prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЛЕЗНОСТИ. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

1.Спрос и предложение. Равновесная цена.

2. Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.

3.Спрос и теория предельной полезности.

4. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольная политика.

Литература, тесты, упражнения, контрольные вопросы.

Предприятия — субъекты рыночной экономики — действуют в условиях рынка. Распределение ресурсов, колебания цен происходят по законам, свойственным рынку. Знание теории рынков, конкуренции, установления равновесных рыночных цен является центральным в экономической теории.

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА

Спрос — это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Цена играет ведущую роль в модели "спрос - предложение". Опыт подсказывает, что, как правило, при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, когда цена падает, и уменьшается когда цена растет. Связь между ценой и объемом спроса на данный товар на любой товар может быть представлена шкалой спроса и кривой спроса.

Шкала спроса (табл.) отражает связь между объемом спроса на товар и ценой товара. Иначе говоря, шкала спроса не может быть выражена одной цифрой. Шкала спроса показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен. Кривая спроса (рис.) показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены при неизменности прочих факторов. Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево.


Если спрос увеличится, кривая сдвинется вправо. Если спрос уменьшится, кривая сдвинется влево.

Таблица 1


Цена за 1 кг. тыс.руб.

Общее количество на которое есть спрос (кг.)

5,0

4,0

3,0


2,0


2000

3000


5000


9000


Кривая спроса (Функция спроса от цены) Сn
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

а) Изменения в полезности вещи (вернее, в оценке этой полезности).

б) Изменение доходов (могут купить больше за ту же цену).

в) Изменение цены на товар-заменитель (при снижении цены на альтернативный товар спрос переключается).

Теперь обратимся к другой стороне — предложению (продавцам).

Предложение — обобщающий термин, характеризующий поведение продавцов товаров. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Связь между ценой и объемом предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Она выражена в шкале предложения (табл.) и в графике кривой предложения (рис).


Таблица 2

Цена

Общее

за 1 кг.

количество

тыс.руб.

предложенного




товара (кг.)

6,0

8000

5,0

7000

4,0

6500

3,0

5000

2,0'

4000


Кривая предложения (Функция предложения от цены)
Сn
Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множества цен.

Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены. Другие факторы предполагаются неизменными.

Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов. Укажем некоторые из них.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

а) Изменения в себестоимости производства. Если затраты на производство продукции снизятся, это позволит производителю выбросить больше товаров на рынок.

б) Другие источники получения прибылей. Если в другой отрасли можно получить больше прибыли, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции.

в) Перспективное ожидание. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее увеличение прибыли. Увеличение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо, уменьшение влево.

Следует различать увеличение или уменьшение предложения и увеличение или уменьшение величины предложения. Соответственно различают спрос и величину спроса. Допустим, цена на яблоки упала. Это будет иметь своим последствием увеличение величины спроса. Но если среди населения стала популярна мысль об особых лечебных и питательных свойствах яблок, то это будет означать увеличение спроса. Графически это можно изобразить следующим образом.


На рис. изображена ситуация, когда при той же цене увеличивается спрос. На рис. меняется величина спроса (при меньшей цене купят больше) вследствие падения цены. Аналогично обстоит дело с увеличением предложения и величины предложения.

При какой цене происходит купля-продажа? Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению равновесной цены, или рыночной цены. Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения. Уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой спрос равен предложению (в нашем примере это будет 3 тыс. руб. за килограмм яблок). На рис. 3-5 это показано в графической форме. Кривые предложения и спроса наложены на одну и ту же диаграмму и пересекаются лишь в одной точке. Эта точка Ср представляет цену, уравновешивающую спрос и предложение.

Р - цена за единицу продукции

Q - количество продукции, на которую есть спрос и предложение

В точке пересечения Ср объем предложения равен объему спроса. При любой более низкой цене Р излишек спроса будет вновь толкать цену вверх, а при цене выше уравновешивающей, предложение будет чрезмерным, и цена снова будет снижаться к уровню равновесия. Наша схема позволяет проанализировать последствия увеличения спроса и предложения. Любой из факторов, влияющих на изменение спроса и изменение предложения имеет своим следствием перемещение кривой спроса и кривой предложения вправо или влево. Соответственно будет изменяться точка равновесия и равновесная рыночная цена. Таким образом, всякое изменение рыночной ситуации будет приводить в действие механизм рыночного равновесия и получать выражение в новой равновесной рыночной цене.

Попытаемся представить себе взаимодействия спроса и предложения как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь блага становится мало, предложение уменьшается по сравнению со спросом, его цена повышается. Возросшая цена побуждает поставщиков производить больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше. Это побуждает покупателей заменять им другие блага и направляет усилия поставщиков на производство других, более ценных благ.


Последствия государственного вмешательства в действие механизма спроса и предложения. В некоторых случаях правительства считают целесообразным установить фиксированные цены на продукты. Допустим, государством установлена цена ниже, чем равновесная.

На рис. 3-6 равновесная цена Р 1 устанавливается в точке равновесия спроса и предложения. Допустим, правительством установлена цена Р2 ниже, чем равновесная. В этом случае предложение и спрос не будут уравновешивать друг друга. Предложение Q2 по установленной правительством более низкой цене меньше, чем Q1, которое имелось бы при равновесной рыночной цене. Спрос в случае более низкой цены — больше. Возникает дефицит продукта в количестве Q2 Q3 или на сумму Q2Q3 x P2.
Линия S - кривая предложения Линия d - кривая спроса

Р - цена за единицу продукции Q - количество продукции, на которую есть спрос и предложение

Появляется необходимость введения карточек, талонов: продукт будет рационирован. Вместо цены появятся новые критерии отбора покупателей, возрастут неденежные затраты покупателей, требуемые для доступа к дефицитному продукту. Подобное вмешательство обычно производят с целью справедливого распределения доходов в пользу малоимущих слоев населения. Но к этой цели лучше идти другим путем: увеличением производства недостающего населению продукта.

Государство может помочь субсидиями производству недостающих товаров. Другим способом государственного вмешательства является установление налога на продажу. Предположим, установлен налог в один доллар на каждую единицу продукции. Каковы будут последствия? (см. рис.).

Рис.

S1S1 - кривая предложения до введения налога

S2S2 - кривая предложения после введения налога

dd - кривая спроса

P 1 - рыночная цена до введения налога

Р2 - рыночная цена после введения налога


В результате введения налога в одну денежную единицу на каждое продаваемое изделие кривая предложения переместилась на новый уровень и, пересекаясь с кривой спроса, образовала новую точку рыночного равновесия. Этой точке будет соответствовать новая рыночная цена Р2 Q2 больше Q1, но не на единицу, так как сумма налога распределилась между производителем и покупателями. Цена, уплачиваемая потребителем, в нашем примере вырастет на 2/3, а цена, уплачиваемая производителю, снизится на 1/3.

Следовательно, налог повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем. При более высокой цене потребители купят меньшее количество товара. Так это и должно быть. Ведь производители также предлагают меньшее количество продукта за более низкую цену.

Рыночное равновесие и фактор времени. Установление равновесия между спросом и предложением зависит от того, какой период времени рассматривается: краткосрочный или долгосрочный. В краткосрочном периоде в ответ на увеличение спроса могут быть задействованы резервы сырья и мощностей, и предложение возрастет. В долгосрочном периоде речь должна идти о модернизации и расширении производства, что явится реакцией на устойчивое увеличение спроса в условиях, когда уже все резервы задействованы.
2.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Это понятие обозначается как ценовая эластичность спроса. Эластичность означает интенсивность реакции покупателей. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.

Ценовая эластичность спроса = изменение покупок в % : изменение цены в %.

Пример: цена масла увеличилась на 10% , что привело к сокращению количества продаваемого масла на 5%. Эластичность спроса в этом случае равняется: 5% : 10% = 0, 5


Варианты эластичности спроса:

1. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция) (см. рис.).

2.Эластичный спрос имеет место, когда спрос возрастает больше, чем на 1% на каждый 1% снижения цены (сильная реакция) (см. рис.).

3.Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количество вырастает на 1% при снижении цены на 1% (см. рис.).

Спрос на товар зависит не только от цены на этот же самый товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене.

Перекрестная эластичность = прирост покупок : прирост цены

Эта формула нам уже знакома. Отличие лишь в том, что объем спроса относится к одному товару, а цена Р - к другому. Спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать, и убывать. Например, рост цены на бензин должен снижать спрос на автомобили. Повышение цены на хозяйственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок. Таким образом, перекрестная эластичность бывает и отрицательной, и положительной.

Эластичность спроса является чрезвычайно важным показателем для продавцов, которые хотят выявить последствия влияния изменения цен на полученную ими выручку. Когда пластичность спроса на какой-либо товар выше 1, то небольшое снижение цены увеличивает стоимость продаж и совокупную выручку. Когда эластичность спроса меньше 1, то небольшое снижение цены сокращает стоимость продаж данного - товара и снижает совокупную выручку. Наоборот, повышение цены имеет смысл при неэластичном спросе (эластичность спроса меньше 1). В этом случае возрастет стоимость продаж. При эластичном спросе (эластичность выше 1) нет смысла повышать цену, так как снизится объем продаж.

Теперь обратимся к эластичности спроса по доходам.

Эластичность спроса по доходам = прирост покупок в % : прирост дохода в %.


Рост дохода увеличивает возможность совершения покупок. Спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастает. Эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала (меньше 1), а на предметы роскоши - велика (больше 1). Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами заменителями, спрос на них падает (товары низкого качества). Таким образом, эластичность по доходу для некоторых товаров отрицательная.

Эластичность предложения. Аналогично эластичности спроса вводится понятие эластичности предложения, которое характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара.

Эластичность предложения по доходам = процентное изменение количества предложенного товара : процентное изменение цены

Эластичность предложения зависит от ряда факторов.

1.Способность к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой.

2.Особенности производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены, либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным.

3.Временный фактор. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.

Могут быть ситуации, когда предложение неэластично, тогда увеличение спроса ведет не к росту предложения, а к инфляционному росту цен.

3. СПРОС И ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Поведение функции кривой спроса во многом определяется теорией предельной полезности. Теория предельной полезности опирается на следующие основные предположения.

1.Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.


2.Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Первая особенность находит отражение в законе убывающей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере того, как вы потребляете все новые единицы одного и того же товара, растет общая полезность, получаемая вами, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность данного товара (или добавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению. Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью таблицы.

Таблица

Количество

Общая

Предельная

потребленного товара

полезность

полезность

0

0

0

1

4

4

2

7

3

3

9

2

4

10

1

5

10

0




следующая страница >>