prosdo.ru
добавить свой файл
1 2


ЛЕКЦИЯ 8.

ТЕМА: ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Постановка вопросов

Состояние и перспективы эколого-правового образования. Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности. Эколого-правовое сознание и формы её проявления. Эколого-правовая культура как составная часть культуры цивилизации.
1. Состояние и перспективы эколого-правового образования

Эколого-правовое образование (юридическое экологическое образование) как экологическая функция государства - самостоятельное направление деятельности в области правового регулирования использования природных объектов и охраны окружающей природной среды. Оно представляет собой важную функцию государственного управления в сфере природопользования и природоохраны. Его содержанием является система знаний о правовом опосредовании взаимодействия общества с природой на определенном этапе общественного развития.

Право граждан на получение экологического образования закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды». В ст.7 Закона указано, что повышение экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов обеспечивается общим обязательным комплексным образованием и воспитанием в области охраны окружающей природной среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, в системе общего среднего, профессионального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Экологические знания являются обязательным квалификационным требованием для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов, и приводит к определенному воздействию на состояние окружающей природной среды.

Организация экологического воспитания и экологического образования в соответствии с ст.17 Закона возложена на Кабинет Министров Украины. Согласно ст. 19 Закона, в компетенцию исполнительных и распорядительных органов местных Советов в области охраны окружающей природной среды входит организация экологического воспитания и экологического образование. Таким образом, одной из форм реализации экологической функции государства является организация и проведение экологического воспитания и образования на всех образовательных уровнях, что обеспечивает его непрерывный и системный характер.


В целях создания системы экологического образования необходимо преподавание основ экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, а также экологизация учебных дисциплин. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях целесообразно предусмотреть преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды, природопользованию и социальной экологии.

Эколого-правового воспитание и образование, как часть экологического воспитания и образования, основывается на следующих принципах: всеобщности распространения экологического воспитания и образования на все население страны, с учетом индивидуальных интересов, стимулов и особенностей отдельных социальных и территориальных групп и профессиональных категорий; комплексности, осуществления экологического воспитания и образования в системе обучения, с учетом научно-обоснованных методических требований; непрерывности в процессе всего периода обучения, в том числе на уровне переподготовки и повышения квалификации. Повышение квалификации имеет самостоятельное значение в системе экологического воспитания и образования, и непосредственно связано с профессиональной подготовкой руководящих работников и специалистов.

Значение экологического образования подчеркивается в международных документах, посвященных охране окружающей природной среды. В Экологической программе Европы 1995 года содержатся рекомендации относительно развития системы обучения в области охраны окружающей среды, применения новых методик преподавания и новых путей интеграции экологических аспектов в образование на всех его уровнях. В «Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», утвержденных Постановлением Верховной Рады от 5 марта 1998 года определены меры по усилению эколого-правового образования. В них предусмотрено расширение системы эколого-правовых учреждений, разработка новых учебных программ, совершенствование методики преподавания экологического права и спецкурсов эколого-правовых дисциплин в современных условиях, создание в системе Минэкоресурсов научного центра экологического права и законодательства для осуществления комплексных эколого-правовых исследований.


Важное значение для целенаправленного воздействия на мировоззрение, поведение и деятельность населения, по формированию экологического сознания имеет деятельность заповедников и национальных природных парков Украины. Основные направления деятельности этих учреждений по организации и проведению эколого-образовательной и воспитательной работы отражены в Положении об эколого-образовательной деятельности заповедников и национальных природных парков, утвержденных приказом Минэкобезопасности от 5 октября 1998 года.

Главными направлениями экологической образовательно-воспитательной деятельности этих учреждений являются: формирование на базе заповедников и национальных природных парков региональных, национальных и международных центров подготовки кадров в сфере эколого-образовательной и воспитательной работы; ведение природоохранной пропаганды; учебная, научно-исследовательская и методическая работа с молодежью путем создания и реализации совместных эколого-образовательных программ, проектов, соглашений с различными учреждениями и организациями природоохранительной направленности; организация массовых эколого-образовательных мероприятий; сотрудничество с общественными и международными эколого-образовательными организациями.

Большое значение в системе эколого-правового образования, и формирования высокой эколого-правовой культуры имеет социальная экология – новая комплексная наука и учебная дисциплина. Социоэкология является теоретической базой для любой практической деятельности в сфере рационального использования природных объектов и охраны природных ресурсов. Она обеспечивает изучение закономерностей взаимодействия общества с естественной природной средой. С учетом исключительной важности социоэкологии для формирования у студентов правильного понимания места человека в окружающей среде, научных принципов рационального природопользования, повышения уровня экологического сознания молодежи, Министерство образования и науки ввело обязательный курс «Основ социоэкологии» для всех специальностей.


В Концепции охраны и восстановления окружающей природной среды Азовского и Черного морей, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины № 1057от 10 июля 1998 года, наряду с правовыми, финансовыми, организационными и научно-методическими средствами охраны окружающей природной среды этих морей, предусмотрены информационно-образовательные меры. Последние имеют целью повышение уровня экологического образования и информированности населения Азовско-Черноморского региона, и заключаются в расширении объема издания научно-популярной и литературы, выпуск научно-познавательных телевизионных и радиовещательных программ. В соответствии с Концепцией, экологические знания должны стать обязательным квалификационным требованием для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов Азовского и Черного морей.

Экологическое и эколого-правовое образование является непрерывным процессом передачи информации населению, постоянно обновляемых знаний, созвучных изменяющимся условиям состояния окружающей среды. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни человека. Особую актуальность он приобретает в отношении молодежи и студентов, от деятельности которых в будущем зависит характер антропогенного воздействия на природную среду.

Степень информированности о требованиях природоохранного законодательства, содержание и объем профессиональных знаний по правовой охране окружающей природной среды должны быть разработаны с учетом особенностей профессиональной деятельности. Юристы должны получить глубокие знания в области природоохранного законодательства и практики его применения. Посредством эколого-правового образования обеспечивается решение общей задачи – экологизация юридического образования, формирование экологической культуры и активной гражданской позиции, и в частности подготовка юристов-экологов. В настоящее время экологическое право является обязательной (нормативной) учебной дисциплиной, и преподается студентам правовых учебных заведений всех специализаций.


В этой связи необходимо отметить особую значимость развития у студентов юридической специальности устойчивых эколого-правовых взглядов, прогрессивного эколого-правового мировоззрения, овладение навыками решения современных эколого-правовых вопросов на макро и микро уровнях при помощи государственно-правовых средств охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности. Эти факторы необходимо учитывать при составлении учебных программ, в содержании которых должны отражаться современные тенденции развития природоохранного права, потребность государства в юристах-экологах высшей квалификации, обладающих всесторонними знаниями национального и зарубежного экологического права. Данные обстоятельства обуславливают настоятельную необходимость введения новых курсов и спецкурсов для юристов, специализирующихся в области природоресурсового и экологического права.

Близка по значению, но еще более сложна проблема эколого-правового образования в системе подготовки кадров для средств массовой информации. Журналисты должны обладать не только сформированным эколого-правовым мировоззрением, но и глубокими правовыми и экологическими знаниями, обеспечивающими способность быстро и адекватно «видеть» экологическую проблематику, обеспечивать ее разъяснение населению, формировать соответствующее общественное мнение, показывать правовые пути разрешения экологических конфликтов. По своему содержанию подготовка журналистов должна быть близкой к подготовке юристов-экологов.

Экологическое обучение молодежи требует междисциплинарного подхода и межпредметной координации. Назрела необходимость экологизации дисциплин, изучаемых в средней специальной и высшей школе, которые имеют «выходы» в экологию и затрагивают проблемы взаимодействия общества с природы. Необходимо также усиление экологической направленности гуманитарных наук, социальной и психолого-педагогической подготовки молодежи и студентов.

Учитывая комплексный характер деятельности по охране окружающей природной среды, можно утверждать, что в нее, как в единоцельную систему, включаются экологическая, идеологическая, этическая, психологическая и правовая подсистемы. Специалисты, занятые непосредственно изучением природы, разработкой ее ресурсов (биологи, географы, геологи, специалисты сельскохозяйственных, инженерно-технических вузов), должны иметь четкое представление о системе природоохранного законодательства в целом, и более глубокие знания, касающиеся отдельных его институтов, в зависимости от специальности. Например, для инженерных специальностей лесотехнических вузов необходимы познания в области лесного законодательства, для специалистов сельского хозяйства – в сфере земельного и природоресурсового права.


Представители инженерных специальностей, связанные с производством, потенциально вредных для окружающей среды веществ (химическое, металлургическое, энергетическое, строительное, технологическое), должны получить знания: о правовом регулировании выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; об установленных в законодательстве предельно допустимых концентрациях вредных веществ и предельно допустимых выбросах; о запретах в области хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать вредное воздействие на окружающую среду и здоровье населения; о мерах юридической ответственности за нарушение этих требований.

В ряде случаев стандарты образования, в том числе и в области охраны окружающей среды, в частности морской, определены международными нормами. Представители гуманитарных специальностей (филологи, историки, философы, социологи, педагоги) должны получить общие эколого-правовые знания с целью их распространения среди широких слоев населения, воспитания бережного, основанного на законе, отношения к природе. В этой связи представляется необходимым введение курса основ экологического права для студентов не юридических факультетов по специальным программам, основными задачами которой являются изучение законодательства об охране окружающей природной среды; овладение механизмом его реализации применительно к базовому образованию; формирование соответствующего уровня эколого-правового сознания.

Для повышения профессиональной подготовки студентов естественных факультетов целесообразно введение отдельных эколого-правовых спецкурсов по изучению медицинского и ветеринарного законодательств, правового регулирования биологических и медико-этических проблем.

Совершенствование эколого-правового образования настоятельно требует: соответствующей научной и учебно-методической базы; систематизации и отражения современных подходов в учебной литературе; создания оптимального учебно-методического обеспечения восприятия учащимися эколого-правовых явлений, специфики их отражения в экологическом законодательстве и праве; выработки логически последовательной и понятной системы экологического права; обоснования теоретических положений охраны, защиты и реализации экологических прав граждан; развития системы толкования норм экологического права.


Формирование системы эколого-правовых знаний создает предпосылки для овладения природоохранными умениями и навыками. Однако эколого-правовые знания и эколого-правовое сознание не тождественны. Как известно, для того чтобы знание вошло в систему доминирующих потребностей, мотиваций, социальных ожиданий и ценностных ориентаций личности, оно должно быть сопряжено с чувственным восприятием. Пронизывая взгляды и убеждения, чувственные восприятия в системе экологического образования и воспитания становятся структурным компонентом экологического мировоззрения.
2. Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности

Задачей эколого-правового воспитания является целенаправленное формирование экологического стиля мышления, эколого-правовой культуры, необходимых экологических, правовых, моральных, взглядов на природу и место в ней человека, правового поведения и активной экологической позиции. В этой связи эколого-правовое воспитание представляет собой систематическое и последовательное воздействие на сознание человека и общества с целью формирования уважения к эколого-правовым нормам и выработки убеждений в необходимости соблюдения их требований в процессе взаимодействия с природной средой.

Эколого-правовое воспитание выступает в качестве составной части государственной экологической политики, как целенаправленное воздействие на экологическое сознание, основанного на идее гармоничного сосуществования человека и общества с природой, их естественной взаимосвязи, взаимозависимости и неразрывности. Объектом эколого-правового воспитания, прежде всего, является личность. В процессе своего становления личность усваивает социальные, в том числе эколого-правовые, нормы поведения. Этот процесс может быть более или менее интенсивным, в зависимости от активности личности.

Эколого-правовые нормы воздействуют на сознание и поведение людей, стимулируя правомерное поведение, сдерживая или подавляя мотивы, приводящие к совершению экологических правонарушений. В праве заложены огромные воспитательные возможности воздействия на сознание и поведение личности. Однако для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходима правильная организация воспитательного процесса. Таким образом, экологическое право выполняет ценностно-нормативную функцию, которая заключается во влиянии эколого-правовых норм на убеждение человека, его ориентации, установки, чувства и эмоции.


Одним из важнейших требований эколого-правового воспитания является учет социально-психологических особенностей объекта. Эколого-правовое воспитание должно быть адресовано к конкретным социальным группам и категориям населения. Необходимо учитывать при этом как социальные (место жительства, специальность, род занятий, образование), так и индивидуально-психологические характеристики объекта воспитания (уровень эколого-правового сознания, отношение к природе). Подход к эколого-правовому воспитанию должен быть различным, например, для молодежи, должностных лиц и предпринимателей, учителей, участников экологических объединений, поскольку эти социальные группы обладают различным уровнем эколого-правового сознания и культуры.

Эколого-правовое воспитание молодежи должно носить активный, практически действенный характер. Сфера деятельности молодежи и студентов в сфере охраны окружающей природной среды может быть достаточно широкой: научное творчество (написание дипломных сочинений, выполнение научно-исследовательских работ); распространение природоохранных знаний и пропаганда природоохранного законодательства среди населения (чтение лекций, проведение бесед); оперативная работа (рейды-проверки соблюдения природоохранного законодательства, пресечение экологических правонарушений). Развитию целостного экологического и эколого-правового сознания молодежи способствует интеграция учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности.

Одной из важных форм эколого-правового воспитания является привлечение к природоохранной деятельности широких слоев населения. С этой целью необходимо создание организационных и правовых условий для деятельности общественных экологических объединений и движений, обеспечение реальной возможности их участия в подготовке и принятии экологически значимых социальных, экономических, политических и правовых решений.

В рамках общественных экологических объединений и движений формируется и реализуется активная позиция граждан по участию в подготовке, принятии, выполнении и контроле за выполнением экологических решений. Общественные экологические организации, являясь неотъемлемой составляющей гражданского общества. Посредством пропаганды природоохранных программ в средствах массовой информации, проведения экологических митингов, инициирования референдумов, деятельности по защите прав и интересов населения в области охраны окружающей природной среды они формируют общественное экологическое сознание, оказывающее влияние на экологическую политику государства в целом, и на способы ее реализации.


Экологическое и эколого-правовое воспитание и образование требует комплексного подхода. Это обусловлено системностью самой природы в её взаимосвязи с обществом. Комплексный подход объективно требует построения и функционирования таких средств и форм воспитания, которые обеспечивают единство обучения и воспитания, воспитания и самовоспитания; учебной, вне учебной (практической) и научно-исследовательской работы; экологического сознания, поведения и деятельности.

Совершенствование форм экологического и эколого-правового образования и воспитания предполагает создание модели экологического воспитания и обучения на территории города, микрорайона, в сельской местности, на базе особо охраняемых природных территорий; организацию общественных экологических лекториев, открытых университетов, эколого-просветительских полигонов для проведения летних экологических практикумов учащихся и студентов; организацию эколого-просветительской работы в местах массового отдыха населения.

Эколого-правовое образование и воспитание являются неотъемлемыми элементами повышения эффективности эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Их реализация должна осуществляется на всех его стадиях, - правотворчества, применения права и правоохранительной деятельности, и по отношению ко всем субъектам – законодательной, исполнительной и судебной властей.

На первой стадии результатом эколого-правового воспитания должен стать высокий уровень природоохранных законопроектов с соответствующими экспертизами, а также качество принимаемых законодательным органом законов.

На второй стадии, - стадии исполнительно-распорядительной деятельности, - эколого-правовое воспитание должно проявляется в обеспечении должностных лиц соответствующими текстами природоохранных нормативно-правовых актов и повышении их ответственности за не исполнение эколого-правовых норм.

На третьей стадии целесообразно увеличение числа обобщений и разъяснений судебных инстанций по вопросам применения законодательства об охране окружающей природной среды, организация обучения судей и углубления их экологическая специализации. Необходимо широкое привлечение общественного внимания к судебной практике и формирование общественного мнения вокруг экологических дел.


На всех стадиях эколого-правового воспитания следует обеспечить: полную открытость экологической информации, что предполагает наличие комплекса мер её доведения населению; обучение граждан обращению с предоставленной экологической информацией; государственное субсидирование средств массовой информации, способствующих эколого-правовому воспитанию; массовый выпуск литературы по охране окружающей природной среды. Выпуск социально значимой экологической литературы и эколого-правовых изданий должно обеспечиваться государственной поддержкой.

Основными направлениями здесь могут быть: создание системы изучения потребительского спроса на издание экологической литературы; издание учебных материалов для всех уровней экологического образования населения, справочной литературы в области охраны окружающей природной среды; поддержка издательств, выпускающих литературу по наиболее современным и актуальным экологическим проблемам, а также всемерная поддержка периодических экологических изданий, тиражирование аудио видео материалов, компьютерных программ и игровых средств экологической направленности. Актуальным в настоящее время является издание научно-практических комментариев основных природоресурсовых и экологических законов.

Современное состояние окружающей природной среды в Украине в значительной степени детерминировано степенью общего экологического воспитания и уровнем эколого-правовой культуры. Их постоянное и поступательное развитие на основе экологического и эколого-правового воспитания и образования, соединенного с практической деятельностью всего общества по гармонизации его взаимодействия с природой могут обеспечить сохранение национальных природных богатств и устойчивое функционирование природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.


следующая страница >>