prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 20 21 22 23 24 25 26
Мозг не разбирается в нюансах ситуаций и твердит вам: «Этот дискомфорт наполовину вызван никотиновой абстиненцией и наполовину эмоциональным напряжением».

У ВАС ПРОСТО СТРЕСС!
Приучившись реагировать на звонки, подобно собакам Павлова, и веря, что сигареты избавляют от неприятных ощущений, вы закуриваете по сигналу. Но вам известно, что сигарета лишь временно облегчит ваши страдания и, более того, весь процесс начнется заново.
При появлении внешнего раздражителя не впадайте в панику. Рассматривайте его появление как возможность напомнить себе о реальности. Никогда не сомневайтесь в правильности решения бросить курить. Напоминайте себе, что вам посчастливилось стать некурящим человеком.
Еще одна классическая ситуация — мелкие житейские неурядицы. Кто-то врезался в вашу машину. Естественно, это вас не радует. В голову закрадывается мысль: «В такую минуту мне не помешал бы привычный костыль». Вспомните времена, когда вы и курили, и время от времени переживали мелкие и крупные неприятности. Несомненно, вы закуривали, иногда выкуривали несколько сигарет. Но разве при этом вы думали: «Жизнь прекрасна! Я разбил машину — ну и что? Зато у меня есть изуми
тельная сигарета»? Думая о курении в такие моменты, вы просто мучаете себя.
Менее распространенная, но зачастую более напряженная ситуация — встреча с близкой подругой, вместе с которой вы когда-то начинали курить. Помните, какое влияние на Эмму Фрейд оказали подруги, в чьей компании она приобщалась к курению? Но влияние может быть как позитивным, так и негативным. К примеру, у вас с подругами заведено вспоминать прошлое и обсуждать настоящее за бокалом вина и сигаретой. Значит, без сигареты будет уже не то? И дружба утратит былую прочность?

Помните слова Эммы: «Они покинули клуб курильщиков, а я нет»? А если во время таких встреч ваши подруги почувствуют себя неуютно и сочтут вас предательницей? Приготовьтесь к этому заранее. Напомните себе, что покидаете не клуб — скорее колонию прокаженных. Не забывайте: несмотря на все уверения, все ваши подруги мечтают стать свободными, как вы. Обратите внимание: Эмме понадобился пример семи подруг, чтобы она решилась признаться, что курение ей ненавистно. Только представьте себе, как приятно первой из этих семи подруг вспоминать, скольким людям она помогла спастись, в том числе и Эмме. Вскоре такая же честь выпадет и вам.

Если никотин действительно обладает всеми свойствами, которые ему приписывают, значит ли это, что раньше, пока вы не выкурили свою последнюю сигарету, вы:
НЕ ЗНАЛИ, что такое стресс; НИКОГДА не чувствовали напряжения; НИКОГДА не скучали; В ЛЮБОЙ МОМЕНТ могли сосредоточиться.
Кому удалось вбить в наши головы мысль, что без сигарет мы чего-то лишаемся и потому не можем чувствовать свою целостность?
Шестая и самая главная причина, по которой «Легкий способ» может не сработать, —
ПУСТОТА.

Пустота

Что такое пустота? Это убежденность в том, что, независимо от того, каким образом мы появились на этой планете, мы несовершенны. Во что бы вы ни верили — в бога, эволюцию, комбинацию факторов — это ничего не изменит. Мы понимаем, что наиболее развитые виды, такие как гориллы, тигры и слоны, физически невероятно сильны и могут выжить в условиях дикой природы без одежды из искусственных тканей, без укрытий, больниц, врачей, лекарств, инъекций и прививок.
Можно возразить, что эти виды животных находятся на грани истребления. Но лишь потому, что власть на планете захватил другой вид живых существ, которые не только уничтожили естественную среду дикой природы, загрязнили реки, землю и даже воздух, но и перебили немало животных исключительно в коммерческих и эстетических целях, ради слоновой кости и шкур.
Мы считаем горилл, слонов и тигров невероятно сильными, однако мы состоим из похожих костей и кожи. Нам известно, что на 96% наша ДНК совпадает с ДНК шимпанзе. Бесспорно и то, что человек прямоходящий не просуществовал бы на этой планете так долго без огня, а тем более без больниц, врачей, лекарств, одеял и защитных сеток, которые мы принимаем как должное.

Почему детеныш жирафа встает на ноги уже через несколько часов после рождения, а человеческому детенышу требуется год, чтобы научиться ходить? Почему в западных странах такая естественная функция человека, как деторождение, воспринимается как болезнь? А в племенах женщины рожают с помощью одной помощницы и вновь берутся за работу уже через двадцать минут после родов?

Я ни в коем случае не предлагаю всем нам вернуться к первобытному образу жизни. Я охотно соглашаюсь с тем, что современная медицина помогла снизить смертность матерей и новорожденных. Я лишь указываю на то, что мы привыкли считать физически немощными и неполноценными не только младенцев, но и взрослых людей.
Сколько раз вы слышали избитую фразу: «Школьные годы — лучшая пора жизни»? Верить ей попросту глупо. Роды — сильнейший стресс, с которым сталкивается живое существо. И тот факт, что природа дает нам возможность забыть этот опыт, ничего не меняет. Детские и подростковые годы также изобилуют стрессами, в это время мы учимся жить, взрослеем и обретаем независимость. Казалось бы, достаточно повзрослеть и стать независимыми и мы заживем припеваючи, но не тут-то было. На нас обрушиваются ипотеки, налоги, необходимость зарабатывать на еду, одежду, образование, создавать семью. Все эти обязанности мы берем на себя добровольно, так почему же они вызывают стресс, а не доставляют удовольствие?
Все потому, что нам с рождения промывали мозги, учили верить, что нам необходим некий чудодейственный продукт или приспособление, чтобы измениться к лучшему, стать цельными. Но человеческое тело и разум вместе образуют самый мощный и совершенный механизм для выживания на этой планете. Мы убеждены, что значительно превосходим слонов и тигров в умственном развитии, но ведь существенно уступаем им в физической выносливости. А на самом деле все наоборот. Если школьные годы — счастливейшее время в нашей жизни, почему же с каждым годом все больше подростков в западных странах совершают самоубийства? Почему мы — единственные существа на планете, которые научились плакать и даже сводить счеты с жизнью?

Наш так называемый интеллект направлен на наше уничтожение. Подростковый возраст — напряженный период, но природа позаботилась о нас, как и обо всех прочих обитателях планеты, дала шанс пережить это время. Я твердо верю, что лучшее приспособление для выживания, какое только у нас есть, — наш разум. Иными словами, способность рассуждать и делать выводы.

В главе 18 мы говорили о том, как хитроумная никотиновая ловушка вынуждает нас закуривать всякий раз, когда мы ощущаем пустоту и неуверенность — независимо от того, чем они вызваны, а также курить, чтобы расслабиться после еды или прогнать стресс. По привычке мы курим всякий раз, когда испытываем опустошенность и неуверенность. Нас обманули, убедили в том, что сигареты избавляют от этих чувств. Но теперь вам уже ясно, что это просто обман.
Точно так же, как мы приспосабливаемся к управлению новым автомобилем, мы перестаем воспринимать сигарету как лекарство от опустошенности и уже не чувствуем себя обделенными только потому, что нам нельзя курить. Мы начинаем относиться к сигарете как к источнику проблем и радоваться тому, что нам больше незачем двигаться по замкнутому кругу — наша проблема уже разрешилась.
Все это время мы не подозревали о существовании истинных фактов и не знали о свойствах хитроумной ловушки, но продолжали исследовать ее влияние и ситуации, в которых мы оказывались по ее вине. Однако вернемся к теме разговора.
На протяжении десятилетий табачные компании используют в маркетинговых акциях тактику психоанализа. Информация, накопленная правительством и отраслью, свидетельствует о том, что люди обычно выбирают продукты, подкрепляющие их статус. Среднестатистический человек жаждет значительности и рассматривает материальные ценности как средства достижения более высокого положения в обществе. Уловив тенденцию, табачные компании продолжают сбор информации с целью выявления специфических целевых групп, для которых предназначена их продукция.

Выдающиеся психоаналитики тесно сотрудничают с отделами маркетинга, участвуют в выборе эмблем и имиджа, соответствующих желаниям и чаяниям представителей определенной группы. Для захвата различных рынков применяются цветовые решения и идеи, ассоциирующиеся с молодостью, удачливостью и интеграцией в общество. Эта работа осуществляется с явным успехом, табачным компаниям по-прежнему удается заманивать в ловушку целые поколения курильщиков.

Обнародованные и использованные в юридических процессах против табачных компаний документы свидетельствуют о том, насколько циничен подход производителей к выбору маркетинговых уловок. Считается, что зависимый от никотина курильщик «нелогичен и глуп». Короче говоря, курильщики понятия не имеют, что им подсовывают яд, вызывающий сильную зависимость, и даже если люди обнаруживают подвох, вырваться из ловушки уже не могут.
Казалось бы, после появления подобной информации правительства просто обязаны изменить положение на рынке табачных изделий. Увы, этого не произошло. Обнародование документов в ходе миннесотского процесса против компании Philip Morris в 1998 году не оказало никакого влияния на развитие табачной промышленности и не побудило правительство противостоять табачным компаниям. Производители по-прежнему процветают.
Информация, на которую ориентируются табачные компании, частично поступает и от вас. К примеру, проводят постоянный мониторинг объемов продаж, организуют опросы покупателей. Возможно, и вам случалось заполнять анкеты. Вопросы составляют не сами табачные компании, однако они покупают полученные сведения. В будущем не забывайте ставить галочку, указывая, что не даете разрешения на распространение предоставленной информации.
В 1960-е годы соотношение курильщиков к курильщицам составляло 60:40. Вскоре наметилась тенденция к сокращению численности курильщиков: среди них мужчин стало примерно 50%, а женщин — 30%. Из этой статистики табачные компании сделали вывод о том, что мужчинам удается выходить из игры чаще, чем женщинам. К 1998 году среди мужчин насчитывалось всего 28% курящих, и в то же время численность курящих женщин сократилась еще на 27%. В 1990-е годы женщины начали играть роль своеобразной заглушки, препятствующей крупномасштабному обвалу рынка табачных изделий в западных странах. Табачные компании выяснили,

что женщины в меньшей степени подвержены влиянию акций, проводимых против курения, главным образом потому, что эти кампании ориентированы на курильщиков-мужчин. Проблемы, затрагиваемые организаторами акций, не были близки женщинам, именно поэтому курильщицы чаще сталкивались с трудностями при попытке бросить курить.

В настоящее время курящих мужчин и женщин примерно поровну. Гораздо больше тревожит тот факт, что численность курящих девушек растет и в некоторых странах уже превышает численность курящих юношей. Основная движущая сила этого роста — успешная маркетинговая стратегия ведущих табачных компаний (Автор книги использует название«Большой Табак»(BigTobacco)— прозвище, которое получили три крупнейших табачных корпорации:R.J.Reynolds,PhilipMorrisиBritishAmericanTobacco.—Прим. пер.). Начиная с 1960-х годов они наживались на радикальных изменениях, которыми сопровождалось движение за освобождение женщин и рост их экономической независимости. Предприятия индустрии рассматривали женщин как рынок, достойный завоевания; немалая доля средств выделя­лась на рекламу и маркетинг, ориентированные именно на потребителей-женщин. Предъявленные суду документы компаний выявили систематический анализ данного сегмента рынка с целью оперативного реагирования на появляющиеся «желания и потребности» современных женщин. Специально для изучения этого сегмента рынка были предприняты широкомасштабные исследования.
Особую тревогу вызывают документы, имеющие отношение к несовершеннолетним курильщикам, а также разработка общего подхода к маркетингу товаров, предназначенных для молодежи. Производители изучают вкусы потребительниц, оценивают современные тенденции и прогнозируют будущие. Они рассуждают о брендах, которые совершенствуют имидж и ассоциируются с женственностью в современном представлении. Ключ к этой информации заключен в цели предприятий табачной промышленности — «противостоять влиянию повседневной жизни». «Женщины, — говорится в этих докумен­тах, — ищут способы на время забыть о реальности и собраться с силами, и этот продукт не только дает возможность совершить побег (например, когда разыгравшиеся дети поднимают крик), но и служит вознаграждением (я только что закончила уборку/недельный отчет/статью и за свои старания заслужила перекур)». До боли знакомо, правда?

Если вы курите легкие «Мальборо», вы попались на удочку производителей. В сущности, любые сигареты, относящиеся к категории легких, — обман. Они предназначены для потребителей, озабоченных состоянием своего здоровья, преподносятся как продукт, причиняющий гораздо меньше вреда, и таким образом подсказывают курильщикам еще одну причину продолжать курить. Табачные компании признаются, что легкие сигареты — «не что иное, как фикция». Просто для того чтобы получить необходимую дозу никотина из этих сигарет, придется сильнее затягиваться. Если не верите — вспомните, как в прошлый раз курили сигареты категории «ультралайт» (да-да, вам еще пришлось прикрывать отверстия в фильтре, помните?).

И, наконец, в последнюю очередь по порядку, но не по значимости, упомяну продукцию, разработанную табачными компаниями специально для женщин с низкими доходами. Что создает иллюзию роскоши и богатства лучше, чем раззолоченная пачка?
Обратимся к схеме. Несомненно, вы отнесете себя к одной из категорий, на которые разбили потребительниц ведущие табачные компании, чтобы лучше понять психологию курильщиц. Если вы хотите подробнее узнать об устройстве табачной индустрии, проведите в Интернете поиск по ключевым словам Big Tobacco.
Я мог бы до бесконечности продолжать рассказывать о тактике заманивания потребителей в никотиновую ловушку. Признайтесь: когда вы закуривали свою первую сигарету, вы даже не подозревали, что вас подвели к ней по немыслимо сложному пути.
Теперь эта информация пригодится вам, чтобы по-новому взглянуть на сигареты и постараться избежать очередного попадания в ловушку, которая так наглядно представлена на схеме. Говорят, ретроспективы полезны.
В данном примере вы вновь сможете побыть курильщицей. Вам это не нравилось, поэтому вы и начали читать мою книгу, чтобы спастись бегством. Участь курильщика никогда не меняется к лучшему — только к худшему. Если вам ненавистно ваше нынешнее положение, вы всегда будете ненавидеть его. Какой совет вы дали бы самой себе, если бы имели возможность вернуться в прошлое, в момент, когда закурили впервые?
Вскоре вы окажетесь в завидном положении: выкурите свою последнюю сигарету, покончите с курением раз и навсегда и выйдете на свободу. Вы вернетесь к тем счастливым временам, когда умели радоваться жизни без сигарет. С высоты нынешнего опыта вы можете дать себе ценный совет. Наконец-то вам удалось сделать по-настоящему правильный выбор.
МОЖНО ЗАСТРЯТЬ В ЛОВУШКЕ НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ, 99% ВРЕМЕНИ ИГНОРИРУЯ РЕАЛЬНОСТЬ, И ЗНАТЬ, ЧТО ВЫ ВСЕГДА БУДЕТЕ НЕСЧАСТНОЙ, или
МОЖНО ВЫРВАТЬСЯ НА СВОБОДУ И ИСКРЕННЕ ПОРАДОВАТЬСЯ СПАСЕНИЮ.

До первой пробной сигареты вакуума не существовало. С того самого дня вы пытаетесь заполнить вакуум, искусственно созданный первой сигаретой, не понимая, что заполняете его лишь на время, а потом создаете заново.

По своей воле принимать вещество, которое оказывает влияние на естественные функции самого сложного механизма на планете, так же глупо, как менять настройку инструмента, который звучит идеально. Будьте откровенны с собой: вам незачем курить и
НЕЗАЧЕМ ИСКАТЬ ЗАМЕНЫ КУРЕНИЮ.
Таким образом, мы вернулись к пункту 16 опросника: приносят ли пользу никотиновые жвачка, пластырь или спрей? Сейчас я объясню вам, что
ЗАМЕНИТЕЛИ ТОЛЬКО МЕШАЮТ БРОСИТЬ КУРИТЬ.

Заменители только мешают бросить курить

Мы стремимся к тому, чтобы больше никогда не испытывать желания или потребности выкурить сигарету. Возможно, вы до сих пор уверены, что добиться этого нелегко. Клянусь, это сделать проще простого — главное, следовать всем указаниям. Везение тут ни при чем. Вы сами управляете процессом.




<< предыдущая страница   следующая страница >>