prosdo.ru
добавить свой файл
1
Краткая история католичества в Крыму. Римско-католические храмы Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Ялта) и Св. Мартина I (Евпатория).




Горы в окрестностях Ялты. Снимал из автобуса.

Уже не первый год я провожу свой летний отдых в Крыму. Крым… «Как много в этом звуке для сердца русского слилось»… думаю, Александр Сергеевич не возражал бы посвятить эти свои бессмертные строки Крыму, а не Москве. Тем более что Поэт бывал на этом полуострове. Именно там у Пушкина возникли замыслы поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа в стихах «Евгений Онегин». В частности, известно, что в конце своей жизни он говорил о Крыме: «Там колыбель моего Онегина». Кстати, не вошедшая в окончательный вариант «Евгения Онегина» глава «Путешествие Онегина», содержит впечатления Пушкина о Крыме. Любили и посещали Крым так же многие другие писатели.



Ялта. Памятник А.П. Чехову и Даме с собачкой.

Например, Чехову очень нравились бескрайние просторы степей Приазовья и Крыма. В одном из своих писем Чехов писал: «А я стал мечтать о том, чтобы опять проехаться по степи и пожить там под открытым небом хотя бы одни сутки»1, в другом письме он говорил: «степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома»2. Собственно, Чехов даже создал целую повесть под названием «Степь». По словам исследователя В. Седегова А. П. Чехов «обогатил наше представление о степи и создал новый образ степи в художественной литературе, тема степи у Чехова приобрела первостепенное значение в истории мировой литературы»3. Последние годы своей жизни Антон Павлович прожил в Крыму, правда не в степных местах, а в гористой Ялте. Так же в Крыму жил русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик и, по совместительству, близкий друг поэтессы Марины Цветаевой – Максимилиан Александрович Волошин. В Коктебеле он создал множество акварелей, сложившихся впоследствии в «Коктебельскую сюиту».




Я влюбился в Крым с первого же своего визита на этот замечательный полуостров. Никогда не забуду, как в первый раз в своей жизни увидел море. Было раннее утро, за окнами несущегося в сторону Симферополя поезда стояла прекрасная солнечная погода. И вдруг сбоку возникло чудо – пьянящая своим бескрайним простором, необъятная водная гладь. Местами, по ходу нашего движения, водные просторы разливались сразу по обе стороны поезда.… Увидев где-то вдалеке на горизонте точку плывущего неизвестно откуда и неведомо куда корабля, мне на ум сразу же пришли знаменитые лермонтовские строки «Белеет парус одинокий…». Спустя несколько часов, я уже купался в море, качался «звёздочкой» на прохладных черноморских волнах, глядя в раскинувшееся надо мной бездонное голубое небо. Где-то вдалеке кричала чайка… Я в первый раз в своей жизни смог ощутить себя частью мироздания – комочком человеческой плоти в бескрайних просторах дружественной Вселенной. Возможно, именно это ощущение подвигло меня, впоследствии, вновь вернуться к Богу и стать христианином. Во всяком случае, уже спустя несколько лет я вернулся в Крым католиком.

Здесь же мне хотелось бы рассказать вам, дорогие читатели, немного об истории Католического Крыма и сказать несколько слов о двух крымских католических храмах, которые мне удалось посетить в ходе своего недавнего визита на полуостров. И так:



Херсонес. Справа от античного театра находятся развалины древнего христианского храма VI в.

Христианство присутствовало в Крыму буквально с первых веков своего существования4. К сожалению, о деятельности самых первых крымских христианских общин нам практически ничего не известно, т.к. эти общины были весьма немногочисленны, и их членам приходилось исповедовать свою религию тайно.


По преданию, на крымской территории проповедовал апостол Андрей. В 97 году н.э. в Крыму принял мученическую смерть Папа Римский – святой Климент5. Как мы хорошо с вами помним, что в первые тысячу лет новой эры христианство представляло собой единый организм, поэтому Папа Римский св. Климент является в настоящее время святым не только Католической, но и современной Православной церкви. Так, например, в России одно время очень часто строились православные храмы в честь св. Климента. Один из таких храмов есть в Москве, на ст. м. «Третьяковская». Правда, в обиходе этот храм принято называть просто - «храмом св. Климента», думаю, большинство православных обывателей, а возможно, кое-кто из прихожан этого храма сильно удивиться, если узнает, какой пост занимал св. Климент в христианской Церкви, т.к. в Православной церкви не очень любят почему-то вспоминать своё общее с католиками прошлое. А оно длилось, между прочим, целых 10 веков!

Кстати, если уж мы заговорили о св. Клименте, то другое предание рассказывает нам, что в XI веке в Крыму проповедовал хазарам один из «просветителей славян» - св. Кирилл – брат св. Мефодия. Св. Кирилл вывез из Крыма мощи святого Климента и преподнёс их Папе Римскому Адриану II. Да – да. В этом нет ничего удивительного, что Папе преподнёс. Ибо, напомню, и в IX веке, когда жили солунские братья6, христианство было всё ещё едино и возглавлялось Папой Римским. Мощи св. Климента хранятся в Риме до сего дня, но малые их частицы вернулись обратно в Крым и находятся в настоящее время в Севастополе и в Инкермане.

Но давайте идти по хронологии. В первые несколько веков новой эры часть Крыма принадлежала Риму7. В первой половине IV века император Константин придаёт христианству статус государственной религии Римской империи. Согласно сохранившимся хроникам, христианские миссионеры проповедовали среди готов весьма успешно. В то время Крым был поделён на три епархии: Боспорскую, с центром в Пантикапее (современная Керчь), Херсонесскую и Готскую. Два крымских епископа8 приняли участие в Никейском соборе9, а третий епископ присутствовал на Константинопольском соборе10. Когда же Римская империя раскололась на Западную и Восточную, а случилось это в конце IV века, Крым очутился под влиянием Византии.


В первой половине VII века в Херсонес византийским императором Константином II был сослан Папа Римский – св. Мартин I. Причина ссылки заключалась в том, что св. Мартин I подверг осуждению монофелитство - доктрину, искусственно созданную в ту эпоху в Византии с целью объединить на основе общей веры противоборствующие во Вселенской церкви христологические течения11. В 655 (656) году святой Мартин I скончался в нищете и одиночестве. После же осуждения доктрины монофелитов, Папа был признан святым. Его мощи хранились в Константинополе вплоть до падения города под натиском турок в 1453 году, когда он на несколько веков стал частью Османской империи. С 1453 года мощи св. Мартина I официально считаются утраченными. Да! Ещё необходимо добавить, что св. Мартин I стал так же последним мучеником среди Римских Пап.

До XIII века Южный Берег Крыма находится под властью Византии. После распада Византийской империи на бывших византийских владениях господствующим религиозным направлением является православие, а языком общения остаётся греческий язык. Но уже в 1223 году, с захватом степного Крыма татаро-монголами, религиозная ситуация потихоньку меняется. В 1266 году по соглашению с Золотой Ордой, в Крыму возникла первая генуэзская колония — Каффа (совр. Феодосия), куда прибыли миссионеры из Францисканского ордена. Была предпринята попытка обратить в католичество местное тюркское население12. С 1318 года Папы Римские начинают учреждать католические епархии на территории Крыма.

После присоединения императрицей Екатериной II Крыма к Российской Империи, а событие это случилось, напомню, в 1783 году, количество католиков на полуострове возросло. Связано это в первую очередь с тем, что на крымских землях царское правительство в XVIII-XIX в.в. расселяло иностранцев, а так же сюда прибыло много иностранных добровольцев-переселенцев. В XVIII веке это были преимущественно немцы, а в XIX веке в Крым пришли так же поляки, чехи, венгры и литовцы. Стало быть, католиками в то время были преимущественно иностранные граждане. Почему? Всё очень просто: до 1905-го года, когда Николаем II был подписан «Декрет о веротерпимости», на основании которого гражданам России было разрешено менять свои вероисповедания и переходить из одной конфессии в другую, русский человек a priori считался православным (под страхом суда, грозившего вольнодумцам тюремным заключением либо ссылкой). В России образца Российской империи было три вида религий: 1) Государственная (православие), 2) Терпимые религии (ислам для татар и жителей Кавказа, и буддизм для территорий исконного распространения этой религии), 2) Гонимые, т.е. подвергающиеся осуждению (все прочие религии). Католиками в нашей стране образца той эпохи могли быть только иностранцы и их потомки. Русским строго-настрого запрещалось переходить в иную веру, кроме православия. А вот наоборот – откуда-то в православие – всегда, пожалуйста! Следовательно, в том, что крымское католическое население было представлено иностранцами, нет ничего удивительного.




Севастополь. На заднем плане здание с большими окнами и треугольной крышей – до революции это был католический храм. Извините за качество снимка: снимал из окна экскурсионного автобуса с тонированными стёклами.

В Крыму строились католические храмы. Правда, в Советскую эпоху все они были закрыты, и большинство из них физически уничтожено. Католичество в Советском Союзе было запрещено вплоть до 1991 года – года развала СССР. Но, к счастью, не все здания католических храмов советские богоборцы сровняли с землёй. Некоторые из старых зданий дожили до наших дней. Например, католический храм в Севастополе13, который, увы, до сих пор так и не отдан верующим. До недавнего времени в здании храма в Севастополе размещался кинотеатр «Дружба». Сейчас католики Севастополя вынуждены совершать свои богослужения в съёмной частной квартире неподалёку от здания храма.

Но не всё так плохо. Мне удалось побывать в двух действующих католических храмах Крыма, о которых речь пойдёт ниже.

Римско-католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Город Ялта.



Именно с прихода этого храма, собственно, начинается возрождение Католической Церкви в Крыму. Согласно буклету, полученному мною в этом храме, с 1992 года священники Доминиканцы из Ялты стали навещать католиков, живущих на полуострове. Создавались приходские структуры. К настоящему времени католические приходы есть во всех крупных городах Крыма: Симферополе14, Севастополе15, Феодосии16, Евпатории17, Керчи18 и других населённых пунктах.


Община католиков Ялты к концу XIX века составляла порядка 500 человек, которые вынуждены были молиться в небольшом домике. В 1898 году община получает долгожданное разрешение на строительство храма. Проект оного принадлежал Николаю Петровичу Краснову (1864-19З9) – академику архитектуры, главному архитектору города Ялты. Средства на строительство собирались «всем миром» - кое-что собрали будущие прихожане храма, недостающую часть дали другие приходы19. Освящение храма состоялось на Пасху 1906 года. Приход с самого своего создания был многонациональным. К нему принадлежали поляки, чехи, немцы, литовцы, французы и итальянцы. После подписания в 1905 году Николаем II Декрета о веротерпимости, прихожанами храма стали так же и русские люди. В 1927 году произошло разрушительное землетрясение в Крыму. О нём, кстати, даже Ильф и Петров в «12 стульях» писали. Так вот, под предлогом аварийного состояния здания после землетрясения, в 1927 году храм был закрыт. Оказалось- на долгие десятилетия. Снова католики обрели это здание лишь в начале 90-х годов. В 1993 году храм был освящён епископом Яном Ольшанским. После обретения храма верующими, в нём появился орган – благодаря отцам-Доминиканцам20, выкупившим инструмент у местных властей. В настоящее время приход принадлежит Одесско-Симферопольской епархии Римско-католической Церкви. В храме так же проводят службы греко-католики (пока у них нет своей церкви). Регулярно проходят в стенах храма концерты классической музыки.

Ялтинский католический храм построен в неоготическом стиле. Однако строительство храма было так и не закончено: здание должен был украшать высокий шпиль, на сооружение которого у общины в своё время не хватило средств. При входе в храм наш взгляд сразу останавливается на большом органе, который расположен в алтарной части храма. К сожалению, в то время, когда я посещал сей храм, орган не работал… В алтарной части расположены три иконы: в центре – Дева Мария с младенцем Иисусом, а по бокам – св. Доминик и св. Екатерина Сиенская21 - доминиканка, итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья.




Если мы обратим свой взор от алтаря назад, то увидим окно с готической розой. Её тройная сердцевина символизирует Св. Троицу и заключена в круг, означающий вечность и Божественную бесконечность. Лепестки розы, а их 12 штук – символ часов и месяцев. В ялтинском храме находится так же копия Остробрамской иконы Девы Марии, оригинал которой пребывает в городе Вильнюсе.



В этом храме я посетил святую Мессу, причастился и купил себе несколько католических сувениров на память. В частности – Св. Розарий. Женщина из церковной лавки мне сказала, что постоянный приход у храма небольшой – всего несколько десятков человек, однако летом здание бывает часто заполнено под завязку – очевидно, за счёт туристов, приезжающих отдохнуть в этот замечательный курортный город.

Следующий храм, о котором мне хотелось бы вам рассказать, находится в городе Евпатория.

И так:

Римско-католический храм Св. Мартина I в Евпатории.



Незадолго до революции, в Евпатории был возведён католический храм Успения Пресвятой Девы Марии, однако уже в 1923 году он был закрыт властями и передан Евпаторийскому «горкоммунхозу». Известно, что здание храма просуществовало, по крайней мере, до 1928 г., после чего, видимо, было разрушено. Во всяком случае, до наших дней данная постройка не сохранилась.


Католический приход города Евпатории возобновляет свою деятельность в 1997 году. Небесным покровителем прихода становится Мартин I – Папа Римский, о котором я писал выше в этой статье. Сначала в приходе служили отцы Доминиканцы из Ялты, затем в приход приходят священники из других Орденов. В 1999 году приход приобретает здание на ул. Новосёловской 8 а, где открывается часовня, а так же строятся жилые помещения для духовенства. Позже приход получил из Рима частицу мощей св. Папы Мартина I. Богослужения в храме совершаются преимущественно на русском языке. Так же проходят мессы на украинском и польском языках.




Мои личные впечатления от посещения храма могу выразить следующим образом: помещение храма не очень большое, но и не маленькое. Мне посчастливилось присутствовать на Мессе в праздник Преображения Господня, - зал был полностью полон верующими, что является само по себе неплохим знаком, т.к. храм сей находится вдалеке от курортных зон, следовательно, большинство увиденных мной посетителей, надо полагать, являлись постоянными прихожанами храма. Душа поёт от радости, когда видишь полные народом католические храмы! Значит, католичеству БЫТЬ на крымской территории! Ура!

Если мне доведётся ещё раз побывать в Крыму, обязательно посещу и другие приходы, о чём с радостью вам расскажу, дорогие читатели моих статей!

© Доминик («Католик»). Фото автора. При использовании материалов данной статьи, ссылка на сайт www.credoindeum.ru обязательна!


1 Из письма А. С. Суворину, 11 июля, 1894 г., Мелихово. См.: Полн. Собр. Соч. – Письма: Т.5. С. 304-306.

2 Из письма П. Ф. Иорданову, 25 июня, 1898 г. Мелихово. См.: Полн. Собр. Соч. – Письма: Т.7. С. 229-231.

3 Седегов В. А. П. Чехов в восьмидесятые годы. – Ростов н/Д., 1991. – С.128.

4 Первое христианское надгробие на полуострове датируется 304 годом.

5 Римский император Траян сослал св. Климента в каменоломни Херсонеса, где к тому времени уже томилось около 2000 христиан.

6 «Солунскими братьями» часто называют Кирилла и Мефодия, т.к. они были родом из г. Солуни (Салоники).

7 Риму принадлежали бывшие греческие поселения Боспорского царства и Херсонес. Остальная территория Крыма была захвачена в III веке германским племенем готов.


8 Боспорской и Готской епархий.

9 Никейский собор проходил в 325 году.

10 381 г.

11 Монофелитство исповедовало во Христе единую волю при двух природах.

12 Например, братьями – францисканцами был осуществлён перевод Библии на кыпчакский язык и составлен знаменитый памятник кыпчакского языка — Codex Cumanicus.

13 Римско-католический храм св. Климента.

14 Симферополь, ул. Донская 5.

15 Севастополь, ул. Б. Морская 52/29.

16 Феодосия, Симферопольское шоссе 22.

17 Евпатория, ул. Новоселовская 8а.

18 Керчь, ул. Театральная 32.

19 Главным образом, приходы Тираспольской и Могилёвской епархий.

20 В настоящее время священники Доминиканского Ордена осуществляют пастырское служение в этом храме.

21 Екатерина Сиенская причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католичестве, признана одной из трёх женщин-Учителей Церкви.