prosdo.ru 1 2


Евразийский открытый институт.

Курсовая работа.

По дисциплине: Основы менеджмента.

Тема: «Управление человеком и управление группой».




Работу выполнил: Остроумов С.О.

Группа: МД-112п

Принял: Прокопчук А. А.


Москва 2013 г.
План:

управление человек группа

Введение

1. Управление человеком.

1.1 Индивидуальные особенности поведения.

1.2 Психические процессы.

1.3 Психические состояния и свойства.

2. Управление группами.

2.1 Понятие групп и их значимость.

2.2 Способы управления группами.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.


Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо знать их психическую жизнь, понимать взаимодействие окружающей среды и сознания, уметь наблюдать внешние проявления психики человека, уметь правильно их истолковывать. Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя.

Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.


Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.

Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.

В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

1. Управление человеком
1.1 Индивидуальные особенности поведения
Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к теме реферата, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:


  • биологических и психологических особенностей его организма;

  • условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

  • знать их психическую жизнь;

  • понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

  • уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

  • уметь правильно их истолковывать.

Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя.

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

Психика (греч. "душевный") свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.


Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Различают два вида направленности человеческого поведения:


  • реактивное;

  • активное.

Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

С одной стороны, люди д~ ~йствуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психологический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.


Такими общими потребностями и интересами являются:


  • материальные условия жизни;

  • интересная работа;

  • социальная стабильность.

Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как?

Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:

1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.


Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.

Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.
1.2 Психические процессы
Контакт человека с окружающим миром и его поведение протекают во времени, то есть рассматриваются как ряд разнообразных процессов и состояний. Исходными психическими процессами, связывающими человека с окружающим миром, выступают познавательные, эмоционально-чувствительные и волевые процессы. Поведение человека определяется совокупностью психических процессов. Человек мыслит, чувствует, действует.

Познавательные процессы. Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект. Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью.


Высшим познавательным психическим процессом является мышление, которое является процессом отражения, процессом познания мира.

Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

От наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли. К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь — это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.

Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.

Эмоционально-чувственные процессы. Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).


Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы — чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию. Чувства — результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).


Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:


  • нравственные;

  • интеллектуальные;

  • эстетические.

1. В нравственных чувствах отражается общественная мораль и этика (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

Сильным регулятором нравственного поведения является совесть, то есть эмоционально-оценочное отношение индивида к собственным поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

К нравственным категориям относят также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда и т.д.

2. В поведении человека большое значение имеют интеллектуальные чувства. Под ними понимают эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в разнообразных эмоциях: удивлении и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и т.п.

Трудовой процесс всегда включает элементы познания, поиска новых решений и протекает на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у одних замыслы надежно воплощаются в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

Все это не только логически осмысливается людьми, но и воспринимается ими как определенные переживания, которые и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных ситуаций возникают многообразные человеческие эмоции: положительные и отрицательные, глубокие и поверхностные.


3. Современное производство требует учитывать и эстетические чувства людей. В психических процессах возникают и проявляются отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Эмоционально-чувственные процессы оказывают огромное влияние на человека как личность и на его социальную роль в обществе. "Первоначальная причина всякого поступка, - писал И.М. Сеченов, - лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна".

Волевые процессы. Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три основных момента:


  • выбор цели;

  • составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;
  • выполнение самого действия.


Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие.

Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

  • одни ждут указаний что и как делать;

  • другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

Автономность волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность — это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.


В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения и торможения).

Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка.

Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:


  • начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;

  • чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);

  • трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;

  • принятое решение должно быть исполнено до конца;

  • отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели;

  • соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;

  • систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;

  • успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;

  • для воспитания воли важно самовнушение.

Постоянное воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования личности для достижения цели.

1.3 Психические состояния и свойства
Состояние психики человека (психическое состояние) можно характеризовать совокупностью психических процессов, которые имеют место в некоторый момент времени. Говорят о состоянии умственной деятельности, о различных настроениях, о мобилизации или расслаблении воли, о поведении и действиях человека.

Психические состояния энергетически мобилизуют и активизируют организм для действий, соответствующих этим состояниям. Наиболее эффективным влиянием на поведение человека будет такое, когда оно воздействует комплексно: на сознание, на чувства и на волю человека одновременно.

Рассмотрим такие важнейшие состояния психики, как внимание, вдохновение и дисциплинированность.

1. Сосредоточенность и направленность психической деятельности человека (мыслей, зрения и слуха) на определенный объект называют вниманием. Характеристики внимания: устойчивость, объем, распределенность, возможность переключения. Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) сосредоточение внимания на каком-либо объекте. Внимания требует самая разнообразная деятельность человека. Это важнейшее состояние психики, которое способствует успехам во всех видах деятельности.

2. Психическое состояние, при котором благоприятно сочетаются и эффективно протекают познавательные, эмоциональные и волевые процессы называется вдохновением. Благодаря вдохновению наиболее успешно протекает мыслительная деятельность и волевая активность человека. Вдохновение способствует подъему работоспособности и ослаблению чувства усталости; человек испытывает при этом большое чувство радости. Такое состояние облегчает труд и делает его жизненно важной потребностью.

3. Дисциплинированность определяется сознательным подчинением своего поведения сложившимся в обществе законам, правилам, нормам морали. Состояние дисциплинированности способствует благоприятному протеканию психических процессов. На это состояние основное влияние оказывают волевые качества, но оно несет на себе следы познавательных и эмоционально-чувственных процессов (уровень знаний, чувство долга и другие качества).


Но не всегда условия труда складываются благоприятно. Актуальны и другие состояния: эмоциональная депрессия, растерянность, отчаяние, печаль, аффект и другие. Настроения людей (состояния радости, воодушевления, веселья или повышенной возбужденности, нервозности, раздражительности и прочие) оказывают сильное влияние на работоспособность людей.

Практика управления дает, к сожалению, немало примеров, когда служебные вопросы решаются в состоянии повышенного эмоционального напряжения, а то и взрыва.

Психические свойства. Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество).

Психические свойства не являются чем-то раз и навсегда данным человеку при его рождении. Они могут изменяться и развиваться, пока человек живет и совершенствуется.

К основным психическим свойствам относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.

Типы темпераментов. Нервная система человека может характеризоваться свойствами: интенсивности (силы), подвижности (динамики) и управляемости. Индивидуальные свойства человека, определяющие особенности протекания его психических процессов и поведения, называют темпераментом.

Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обу словленная совокупность динамических проявлений психики. Он определяется способностями возбуждения и торможения психических процессов и их соотношениями.

Термин "темперамент" был введен еще в Древней Греции. С тех пор человечество знакомо с четырьмя типами темперамента.

Известны описания различных типов темпераментов.

• Холерик — это явно боевой тип, задорный, быстрый, порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому.


• Сангвиник — активный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть имеется постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Инициативен, но в решениях часто несобран.

• Флегматик — спокойный, всегда ровный со слабым выражением чувств, настойчивый и упорный труженик жизни. Эмоции слабо выражены и устойчивы. Осторожен, рассудителен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

• Меланхолик — это явно тормозной тип нервной системы. Все эмоции внутри, это, как правило, его переживания. Из-за повышенной впечатлительности каждое явление жизни становится тормозящим его агентом; раз он ни во что не верит, ни на что не надеется — во всем видит и ожидает только плохое и опасное. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях.

Тип нервной системы, а значит, и темперамент, - врожденное свойство, которое, однако, может меняться в зависимости от условий жизни. Нет ярко выраженных чистых темпераментов. Есть лица, у которых преобладает определенный темперамент, но им присущи и черты другого темперамента. Но нельзя темперамент изменить на противоположный. Нельзя говорить о "плохих" и "хороших" темпераментах, а вести речь можно лишь о существовании разных способов поведения и деятельности.

Оценка людей по типам темперамента дает в руки руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и блокировать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью. Инерции флегматика лучше всего противопоставить активность. А эмоциональность и пессимизм меланхолика можно нейтрализовать оптимистичностью.


Рассмотрим, как выполняется задание по разработке документа людьми различного типа темпераментов. Психологами замечено следующее. Меланхолики при составлении какой-либо деловой бумаги тратят много времени на обработку черновиков, их проверку и исправление. Сангвиники, наоборот, пишут черновики сокращенно или вовсе их не пишут. Холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки. Флегматики могут не замечать течение времени и запаздывать с завершением задания.

Все это нацеливает руководителя на учет индивидуально-психологических особенностей своих подчиненных, то есть осуществлять индивидуальный подход.

Способности

Способности — это совокупность таких психических свойств, которые характеризуются скоростью и результативностью овладения той или иной деятельностью. Особенно заметно способности обнаруживаются в склонностях к определенному виду деятельности, в темпах овладения ею, в количестве и качестве результатов труда и в их оригинальности (техническое воображение для конструктора; музыкальный слух для музыканта и т.п.)

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью, а высокая степень одаренности - талантом.

Различают способности общие и специальные.

К общим способностям относят такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, рассудительность.

К специальным — свойства памяти, имеющие значение для определенного вида деятельности. Например, математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу), изобразительные способности (чувство пропорции, ритма), организаторские и т.п.

Общие и специальные способности взаимосвязаны. Они образуют единую систему — психику личности.

Способности не являются врожденными. Врожденными признаются лишь задатки или так называемые анатомо-физиологические особенности организма. Сами же способности складываются лишь в процессе овладения той деятельностью, для которой данная способность необходима. Проблема способностей — проблема индивидуального развития. Определяющее значение для способностей имеют условия жизни человека и его взаимоотношение с окружающим миром.


Способности формируются на базе тех или иных особенностей познавательных процессов и включают также эмоциональные и волевые качества (чувства, старание, сосредоточенность, склонность и т.п.).

Проблема способностей — проблема индивидуального развития. Это развитие должно учитываться в профориентации, при определении выполняемых функций.

Всякая деятельность предъявляет многосторонние требования к человеку. Например, способность к организаторской деятельности представляет собой совокупность определенных интеллектуальных и эмоционально-волевых свойств. Талантливый организатор наблюдателен, быстро и точно ориентируется в обстановке и прежде всего в людях, умеет найти для каждого его дело и место. Человек, способный к организаторской деятельности, обладает решительностью и твердостью, необходимыми для достижения целей управления, и рядом других свойств.

Способности обнаруживаются, проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Поэтому они органически связаны со знаниями, умением, навыками и привычками человека. С другой стороны, приобретение знаний, формирование умения и овладение навыками зависят от наличия способностей.

Обычно в системе приобретения опыта любой человек может овладеть минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими с разным темпом и качеством. Там, где один "все схватывает на лету", другой тратит много сил. Один достигает высокого мастерства, другой едва дотягивает до уровня "середнячка".

Многосторонняя деятельность фирмы всегда требует большого разнообразия способностей. Совокупность способностей - это огромный и важный потенциал фирмы. Его развитие и рациональное использование являются залогом успеха в решении экономических и организационных задач управления.

Направленность

Важнейшим психическим свойством, характеризующим человека, является направленность его деятельности и поведения.

Направленность определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует, интересы, которыми он руководствуется в своей деятельности.

Направленность человека во многом определяет его поведение, его образ жизни. В основе направленности лежат потребности, удовлетворение которых связывается с различными эмоциями.

Характер

Характер (греч. "отличительная черта", "признак") — одно из главных психических свойств человека.

Характер — это совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых психических состояний и свойств человека, типичных для него и систематически проявляющихся в его действиях и поступках.

Для описания характера конкретного человека можно воспользоваться следующими полярными характерологическими чертами (психическими образованиями):

принципиальность - беспринципность;

организованность - беспорядочность;

самокритичность - несамокритичность;

переоценка своих сил - недооценка;

бережливость - расточительность;

доверчивость - подозрительность;

непринужденность - скованность;

тактичность - бестактность;

трудолюбие - лень;

уверенность - неуверенность;

аккуратность - неряшливость;

отзывчивость - равнодушие;

Характер — результат пройденного человеком жизненного пути, влияющий и на дальнейшую жизнь в той мере, в какой она зависит от него самого.

Характер человека — это его судьба. Он определяет линию поведения человека, его отношение к делу и к вещам, к другим людям и к самому себе.

Несмотря на многообразие индивидуальных черт характера, между ними существует некоторая общность, которая позволяет разделить их на следующие группы:

1. Общие черты характера (принципиальность, честность, целеустремленность и т.д.).

2. Отношение к труду (трудолюбие, лень и т.д.).


3. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость и т.д.).

4. Отношение к себе (скромность, самомнение и т.д.).

Отношение к людям. В отношении к людям проявляются такие черты характера, как общительность, тактичность, вежливость. В противоположность им выступают грубость, зависть, стремление переложить работу на других. Такие люди, как правило, постоянно недовольны, противопоставляют себя коллективу, критически настроены.

Отношение к самому себе. Здесь характерны такие черты, как чувство личного достоинства, трезвой самооценки, скромность и самодисциплина. Некоторые люди имеют повышенное самомнение, приводящее к чванству, высокомерию, хвастовству. Такие люди обычно неуживчивы в коллективе, часто создают конфликтные ситуации. Однако не желательна и другая крайность - недооценка себя, робость в высказывании своих позиций и взглядов.

При управлении поведением человека нужно знать его характер и умело использовать отдельные его черты.
2. Управление группами



следующая страница >>