prosdo.ru
добавить свой файл
1

«Учительская газета», №41 от 9 октября 2012 года

Трудная задача

Кто сегодня побеждает в конкурсе?


Конкурс «Учитель года России-2012» только-только завершился, и друзья пишут мне: «Ну как все прошло? Что сохранилось, что потеряли? Дух остался?» Друзья - это участники всероссийского финала разных лет, которые недавно или уже десять - пятнадцать лет назад были участниками этого действа и теперь, наблюдая со стороны, словно выпускники элитной школы, очень хотят понять - как там, в альма-матер, без перемен?

Оксана Родионова


Конечно, с переменами. Конкурс 2012 года существенно отличается от, например, конкурса 1997 года, который был первым для меня, новоиспеченного журналиста «Учительской газеты». Впрочем, кое-что не меняется. Общаясь в первый день финала нынешнего года с участниками конкурса, я вспоминаю, что так же, как они, была восхищена всеми без исключения конкурсантами и говорила организаторам: «Ну почему конкурс? Надо сделать фестиваль, каждому дать приз и, обнявшись, спеть хорошую песню...» Пройдут годы, и я пойму, что песни, конечно, надо петь и учителя на конкурс подбираются удивительные по душевным и нравственным качествам, но фестивальная форма проведения мероприятия, увы, не даст возможности серьезно оценить профессиональный уровень участников. Каждый уедет уверенный, что он блестящий учитель без недостатков. И это ощущение не поможет ему стать лучше, развиваться дальше.

Но вернусь к отличиям. Сегодняшний конкурс стал более сложным. Такой он уже несколько лет. Четыре «экзамена» в первом туре - урок, методическое объединение, беседа с детьми и разговор с родителями - это настоящее испытание для учителя. Во-первых, потому что следуют один за другим каждый день, заставляя участника быть в постоянном напряжении. Расслабляться нельзя, потому что жюри одно и то же все четыре дня, судьи внимательно отслеживают - не снижается ли планка участника от задания к заданию? Во-вторых, потому что формы демонстрации своего учительского потенциала разные по сути. На уроке и методическом объединении можно использовать домашние заготовки. А вот общение с детьми и родителями на общечеловеческие темы - это полная импровизация, тут все зависит от опыта педагога, его умения вступить в диалог, поддерживать его, прийти, после того как высказаны разноречивые мнения, к какому-то выводу...

Много говорим с участниками о задании «Разговор с родителями», некой имитации родительского собрания. Это введенное несколько лет назад новое испытание вызывает нарекания у конкурсантов и жюри. Разговоры плохо вписываются в конкурс, трудно оценить качества конкурсанта в роли классного руководителя, ведь общаются совершенно чужие  друг другу взрослые люди. Правда, надо сказать честно - где бы ни проходил конкурс, родители учеников очередной конкурсной базы  (школы, лицея, гимназии)  всегда стараются поддержать конкурсантов, помогают раскрыть тему, расхваливают учителя перед жюри... А иногда, увы, оказывают педагогу медвежью услугу - берут на себя инициативу во время общения, совершенно сбивая с толку и педагога, и жюри... Наконец, в реальной жизни темы, которые предлагаются для разговора, учителя с родителями своих учеников поднимают редко.
Но все не так просто. И случайный разговор с конкурсанткой Екатериной Люгай из Республики Дагестан (той самой, у которой был день рождения 3 октября и которой Президент России вручил букет цветов) заставляет меня задуматься:  а может быть, это не такое уж и абстрактное испытание? Екатерина Александровна вспоминает, как после участия в 2010 году еще в городском конкурсе «Учитель года» поняла, как правильно вести родительские собрания: «Работая с чужими родителями, осознала, что, может быть, недодавала какие-то важные вещи своим родителям. На конкурсе я открыла нестандартные подходы к проведению родительского собрания».
Вот так в этом году и я поняла (а ведь наблюдаю за конкурсом уже 15 лет), что конкурсанты не только приносят на «Учителя года» свой ежедневный опыт, но и уносят с конкурса что-то важное для своей реальной профессиональной жизни.

И не только конкурсанты, но и ученики, которые участвуют в открытых уроках и разговорах (так называется задание - «Модель классного часа»). В финале общения с Виктором Ланцевым, учителем химии из Орла (самым молодым конкурсантом, ему 25 лет), десятиклассники 12-й липецкой гимназии внесли предложение - мало двадцати минут, надо, чтобы это конкурсное задание длилось подольше. Только тему раскрыли, разговорились... А тема была такая: «Зависит ли от нас улучшение окружающей жизни здесь и сейчас?». Кстати, очень в тему ребята сделали свое предложение. Что же было им улучшать здесь и сейчас, как не конкурс «Учитель года»?

Естественно, что после звонка разговор продолжился.
Виктор Леонидович поинтересовался:
- А чем вот эта беседа отличалась от классного часа?
- Мы обычно на такие темы не говорим. Больше разговариваем о школе, конкретных проблемах, успеваемости.
- А если бы такие темы обсуждались?
- Было бы классно!
Девушка Анастасия из этого 10-го класса после школы посещает клуб, участники которого рассуждают на богословские темы, недавно говорили о судьбе скандальной группы Pussy Riot, обсуждали взаимоотношения духовной России с политикой. «Это очень помогает что-то понять для себя и для общего развития, развивает речь», - уверена Анастасия.
Выходит, конкурс опередил школьную практику, он показывает формы общения, которых еще нет в реальном классе, и даже подсказывает, о чем современный учитель не успевает поговорить с современным учеником.
Очень показателен в этом смысле и выбор абсолютных победителей конкурса. Как показательно и то, что их снова два, уже в третий раз за прошедшую пятилетку... Классический, высокопрофессиональный педагог, филолог, представитель традиционно сильного столичного образования Вита Кириченко и молодой учитель МХК из Подмосковья, выпускник не педагогического вуза, а Литературного института имени Горького, да еще студент ГИТИСа (будущий режиссер) Александр Демахин. Те, кто слышал выступление Виты Викторовны на методическом объединении в первом туре, видел урок и мастер-класс, в восторге от ее работы, от выверенности фраз, глубины содержания, четкости структуры всех мероприятий.

Другое дело - Александр Демахин. Он вызывает такие разноречивые оценки у тех, кто наблюдал его урок во время интернет-трансляции или потом, в записи, что кажется,  люди видели двух разных педагогов. На одном из региональных учительских порталов я стала участником яростного спора. Учителя этого дальнего сибирского региона, хорошие учителя, предъявили Александру Александровичу массу претензий. В этом материале бессмысленно приводить аргументы за и против, нужен отдельный разговор. Но все свелось к тому, что для этих педагогов, многие из которых в разные годы сами участвовали в конкурсе, учитель года - это пример для подражания, эталон, образцовый учитель сегодняшнего дня. И вдруг победителем становится нестандартный, молодой, неидеальный с точки зрения классической педагогики учитель, который пытается говорить с ребятами их языком, который демонстрирует нешаблонный взгляд на предмет, на жизнь, на историю. И говорит, кажется, не о теме, но о жизни, о том, что важно для ребят здесь и сейчас. Это сбивает с толку. «Артист! - говорят педагоги. - А что он дал детям?» Вот на этот вопрос ответить легче. После мастер-класса Александра Демахина во втором туре прямо к сцене, где он выступал, подошел юноша из того самого класса, где Александр Александрович давал урок. Волнуясь, протянул листок, на котором были стихи, навеянные тем самым «неправильным», с точки зрения «хорошего» учителя, уроком. Вот что дал им Демахин - творческую мысль, вдохновение. Возможно, не свод четких знаний об эпохе Возрождения. Знания - они вообще часто выветриваются на следующий день после окончания школы... Но желание узнавать эту эпоху, осмысливать эту эпоху постоянно, вне зависимости от количества уроков по теме...

То, что такой учитель, как Александр Демахин, стал победителем, кажется мне очень важным. Это показатель, что конкурс развивается, что жюри ищет среди конкурсантов не только хорошего, подкованного, правильного учителя сегодняшнего дня, но и завтрашнего, преподавателя, которого трудно четко представить, но можно предугадать, глядя на современного ученика...
В разгар второго тура конкурса со мной любезно согласился поговорить бессменный в течение 16 лет председатель Большого жюри Виктор Садовничий. Характеризуя победителя конкурса, который на тот момент еще, конечно, не был известен, Виктор Антонович сказал: «Я смотрю не на то, какой красивый мастер-класс дал конкурсант, я смотрю, какой он человек внутри.  Может быть, даже конкурсант не очень гладко говорит, но я вижу, что это настоящий учитель, он и в своем классе такой. И я понимаю, что он находка для своей школы. Мне кажется, надо больше уходить от формализации и требований, а видеть главное в учителе. Учитель года России - какой он должен быть? Это, во-первых, должен быть учитель, не артист, не шоумен. Во-вторых, это должен быть учитель будущего. И в-третьих, он должен быть понятен всей стране. Трудная задача».
Понятен всей стране... Пока эта задача невыполнима. И не только потому, что у каждого свое мнение о конкурсных выступлениях. Чтобы понять конкурсантов, их надо видеть. Пять предыдущих лет показали, что интернет-трансляции недостаточно (а в этом году еще и трансляция была не со всех конкурсных этапов). Урок надо видеть живьем! Увы, этого не могут сделать даже коллеги-конкурсанты и учителя того города, где конкурс проходит. В этом году в Липецке на мероприятия первого тура не пускали никого, кроме жюри. Организаторов можно понять - они не хотели, чтобы посторонние мешали творческому процессу. Но закрытый конкурс «Учитель года» не имеет смысла! Уроки, рассказ об опыте, беседы с учениками и родителями должны видеть все.

Как быть? Может быть, стоит организовать подробную качественную съемку всех конкурсных этапов (как снимают художественные фильмы)? Наверное, это дорогое удовольствие... Но ведь у конкурса столько замечательных спонсоров - компании Polimedia, Adobe, Intel, Canon, Promethean, Microsoft, DPI, издательство «Просвещение», издательство «Дрофа», фирма «1С», производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», компания Interwrite, глобальная школьная лаборатория GlobalLab! А еще информационные партнеры - газета «Комсомольская правда», радио «Эхо Москвы», коммуникационное агентство «АГТ». И технический партнер - компания «Ростелеком». Неужели, объединившись, они не найдут средств на то, чтобы сделать конкурс по-настоящему публичным?

И еще мне понравилось предложение учителя физкультуры Сергея Самодина из Пензы. Он уверен: чтобы оценить конкурсанта, жюри надо приехать в его родную школу, увидеть, как он общается со своими родными учениками. Вот еще бы и об этом снять качественный документальный фильм... Возможно, оценки жюри после такой подготовки к конкурсу уже ни у кого не вызывали бы сомнения?

Прим. ред. Подробную хронику конкурса «Учитель года России-2012» читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/toy

фото автора

Учитель года