prosdo.ru 1 2 ... 5 6
  1. Краеведение Беларуси как учебная дисциплина. Цель и задачи курса.


Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития. Моменты забвения этого интереса, как мы знаем, не остаются безнаказанными.

В результате этого забвения утрачивается возможность осознавать себя во времени, видеть свое место в развитии человечества. Интересы такого общества сужаются до рамок удовлетворения лишь непосредственных материальных потребностей, конкретных отправлений. Нравственный и умственный облик его тускнеет. Вступив на этот путь, общество немедленно начинает отставать в развитии. Но закон есть закон и рано или поздно возвращение общества к основной задаче человечества – стремление к постижению Истины неизбежно, поэтому с неизбежностью возвращается и интерес к прошлому, к истории.

Нечто подобное не так давно переживала и наша страна. Многовековая история ее народа была сведена лишь к борьбе классов, все прочее зачеркивалось, как ненужное, ценнейшие памятники прошлых эпох были забыты, уничтожались «за ненадобностью» или гибли. В значительной степени был забыт и сам деятель этого прошлого – человек, его нравственные и духовные ценности.

К счастью, эта эпоха ныне принадлежит истории. Интерес к прошлому, впрочем, никогда не угасавший, входит в свои права:

- возвращаются, казалось бы, утраченные проявления культуры нации;

- возобновляется широкая публикация письменных памятников;

- реставрируются памятники вещественные и восстанавливаются некоторые из

утраченных;

В этих условиях становится особенно актуальной проблема нашей связи с прошлым в его духовном и материальном воплощении. Для этого мы и приступаем к одной из сторон изучения нашей страны, ее прошлого в предмете «Краеведение Беларуси».

Под «Краеведением» понимается ПРОВОДИМОЕ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ПРИРОДНЫХ И РЯДА ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ В КОМПЛЕКСЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАКОЙ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ (СЕЛА, ГОРОДА, РАЙОНА, ОБЛАСТИ И Т.Д.). Краеведение всегда являлось первоосновой знаний и охватывало почти все сферы человеческой деятельности, служило прогрессу общества.


В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Любовь к Родине, стремление самоотверженно служить своему народу, сохранять его язык, культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без детального изучения родного края. Курс «Краеведение Беларуси» является составной частью теоретической подготовки будущих специалистов экскурсоводов, туристических агентов. Он включает широкий спектр вопросов общеобразовательного, познавательного и методико-методологического характера. В содержание курса заложены возможности расширения кругозора учащихся, формирования их научного мировоззрения, навыков исследовательской работы.

Предусмотрено знакомство учащихся с памятниками археологии, истории и культуры Беларуси, народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом, фольклором Беларуси. Учащиеся получат знания по методике собирания и использования краеведческого материала, организации краеведческой работы в школе.

В процессе преподавания курса будут реализовываться задачи, как образовательные, так и воспитательные.

Краеведение способствует гуманитарной подготовке учащихся, воспитанию высоких морально-этических качеств. Принципы краеведения целиком соответствуют патриотическому воспитанию молодежи.

Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи. Наиболее массовой формой краеведения в СССР было школьное.
Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Для этого используются документы архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческая литература, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники. Краеведы-любители занимаются определенными объектами изучения (колхоз, предприятие, город, район, область и т.д.)

Участие в краеведческой работе духовно обогащает людей, содействует углублению общего образования, прививает навыки глубоких самостоятельных наблюдений и исследований.


Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся, а так же подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных краеведческих исследований в самостоятельной экскурсионной работе.

Главная задача данного курса – это история исследований прошлого Беларуси, вплоть до железного века населенных близкими между собой балтскими племенами, ассимилированными затем славянами, а позднее в эпоху раннего средневековья на базе этих племен составивших три отдельные древнерусские княжества – Полоцкое (кривичи),

Смоленское (кривичи и радимичи), Турово-Пинское (дреговичи).

Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности. Мы будем уделять внимание тем, часто безвестным, деятелям прошлого, которые в той или иной степени проявили интерес к истории края и его древностям.
4. Школьное краеведение и его особенности.

Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.

Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности

в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций школьники участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населенных пунктов, экономику края.

В Беларуси школьные краеведческие кружки начали создаваться еще в годы гражданской войны. В начале 20-х гг. краеведческая работа развернулась в школах Минска, Полоцка, Орши и других городов. Журнал «Наш край» отмечал, что «стремление к изучению родного края охватило почти всех учителей, краеведение завоевало школу и сделалось почти что ни главным предметом школьной программы». В 1930 году краеведение было введено в программу педагогических вузов.


1 съезд краеведов в 1926 году призвал развертывание под руководством учителя. Краеведческий принцип заложен в краеведческой работы в школе, организовывая школьные музеи, школьные кружки краеведения. К началу 1930 года в Беларуси насчитывалось 333 краеведческие организации. Большое место в системе краеведения отводилось военно-патриотическому воспитанию молодежи. Значительную работу в этом направлении проводят краеведческие музеи республики. Кроме лекций, докладов, выставок, они организовывали походы по местам боев, посещение братских могил. Музеи помогали школам повысить качество учебно-воспитательной работы, организовывали специальные выставки, экскурсии, давали консультации по истории и географии родного края.

Краеведческая работа формирует у учащихся бережное отношение к историческим памятникам родного края, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, позволяет комплексно изучить природу, население, хозяйство своей местности, способствует осмыслению закономерностей развития природы и общества на местном материале, способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности, сознательному выбору будущей профессии.

Сущностью школьного краеведения является всестороннее изучение учащимися определенной территории родного края в рамках школьной программы. Он же является ведущим в организации внеурочной работы. Урочное и внеурочное краеведение тесно связаны между собой, так как оба вида работы включают в себя следующие компоненты: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.

Обычно внеурочная краеведческая работа связана с экскурсиями, походами, экспедициями, позволяющим реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково - исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся. Основной задачей экскурсионно - туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.


У юных краеведов могут проявиться интересы с более углубленному изучению археологии, нумизматики, и т.д. Но при подготовке к экскурсии или походу все они должны правильно определить свои возможности и содержание работы, которую можно провести в данном походе, экскурсии, экспедиции и в этом учащимся должен помочь учитель.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Рассматривают школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Существует следующая схема, отражающая систему школьного краеведения:



Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого


Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа. Много лет работая в данном направлении, можно сделать вывод, что воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края. Для этого идет разработка содержания программы по краеведению.

В школьной практике внеклассное краеведение рассматривается как добровольное для учащихся занятие. Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании школьных дисциплин, то необходимость ее организации в каждой школе становится очевидной. Исходя из вышеизложенного, основная задача работы педагога заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.

В этих целях в нашем техникуме придается большое значение краеведческой работе. Действуют научное общество учащихся (руководитель Наталья Алексеевна Сенчило), исторический кружок «Памяць» (руководитель Людмила Васильевна Бычко), музей истории создания МТП (руководитель Наталья Владимировна Черник). Результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание по инициативе детей и взрослых музея техникума.

Предварительно собранный материал о родном крае, людях, здесь проживающих и другие краеведческие знания учащихся, используются учителями на уроках при изучении соответствующей темы, оформляются в виде письменных работ, докладов, сообщений, фото и видео альбомов, стендов и т.д.

В техникуме многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы. Это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, помогают педагогу сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Они являются стимулом к дальнейшему изучению определенной темы, саморазвитию и самосовершенствованию техникума.


Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач

в области образования:


  • расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, , физкультуре;

  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности учащегося;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;


  1. 18. Коллекционерная деятельность рода Радзивиллов 16-18 вв.

С конца 16 до конца 18 веков Несвиж являлся некоронованной столицей белорусских земель. Здесь, в резиденции Радзивиллов, во многом определялась политика Великого княжества Литовского, а затем(особенно в 18 в.) и всей Речи Посполитой. Здесь концентрировалась хозяйственная жизнь, огромные богатства, мощные военные силы, иногда больше, чем у самого короля. Здесь бурлила культурная жизнь: в 1562 г. была Сымоном Будным издана первая белорусская книга на территории современной Беларуси, в конце 16 в. возведен второй в Европе храм в стиле барокко, а в середине 18 в. начал действовать первый крепостной театр на белорусских землях. В Несвиже умножались и культурные ценности – архивные, библиотечные, музейные (особенно произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства). С другой половины 18 в. они начинают растекаться по ближайшими далеким странам, вывозиться в Петербург и Варшаву, Москву и Вильно, Берлин и Хельсинки, ложится там в основу знаменитых собраний. Но в 19 в. в Несвиже оставалось много материальных и духовных ценностей, которые умножались и в 20 в. События Второй мировой войны привели к полному культурному опустошению радзивилловских коллекций. Теперь, планируя обновление Несвижа как национального музея-заповедника, начинать собирание его исторических ценностей нужно практически с нуля, выяснять, что и где сохранилось у соседей, чтобы его совместно использовать или вернуть, если на то есть юридическое право или добрая воля организаторов. Как уже упоминалось в печати, примерно 30 тысяч дел Несвижского архива хранятся в Беларуси, остальные – в Польше, Литве, Украине.


Национальный исторический архив Беларуси является одним из самых крупных хранилищ документов рода князей Радзивиллов, который относится к числу наиболее могущественных магнатских родов. На протяжении многих столетий они играли исключительно важную роль в политической, социально-экономической и культурной жизни Беларуси, Литвы,Польши, Украины. Этот род находился в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями Великого Княжества Литовского, Польши, Западной Европы.

Во всех владениях Радзивиллов имелись свои архивы, но основным местом хранения документов рода являлся Несвижский архив. Он был со­здан в 1551 г. в соответствии с привилеем великого князя Великого Княжества Литовского, короля Польши Сигизмунда II Августа Николаю Ра­дзивиллу Черному на устройство государственного архива для хранения главных привилеев, данных Литовскому княжеству. Некоторые исследователи считают этот документ фальсификатом XVIII в.

В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения и староства, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы Главного управле­ния имениями, ординаторских управлений, имений и фольварков Несвиж­ской. Клецкой, Мирской и Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств. Среди документов архива — переписка князей Ра-дзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.). Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.

Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов. Витгенштейновская часть состояла в 90-х годах XIX в. из 334 360 до­кументов. Радзивилловская, приведенная в порядок архивариусом Симоно­вичем и хранителем архива Богушем-Шишко в 70-х. годах XIX в., заключа­ла в себе пять отделов:


1. Письма— 217 800 шт;

2. Семейные (фамильные) акты — 14 800 документов;

3. Пергаменты — 1 246 шт.;

4. Историко-политические сборники и сеймовые диариуши (дневники) — 15000шт;

5. Смесь — 6 600 документов.

Всего: 589 206 документов.

Радзивиллы заботились о своем архиве. По свидетельству заведующего рукописным отделением Виленской публичной библиотеки Гильтебрандта и заведующего археолого-нумизматическим отделением Виленского музея Миротворцева, работавших в 1867 г. в Несвижском архиве, «...содержимое Несвижского архива приведено в подробную известность, т. е. описан каж­дый документ, помимо описей обращает на себя внимание порядок до­кументов, который можно называть примерным. Любой документ посетитель найдет на том месте, какое этому документу назначено по описи» .

Исторические катаклизмы XX в. трагически сказались на судьбе архи­ва. Единый некогда архивный комплекс оказался разделенным.

После октябрьской революции 1917 1. князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву, где последние находились вначале во дворце Януша Радзивилла, а затем были перемещены на ул. Маршалковскую. Осенью 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск и передан АН Беларуси. Всего из Несвижского архива было привезено около 30 тонн материалов, что в пересчете на погонные метры составляет около 100 метров.

Каталогов и описей материалов архива выявлено не было. Только в одном документе сохранилось описание материалов Несвижского архива. Это - документ в форме рукописной брошюры, написанной по-польски, под названием «Очерк Несвижского архива» (Варшава, 1935) Болеслава Таурогинского, где указано, что материалы архива разделены на 30 разделов. Согласно «Очерку», в состав Несвижского архива входили:

- Архивные материалы Великого Княжества Литовского ХУ1-ХУШ вв. и дипломатическая переписка князей Радзивиллов с князьями, короля­ми и монархами от Александра Великого князя Литовского (1501) до последнего польского короля Станислава Августа (1797). Среди этой переписки есть письма Петра 1 за 1707 г., Екатерины II за 1790-1795 гг., Марии Федоровны за 1814-1819 гг. и др.


- Архивные материалы духовных и религиозных организаций, в большин­стве своем находившихся на территориях и землях, принадлежавших Радзивиллам.

- Разные хозяйственные материалы радзивилловских имений, экономий и предприятий, а также фамильный архив Радзивиллов.
Однако не все материалы Несвижского архива хранились в Несвижском замке.

Основная часть архива (20 разделов из 30) осталась в Варшаве. В связи с этим Президент АН Беларуси весной 1940 г. обратился в ЦК КПБ и СНК БССР с просьбой о принятии мер для возвращения материалов Несвижского ар­хива из Варшавы.

Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске.

По свидетельству бывшего директора Виленского архива Гизберт-Студницкого, прибывшего из Вильно в Минск для ознакомления с архивом, документы Несвижского архива Радзивиллов находились в здании АН Бе­ларуси без надзора, «документы потерпели ущерб и от разных посторон­них лиц, искавших почтовых марок, бумагу для сигарет и даже бумагу для растопки печей».

Отступая, гитлеровцы вывезли документальные материалы Несвиж­ского архива Радзивиллов. После окончания войны часть их была возвра­щена в Минск. Так единый некогда архивный комплекс оказался разде­ленным.

В настоящее время материалы Несвижского архива Радзивиллов нахо­дятся, кроме Национального исторического архива Беларуси, в ЦГИА Ук­раины (Киев), Государственном историческом архиве Литвы (Вильнюс), Главном архиве древних актов (Варшава), а также в архивах других стран.

Ведется работа по созданию виртуального архива Радзивиллов.

Основ­ные исполнители: Беларусь, Польша, Литва, Украина.

Запланированы три этапа оцифрования: 1) научно-справочного аппарата, 2) наиболее часто используемых документов, 3) всех оставшихся источников.


Государствен­ная архивная служба Беларуси в этой работе опирается на поддержку Европейского фонда «Диалог» (Польша). Срок исполнения зависит от финансирования. Учитывая самостоятельное значение и значимость каж­дого этапа, возможность реализации дисков, есть надежда на успех данно­го начинания


следующая страница >>