prosdo.ru 1 2 ... 10 11
  1. Культурология как наука. Этапы становлення.


Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».

Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.

Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки" .(Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.


На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.
2. Структура культуры.

Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя образование, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. Духовная, материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура— орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта; связана с историческим подходом; чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

3. Понятие культуры.

Культура постає перед нами як багатогранна проблема історичного розвитку. Незважаючи на різноманітність визначень культури, в них можна виділити синтезуюче ядро, що об'єднує різні точки зору. Таким ядром виступає саме слово "культура", що походить від латинського cultura і в перекладі означає обробіток, вирощування, догляд. Первісно це стосувалося землеробської праці. Згодом термін почав уживатися в ширшому значенні.

Термін "культура", що виник в епоху античності, у початковому його тлумаченні не позначав якогось особливого предмета, стану або змісту. Він був пов'язаний з уявленням про дію, зусилля, спрямовані на зміну чогось і тому вживався з певним доповненням, позначаючи завжди культуру чогось: культуру духу, культуру розуму тощо. Пізніше культуру стали розуміти як "людяність", що виділяє людину з природи, варварського стану. Культура стала мірою того, що відрізняє римлянина від варвара, цивілізовану людину від дикуна, природне від неприродного (тобто штучного).


В епоху середньовіччя культурою вважали прагнення до ідеалу та бездоганності.

В новий час цей термін стали вживати для визначення ступеня вихованості, інтелекту, освіти та спроможності дотримуватися норм етики та етикету.
4. Культура и цивилизация, их взаимосвязь. Концепции Тойнби, Шпендлера.

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Линия «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880-1936). В 1918 вышла его книга «Закат Европы». Эта книга принесла ему славу пророка гибели западноевропейской культуры. Шпенглер рассматривает отдельные культуры как изолированные друг от друга организмы, которые обладают своей собственной уникальной душой. Поэтому представитель одной культуры, никогда не поймет другую культуру полностью. Каждая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть. Этап, когда культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация». Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, т.е. приближается к финалу своего существования.


Цивилизационная концепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889-1975). Тойнби считал, что цивилизации возникают при двух условиях: наличии окружающей среды и присутствие в данном обществе творческого меньшинства (элиты). Происходит взаимодействие окружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческое меньшинство решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения, что способствует превращению его в цивилизацию. Рост цивилизации развертывается как непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства, имеющего особый харизматический дар и реализующий его в жреческой, монашеской, светской, аристократической формах. Цивилизация развивается и растет при условии, когда большинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае – цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае, если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии у творческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили свое существование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7-8 находятся в состоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская, индийская).
6. Функции культуры.

1.
Аккумуляция родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.


5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры.

7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной.

8. Главной функцией является гуманистическая функция.

Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

7. Антические взгляды на культуру.

Античная система представлений о культуре человечества основывалась на двух понятиях:Cultura – обработка, возделывание (по отношению к природе) – это понятие ввели в оборот римляне.

Paideia - обучение, воспитание (по отношению к человеку) – это понятие принадлежит грекам.

Греки создали уникальную систему образования, в задачи которой входило формирование не столько специалиста (в современном смысле слова) в той или иной области, наделенного известной суммой знаний, сколько именно культурного и образованного человека, личность с определенной системой взглядов, убеждений, ценностей. Такой человек, наделенный внешними и внутренними достоинствами, был признан мерой всех вещей. Его размеры и пропорции легли в основание расчетов храмов и других сооружений, для скульптурных изображений богов позировали прекрасные греческие юноши и девушки.

Образованный человек в античности:способность суждений; определенная система взглядов, убеждений, ценностей; эстетическая культура; готовность к жизни в обществе; внутренняя и внешняя красота.

Именно в античной культуре появилась идея огранки человека, как драгоценного камня, в результате чего возник идеал человека как идеал всесторонне развитой личности.


Действительно, естественный, свободный и независимый человек эпохи античности гордился своей силой и своим разумом, ощущал свое единство с природой, которая вместе с людьми и богами образовывала космос, в котором человек видел порядок, отвечающий его представлениям о красоте и гармонии.

Иными словами, античная культура заложила основы современного понимания мира, оставаясь классическим образцом его рационального, эстетического, логического истолкования. Античная культура оказала мощное влияние и на последующее развитие культуры, и на ее осмысление, дала начало многим направлениям в разных областях культурного творчества.

8. Переосмысление культуры деятелями Просвещения.

Этап развития Западноевропейской культуры. Начало Просвещения — “славная революция” 1688 г. в Англии; конституционализм, парламентаризм и религиозная терпимость становятся базовыми политическими ценностями буржуазии, всего третьего сословия. Конец Просвещения — Великая французская революция 1789— 1794 гг. Результат этих революций — необратимость общеевропейского процесса становления техногенной цивилизации и буржуазных общественных отношений. Для эпохи Просвещения характерно: 1) понимание природы, в том числе и природы человека как разумно устроенных; 2) деистическое миропонимание, исключающее вмешательство творца в развитие природы и общества, естественный характер законов природы и общества. Задача человека — постижение этих законов, использование их в своих целях; 3) признание однолинейно-исторического развития, движущей силой которого является прогресс знаний; 4) борьба против суеверий позитивных религий, стремление заменить их универсальной религией Разума; 5) выработка основ естественной (понимаемой как рациональной) морали, естественного права (“Декларация прав человека и гражданина” 1789 года); 6) популяризация идей (масонские ложи, “Энциклопедия”, салоны); 7) замена типа рационализма (аристотелевский дедуктивный заменяется опытно-экспериментальным); 8) сотериологическая идея теряет религиозную форму. Цель и смысл человеческой истории в ней самой, а не за ее пределами


9. Новые идеи в трудах украинских деятелей культуры 17-18 ст. Сковорода.

Значне піднесення української культури почалося з другої половини XVII століття після возз'єднання України з Росією в 1654 році.

Найвидатнішими письменниками XVI—XVIII століть були Іван Вишенський і Григорій Сковорода. В їх творчості виявився зв'язок з народними масами і любов до цих мас. У посланнях Вишенського з-під релігійної оболонки пробивається гнів народних мас проти польських і українських феодалів, непримиренність у боротьбі з гнобителями. У творах Сковороди мотив любові до трудящих є провідним. Найвидатніший український письменник XVIII століття підніс у своїх творах ідеї демократизму, гуманізму, ненависті до гнобителів, любові до батьківщини. В його творчості відбились прагнення трудящих до волі, до кращого життя, ненависть селянства до поміщиків. Література XVI—XVIII століть відбиває боротьбу класів цієї епохи. В ряді віршів, у драматичних та інших творах того часу відбились погляди й інтереси козацької старшини та панів, виявляється вороже ставлення до селян, до козацьких низів та трудящих тодішнього міста. Навпаки, найкращі твори цих століть пройняті симпатією до мас і спрямовані проти гнобительської верхівки тогочасного суспільства, проти панів-кріпосників (українських і польських) і проти козацької старшини.
10. Взгляды Шевченко на культурно-историческое развитие украинского народа.

Эта философия украинского духа глубоко индивидуальная, личная и, вместе с тем, основывались на национальной идее украинского народа, его ментальности. Шевченко вырастает прежде всего с конкретно-обобщенного отношения к любви, надежды и веры. Именно из любви к Украине возникает шевченковская философия пробуждения человеческого достоинства, печали-жалости изуродованного жизни, силы протеста и бунтарства. Любимый герой Шевченко стихов и картин - рыцарь народный, повстанец-гайдамак, казак-запорожец, выступает защитником родного края, носителем народной правды и чести. Гнев мыслителя направлен прежде против различных утискувачив, пришлых и доморощенных. Шевченковская творчество пронизано верой в непобедимость человека, верой в то, что человек никогда не смирится с неправду, рабство никогда не признает нормы существования. Философский характер творчества Т. Шевченко отражает народность, когда каждое явление жизни рассматривается словно глазами народа.


11 . Научная и культурная деятельность Грушевского.

Першою й найважливішою його заслугою є те, що він дав нам повну історію України. Для її створення були використані величезні документальні матеріали архівів України, Росії, Польщі, Швеції, Туреччини. Ця праця мала велике політичне значення, оскільки Україна була розділена між австрійськими, польськими і російськими сусідами, реакційні кола яких не визнавали за українським народом права на існування як нації і права на свою мову і культуру. За своє життя Грушевський здійснив великі наукові дослідження, опублікував близько двох тисяч наукових і науково – популярних праць, публіцистичних статей.

Науково–педагогічна й публіцистична спадщина М.Грушевського не обмежується його капітальними працями, трактатами, статтями, численними курсами лекцій, які він читав з університетських кафедр. Дбаючи про поширення історичних знань, учений поряд з уже згадуваним вузівським підручником „Ілюстрована історія України”, написав ще й дві книжки для школярів. Перша з них –„Про старі часи на Україні”. Друга –„Історія України”, написана до програми вищих початкових шкіл і нижчих класів шкіл середніх - побачила світ 1920 року. Для селянства живо й дуже цікаво написана книжечка „Про старі часи на Україні”.

Але Грушевський не тільки писав історичні праці, але й сам, робив історію,- він був творцем українського життя. Мало в нас було організаторів і діячів такої міри як Грушевський. Для України він дав незвичайно багато: розвинув українську науку до європейського рівня, поширив нові думки, наблизив нас до західної культури, і надихнув громадянство новим духом, новим життям.



следующая страница >>