prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2

Факторы качества товаров


Качество товаров обусловлено рядом факторов:

- факторы, формирующие качество. К этой группе относятся проектирование, разработка продукции; сырье; конструкция; технология производства.

- факторы, стимулирующие качество. К ним относят условия материального и морального поощрения за выпуск высококачественной продукции, систему ценообразования, санкции за выпуск и поставку продукции ненадлежащего качества и др.

- факторы, способствующие сохранению качества. К ним относятся упаковка, условия хранения, транспортирования, эксплуатации.

Все факторы можно подразделить на объективные и субъективные.

К объективным относят конструкцию изделий, технический уровень производственной базы, модернизацию и автоматизацию производства, современную технологию и технические средства контроля.

К субъективным относят факторы, которые связаны с деятельностью человека: профессиональное мастерство, общеобразовательный уровень, психологический склад человека и личная заинтересованность в результате труда.
Вопрос 5.

Оценка качества — совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действитель­ного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций:

1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и по­казателей, их определяющих. Основными критериями вы­бора являются:


  • этап жизненного цикла продукции (прием­ка сырья, производство, хранение, распределение и реали­зация);

  • потребности, которые должен удовлетворять то­вар;

  • субъективные особенности эксперта.

Так, на этапе приемки сырья, предназначенного для из­готовления продукции с сильно измененными свойствами, в том числе внешним видом, существенное значение име­ют показатели технологических свойств и безопасности, но не важны эстетические свойства. В то же время при реализации в номенклатуру показателей качества необхо­димо включать показатели всех потребительских свойств, но особенно важны для потребителя показатели назначе­ния, надежности, безопасности, эргономических и эстети­ческих свойств.


2. Определение действительных значений показателей качества. Проводится путем количественных и качествен­ных измерений.

3. Сопоставление действительных значений измеряемо­го показателя с базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стан­дартов или других НД, а также стандартные образцы, эталоны.

При сравнении выявляется соответствие или несоот­ветствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается установлением оп­ределенных градаций, классов, товарных сортов, марок продукции, что в конечном счете связано с принятием решения о присвоении товару определенной градации ка­чества.
Методы оценки показателей качества.

Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно определить с помощью объективных или эвристических ме­тодов оценки.

1. К объективным методам оценки показателей качества товаров от­носятся методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.

К группе таких методов относятся:

1.1. Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием измерительной техники. Достоинством это­го метода являются объективность, точность и возможность выра­зить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т.д.

К недостаткам этого метода относятся использование в ряде слу­чаев достаточно сложного оборудования, а также потери образцов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.

1.2 Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуата­ции, а также количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов. (Например, при опытной носке обуви регистрируется количество дней до заданного износа, при испытании телевизоров – количество отказов за определенный период работы)


Недостатками этой группы методов являются их трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.

1.3. Расчетный метод определения показателей качества товаров основан на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода те или иные показатели качества определяются не с помощью непосредственного определения показателя, а путем их расчета с использованием формул и различных математических моделей.

2. Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опы­та людей.

К эвристическим методам относят:

2.1. Органолептический метод определения показателей свойств товаров отличает простотой и возможностью проведения в любых условиях без применения специального оборудования, базируется на использовании органов чувств человека — обоняния, осязания, зре­ния, слуха и вкуса. С помощью этого метода можно оценивать, на­пример, твердость материалов, запах духов, качество звучания му­зыкальных инструментов, вид изделий и т.д.

Недостатком этого метода является невозможность получения точ­ного числового значения показателей качества и применение для оценки только балльной системы.

2.2. Экспертный метод оценки качества товара — это метод, осно­ванный на решении, принимаемом экспертами. Экспертный метод можно считать одной из разновидностей органолептического ме­тода, использующего для оценки качества товара обобщенные оцен­ки группы специалистов (экспертов). При этом точность получен­ных в балльной системе оценках в значительной мере зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.

2.3. Социологический метод оценки качества основывается на изучении мнений широкого круга потребителей об уровне качества рассматриваемого товара. Информацию о мнении потребителей полу­чают путем проведения анкетирования, устных опросов, конферен­ций, аукционов, выставок-продаж и т.п.




<< предыдущая страница