prosdo.ru
добавить свой файл
1


Содержательный модуль: ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.

ЛЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР


  1. Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы

  2. История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ – начала ХХІвв.).

  3. Театр как род искусства.


Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы
ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное ). В широком смысле произведения письменности. Под литературой понимается – 1.совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи, человечества; 2.художественная литература как вид искусства, отображающая действительность в художественных образах. 3.сочинения по данному предмету или вопросу. Выделяется литература научная (медицинская, историческая, математическая и т. д.), учебная, ху

ожественная (Х. Л.).

В более узком значении слова под термином «литература» подразумевается художественная письменность. В прошлом - этому термину соответствовали термины «изящная словесность», «поэзия». В настоящее время соответствует художественная литература как вид искусства, ос­новным материалом которого служит слово. Таким образом, художественная литература – это искусство слова. Следует заметить, что привыч­ное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку Л. также является частью искус­ства. Как элемент системы она взаимодействует с жи­вописью, музыкой, архитектурой, хореографией, ки­нематографом и проч., что-то берет от них, что-то от­дает, в свою очередь, от себя.

Возникновение литературы относится к далекому прошлому человечества – к эпохе цивилизаций - и неразрывно связано с устным народным творчеством. Первые памятники литературы обычно представляют собой переработанные и закрепленные в письменности произведения устного поэтического творчества, веками складывавшие в народе; таковы, в частности, древнейшие героические эпопеи («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Нибелунгах» и др.). Поэтому появление литературы обусловлено возникновением письменности.


Слову доступно все, что доступно мысли, а мысль охватывает все сферы и области действительности. Литературный образ апеллиру­ет к интеллекту и воображению, к зрению и к слуху, даже к таким нетрадиционным в эстетическом отноше­нии чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Литература с оди­наковым успехом может изобразить мир природы и мир человека, мир отдельной личности и мир общества, ди­намическую картину его развития в прошлом, настоя­щем и будущем, передать разнообразные оттенки света и цвета, причудливые формы физического, психологи­ческого или эмоционального движения либо состояния. Иными сло­вами, писатель, как сам Господь Бог, моделирует, тво­рит вторую действительность во всем ее бесконечном многообразии как системное единство бесчисленных реалий, свойств и особенностей.

Специфика Л., по сравнению с другими видами ис­кусства, состоит в том, что она отражает действитель­ность посредством самого универсального инструмен­та — слова. Сфера Х.л. беспрецедентна по своей ши­роте: она может выразить все, что мо­жет выразить слово. Предмет Х.л. — весь мир, повернутый к человеку, и человек, повернутый к миру.

Каковы же цели Х.л.? Что заставляет писателя мучиться над чистым листом бумаги, а читателя тратить драгоценное время на, казалось бы, бесполезную, никак не вознаграждаемую работу ума и сердца? Цели Х.л. опре­деляются ее функциями как одного из самых социально значимых и активных видов искусства. Основные фун­кции Х.л. следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, вос­питательная и языкотворческая.

Наряду с другими видами искусства, Х. Л. целенаправленно создает ле­топись исторической жизни народа, продуцирует и офор­мляет нравственные ценности и идеалы, осуществляет феноменальный разго­вор с предками, современниками и потомками. Х.л. — самый гибкий инструмент духовной коммуникации меж­ду личностью и обществом, между поколениями, между нациями и социальными слоями общества. Изображение человека в отношениях с окружающими людьми определяет отражение в литературе всего многообразия жизненных противоречий и конфликтов. Так, в рассказе Чехова «Спать хочется» доведенная до безумия жесточайшей эксплуатацией хозяев девочка-нянька душит в колыбели ребенка, которого она укачивает.


Решая эстетические проблемы, писатель исследует реальное положение вещей и, обнару­жив его несоответствие идее прекрасного, внушает каж­дому читателю в отдельности и обществу в целом «тоску по идеалу» вместе с готовностью предпринять необходи­мые усилия для его претворения. Мир, в конце концов, переустраивают эстетически ангажированные читате­ли.

С другой стороны, гармонизация предмета искусства и самого произведения, которое также строится по за­конам красоты, имеет немаловажные преобразую­щие потенциалы. Писатель-творец и читатель-потреби­тель испытывают пусть и не одинаковое, но имеющее общую природу удовлетворение от общения с искусством слова. Конечно, мельницы «Дон Кихота», с которыми сражается отважный рыцарь Печального Образа, не сме­лют зерно и не дадут муки для хлеба насущного, но они вращают свои крылья не вхолостую. Они вырабатыва­ют незримый воочию хлеб духовный. Сколько уже по­колений читателей получили мощный нравственный импульс от высокого образа мыслей и чувств героя Сервантеса! Преобразующее действие Х.л., как видим, осу­ществляется не прямыми, а окольными, сложно опос­редованными путями.

Не менее привлекательным стимулом к творчеству и чтению является познавательная функция Х.л. Значительную часть информации о себе и окружающем нас мире мы получаем из книг, не только научных, но и художественных. М. Горький, не имевший, как из­вестно, систематического образования, но самостоя­тельно овладевший необычайно широким кругом зна­ний, не уставал повторять: «Чтение — вот лучшее уче­ние!».

Столь же эффективно, как и познавательную, Х.л. осуществляет свою воспитательную функцию. С одной стороны, она учит читателя любить добро и ненавидеть зло, прививает ему инстинкт прекрасного, вселяет тос­ку по идеалу, по гармоничной жизни в дисгармонич­ном мире и неуемное стремление его гармонизировать. С другой стороны, литературное творчество воспитыва­ет, облагораживает и художника. По свидетельству К.А.Бунина, у Чехова каждый год менялось лицо. Сам Чехов признавался в том, что от природы он был вспыль­чивым, трудным в быту человеком, обладал желчным, неуживчивым характером, но писательство, постоян­ное творческое напряжение помогли ему «выдавливать из себя по капле раба» и, добавим мы, стать поистине эталонным образцом русского интеллигента в самом высоком и определенном смысле этого понятия.


Наконец, Х.л. по праву считается основным инстру­ментом, формирующим разговорный, литературный и поэтический язык народа. Собственно язык Х.л. при­нято называть поэтическим, его ведущая функция — эстетическая. Правильный, нормированный язык как средство общественной коммуникации именуется ли­тературным. Язык разговорный, естественно, предназначен для свободного интимного общения меж­ду людьми, поэтому отличается относительной вольностью. Поэтому, с моей точки зрения, нельзя назвать литературой скандально известные произведения российского писателя Сорокина, поскольку они написаны с помощью ненормативной лексики. Возникает вопрос о предназначении литературы.

В литературе выделяют 3 основные формы: эпос, лирика, драма.

ЭПОС- от греч. - слово, повествование – повествовательный род литературы. Эта литературная форма основана на объективном отражении процессов общения человека с миром, протекающим во времени и пространстве. Повествование ведется от автора - повествователя или от героя-рассказчика. В зависимости от масштабов изображения событий и судеб различают виды или жанры эпоса. К большим жанрам относятся поэма – повествование в стихах, эпопея (иногда роман-эпопея) и роман. Это произведения с разветвленным сюжетом о судьбе одного или нескольких героев. Ярким примером является «Война и мир» Л.Толстого или романы О.Бальзака, объединенные в цикл «Человеческая комедия». В украинской литературе эпопеей называют циклы произведений М.Стельмаха(«Кровь людская – не водица», « Велика родня»), У.Самчука («Волынь», «Ост»).

К средним жанрам относится повесть. Именно таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя или «Левша» Лескова. Первая украинская повесть – «Маруся» Г. Квитки-Основяненко. Жанр повести также развивался в творчестве Марко Вовчок «Институтка», И.Нечуй-Левицкого «Микола Джеря», Б.Гринченко «Среди темной ночи», «Под тихими вербами», И. Франко «Захар Беркут», М.Коцюбинского «Fata morgana». В отличие от романа повесть охватывает только определенную цепь событий.


Малые жанры эпоса представлены рассказом, новеллой, очерком, басней, эссе, притчей и т. д. Основоположником европейской новеллы считается итальянский писатель эпохи Возрождения Боккаччо. В новелле обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. Мастером новеллы 20 столетия является Стефан Цвейг («Амок», «Письмо незнакомке», Жгучая тайна» и др.). Украинская новеллистика представлена именами М.Коцюбинского, Г.Косынки, В.Стефаника, М. Хвылевого, О.Гончара и др.

ЛИРИКА - (то, что произносится под звуки лиры) – род литературы, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств, настроений и переживаний лирического героя или автора. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам поэт и, прежде всего, его внутренний мир. Гегель, обосновывая особенности лирики, считал, что предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Лирика уходит своими корнями в устное народное творчество и генетически связана с музыкой. Лирика представлена многообразием жанров: песня, элегия, романс, сонет, гимн, эпиграмма, панегирик, ода, бурлеск и др.

ДРАМА – ( происходит от греч.: действие) род литературы, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене. Таким образом, окружающая действительность изображается непосредственно через высказывания и действия самих персонажей, то есть литературный текст разыгрывается въявь или в воображении на театральной сцене. Особенность драмы как рода искусства состоит в том, что она одновременно принадлежит как литературе, так и театру. Жанрами драмы являются трагедии, комедии и драмы в узком смысле слова.
2. История литературы

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (далее - А. Л.). Античность — исток европейской культуры и литературы как ее составляющей. В эту эпоху сложились основные литературные формы и жанры; темы, почерпнутые из античной мифологии, истории и литера­туры, широко реализовывались в XVII—XVIII вв. и периодически возрождаются в литературе XX в., напри­мер, в экзистенциализме (Ж.П.Сартр, Ж.Ануй). Однако А.л. обладала своим неповторимым своеобразием.


А. л. представлена прежде всего авторами поэм Гомером и Гесиодом.

В Древней Греции стихи читали нараспев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Кстати, от названия лиры и произошло название этой формы литературы. Поэты слагали не только слова стиха, но и создавали гармонию мелодии и ритм танца. Эти три элемента: слово, гармония и ритм составляли, по словам Платона, основу лирической поэзии древних греков. И хотя лирика греков почти не сохранилась, из глубины веков до нас дошли имена(Алкей, Архилох,Пиндар и др.). Родиной женской лирики является остров Лесбос. Здесь существовали музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо(7-6 в. до н. э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонницы ее таланта.

Классический период (V—IV вв. до н.э., прежде всего «век Перикла»), это расцвет драматургии, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, в которой быстро нарастает интерес к чело­веческой индивидуальности, и комедии Аристофана с ее ранней сатирой. Развиваются также ораторское искусство, философия. Аристотель заложил основы теории литературы.

Ли­тература Древнего Рима возникла позже греческой. Серьезно освоив греческую культу­ру в период падения республики (I в. до н.э.), Рим за­ложил основы и собственной высокоразвитой литерату­ры. Расцвели многие жанры: ораторское искусство, классиком которого является Цице­рон, историография, не отдалявшаяся от современнос­ти (Юлий Цезарь, Саллюстий), дидактическая поэзия («О природе вещей» Лукреция). Тонким лириком был Гай Валерий Катулл, умевший в двух строчках выразить противоречивое психологическое состояние: «И нена­вижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь».

Первый римский император Октавиан Август покрови­тельствовал автору эпических поэм Вергилию, лирику Горацию и другим поэтам, входившим в «кружок Меце­ната»(1 в. до н. э.). Этобыл золотой век римской поэзии. Герои­ческая поэма Вергилия «Энеида» послужила образцом для новоевропейских эпических поэм Т.Тассо, Л.Камоэнса, Вольтера, М.М.Хераскова и др. На стихотворной «Науке поэзии» Горация (послание «К Пизонам») основывался классицизм XVII—XVIII вв., по мотивам его оды «К Мельпомене» («Создал памятник я, бронзы литой прочней...») были написаны лирические шедевры Г.Державина и А.С.Пушкина. От репрессий Нерона в 65—66 гг. н.э. погибли философ и трагик Сенека-младший, Лукан — автор трагической поэмы «Фарсалия», рассказы­вающей о падении республики в результате войны Це­заря с Помпеем, и Гай Петроний Арбитр, от которого сохранился в отрывках авантюрно-эротический роман «Сатирикон»; в нем создан и образ разбогатевшего воль­ноотпущенника Тримальхиона, невежды, кичащегося своими богатствами и мнимыми достоинствами. Для широкого читателя предназначены басни Федра (I в.). На рубеже I—II вв. н.э. появляются иронические эпиграм­мы Марциала, несмешные, страстно-обличительные сатиры Ювенала. Во II в. Апулей пишет сказочно-мистическо-эротический роман «Мета­морфозы» («Золотой осел»), включающий сказку об Амуре и Психее и ряд других вставных «новелл», что будет особенно характерно для романа XVII в.


Таким образом, А.л. стала истоком средневековой европейской литературы.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИ­ТЕРАТУРА — ( c V до XIV в. в Италии, а в других странах вплоть до XVI в). Поздно христианизировавшиеся народы Северной Ев­ропы (кельты, скандинавы) запечатлели в своей сло­весности в основном родовые отношения. Стихотвор­ная «Старшая Эдда», известная в рукописи XIII в., — собрание мифологических и героических песен. «Млад­шая Эдда» Снорри Стурлусона, написанная в 1222— 1225 гг., содержит обзор языческих мифов. В XII—XIV вв. записаны исландские, ирландские, скан­динавские саги — эпические сказания в прозе.

В Центральной Европе VП—X вв. широко пред­ставлена ученая поэзия на средневековой латыни. В XII—XIII вв. переживает расцвет по­эзия беспечных весельчаков вагантов (т.е. бродячих лю­дей) — студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства и т.п.

К самым значительным достижениям средневековой литературы относится стихотворный эпос, синтезиро­вавший фольклор и письменную культуру, созданный на национальных языках: французская «Песнь о Ролан­де» (древнейшая редакция — ок. 1170 г.), испанская «Песнь о моем Сиде» (середина XII в., сохранилась в рукописи XIV в.), германская «Песнь о Нибелунгах» (ок. 1200 г.); типологически родственно им русское «Слово о полку Игореве». Более архаичен англосаксонский герои­ческий эпос—поэма о Беовульфе, сложенная в VIII или IX в. (рукопись начала X в.) на основе германских пре­даний, появившихся гораздо раньше, в языческие вре­мена. Существовал также куртуазный эпос XII—XIII вв., преимущественно стихотворный: «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского и др.

Средневековая лирика — это прежде всего поэзия про­вансальских трубадуров XI—XIII вв. (воспевание курту­азной любви, культ «прекрасной дамы» при изыскан­ности формы), испытавших их влияние в XII—XIII вв. поэтов-певцов труверов (север Франции) и немецких миннезингеров (обозначение XVIII в.), воспевавших также крестовые походы, служение сюзерену.


Ближе к собственно религиозной, церковной литера­туре были жанры духовной драмы, в частно­сти мистерии. В городах распространялись небольшие комические и сатирические стихотворные произведения: французс­кие фаблио (от лат. — басня, рассказ) XII — начала XIV в., немецкие шванки (шутка) XIII—XVII вв., ставшие со временем прозаическими.

В Италии вершина средневековья — творчество Данте. Он же предвосхищает эпоху Возрождения.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. На рубеже XIV—XV вв. К.Салютати и Л.Бруни заимствовали у древних (Цицерона) слово гуманность (человечество; в дальнейшем — человечес­кая природа, человеколюбие и даже образованность, тонкость, изящество) как наилучшим образом опреде­ляющее человеческое достоинство и устремленность к знанию. Отсюда наименование деятелей Э. В. — гума­нисты. Конкретно-историческое значение слова «гуманизм», предполагающее самоутверждение индиви­дуальности. Ренессанс признал многообразие форм человеческого бытия, реабилити­ровал плоть (в бытовом отношении до разнузданности не только в связи с карнавальной культурой).

В Э. В. европейские литературы перешли со средне­вековой латыни на национальные языки. Официально признаваемой оставалась литература стихотворная, но и в нее проникали яркие явления низовой культуры, например Ф.Вийон (XV в.), певец «дна» общества, в чьей поэзии сказались черты раннего французского В. Крупнейший лирик В. э. — Д. де Ронсар (1524—1585), глава «Плеяды», поэтической школы, которая ввела во французскую литературу жанры оды, элегии, трагедии и комедии, форму сонета, в любовной лирике вышла за пределы подражательного петраркизма. В английской литературе Э. В. долго проявляла себя срав­нительно скромно (лучший поэт XVI в. — Э.Спенсер), зато потом увенчалась драматургией У.Шекспира. Дра­ма вообще громко заявила о себе уже в конце Э. В.; в Испании ее ярчайший представитель — Лопе де Вега (1562—1635), работавший во всех родах и жанрах, написавший, по свидетельствам современни­ков, более 2000 пьес, из которых опубликовано при­мерно 500, в том числе «Учитель танцев» (1593), «Со­бака на сене» (1618), «Фуэнте Овехуна» (1619). В Германии Э. В. захватила лишь первые десятилетия XVI в. С немецкой Реформацией был связан голландец Эразм Роттердамский, живший в разных странах, пользовавшийся общеевропейским признанием, хрис­тианский гуманист, автор прозаической философской сатиры на латинском языке (Эразм — лучший латинист В. э.) «Похвала Глупости» (1509). В прозе создаются известные утопии: «Утопия» Т.Мора (1516), «Город сол­нца» Т.Кампанеллы (написано в 1602, опубликовано в 1623), «Новая Атлантида» Ф.Бэкона (1627).


Появление же в высокой литературе ро­мана М.Сервантеса «Дон Кихот» задолго предвосхища­ло переход от стихотворной к прозаической литературе, развивающейся в Европе в ХУШ—XIX вв.

В период нового времени в Западной Европе выступают литературные направления и течения, выдвигающие свои программы и требования, вырабатывающие свой художественный метод, свои жанры и стили.

Одним из первых художественных стилей, появившихся в это время был стиль барокко (перевод с итальянского – вычурный, затейливый, причудливый), который пришел на смену стилю Возрождения (к.16 – сер 18 века). Для него были характерны следующие черты: декоративная пышность, орнаментализм, перегруженность формальными элементами, гротеск, вычурные сравнения, метафоры и гиперболы. Украинское барокко представлено в период 17 – 18 вв. во всех жанрах литературы, в частности, в проповедях И.Галятовского, А.Радивиловского, в поэзии К. Ставровецкого, Г.Сковороды и др. Популярнейшим жанром поэзии являлась духовная песня. Были представлены и светские жанры: философская и любовная лирика, панегирик, эпиграмма и т.д.

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.19 вв., характерной особенностью которого являлось обращение к античной литературе и искусству как идеальному эстетическому образцу. Развивался на основе философского рационализма, руководствовался идеями главенства интересов государства над интересами отдельной личности. В литературе устанавливалась иерархия жанров: «высокими» считались трагедия (П.Корнель и Ж Расин), эпопея, роман, элегия, идиллия; к «низким», развлекательным жанрам относились комедия (Ж-Б.Мольер), эпиграмма, басня, бурлесковая поэма. В украинской литературе приобрели распространение только «низкие» жанры – бурлесковая поэма, комедия, басня. Благодаря классицизму в украинской литературе совершается переход к украинскому языку. Представителями украинского классицизма являлись: И. Котляревский, Г. Квитка - Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Билецкий - Носенко и др.


Сентиментализм – происходит от фр.: чувство - направление в европейской литературе к.18 – начала 19 века, который характеризуется стремлением раскрыть мир чувств простого человека и вызвать у читателя сочувствие к героям. Сентиментализм развивался в противовес просветительному рационализму и культу абсолютного разума, господствующему в эпоху Просвещения. Выдающимися представителями этого направления были Л.Стерн, Ж-Ж. Руссо, Й-В.Гете. В Украине наиболее ярко проявился в творчестве И.Котляревского («Наталка-Полтавка») и Г.Квитки-Основьяненко(«Маруся»).

Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе и искусстве к.18 - первой половины 19 века. Выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями, идеализация прошлого, увлечение фольклором, мистика, интерес ко всему фантастическому и экзотике. Очень часто прослеживается полный разлад, несоответствие между мечтой и действительностью, что приводит к настроению безнадежности и отчаяния. Такое романтическое умонастроение приобрело название «мировая скорбь». К этому направлению принадлежали: Д.Байрон, В.Скотт, Г.Гейне, Ф.Шиллер, В.Гюго, Ж.Санд др.

Украинский романтизм охватывает период 20-60 –х 19 века. Появление этого направление связано с публикацией произведений П.Гулака-Артемовского «Пани Твардовская» и «Рыбак» в конце 20-х гг. Духом революционного романтизма проникнуты произведения Т.Шевченко.

Реализм – название происходит от лат.: вещественный -литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним изображением действительности на основе типизации жизненных явлений. Появляется во Франции в 30-е гг.19 века, затем в других европейских литературах. Это направление дало таких представителей, как Стендаль, П.Мериме, О.Бальзак, Ч.Диккенс, У.Теккерей, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов. Среди украинских писателей – Марко Вовчок, И.Нечуй-Левицкий, Панас Мирный. И.Франко.

Модернизм – в переводе с фр.: современный – общее название направлений и школ 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, разрыв с реализмом, опора на условность, поиск новых эстетических принципов. Отдельные направления модернистской литературы сегодня стали классиками. Среди наиболее значительных – символизм, импрессионизм, неоромантизм, футуризм, акмеизм, дадаизм, сюрреализм, «театр абсурда», «новый роман».


В украинской литературе модернизм обрел специфические черты. Первые попытки «модернизировать» украинскую литературу предпринимают М.Вороный, М.Коцюбинский, М. Чернявский, П.Карманский, В.Пачовский, С.Твердохлеб, О.Луцкий, О.Олесь и др.

Экзистенциализм – от лат.: существование – иррациональное направление в литературе Западной Европы, США и Японии. Основным положением экзистенциализма является постулат: Существование предшествует сущности. На первое место выходят категории абсурдности бытия, страха, отчаяния, одиночества, смерти; противостояние личности враждебному окружающему миру, главной ценностью является свобода личности. Наиболее характерным является философский роман (А.Камю, Ж.-П.Сартр).

В украинской литературе экзистенциализм проявился в творчестве В.Подмогильного, И.Багряного, Т.Осьмачки, в поэзии представителей «нью-йоркской группы», в лирике В.Стуса.

Пост-модернизм – это направление, которое приходит на смену модернизму в последние десятилетия 20 столетия. Это направление – продукт постиндустриальной эпохи, когда распадаются мировоззренческие, экономические, политические системы. Постмодернисты утратили не только надежду изменить мир, но и систематизировать его, действие всегда опережает теорию. Характерной чертой этого направления является культ независимой личности, стремление к мифу, коллективному бессознательному, стремление объединить ценности разных культур, религий, видение повседневной жизни как театра абсурда, ирония, пародия. Среди Первых постмодернистских произведений – романы У.Эко «Имя розы», П. Зюскинда «Парфюмер», Д.Апдайка «Версия Роджерса».

Постмодернизм в современной украинской литературе проявляется в творчестве Ю.Андруховича, Издрика,О.Ульяненко, С.Процюка, В.Медведя, О.Забужко и др.

Театр как род искусства

ТЕАТР (от грсч. — место для зрелища; зрелище) — 1) род искусства; 2) представление, спек­такль; 3) здание, где происходят театральные представления. Театр, искусство, как н дру­гие искусства, является формой общественного сознания. Т. имеет первостепенное значение в жизни общества, как способ художественного отражения действительности. Историческое развитие Т. неот­делимо от развития общества, от состояния культуры в целом. Расцвет или упадок Т., преобладание в нём тех или иных интересов, художественных тенден­ций, его роль в духовной жизни современности связа­ны с особенностями развития общества, которое че­рез Т. судит о собственной жизни, осознаёт её кон­фликты.


Как особый вид искусства, Т. обладает своей специфи­кой: отражение действительности, характеров, со­бытий, их трактовка, оценка, утверж­дение определённых идей происходят в Т. посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой. Актёры исполняют свои роли, следуя тексту пьесы, её положениям, а в иных слу­чаях — сценарию, требующему импровизации. Иг­ровая сущность Т. определялась исторически, при самом его возникновении из охотничьих, сельскохо­зяйственных и др. ритуальных празднеств. В основе этих празднеств лежала аллегория, воспроизведение явлений природы или трудовых процессов более или менее обширной группой участников празднества. Обрядовый характер действия вначале заслонял собой игровую сторону представления. Однако по ме­ре становления Т. как искусства его игровая, творческая сущность выступала всё более явственно, оформляясь в различных театральных системах. Игровая природа Т. проявляет­ся на всех этапах его развития: в античной трагедии, в народном театре (фарс, скоморошные представления и т. д.), в шекспировском театре и театре классицизма, у романтиков 19 в. и реалистической психологической драме.

Как и всякое искусство Т. отражает действительность через систему образов. Спектакль представляет собой произведение театрального искусства , обладающее образным единством, что создается единством таких элементов, как драматургическая основа сценического представления, стилистическое и жанровое решение спектакля, актерское исполнение, сценическая площадка, декорации, применение музыки и танца. В спектакле современного Т. объединяется искусство драматурга, актеров, режиссера – постановщика, художника – декоратора, композитора и работников театра ( осветителей, костюмеров, гримеров и проч.).