prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5

3.

Рынок земли

Земля как ресурс это не только земля, но и все природные ресурсы, находящиеся на ней, но и в ее недрах.

Особенность данного фактора: ограниченность, неперемещаемость и незаменимость.

Вследствие этого собственность на землю является самым доходным видом собственности.

Экономическая реализация этого вида собственности заключается не в продаже, а в сдаче ее в аренду фермеру.

Экономическая рента - это плата за пользование ограниченными ресурсами.

Земельная рента - это доход земельного собственника, получаемый от арендатора за использование арендованного участка земли.

Различают абсолютную и дифференциальные ренты.

Абсолютная рента - это рента, уплачиваемая арендатором земельному собственнику за пользование землей, независимо от уровня ее плодородия и местоположения.

Дифференциальная рента - это добавочная прибыль, которая возникает в случае если индивидуальные издержки ниже общественных.

1) дифференциальная рента один обусловлена естественным плодородием почв


  1. 2)дифференциальная рента два - искусственным плодородием почв.

Лекция 8

Основные макроэкономические показатели

Вопросы:

1.Предмет макроэкономики

2.Экономический кругооборот

3.Система национальных счетов

1.

Макроэкономика - это отрасль науки, изучающая поведение экономики как единого целого, для обеспечения условий устойчивого роста, полной занятости ресурсов, минимимзации инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики, которая изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов (производителя и потребителя), макроэкономика исследует проблемы общие для всей экономики и оперирует агрегированными величинами (ВВП, совокупный спрос, инфляция и безработица).

Функции:

1) исследует причинно-следственные связи в экономике;


2) выявляет закономерность и зависимости между макроэкономическими процессами и явлениями;

3) оценивает существующую в экономике ситуацию и показывает пути ее улучшения, то есть разрабатывает принципы экономической политики;

4) дает теоретическую основу прогнозирования;

Различают два вида макроэкономического анализа:

1) анализ статистических данных - позволяет оценить результаты экономической деятельности, выявить проблемы, разработать экономическую политику по их преодолению, произвести сравнительный анализ экономического потенциала разных стран;

2) прогноенное моделирование экономических процессов, что позволяет выявить причинно-следственные связи между экономическими процессами и определить закономерности их развития

Макроэкономический анализ требует агрегирования, то есть объединения отдельных элементов в целое.

Агрегирование основано на выявление наиболее типичных черт поведения и обеспечивает возможность выделить 4 макроэкономических агента: домохозяйство, фирмы, государство, иностранный сектор.

Агрегирование рынков дает возможность выделить 4 рынка:

1) рынок товаров и услуг

2) финансовый рынок:

- денежный рынок (рынок краткосрочных - до года - долговых обязательств)

- рынок ценных бумаг или рынок долгосрочных долговых обязательств (более года)

3) рынок факторов производства

4) рынок валют

Классификация экономических переменных:

1) эндогенные и экзогенные

2) группировка, связанная со способом их измерения во времени:

- показатели запаса (изменяются только в определенный момент времени, например госдолг)

- показатели потока (измеряются в единицу времени)

2.

Экономические блага движутся не сами по себе, они выступают как средство связи между экономическими агентами, движение их образует экономический кругооборот, то есть круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком товаров и услуг.


Одинаковые хозяйственные единицы агрегируются в сектора, а экономические операции - в величины потока (денежный поток, поток товаров и услуг)

Основными субъектами рыночной экономики являются фирмы и домохозяйства. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиком факторов производства. Фирмы предлагают спрос на ресурсы, предлагая потребительские товары и услуги. Спрос домохозяйств выражается в

расходах, осуществляемых на рынках потребительских товаров и услуг, продажа которых составляет совокупный доход фирмы. Покупка ресурсов - это издержки фирмы, доход на факторы производства: труд - заработная плата, земля - рента, капитал - процент, прибыль, предпринимательские способности - прибыль. Таким образом, реальный поток товаров и услуг опосредуется обратно-направленным потоком денежных средств. Государство регулируется колебание в уровнях производства, занятости, инфляции, предоставляет трансферты и взымает налоги, производит

закупки как потребительского, так и производственного характера.

Для закрытой экономики без государственного вмешательства характерно равенство величин общего объема производства в денежном выражении, сумме величин доходов домашних хозяйств.

В открытой экономике с государственным вмешательством равенство нарушается: образуются утечки, то есть сбережений, налоговых платежей и импорта; так же образуются инъекции в виде инвестиций, государственных расходов, импорта.

Лекция 9

Механизм макроэкономиического равновесия

Вопросы:

1.Совокупный спрос

2.Совокупное предложение

1.

Общее экономическое равновесие (идеальное состояние экономики) - это ситуация, когда совокупный спрос имеет точку пересечения с кривой совокупного предложения. Рис 9.1.

Совокупный спрос (AD) - это сумма всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги в течении года.

В соответствии с наличием четырех основных секторов в экономике совокупный спрос можно разделить на следующие группы:

1) С - спрос на потребительские товары и услуги;

2) G - государственные закупки;

3) I - инвестиции;

4) Хn - чистый экспорт (Xn=Ex-Im) - разница между экспортом и импортом.

AD=C+G+I+Xn

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон (рис. 9.2)

Отрицательный наклон обусловлен следующими эффектами:

1) эффект реального богатства или эффект Пигу: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных

запасов снижается. Люди чувствуют себя относительно беднее и сокращают величину потребления.

2) эффект процентной ставки или эффект Кейнса: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги для инвестиций, возрастает ставка процента, инвестиционный спрос сокращается.

3) эффект импортных закупок или эффект Манделла-Флеминга: при повышении уровня цен в стране товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев, поэтому сокращается экспорт. Импортные товары становятся относительно дешевыми, поэтому растет импорт.

На уровень спроса влияют неценовые факторы:

1) ожидания (ценовые, дефицитные)

2) доходы потребителей

3) процентные ставки

4) налоги.

Потребительские расходы определяются уровнем благосостояния потребителей, однако по мере роста потребления склонность к потреблению (MPC) снижается и рост спроса отстает от роста доходов.

2.

Совокупное предложение (AS) - это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынке все производители в течение года.

Форма кривой AS может быть различной. В зависимости от того, в краткосрочном или долгосрочном периоде мы ее рассматриваем. Она состоит из трех отрезков:

1) а - горизонтальный или кейнсианский (краткосрочный период): неполная занятость, фиксированный уровень цен, экономика в стадии депрессии.


2) б - восходящий, происходит одновременный рост цен и ВВП, экономика близка к полному использованию ресурсов (стадия оживления).

3) в - вертикальный или неоклассический: полная занятость, максимальная загрузка производственных мощностей, предложение физически не растет, происходит его качественная и денежная переоценка. (стадия оживления,

долгосрочный период).

Неценовые факторы совокупного предложения - это факторы, изменяющие издержки на единицу выпускаемой продукции: цена на ресурсы, количество ресурсов, производительность ресурсов, налоги на бизнес, трансферты, государственное регулирование экономики.

На практике возможны различные варианты пересечения кривых AS и AD:

1) на горизонтальном участке (рис 9.3); движение к равновесному объему не сопровождается изменением уровня цен, оно вызвано вовлечение в производство неиспользуемых ресурсов, растет реальный объем производства.

2) на участке б (рис 9.3): растут цены и реальный объем производства, изменение цен исключает перепроизводство товаров

3) на вертикальном участке (рис 9.4): увеличение предложения невозможно, растут цены, улучшается качество товаров.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит эффект храповика. (рис 9.5)

Лекция 10

Механизм макроэкономического равновесия

Вопросы:

1.Потребление, сбережения, инвестиции

2.Модели равновесной динамики

1.

Две трети суммы совокупного дохода составляет потребление. Колебания в потреблении являются важной причиной циклических колебаний.

Потребление (С) - это совокупность денежных расходов населения на приобретение товаров и услуг.

Потребление и сбережения в совокупности составляют доход населения после уплаты налогов: С+S(сбережения)=У(доход после уплаты налогов, РЛД). С ростом доходов потребителей структура их расходов существенно меняется - растет их сберегаемая часть.


Под предельной склонностью к потреблению (MPC) Кейнс подразумевал долю потребления в каждой дополнительной денежной единице дохода:

MPC=delta C/ delta Y.

Средняя склонность к потреблению (APC) - отношение потребления к величине располагаемого дохода: APC=C/Y.

Сбережения и инвестиции - это переключение ресурсов от производства товаров и услуг текущего потребления на создание высокотехнологичных капитальных ресурсов.

Средняя склонность к сбережению (APS) - выращенная в процентах доля общего дохода, которая идет на сбережения: APS=S/Y.

Предельная склонность к сбережению (MPS) - это часть дополнительного дохода, которая идет на сбережения: MPS=delta S/ delta Y.

MPC+MPS=1=APC+APS

В условиях ОЭР (общее экономическое равновесие: I=S, инвестиции равны сбережениям.

Инвестиции (I) - это финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышения качества товаров и услуг, в образовании кадров и на научные исследования.

В масштабах национальной экономики инвестиции - это ресурсы, направляемые на увеличение реального капитала общества. Инвестиции составляют 15-16% совокупных доходов, трудно поддаются прогнозированию и детерминированию.

I=h*Y, h - коэффициент аксилирации.

Благодаря им осуществляется накопление капитала предприятия, создается база производственных возможностей и экономического роста. С изменением данного компонента, происходят основные сдвиги макроэкономического характера, в том числе и циклического.

Инвестиции осуществляются по следующим направлениям:

1) в капитальные ресурсы - для увеличения производственных возможностей путем строения новых предприятий, внедрения новых технологий, развития средств коммуникации;

2) в запасы - откладываются для хранения;

3) в человеческий капитал - здоровье, образование, профессиональную подготовку.

Инвестиции подразделяются на чистые (ресурсы увеличивающие размер основного капитала) и возмещения (процесс замены изношенного основного капитала - амортизация).


Валовые инвестиции = чистые инвестиции + Возмещение

Сбережения помещаются в любые финансовые институты: банки, фонды и так далее, которые предоставляют займы потребителям для приобретения капитальных ресурсов.

Частные лица могут вкладывать свои сбережения, покупая ценные бумаги - портфельные инвестиции. Покупая ценные бумаги или непосредственно в пенсионные или инвестиционные фонды.

Фонды также покупают ценные бумаги, то есть инвестируют аккумулированные средства. Выбор варианта инвестирования осуществляется на основе сопоставления доходности инвестиций с нормой банковского процента.

(9.7)

Из данной модели следует:

1) инвестиции выгодны, пока ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли;

2) государство может менять ставку процента, изменяя предложение инвестиций.

2.

Идеальное положение рыночной экономики - это состояние экономического равновесия. Когда совокупное производство равно совокупному предложению, совокупный доход равен совокупному спросу и совокупному

потреблению.

Однако экономика находится в постоянном движении, то есть ей присуща экономическая динамика, которая обуславливает постоянное нарушение равенства. Каждое отклонение чревато негативными последствиями.

Модели макроэкономического равновесия:

1) классическая - сформировалась в целостную модель в начале XIX века, и к 30-м годам XX века потеряла актуальность. Классическая модель сводила равновесную динамику к механизмы ценового взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения (10.0).

Данная модель предполагает:

1) общество состоит из одних производителей, они же - потребители;

2) производители расходуют только свой собственный доход (нет кредитов для инвестиций);

3) доход расходуется полностью (отсутствуют сбережения).

Однако, реальная экономика устроена сложнее:

- число потребителей превышает число производителей;


- производители расходуют свой доход не полностью (имеют сбережения);

- часть затрат производитель осуществляет за счет займов.

Таким образом, спрос уменьшается на величину сбережений, а предложение возрастает на величину кредитов.

Классическая рыночная экономика автоматически избавляется от кризисов перепроизводства, дефицитов, инфляции, безработицы - посредством ценового механизма.

Подвижность цен - невидимая рука рынка. Адам Смит.

Закон Сея: "Предложение создает свой собственный спрос".

2) кейнсианская модель - в кейнсианской модели основу механизма равновесной динамики составляет связь предложение - спрос, но с поправкой на сбережения. Кейнс отверг классическую модель вследствие следующих факторов:

1) монопольные тенденции - не позволяют ценам быть подлинно свободными;

2) долгосрочные контракты между поставщиками и реализаторами препятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнктуры;

3) действие профсоюзов мешает зарплате выполнять функции регулирующей цены на рынке труда, в результате цены становятся малоподвижными и дезориентируют предпринимателей в решении вопроса об изменении объемов производства. Вместо цены в качестве индикатора конъюнктуры рынка Кейнс предложил объем продаж. (10.1)

Кейнс скорректировал кривую совокупного спроса следующим образом:

1) исходный пункт ее находится выше нуля, поскольку люди осуществляют потребление даже при нулевом уровне доходов;

2) по мере увеличения доходов растет их сберегаемая часть.

Кривая совокупного предложения является биссектрисой.

В Кейнсианской модели проблема состоит не в нахождении равновесного ВВП, а в механизме его восстановления при отклонении от него фактического ВВП.

Возможны два варианта:

1) ВВП больше равновесного: растет совокупный спрос, но он на величину сбережений откланяется от совокупного предложения (которое также возрастет), появляется безработица; в классической модели снижались бы цены, но в кейнсианской модели, подчиняясь сигналу уменьшение объема продаж, сокращается объем производства при сохранении завышенных цен и появляется безработица;



<< предыдущая страница   следующая страница >>