Из таблицы 4 видно, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж уменьшилась на 10,6 % или на 130468 тыс.руб. Себестоимость оказанных услуг уменьшилась на 9,5 % или на 88894 тыс. руб. Валовая прибыль уменьшилась на 35,8 % или на 14594 тыс. руб. все эти отрицательные изменения произошли в связи с неблагоприятной обстановкой на нефтяном рынке. Но, не смотря, на сложившуюся ситуацию в целом на предприятии чистая прибыль увеличилась в 1,5 раза, а прибыль от обычной деятельности увеличилась в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом за счет снижения себестоимости оказываемых услуг и увеличения внереализационных и операционных доходов предприятия.

Данные таблицы 3 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные финансовые результаты – чистую (нераспределенную) прибыль (таблица 5).

Таблица 5 Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов деятельности ЗАО «Транском»

prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4

Показатель

2009 год


2008 год

Изменение (+/-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, (работ, услуг)

874130

977598

-103468

89,4

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, (работ, услуг)

848001

936875

-88874

90,5

3

Валовая прибыль

26129

40723

-14594

64,2

4

Коммерческие расходы

-

-

-

-

5

Управленческие расходы

-

-

-

-

6

Прибыль (убыток) от продаж

26129

40723

-14594

64,2

7

Проценты к получению


4

6

-2

66,7

8

Проценты к уплате

5263

6944

-1681

75,8

9

Доходы от участия в других организациях

-

423

-423

0

10

Прочие операционные доходы

32728

15919

+16809

205,6

11

Прочие операционные расходы

20518

16364

+4154

125,4

12

Внереализационные доходы

4110

703

+3407

584,6

13

Внереализационные расходы

22138

24197

-2059

91,5

14

Прибыль (убыток) до налогообложения

15052

10269

+4783

146,6

15


Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

9321

7404

+19177

125,9

16

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

5744

2865

2879

200,5

17

Чистая прибыль (убыток) нераспределенная прибыль (убыток)

4237

2865

+1372

147,9



Показатель

Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, %

Изменение структуры

2009 г.

2008 г.

1

Выручка от продаж

100

100

-

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

97

95,8

+1,2

3

Валовая прибыль

3

4,2

-1,2

4

Прибыль от продаж

3

4,2

-1,2

5

Операционные доходы

3,7

1,6

+2,1

6

Операционные расходы

2,3

1,7

+0,6

7

Внереализационные доходы

0,5

0,07

+0,43

8

Внереализационные расходы

2,5

2,5


0

9

Прибыль до налогообложения

1,7

1,05

+0,65

10

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

1,1

0,76

+0,34

11

Прибыль от обычной деятельности

0,7

0,3

+0,4

12

Чистая прибыль (убыток) нераспределенная прибыль (убыток)

0,5

0,3

+0,2


Из таблицы 5 видно, что структурно-динамический анализ по данным таблицы 4 показал, что, несмотря на благополучное положение с темпами роста и абсолютным приростом основных показателей, характеризующих финансовые результаты ЗАО «Транском» имеет место отрицательно складывающиеся в 2009 году по сравнению с предыдущим годом тенденции, выразившиеся в ухудшении финансовых результатов по некоторым позициям: на 1,2 пункта уменьшилась валовая прибыль и прибыль от продаж. Это объясняется продолжительными неблагоприятными погодными условиями в 2009 году. Следовательно, предприятие должно изыскивать возможности усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых средств и повышения эффективности их использования.

Сложившиеся обстоятельства требуют более детального подхода к изучению отдельных статей формирования финансовых результатов. По данным аналитического учета можно установить за счет каких элементов приоритетных статей расходов, вновь введенных в отчетность о финансовых результатах сдерживается рост балансовой прибыли. Состав некоторых новых статей формирования прибыли до налогообложения представлен в таблице 6.


Таблица 6 Состав отдельных статей формирования финансовых результатов ЗАО «Транском»

Статьи

Составляющие элементы

1

2

Коммерческие расходы

- расходы на транспортные услуги, включая перевозки всеми видами транспорта;

- расходы на оплату труда;

Проценты к получению

- суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению дивидендов по акциям.

Проценты к уплате

- суммы причитающихся в соответствии с договорами к уплате дивидендов по акциям.

Доходы от участия в других организациях

- доходы, подлежащие получению по финансовым вложениям в ценные бумаги других предприятий по сроку в соответствии с учредительными документами.


Таким образом, в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить внимание на прибыль (убыток) от оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой прибыли. Данные аналитической таблицы 4 показывают, что в 2008 году прибыль от продаж составила 396 % от прибыли до налогообложения, а в 2009 году 173 %, а в сравнении с чистой прибылью – 616 %, т.е. прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины.

Заключение

Значение прибыли в условиях рыночной экономики огромно. Достижение высоких финансовых результатов предприятия ЗАО «Транском» предполагает эффективное управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает в себя анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.


Важнейшим вопросом управления процессом формирования и распределения прибыли является планирование прибыли. Главной целью при планировании является максимизация доходов предприятия и минимизация издержек производства, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия ЗАО «Транском» в его развитии.

Ввиду узкой направленности финансово-экономической деятельности на предприятии строго следят за соответствием и профессиональной компетенцией персонала, так как несвоевременное принятие управленческих решений, ошибочное составление экономических прогнозов ведут к снижению экономической эффективности деятельности предприятия, а следовательно и к отрицательному изменению прибыли предприятия.

Все сотрудники ЗАО «Транском» проходят своевременную переподготовку и повышение квалификации, затраты на проведение которых значительно меньше, чем потери от возможных недочетов персонала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие ЗАО «Транском» имеет как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на формирование, распределение, использование и увеличение прибыли. К внешним факторам относятся:


  1. погодно-климатические условия Новороссийского района;

  2. ценовая политика на мировых рынках нефти и нефтепродуктов;

  3. устойчивость курса рубля по отношению к доллару США.

Первый фактор имеет наибольшее влияние на деятельность предприятия. Новороссийский район характеризуется умеренно теплым климатом. Среднегодовое количество выпадающих осадков не более 700 мм. Среднегодовая температура воздуха + 12,8 градусов по Цельсию. Характерной особенностью климата Новороссийского района, включая прибрежную зону, являются сильные северо-восточные ветры, носящие название «бора». Эти ветры достигают скорости 50-70 метров в секунду и наносят большой ущерб хозяйству города и предприятиям морского транспорта. Одним из наиболее важных явлений, влияющих на производительность предприятия ЗАО «Транском» является образование льда в прибрежной зоне Новороссийского района. Хотя, замерзание всей Новороссийской бухты не наблюдалось ни разу. Чаще всего происходит обмерзание берегов, судов и портовых сооружений при сильной боре и низкой температуре воздуха.


Второй и третий фактор имеют также не малое значение как на финансово-экономическую деятельность предприятия в целом, так и на увеличение прибыли, но предприятие ЗАО «Транском» может только анализировать и прогнозировать их поведение, но повлиять на исход событий не имеет возможности.


Список использованной литературы


  1. ФЗ от 26 ДЕКАБРЯ 1995 г. № 208 - ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г.) Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Вершина, 2008 – 362 с.

  3. Налог на прибыль: Комментарий (постановлений) к главе 25 НК РФ. – М: Вершина, 2005 г. – 256 с.

  4. В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. Финансы предприятий (организаций).- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.— 352 с.

  5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М: Финансы и статистика, 2005. - 348с.

  6. И.А. Бланк Финансовый менеджмент. Учебный курс. -М.: Ника-Центр, 2004 г. – 656 с.

  7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. 7-е изд., исправ. Мн: Новое знание, 2002 г. – 364 с.

  8. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г. – 177 с.

  9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 448 с.

  10. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. - М: ТОО "Люкс-Арт", 2005. - 176с.

  11. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент/ Под ред. доц. Т.С. Новашиной. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005 – 255 c.

  12. Горбачева Л. А. Анализ прибыли и рентабельности. -М.: Экономика, 2006. -95с
  13. Ансов Н.И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 2004. -135 с.


  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляна. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд., 2001 г. – 512 с.

  15. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика. 2001. – 560с.

  16. Попов В.В. Проблемы развития крупных портов России. – М.: РосКонсульт, 2000 г.

  17. Носящий гордое имя России. // Морские порты. - № 2, 1997 г. – 33-61 с.

1 [4] В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. Финансы предприятий (организаций).- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.— 352 с.


2 [5] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М: Финансы и статистика, 2005. - 348с.


3 [12] Горбачева Л. А. Анализ прибыли и рентабельности. -М.: Экономика, 2006. -95с


4 [6] И.А. Бланк Финансовый менеджмент. Учебный курс. -М.: Ника-Центр, 2004 г. – 656 с.


5 [13] Ансов Н.И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 2004. -135 с.



6 [8] Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г. – 177 с.




<< предыдущая страница