prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5

Функциональный спрос обусловлен потребительскими свойствами экономического блага (оптимальное сочетание цены и качества). Нефункциональный спрос обусловлен факторами, не связанными с качеством товара. 

Нефункциональный спрос:

1) эффект присоединения к большинству - это увеличение потребительского спроса, связанное с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие;

2) эффект сноба - это снижение спроса из-за того, что другие люди потребляют данный товар;

3) эффект Веблема - это увеличение спроса из-за того, что товар имеет более высокую цену;

4) спекулятивный спрос - возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительную покупку товара в настоящем;

5) нерациональный спрос - незапланированный, возникающий под влиянием  сиюминутного желания.

Количественная трактовка понятий удовлетворения и предпочтения осуществляется посредством концепции полезности, то есть показателя степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо товара.

Потребителя интересуют две оценки полезности:

1) общая - ТU - total useful - это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара за данный период времени;

2) предельная - MU - marginal useful - изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара на одну единицу. 

Существует два подхода к оценке предельной полезности:

1) кардиналистский - предполагает абсолютно точное количественное определение величины полезности; мера полезности - ютиль.

2) ординалистский - предполагает ранжирование товаров по принципу предпочтения.

Кривая предельной полезности и наклон кривой общей полезности - падают по мере роста количества потребления товаров и услуг. Такую их тенденцию называют законом убывающей предельной полезности, который гласит: "если потребление всех других товаров и услуг остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени.


Поскольку предельная полезность падает, то следующий рост покупок приносит потребителю все меньше удовлетворения, поэтому он будет желать платить все меньше и меньше за последующие единицы товара. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать снижению удовлетворения потребителя.

Адам Смит обратил внимание на парадокс воды и алмазов. Парадокс воды и алмазов разрешается утверждением, что не полезность воды определяет цену и спрос, а предельная полезность, то есть полезность последней единицы. Парадокс ценности находит свое решение, чем больше товара - тем меньше интенсивность желания потреблять его последнюю единицу, используя пример воды и алмазов Джеванс впервые установил связь между предельной полезностью и ценой, выразив ее в формуле: MU воды/ Р воды= MU алмазов/ Р алмазов.

Лекция 5.

Издержки производства и прибыль

Вопросы:

1.Издержки производства и прибыль

2.Эффект масштаба производства

Взятое производство связано с денежными и материальными затратами, они выступают условием и средством для производства конкретной продукции и получения цели – прибыли.

Выручка или совокупный доход фирмы (TR) – это денежные средства полученные от продажи товаров и услуг за определенный период времени.

Прибыль или чистый доход (П=TR-TC) – это разность между совокупным доходом и совокупными издержками. Для детального анализа экономической деятельности фирмы вводятся понятия совокупного, среднего и предельного дохода.

Совокупный доход (TR=PxQ) – это доход получаемый фирмой от продажи определенного кол-ва блага.

Средний доход (AR=TR/Q) – это доход приходящийся на единицу проданного блага.

Предельный доход (MR=(delta)TR/(delta)Q) – это приращение дохода которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

Издержки - это материально производственные расходы связанные с производством проданных в течении данного периода товаров и услуг.


Классификация издержек

1)Издержки бывают внешними и внутренними.

Внешние издержки – это платежи внешним по отношению к данной фирме поставщикам.

Куда входят следующие статьи затрат.

1.Материально производственные, то есть сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия.

2.Оплата труда работников

3.Отчисление на социальные нужды

4.Амортизационные расходы

5.Прочие затраты (комиссионные платежи за банковское обслуживание, процент за кредит, арендные платежи, налоги и сборы)

Внутренние издержки:

1.Издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю

2.Нормальная прибыль, приходящаяся на предпринимательские способности

2)Постоянные издержки – это издержки величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

Релевантный период, то есть когда постоянные издержки постоянны.

К ним относят издержки связанные с эксплуатацией зданий и сооружений, машин, производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, административными расходами.

         2.1) Средние постоянные издержки (AFC=FC/Q). С увеличением объема производства они приобретают все меньшую величину.

         2.2) Переменные издержки (VC). Они изменяются с увеличением или сокращением объема производства. К ним относятся траты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.

         2.3) Средние переменные издержки (AVC). Они достигают минимума при технологически оптимальном размере производства. Понятие средних переменных издержек необходимо для определения фиктивности хозяйствования фирмы, определения положения равновесия фирмы и ближайших перспектив развития, то есть расширение/сокращения производства или ухода из отрасли.

         2.4) Общие издержки (TC=FC+VC).

         2.5) Средние общие издержки.

2 – 2.5 ГРАФИКИ


Лекция 6

Типы рыночных структур

Вопросы:

1.Совершенная конкуренция

2.Чистая монополия

3.Олигополия

4.Монополистическая конкуренция

5.Антимонопольное регулирование

Степень развитости конкуренции:

1) рынок совершенной конкуренции

2) рынки несовершенной конкуренции:

    - монополия (один продавец и множество покупателей)

    - монопсония (множество продавцов и один покупатель)

    - олигополия (от 2 до 10, от 2 до 24)

    - монополистическая конкуренция (несколько десятков продавцов и множество покупателей)

1.

Совершенная конкуренция предполагает:

- множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала (не превышает 1%).

- однородность товаров и услуг: отсутствует различие у товаров одинакового качества;

- никто не подвергается ценовой дискриминации: товар продается всем категориям потребителей по одинаковой цене; (скидки, льготы, оптом);

- полная мобильность ресурсов, то есть отсутствие барьеров для входа в любую отрасль производства;

- абсолютная информированность оценок - отсутствие необходимой информации может стать препятствием для перелива капитала;

В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершённую конкуренцию в несовершенную.

2.

Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. Когда в отрасли господствует только одна фирма, где границы фирмы и отрасли сливаются.

Монополия (от греч. монос - один, полио - продаю). Чистая монополия возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт уникален. Это можно отнести к естественным монополиям. Когда увеличение числа фирм в отрасли приводит к росту средних постоянных издержек.


Доклад: ЖКХ, ТСЖ, как платить меньше.

Монополист обладает реальной властью над продуктом, контролирует цену, изменяя объем выпускаемой продукции. Монополия возникает там, где велики барьеры, для вступления в отрасль:

1) экономия от масштаба (химическая, автомобильная, металлургия);

2) государство создает официальные барьеры, выдавая патенты или лицензии;

Патентное право США: Apple и Xerox

Авторское право

3) исключительное право на какой-либо ресурс ("Де Бирс");

4) стереотипом выступает мнение, что монополист всегда стремится ограничить выпуск - это не совсем верно, поскольку он стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции;

5) рыночная ситуация - когда на рынке множество продавцов и один покупатель - называется монопсония.

3.

Олигополия (олигос - несколько) - это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей строго ограничен.

Характерные черты олигополии:

- немногочисленность фирм в отрасли;

- олигополистические ситуации могут складываться как в отраслях производящих стандартизированный товар, так и дифференцированный товар;

- вступление в отрасль ограничено;

- всеобщая взаимозависимость: число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкуренетов;

Возможны две основные формы поведения:

1) некооперативная, когда производитель самостоятельно решает вопросы относительно цены и рынков сбыта продукции

2) кооперативная - стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует появлению картелей.

Картель - это объединение фирм, согласующихся свою решения по поводу цены и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картелей преследуется законом, поэтому чаше всего имеет место тайный сговор, то есть тайная договоренность конкурентов относительно цен и рынков сбыта.


4.

Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли господствуют десятки фирм. Тайный сговор между которыми невозможен в принципе. Предсказать действия всех участников рынка нельзя, поэтому предприниматели действуют на свой страх и риск. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, учитывать вкусы и предпочтения потребителей: такси, торговля, парфюмерия,

косметика, легкая промышленность, пищевая промышленность. Важную роль в дифференциации товара играет не ценовая конкуренция: реклама, красивая упаковка, обслуживание, гарантийный ремонт, доставка. Нет высоких барьеров для вступления в отрасль.

5.

Антимонопольное регулирование

Чтобы избежать негативных явлений, связанных с монополизацией государство создает для нее официальные барьеры:

1) административный контроль;

2) организационные методы - не затрагивая монополию как форму производства, государство делает монопольное поведение невыгодным: способствует созданию малых предприятий, снижает таможенные пошлины, упрощает процедуру лицензирования;

3) антимонопольное законодательство (первый - 1890 год - закон Шермана, второй - закон Клейтона - 1914 год - впервые обозначил проблему монополизации).

В 80-х годах американское правительство приняло нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфендаля-Хершмана Ihh%<1000, значит имеет место монополизация рынка. >1800 - рынок высоко концентрирован.

Лекция 7

Рынки факторов производства

Вопросы:

1.Рынок труда

2.Капитал и процент

3.Рынок земли

1.

Труд - это физическая и духовная деятельность людей, направленная на получение дохода для удовлетворения своих потребностей.

Под заработной платой понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. В зависимости от метода оценки трудовых затрат различают: повременную и сдельную формы оплаты труда.


Широко используются поощрительные формы оплаты труда, то есть премии, доплаты за качество, инициативу, участие в распределении прибыли, путем распределения акций предприятия.

Различаются номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная наемным работником.

Реальная заработная плата - это совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

Для большинства населения развитых стран заработная плата является основным источником дохода.

Главным фактором, влияющим на уровень зарплаты, является эффективность труда, измеряемая прямым показателем "производительность труда" и обратным показателем - трудоемкость.

Рыночное предложение услуг труда определенного вида есть сумма объемов предложения труда за определенный период времени. Последние годы характеризуются стремительным ростом инвестиций в человеческий капитал: они включают расходы на образование, здравоохранение, социальное обслуживание.

"Инвестиции в человеческий капитал" - доклад.

Важную роль на рынке труда играют профсоюзы - объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров оо имени и по поручению своих членов.

Цель профсоюза - это максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы, получение дополнительных выплат и льгот.

2.

Капитал - это любой ресурс, необходимый для получения большего количества экономических благ.

Капитал - это самовозрастающая стоимость.

Различают две основные формы капитала - физический и человеческий.

Физический капитал разделяют на основной (то есть реальные активы длительного пользования - это здания, сооружения, машины, оборудование) и оборотный капитал, который расходуется на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов. Оборотный капитал полностью потребляется в течении одного цикла производства. Его стоимость включается в издержки производства целиком, а основного капитала - по частям.


Основной капитал служит в течении нескольких лет и подлежит замене по мере его физического или морального износа.

Моральный износ:

1) обесценивание основного капитала по мере удешевления его стоимости;

2) связан с началом выпуска машин и оборудования принципиально нового качества, что делает использование

старого основного капитала технически и технологически невыгодным.

Каждый год собственник основного капитала осуществляет амортизационные отчисления, то есть списывает часть стоимости его оборудования.

Амортизация - это процесс постепенного перенесения на производимую продукцию стоимости основного капитала по мере его износа.

Отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости основного капитала, выраженное в процентах, называется нормой амортизации. Доход на капитал будет произведен в том случае, если собственник капитала

передаст его предпринимателю. Ссужаемые капитал должен вернуться с приращением, то есть с процентом.

Ссудный процент - это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течении определенного периода времени.

Уровень ставки ссудного процента зависит от риска, объема ссуды, продолжительности периода и так далее.

Инвестирование - это приток нового капитала в данном году, то есть процесс создания и пополнения запаса капитала.

Валовые инвестиции - это общее увеличение запаса капитала.

Возмещение - это процесс замены изношенного основного капитала.

Чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.




<< предыдущая страница   следующая страница >>