для молодежных организаций, привлечение альтернативных источников финансирования;

– вовлечение бизнес-сообществ в реализацию государственной молодежной политики;

– консолидация молодежи вокруг стратегических приоритетов развития Казахстана;

– обеспечение достаточности ресурсов для достижения цели молодежной политики;

– внедрение унифицированных норм и механизмов финансирования молодежной политики на региональном уровне.

2) по направлению повышения конкурентоспособности и интеллектуального потенциала молодежи

– создание условий для полноценного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества путем повышения ее экономической активности и гражданского самосознания, а также через образование и здравоохранение;


– создание условий для повышения адаптационных возможностей молодежи и социализации маргинальной молодежи;

– создание условий для повышения уровня соответствия трудовых ожиданий молодежи и компетенции молодых специалистов ожиданиям работодателей;

– создание системы «социальных лифтов» для молодежи;

– реализация творческого и инновационного потенциала молодежи в интересах развития общества и развития самой молодежи;

– расширение условий для практической реализации гарантий в сфере молодежного предпринимательства;

– продвижение разнообразных способов обеспечения доступности жилья для молодежи;

– эффективная координация существующих государственных и отраслевых программ, затрагивающих права и интересы молодежи;

– разработка критериев, индикаторов и стандартов для определения обеспеченности молодежи социальными услугами;

– привлечение молодежи к массовым спортивным мероприятиям.

3) по направлению гражданственности и патриотизма:

– формирование правовой культуры молодежи, толерантности, патриотизма;

– формирование и популяризация образа молодого казахстанца-патриота;

– внедрение мер по накоплению социального капитала в молодежной среде;

– реализация мер по профилактике религиозного экстремизма среди молодежи.

3. Период реализации и ожидаемые результаты от реализации Концепции

В течение предстоящих восьми лет будут внедрены наиболее эффективные механизмы регуляции и саморегуляции молодежной политики, формы управленческого воздействия, позволяющие совершенствовать процесс социального развития казахстанской молодежи.

Дальнейшее развитие государственной молодежной политики будет осуществляться поэтапно (по уровням развития) следующим образом:

1) период с 2012 г. до 2014 г.;

2) период с 2015 г. до 2017 г.;

3) период с 2018 г. до 2020 г.

На первом этапе будут


– создан Комитет по делам молодежи в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан, в регионах соответствующие управления;

– принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной молодежной политики»;

– приняты правила организации системы мониторинга и оценки реализации государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях;

– приняты меры, направленные на усиление аналитического сопровождения государственной молодежной политики;

– на системной основе проанализированы и внесены научно-обоснованные предложения, направленные на совершенствование государственной молодежной политики;

– на постоянной основе функционировать различные межведомственные рабочие группы, советы, комиссии по актуальным направлениям;

– на уровне регионов (область, город, район) молодежная политика реализуется в единой структуре расходов;

– ежегодно формироваться Национальный доклад по делам молодежи;

– ежегодно проводиться не менее 2-х республиканских мероприятий в данной сфере;

– создана система регулярного информирования различных групп молодежи о правах и гарантиях с учетом их особенностей и потребностей;

– выстроена система сотрудничества государства и молодежных неправительственных организаций;

– снижен отток кадров в молодежных НПО на 20%;

– уровень протестного потенциала ежегодно снижаться в среднем на 7-8%;

– ежегодно проводить не менее 3-х открытых диалоговых площадок;

– выработан прогнозный уровень финансирования молодежной политики в объеме ВВП;

– приняты меры по профилактике религиозного экстремизма среди молодежи;

– расширена сеть спортивных и досуговых инфраструктурных объектов для молодежи и доступ к ним;

– привлечены бизнес-сообщества к реализации государственной молодежной политики;


– создана и успешно функционирует система предоставления арендного жилья, в том числе для обучающихся и работающих молодых людей, молодых семей (с 2014 года по 3000 квартир ежегодно до 2020 г);

– увеличена доля молодых семьей, получивших жилье по Программе «Доступное жилье-2020» от общего количества молодых семей, подавших заявление;

– уровень обеспеченности нуждающихся студентов общежитиями поэтапно доведен до 80% к 2015 году;

– во всех регионах Казахстана созданы молодежные центры здоровья и школы молодой матери, планирования семьи к 2014 году, ежегодный объем клиентов - не менее 500;

– ежегодно проводиться не менее 3-х республиканских мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

– поступательно повышаться уровень правовой грамотности молодежи;

– расширен блок дополнительных часов по формированию гражданственности в образовательных программах школ, технических и профессиональных учебных заведений, ВУЗов (до 15% вариативной части);

– ежегодно проводиться не менее 5-ти республиканских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности молодежи;

– регулярно проводиться масштабный республиканский конкурс «Жыл патриоты»;

– рост числа молодых лю¬дей с активной гражданской позицией - общественных лидеров;

– ежегодно увеличиваться количество членов молодежных общественных организаций (увеличение на 5%), действующих на местном уровне для локальных целевых групп;

– увеличиваться финансирование именных фондов, грантов, премий ежегодно на 10-12%;

– ежегодно проводится не менее 20 республиканских и региональных конкурсов для повышения творческого и инновационного потенциала молодежи;

– количество творческих и инновационных проектов, разработанных молодежью, ежегодно увеличиваться на 20-25%;

– регулярно выявляться и широко распространяться примеры успешной самореализации молодых казахстанцев в различных сферах;


– количество молодых предпринимателей к 2020 году достигнуто 10%;

– до 2014 года проведено не менее 5-ти республиканских Школ молодежных лидеров и 40 региональных школ;

– действовать информационный и методический Интернет-портал для молодежных НПО;

– создана сеть Ресурсных центров для молодежи и молодежных организаций (по 1-му в каждом регионе и 1 республиканский), работающих по единым стандартам;

– ежегодно увеличиваться общая сумма финансирования государственного социального заказа в сфере молодежной политики не менее чем на 20%;

– снижена доля безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности безработных на 10%;

– сокращена средняя продолжительность поиска работы молодыми гражданами с 6-ти до 4-х месяцев;

– развита сеть молодежных центров здоровья.

На втором этапе в результате предусмотренных мер в развитии системы государственной молодежной политики будут:

– усовершенствована нормативная правовая база в сфере государственной молодежной политики;

– увеличена роль республиканских молодежных организаций и усовершенствована их деятельность в среднесрочной перспективе;

– приняты дальнейшие меры по раскрытию инновационного и предпринимательского потенциала молодежи;

– доля субъектов молодежного предпринимательства к 2015 году увеличена на 10%, к 2017 году еще на 5%;

– охвачены различные группы молодежи услугами молодежных центров здоровья;

– молодежь охвачена профилактическими осмотрами (скриниговыми исследованиями);

– обеспечена поддержка молодежи, в том числе ее маргинальной части (безработная молодежь; девиантная молодежь; молодые люди, освобожденные из мест лишения свободы; сельская молодежь; молодые инвалиды и др.) в получении образования, жилья, трудоустройстве, психологической помощи и др.;

– развита система социального информирования и просвещения по различным спектрам вопросов жизни в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);


– активно популяризироваться ценности казахстанского общества среди молодежи (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) через социальную рекламу.

На третьем этапе будут:

– усовершенствованы механизмы саморегулирования государственной молодежной политики;

– повышена эффективность государственных услуг для молодежи;
– усилен социальный эффект от качественного исполнения программ и национальных проектов;

– повысится уровень удовлетворенности молодежи принимаемыми мерами в молодежной политике, в частности:

– снижен уровень молодежной безработицы;

– увеличена доля трудоустроенной молодежи уполномоченными органами занятости от общего количества обратившихся в поисках работы на 20%;

– повышена предпринимательская активность молодежи, в том числе путем льготного кредитования, на 20%;

– повышена эффективность работы региональных молодежных бирж труда;

– повышена эффективность реализации региональных проектов по трудоустройству молодежи в рамках государственного социального заказа;

– повысится качество межведомственной координации государственной молодежной политики;

– увеличен уровень участия молодежи и молодежных организаций в выработке и принятии политических решений, разработке и внедрении экономических и социальных проектов;

– увеличена доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций;

– сформирован высокий уровень патриотизма, гражданственности, толерантности, препятствующий возникновению межнациональных конфликтов, напряженности в социально-экономической и политической сферах;

– сформирован образ успешного молодого казахстанца.

4. Обзор позитивного опыта мировой практики

В целом результаты анализа международного опыта свидетельствуют о наличии различных подходов к разработке и реализации молодежной политики в странах Европы, СНГ, в Америке, Японии, Китае, Индии и Турции.


В сфере молодежной политики указанных стран применяются как методики ограничения роли государства в процессе социализации молодежи и делегирования данных функций общественному и коммерческому сектору, так и жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию всей молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества.

Международный опыт свидетельствует о наличии 3-х основных моделей по формированию и реализации государственной молодежной политики:

1.Модель «Тотальная» ответственность (СССР, КНР, Куба), где государство берет на себя полную ответственность за проведение политики, все основные сферы молодежной политики находятся в государственной собственности.

2.Модель «Социальная» ответственность (или континентальная модель – Франция, Германия и т.д.), где государство берет ответственность за молодежную политику, сферы молодежной политики находятся в частном секторе, но под пристальным вниманием государства.

3.«Либеральная» модель (англосаксонская – США, Великобритания и т.д.). В этой модели ответственность государства ограничена, все основные сферы молодежной политики ориентированы на рынок.

Общую цель молодежной политики во всех странах можно обозначить как содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество.

С точки зрения планирования молодежной политики также можно говорить о различных формах и методиках, в их числе специальные государственные программы, стратегические планы, национальные проекты, отдельные социальные проекты. Формы и методы применяются с учетом особенностей исторического и национально-культурного развития и менталитета народов, проживающих на территории страны.

В Казахстане в ходе модернизации государственной молодежной политики целесообразным будет использование следующих форм и методов, успешно применяемых в зарубежных странах.

Согласно опыту США, можно выделить развитие органов самоуправления в учреждениях образования, с целью создания реально действующих возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретения необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.


Также, в США активно внедрены механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе благотворительных частных организаций к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявление интересов каждой стороны, на использование возможных форм и методов совместной работы.

Основными чертами японского подхода к реализации молодежной политики являются совместные взаимовыгодные действия государственных органов и общественных институтов и четкое распределение ответственности между ними.

Широко применяются методы государственного обеспечения функционирования специальных молодежных центров, бюро и служб. ---p2---Так, в Турции в крупных городах действуют информационные и культурные молодежные центры, в Германии действуют консультативные бюро молодежной информации. Данные центры объединены в сеть, имеют стандартный базовый пакет услуг, систему обмена информацией и ее обновления. В Германии, кроме того, получила широкое развитие система социальной работы с молодежью.

В Португалии и Испании также внедрена разветвленная общественно-государственная система служб социальной помощи молодежи. В Швеции в системе государственного управления созданы специализированные структуры, занимающиеся только вопросами молодежной политики.

В Западной Европе уполномоченные органы системы образования в портфеле государственных услуг содержат вопросы молодежной политики. В Швеции в последние годы сформирована политика создания специальных структур, занимающихся координацией деятельности государственных органов на стадии выработки и принятия решений в той части, в которой они касаются молодежи.




следующая страница >>