prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ
1. Предмет микроэкономики как науки.
2. Метод микроэкономического анализа.
3. Этапы разработки микроэкономической теории.
Введение.1. Предмет микроэкономики как науки
Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike – «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова – науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования.
Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирм, предприятий, отраслей, регионов, государств.
Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Особенности микро- и макроэкономики как двух частей экономической теории можно проиллюстрировать с помощью крылатого выражения: микроэкономика изучает не «лес», а «деревья», в то время как макроэкономика изучает «лес», а не «деревья».

Приставка «макро» означает «большой» и показывает, что макроэкономика изучает экономику в целом.

Приставка «микро» означает «малый» и отражает тот факт, что микроэкономика изучает механизмы принятия хозяйственных решений отдельными экономическими единицами, субъектами рыночной экономики.

Микроэкономикаособый раздел экономической теории, изучающий экономические отношения между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства (хаусхопд), предприниматели, государство.


Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая: самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Фирма – это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) стремится к максимальной прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, которые могут осуществлять контроль над хозяйствующими субъектами и рынком. Это различные министерства, комитеты, фонды и т.д.

В центре внимания микроэкономики – производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика, как и любая другая наука, характеризуется, во-первых, своим объектом изучения, во-вторых, выделяемым ею в таком объекте содержанием, представляющим собственный ее интерес и составляющим ее предмет, и, в-третьих, методом, определяющим специфику ее подхода к объекту и выделения в нем ее предмета.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др.

Таким образом, объектом микроэкономики является экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами и их системами.

Исследуя этот объект, микроэкономика определяет свой предмет. К нему относятся экономические субъекты, экономические блага и экономические действия.


Экономические субъекты – это любые отдельные самостоятельно действующие в экономике единицы. Такими единицами могут быть как отдельные люди, так и их группы, сообщества. Но не любое сообщество будет рассматриваться в микроэкономике как экономический субъект. Для этого данная группа людей должна действовать совместно и единонаправленно, как одно целое – то есть ставить перед собой единые цели и достигать их сообща.

Все экономические субъекты как участники общего экономического процесса жизнедеятельности могут заниматься двумя видами деятельности: преобразованием одних объектов в другие и их использованием для собственных нужд. В первом случае они будут производителями, во втором – потребителями.

Объектами экономической деятельности являются блага.

Благо – это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, способный, в конечном счете, удовлетворить определенные потребности потребителя или быть использованным для соответствующих целей производителем. Благами являются как вещи, так и их свойства. В рыночной экономике их названия – товары и услуги.

В зависимости от вида деятельности блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага.

Экономические действия данного экономического субъекта можно охарактеризовать как принятие им определенных решений и их последующее осуществление. Современная микроэкономическая теория сосредотачивается именно на исследовании процессов принятия решений.

Рассмотрение специфики деятельности отдельных субъектов рыночной экономики помогает определить круг вопросов, которые изучает микроэкономика, т.е. ее предмет.

Предметом микроэкономики являются, во-первых, обособленные экономические единицы (домохозяйства, фирмы, отрасли), во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены, принципы эффективного поведения производителей, продавцов, покупателей.

Предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ.
То есть, микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Основными разделами микроэкономики считаются теории: спроса и предложения; производства фирмы; издержек производства; рыночных структур (совершенной и несовершенных); рынков ресурсов; проблемы: монополии и конкуренции, взаимодействия государства и частного сектора; распределения доходов и т.д.
Введение. 2. Метод микроэкономического анализа
Исследуя микроэкономические процессы и явления общества, микроэкономика использует определенную совокупность общих методов познания.

Общие методы познания
1. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции – выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

2. Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время

3. Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

4. Метод анализа и синтеза. Анализэто метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.) Синтезэто метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например, определение показателя себестоимости продукции (как сумму всех затрат).


5. Метод индукции и дедукции. Индукцияэто движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, логических рассуждений.

6. Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий. Оно способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

7. Графический метод. Он отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

8. Экономические эксперименты. Это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.
Микроэкономика, опираясь на общие методы познания окружающего мира, вместе с тем, имеет свои, специальные методы исследования.
Специальные методы микроэкономического анализа
Микроэкономические исследования опираются на ряд фундаментальных предпосылок, определяющих своеобразие метода именно микроэкономического анализа. Они определяют особенности, черты метода микроэкономики, которые заключаются в следующем.

1) Первой особенностью является экономический атомизм: микроэкономика концентрирует свое внимание на поведении самых простых, исходных, далее неразделимых в своих действиях экономических единиц, принимающих самостоятельные решения и осуществляющих их в собственной экономической деятельности. Она рассматривает, конечно, и процессы взаимодействия, как сочетания, так и столкновения таких индивидуальных актов поведения. Но поведение любых совокупностей экономических субъектов микроэкономика трактует как равнодействующую поступков отдельных экономических единиц – атомов экономической деятельности.


2) Следующая принципиальная особенность микроанализа – предположение рациональности действий экономических субъектов. В первую очередь это предполагает последовательность и закономерность их поведения, поскольку именно это и определяет возможность их научного изучения.

Суть экономического рационализма заключается в предположении об определении экономическими субъектами, с одной стороны, выгод от своих действий, а с другой стороны, затрат, средств, необходимых для достижения этих выгод для дальнейшего их сопоставления с целью максимизации выгод при данных затратах используемых ресурсов (или минимизации затрат, необходимых для получения данных выгод).

Выгодами при этом являются получаемые данными экономическими субъектами блага, а затратами – блага, которых данный субъект лишается при данном действии. Такое сопоставление выгод и затрат при принятии экономических решений позволяет определить наиболее оптимальные в данных условиях действия данного экономического субъекта.

В рыночных условиях выгода чаще всего оценивается в денежной форме и приобретает вид денежных поступлений или выручки, а затраты – соответственно расходов или издержек. Тогда результат экономического действия может быть выражен в виде разности между приходом и расходом денежных средств – чистого дохода.

3) Важной особенностью, чертой микроанализа является предельный анализ или маржинализм. Его сущность заключается в рассмотрении экономических явлений не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде, и в соответствующем исследовании не только общих или средних (удельных) экономических величин, но и их изменений (приростов). В этом случае, рационально действующий экономический субъект сопоставляет не только общий уровень выгоды и затрат от очередной экономической операции, но и дополнительную (предельную) выгоду и дополнительные (предельные) затраты, связанные с данным действием, рассматриваемым как продолжение серии подобных действий – то есть соответственно изменение выгоды и изменение затрат при совершении именно данного действия. Если в такой ситуации предельная выгода превышает предельные затраты, то очевидно, что результирующий их разность предельный (дополнительный) доход будет положительным. А это значит, что в копилку общего дохода будет внесен еще один вклад.


Понятно, что рациональный экономический субъект тогда не должен останавливаться на достигнутом, а будет продолжать подобные действия до тех пор, пока предельная выгода не перестанет превышать предельные затраты – то есть до того момента, когда они станут равны друг другу. Именно в таком положении результат подобных действий – общая величина дохода – будет максимальным, а значит, цель рационально действующего субъекта в данном случае будет достигнута.

4) Большое значение в микроэкономике имеет функциональный анализ. В ходе его осуществления в исследуемом явлении выделяется определенная интересующая нас черта, а затем начинается поиск влияющих на нее сил – факторов. После того как подобные факторы установлены, определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой – функция. Это позволяет устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе принятия того или иного экономического решения.

5) Еще одна важная особенность, черта микроанализа – равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и процессов. Он предполагает понимание механизма, обеспечивающего равенство, баланс противоположных процессов, явлений. Ярким примером такого равновесия может служить взаимодействие продавцов и покупателей на рынке отдельного товара и установление равновесной цены, которая устраивает и тех и других, обеспечивая баланс противоположных сторон. Такой баланс обеспечивает, в частности, равенство спроса и предложения при равновесных величинах цены и объема продукции.

6) Все рассмотренные выше особенности микроэкономики ярко проявляются в ходе экономического моделирования.

Экономическая модель – это упрощенное представление об экономической действительности или о том или ином ее фрагменте, отвлекающееся от различных деталей и подробностей, не существенных в данном отношении для понимания главных свойств и взаимосвязей в исследуемом явлении.


Модели могут быть: словесными (вербальными), графическими и символическими (аналитическими). Образцами таких моделей могут быть соответственно пословица или поговорка, географическая карта, пример из таблицы умножения, таблицы, рисунки и т.д.

В моделях используются два вида экономических переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных вводятся извне и задаются до начала работы модели – это исходная информация. Из анализа модели делаются определенные выводы о свойствах изображаемой моделью экономической действительности. Так формируются значения эндогенных переменных (образующихся внутри модели). Они являются результатом моделирования. В результате построения модели получается описание того, как экзогенные переменные влияют на эндогенные. Полученные при анализе модели выводы могут быть подтверждены или опровергнуты исходя из фактов, наблюдаемых в самой действительности. На этом основании модель может быть признана соответствующей реальности или нуждающейся в корректировке.

Конечно, любая модель отображает экономическую действительность лишь в определенной степени. Поэтому при проверке ее соответствия реальности важно, чтобы не нашедшие отражения в модели или не анализируемые в данный момент другие характеристики экономической действительности не изменялись, иначе результаты могут оказаться далеки от выводов, сделанных с помощью правильной модели. Это условие выражается при помощи допущения «при прочих равных условиях», по-латыни – ceteris paribus.

Наиболее часто применяемой моделью является модель кругооборота товаров, услуг, денег, доходов, расходов (рис.1).


товары

деньги

ДОМАШНИЕ

ХОЗЯЙСТВА

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ

БЛАГ
РЫНОК РЕСУРСОВ
ФИРМЫ

ГОСУДАРСТВО

Рис. 1. Модель кругооборота товаров (услуг) и денег

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Они образуют частный сектор, а государство – государственный. Все субъекты рынка тесно взаимодействуют как на рынке продуктов и услуг, так и на рынке ресурсов, выступая попеременно то в качестве продавцов, т в качестве покупателей.

Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов – труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм.

Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно – что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов. Наконец, домашние хозяйства должны получить те блага, которые они запланировали потребить, т.е. скоординировать свои решения по потреблению.

Другая модель спроса и предложения, показывает графически решение задачи по определению равновесных показателей рынка, при которых они равны друг другу.

Принято различать позитивную и нормативную микроэкономику.

Позитивная микроэкономика отвечает на вопрос – что есть? Позитивный анализ основывается на экономической теории и свободен от субъективных оценочных суждений. Он позволяет экономистам делать утверждения типа «если то …, то … », которые могут подтверждаться или опровергаться практикой. Например, если государство будет контролировать цены, то в стране наступит дефицит товаров.

Нормативная микроэкономика отвечает на вопрос – как должно быть? Нормативные утверждения, как правило, содержат рекомендации, в которых содержаться субъективные представления о том, какой должна быть экономическая политика, проводимая государством. Применительно к нашему случаю это выразится в том, что отдельные группы экономистов смогут высказываться о необходимости государственного регулирования цен на различные группы товаров.


В целом, микроэкономика выполняет следующие функции:

1) Научно-познавательную функцию – изучение, анализ и объяснение микроэкономических процессов и явлений. На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни эта функция позволяет открыть законы, принципы, сформулировать понятия, категории.

2) Практическую (рекомендательную), или прикладную функцию – выработка рекомендаций для проведения экономической политики, проводимой государством на микроуровне.

3) Прогностическую функциювыявление и оценка перспектив экономического развития на микроуровне.

4) Мировоззренческую (концептуальную) функцию – формирование определенного мировоззрения по различным микроэкономическим вопросам, затрагивающим интересы домохозяйств, фирм, предприятий, отраслей, рынков и т.п.

5) Методологическую функцию – то есть, микроэкономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Она учит в методологическом плане, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть последствия практических действий людей, принимающих экономические решения.

6) Критическую функцию – она состоит в том, чтобы дать объективную критическую (нормативную) или позитивную оценку микроэкономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования.
Введение. 3. Этапы разработки микроэкономической теории

Экономическая мысль, как известно, возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы других отдельных наук. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.


Их главной чертой является то, что микроэкономика как наука зародилась намного раньше, чем макроэкономика. Если создание микроэкономики относится к последней трети XIX века и связывается с именами таких экономистов как:. У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, Л.Вальрас, К. Менгер, А.Маршалл, Госсен, Курно, Ф. Визер, П. Самуэльсон и др., то разделение экономической теории на миро- макроэкономику произошло в 30-х годах двадцатого столетия под определяющим воздействием Д.М. Кейнса.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории, сначала в общем плане, когда не было разделения на микро- макроэкономику, а затем рассмотрим вклад в микроэкономическую теорию отдельных представителей различных экономических школ (табл. 1.1).

Таблица 1.1.
Характеристика основных школ

и направлений развития экономической теории


Школы, направления и их

представители

Период

формирования

Основные идеи

Меркантилизмпервая школа экономики. Томас Мен (1571 – 1641), англичанин

XVI – XVIII

вв.

1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро).

2. Источник богатства – сфера обращения 9торговля и денежный оборот).

3. Богатства накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.

Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ (1694 – 1774), француз.



XVIII в.

1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.


2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.


Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Риккардо (1772 – 1823), англичане.



XVII – XIX вв.

1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения.

2. Главный источник богатства – труд.

3. Политэкономия раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.

4. Заложила основы трудовой теории стоимости.

Марксизм. Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895), немцы.


С середины

XIX в.


1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.

2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного производства.

3. Разработана теория воспроизводства экономических кризисов.

4. Открыты экономические законы капиталистического способа производства.

Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842 – 1924), англичанин.

С конца

XIX в.

1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.

2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики.


Кейнсианство. Джон Кейнс (1883 – 1946), англичанин.


С 1930-х гг.

1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены.

2. Государство должно активно регулировать экономику, так как рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества.


3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.

4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования.



Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904 – 1989), Пол Самуэльсон 91915), американцы.


С 1950- х гг.

1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов. стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.

2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы.

3. Рыночный механизм способен устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.



Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец.


С 1970-х гг.

1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег.

2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Теория рациональных ожиданий. Лукас.







Экономика предложения.









Вклад представителей различных школ в теорию микроэкономики

До середины XIX в экономической теории господствовали классические взгляды. Представители: в XVII веке – У. Петти, в XVIII веке – А. Смит, в XIX веке – Д. Риккардо и Д. С. Миль. В XX веке – наиболее популярными были взгляды: неоклассиков и Дж. М. Кейнса, Пола Самуэльсона.

Уильям Петти (1623 – 1687)

Выдающийся английский экономист и общественный деятель, родоначальник буржуазной политической экономики, друг Исаака Ньютона. Главные труды – «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах». Пети способствовал возникновению новой науки – демографии. Пети одним из первых поставил проблему исследования не просто причинно-следственных, а отыскания общих экономических законов.
Адам Смит (1723 – 1790)

Профессор логики и нравственной философии в университете Глазго. Принято считать, что именно он основоположник политической экономии, благодаря труду «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Еще при жизни Смита этот труд переиздавался пять раз. В течение следующего столетия оно было переведено на основные европейские языки и выдержало больше ста изданий. К настоящему времени число переизданий перевалило за двести. В России перевод главной книги Смита появился в 1802—1805 гг. Даже А.С. Пушкин читал и упоминал этот труд Смита в своих произведениях. А. Смит по праву считается основоположником английской классической школы. Он заложил идеи экономического либерализма, рыночного саморегулирования.

Главной исторической заслугой А. Смита в развитии экономической науки явилось отстаивание законов экономического либерализма, свободного рыночного хозяйства исходя из принципа трудовой теории стоимости, служащей для определения производительности труда вне зависимости от сферы деятельности.

На основе трудовой теории стоимости, хотя и с рядом противоречивых положений, А. Смит создал единый взгляд на природу рыночного хозяйства, капитализма, заработной платы, прибыли, ренты и доходов. Как экономист, относящийся к мануфактурному периоду, он придавал огромное значение разделению труда, выявлял ключевые факторы, которые воздействуют на рост производительности труда. Являясь последовательным защитником экономической свободы, А. Смит шел гораздо дальше, чем вся социально-экономическая мысль того времени. В частности, он активно отстаивал идею естественных законов, из которых особое значение придавал принципу «невидимой руки», или свободе конкуренции. Он был сторонником саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения, называя эти рыночные регуляторы «невидимой рукой».

Давид Риккардо (1772—1823)

Английский экономист, идеолог промышленной буржуазии в борьбе с земледельческой аристократией во время промышленного переворота. Один из самых крупных экономистов эпохи «промышленной революции»; его называют также наиболее глубоким мыслителем из плеяды «детей» Смита. Главный его труд «Начала политической экономии и налогового обложения».

Исторической заслугой Риккардо в развитии экономической науки состоит в том, что он сделал попытку исследования экономики капитализма через трудовую теорию стоимости. В частности, он:

- доказал, что стоимость товаров, источником которой является труд работника, – это основа доходов различных классов буржуазного общества, т.е. заработной платы, прибыли, процента и ренты;

- обнаружил и доказал противоположность экономических интересов пролетариата и буржуазии (закон обратно пропорциональной связи между заработной платой работника и величиной прибыли капиталиста);

- показал, что земельная рента является лишь симптомом богатства, а не его создателем, абсолютное плодородие само по себе не порождает ее. Он подчеркивал, что присвоение ренты происходит через механизм цен, решающее значение при этом имеют относительное плодородие и местонахождение участков, степень их удаленности от рынка сбыта.

- отстаивал специальную теорию международной торговли – теорию «сравнительных» издержек;

- считал основной причиной увеличения благосостояния общества развитие производства, а основным условием увеличения богатства народов – разделение труда, способствующее росту производительности труда и в конечном итоге экономии рабочего времени.

Вместе с А. Смитом, Д. Риккардо является основоположником английской политэкономии.
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873)

Выдающийся английский ученый, философ, экономист и общественный деятель, член парламента. Из экономических сочинений наибольшим вниманием пользуются два: «Опыты по некоторым нерешенным вопросам политической экономии» (1844), «Основы политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии» (1848). Первое издание «Основ» на русском языке вышло в переводе Н.Г. Чернышевского.


Основные идеи его работ:


  • рынок—совершенная система, которая с помощью саморегуляции при минимальном вмешательстве государства способна наилучшим способом распределить ресурсы.

  • основой любого богатства является процесс производства, поэтому основой обмена является затраченный в производстве человеческий труд – трудовая теория стоимости;

  • задача экономической науки – объяснение того, как производится и распределяется богатство между социальными группами. Поэтому вся экономика называлась политэкономией.

Карл Маркс (1818 – 1883)

Выдающийся немецкий философ, экономист и социолог, основоположник теоретической системы марксизма. Он существенно опирался на классическую традицию. Его личность в силу ряда причин овеяна множеством легенд, превратившим этого незаурядного человека в холодный и бесплотный символ, представляющий его в зависимости от личных пристрастий то неким пролетарским мессией, то злым демоном беззакония и произвола. Многочисленны труды Маркса по философии, экономике, истории и политике, к числу основных трудов можно отнести: «Капитал», «Немецкая идеология», «Критика политической экономии», «История тайной дипломатии» и др.

В работах К. Маркса предпринята попытка в обобщенном и систематизированном виде истолковать основные законы общественного развития с помощью разработанной теории исторического материализма и генезиса общественно-экономических формаций.

К. Маркс трактовал капиталистическое производство как исторически определенную форму единой интеграции производительных сил и производственных отношений, как единство процесса труда и процесса увеличения стоимости. Он развивал трудовую теорию стоимости А. Смита, разработал теорию прибавочной стоимости, рассмотрев капитал как кругооборот, в котором стоимость переходит из стадии производства в стадию обращения, при этом сохраняясь и увеличиваясь. согласно своему закону тенденции нормы прибыли к понижению и анализу конфликта между расширением производства и самовозрастанием стоимости К. Маркс пришел к тому, что капиталистический способ производства обусловлен исторической ограниченностью. Однако закон тенденции падения нормы прибыли фактически основан на допущении очень быстрого роста коэффициента капиталоемкости. В современной мировой экономической практике он не подтверждается, в силу того, что агрегированный показатель капиталоемкости в странах с развитой экономикой с 1920 – 1930-х гг. остается практически неизменным.

К концу XIX века уже создавались предпосылки для появления нового направления экономической теории – неоклассической экономической школы. Предпосылками ее появления были:

1. Появление математической экономики. Так, например, Госсен, Курно – нашли способ изучать экономические явления с помощью применения аппарата дифференциального исчисления.

2. Появление статистики. Ее основой стали статистические методы и государственные статистические ведомства, которые систематически собирали экономическую статистическую информацию.

3. Хотя в социальных науках до того времени преобладало нормативное начало, но во многих науках с конца XIX века появился позитивистский подход. Основателем позитивизма был Конт. Принцип позитивизма состоит в том, чтобы отказаться от нормативного подхода и описывать то, что есть при данных институциональных предпосылках. Смысл позитивизма в том, чтобы сделать из экономической теории науку о рациональном распределении ресурсов. В это время появляется термин «economics» (экономикс).

В 1817 году независимо друг от друга сформировалось три школы:


  • Австрийская школа, которая имела наибольший вес. Основные представители – Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Бем-Беверк.

  • Кембриджская школа – Эджуорт, Стенли Джевонс.

  • Лозаннская школа – Леон Вальрас, В. Парето.

Рассмотрим взгляды некоторых представителей этих школ.
Фридрих фон Визер (1851 – 1926)

Австрийский ученый, экономист, преподавал экономическую теорию более сорока лет, автор книги «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности»(1884), «Естественная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства». Разработал теорию альтернативных издержек, ввел понятие «предельная полезность», которые впоследствии стали краеугольными камнями в неоклассической экономической науке.

Характеристика вклада других представителей различных школ будет дана в последующих лекциях.


К 20-м годам XX века новая парадигма экономики стала единой. Этому, в частности, способствовала деятельность Альфреда Маршалла. Его работы и объединили все три школы.

Однако в годы «Великой депрессии» неоклассическая школа оказалась несостоятельной по выводу стран Запада из кризиса. Это сделал Дж. М. Кейнс. Его главным трудом явилась книга: «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). И вплоть до начала 70-х гг. прошлого века – кейнсианство было главенствующим направлением в экономической теории на Западе. В этот период наиболее влиятельными стали идеи Пола Самуэльсона, который попытался объединить усилия неоклассиков и кейнсианцев в работе «Великий неоклассический синтез».

Дальнейшее возрождение неоклассической традиции произошло в 80-е годы XX-го века. В этот период появились такие теории как: экономика предложения, монетаризм, теория рационального ожидания и др.




следующая страница >>