prosdo.ru
добавить свой файл
1

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра физического воспитания


Утверждена на заседании кафедры

протокол №___от «__»____2012 г.

Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.



ЛЕКЦИЯ №2



для студентов 1 курса ФЗО КГУКИ на тему:

«ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

И ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ»



2 часа
Лекцию разработал:

доцент Чуйко Ю.И.

Краснодар – 2012



ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

И ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ



ПЛАН

1.Характеристика физических качеств

2.Основные методики воспитания физических качеств

3.Обучение двигательным действиям
Литература:

1.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448с.

2.Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. – М.: Высш. школа, 1983. – 391с.

3.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Физические качества - способности, которые необходимы для осуществления двигательных действий.

Определения отдельных физических качеств следующие:

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или оказывать ему противодействие посредством мышечных напряжений.

Выносливость – способность противостоять утомлению или выполнять длительную работу без снижения её интенсивности.

Быстрота – способность выполнять движения в минимальный отрезок времени.

Ловкость – способность быстро осваивать или перестраивать координационно сложные движения.

Гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

Каждое физическое качество имеет свою количественную меру, а именно:


  • Мерой силы служит масса перемещаемого предмета при постоянном расстоянии, либо расстояние, на которое перемещается предмет постоянной массы.

  • Мерой выносливости – объем работы заданной интенсивности, либо интенсивность работы заданного объема.

  • Мерой ловкости– степень отклонения от заданной программы, либо количество затрат (время, энергия) на её выполнение.

  • Мера гибкости – амплитуда двигательных действий.

  • Мера быстроты – соотношение всех вышеназванных качеств во времени.



1.ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Силовые способности (сила)

Физическая сила может проявляться в следующих режимах:

  • статическом, изометрическом (без изменения длины мышц);

  • динамическом, который бывает:

а) преодолевающий, миометрический;

б) уступающий, плиометрический.

Различают абсолютную (максимальные показатели без учета массы тела) и относительную (отношение абсолютной силы к массе тела) силу человека. С увеличением веса тела растет абсолютная сила, относительная - снижается.

По характеру сочетания режимов напряжения мышц выделяют несколько видов силовых способностей:

а) собственно-силовые, максимальную силу – наивысшие возможности при произвольном максимальном сокращении;

б) скоростно-силовые, взрывную силу – способность проявлять силу с высокой скоростью измеряется градиентом силы (отношением максимальной силы ко времени её проявления);

в) силовая выносливость – способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений (рекорд – 1019 раз за 1 час поднял 2-х пудовую гирю, 4447 раз за 1 час отжался в упоре лежа).

Проявление силы зависит от следующих факторов:
  • Личностно-психических (мотивация, возбуждение, др. эмоциональные факторы);


  • Собственно-мышечных (сократительные свойства мышц, физиологический поперечник, межмышечная координация, количество двигательных единиц включенных в работу);

  • Центрально-нервных (частота нейромышечной эфферентации 4-45гц, координация сокращение-расслабление, синхронизация работы синергистов при выключении мышц-антогонистов);

  • Биомеханических (длины плеч рычагов, углы в суставах, гибкость, спортивная техника);

  • Внешних условий (величина отягощения, скорость движения, исходного положения тела и его звеньев);

  • Гормональных (адреналин);

  • Вегетативных факторов силы и силовой выносливости (наличие энергоисточников в мышцах).

Скоростные способности (быстрота)

Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. Элементарные специфичны, не зависят друг от друга и мало тренируемы, к ним относят:

  • латентное время двигательной реакции, которая бывает простой и сложной, сложная различается на реакцию выбора (РВ) и реакцию на движущийся объект (РДО);

  • частоту движений;

  • скорость мышечного сокращения.

Эти формы быстроты в сочетании и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей, основными из которых являются:

  • дистанционная скорость (бег, плавание, вело);

  • стартовая скорость (умение быстро набирать скорость);

  • скоростное выполнение соревновательного движения (прыжок, удар, бросок).

Основными факторами, обеспечивающими проявления быстроты, являются:

  • Уровень проявления силы, гибкости, ловкости.

  • Подвижность нервных процессов и нейромышечная координация

  • Уровень спортивной техники.

  • Внешние условия и биомеханические факторы.
  • Соотношение различных типов мышечных волокон.


  • Биохимические механизмы энергообеспечения, их скорость.

  • Уровень проявления волевых качеств.

  • Способность к расслаблению мышц.


Выносливость

Различают выносливость общую, специальную и локальную.

Общая – способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего или почти всего мышечного аппарата. Энергообеспечение – аэробное.

Специальная – выносливость в избранной специализации.

Локальная (местная) – выносливость в отдельном движении.

Проявление выносливости зависит от факторов:

  • Личностно-психических (мотив, настойчивость, умение терпеть).

  • Биоэнергетических – объем энергоресурсов (гликоген, АТФ, КФ), механизмы их доставки (сердечная и дыхательная).

  • Соотношения различных типов мышечных волокон (быстрые – выносливые).

  • Функциональной устойчивости – способность сохранять активность функциональных систем вопреки неблагоприятным сдвигам в организме (КД, молочная кислота).

  • Функциональной экономичности – рациональная техника движений, оптимальное распределение сил.


Ловкость (координационные способности)

Под ловкостью понимается способность перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с изменяющимися условиями.

Критериями ловкости являются:

  • координационная сложность движения;

  • точность и экономичность двигательного действия;

  • время, необходимое для овладения сложным двигательным действием;

  • умение сочетать разнообразные движения.

Проявление координационных способностей зависит от следующих факторов:

  • Деятельности анализаторов, особенно двигательных.
  • Полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки.


  • Быстроты и точности сложной двигательной реакции.

  • Двигательного опыта.

  • Развития сенсорных систем (чувство пространства, времени, партнера, мяча, воды).

  • «Моторной обучаемости», находчивости, сноровки.

  • Упорядочивающих свойств ЦНС и их пластичности.


Гибкость (подвижность в суставах)

Различают гибкость активную (при произвольном сокращении мышц), пассивную (под воздействием внешних сил) и анатомическую (ограниченную строением сустава).

Разница между активной и пассивной – называется дефицитом активной гибкости или запасом гибкости.

Подвижность в суставах зависит от:

  • Эластичности связок и мышц.

  • Строения сустава.

  • Центрально-нервной регуляции тонуса мышц (антогонисты - синергисты).

  • Внешние среды и условий (разминка повышает, утомление снижает активную гибкость и повышает пассивную).

  • Пола, возраста.

  • Времени суток.

2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

В методике физического воспитания одной из главных её составляющих являются способы (методы) использования средств. Основу методов составляет сочетание основных его компонентов: нагрузки, повторения и отдыха.

Нагрузка – различают внешнюю нагрузку, которая оценивается по количественным показателям выполненной работы и внутреннюю – степень функциональной активности организма и величина функциональных сдвигов.

Главные параметры их изменения: направленность, объем и интенсивность.

Направленность нагрузки определяется составом упражнений и характером работы (на силу, на скорость).

Объем – длительность работы, её суммарное количество (км, тонны, пульсовая стоимость).

Интенсивность – напряженность, величина усилий, степень концентрации работы во времени (мощность, скорость).


Повторение работы – необходимое условие для закрепления и накопления эффекта упражнения (аккумуляция).

Отдых – необходимое условие восстановления организма.

Используется как фактор регулирования процесса упражнения. Различают по содержанию: активный, пассивный и комбинированный; по продолжительности: напряженный (жесткий) – на фазе недовосстановления, экстремальный (стоящий) – на фазе суперкомпенсации и полный (ординарный) – на фазе полного восстановления.
Сила. Основная задача силовой подготовки студентов – развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех групп, которые обычно развиты слабо – косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.

Воспитание силовых качеств осуществляется с помощью следующих методов:


  • Метод максимальных усилий (отягощение 1-3 ПМ, темп движений невысокий, скорость от малой до умеренной, паузы отдыха между упражнениями и подходами около 4-5 минут), способствует максимальной мобилизации нервно-мышечного аппарата и наибольшему приросту мышечной силы.

  • Метод повторных усилий (отягощение 4-10 ПМ, работа до отказа, отдых 2-3 минуты). Способствует росту мышечной массы. Его можно считать основным при развитии силы.

  • Метод динамических усилий – для развития скоростно-силовых качеств (отягощение 5-30 ПМ, максимальная скорость движений, отдых 1-1,5 минуты).

  • Изометрический метод – нагрузка околопредельная (70-100%), продолжительность статического напряжения 6-8 секунд, отдых до снижения ЧСС до 110-120 уд/мин (около 5-7 минут).

  • Метод электростимуляции.

Главное требование к методике воспитания силы – создать максимальное силовое напряжение.

Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением — силовые упражнения.

Быстрота. При воспитании скоростных качеств применяют методы:


  • повторный,

  • повторно-прогрессирующий,

  • переменный.

Однако это приводит к снижению плотности учебного занятия, поэтому целесообразно развивать быстроту другими методами:

  • игровым,

  • соревновательным.

При их использовании эмоциональное возбуждение выше, что создаёт лучшие условия для проявления скорости.

Главное требование – выполнять движения с максимальной скоростью.

Средства для развития скоростных качеств:

В качестве средств воспитания быстроты движений исполь­зуют упражнения, которые можно выполнить с максимальной ско­ростью (скоростные упражнения): собственно скоростные, скоростно-силовые упражнения; упражнения на развитие скоростной выносливости: спортивные игры, бег до 80-100 метров.
Выносливость. Выносливость развивается лишь в тех случаях, ког­да в процессе занятий преодолевается утомление.

Для развития выносливости применяют методы:

  • непрерывного упражнения (равномерный, переменный, круговой) с продолжительностью работы от 25 до 30 минут у начинающих, 50-120 минут у подготовленных, ЧСС – 140-150 уд/мин;

  • интервального упражнения (равномерный, переменный, круговой), например, бег 200-400м в чередовании с ходьбой. Нагрузка до ЧСС 180 уд/мин, восстановление до ЧСС 120 уд/мин, длительность работы от 30с до 3 минут, повторений 6-8 в серии, количество серий от 10 и более.

Главное требование – довести до утомления.

Основные средства – физические упражнения, выполняемые длительное время (циклические - бег, плавание, лыжи; ациклические – спорт. игры, единоборства).

Ловкость. Быстрота образования навыка зависит от двигательной памяти, быстрота переделки навыка определяется подвижностью нервных процессов.


Основные методы:


  • повторный (чаще, но понемногу);

  • игровой;

  • соревновательный.

Главное требование – новизна упражнений.

Основное средство – координационно сложные движения.
Гибкость. При воспитании гибкости используют повторный метод – повторение упражнений сериями с постепенным увеличением амплитуды.

Главное требование – максимальная амплитуда движений.

Основные средства – упражнения на растягивание динамического (пружинистые, маховые) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера. Они могут выполняться с отягощениями, с помощью партнера, с использованием эспандера, с использованием собственных усилий, на снарядах.
3.ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Обучение в широком смысле слова – это процесс формирования готовности к определенной деятельности на основе вновь приобретенного индивидуального опыта.

По способу приобретения нового опыта выделяют:

  • обучение через подражание;

  • обучение путем проб и ошибок;

  • обучение, организуемое другим лицом;

  • программированное обучение;

  • обучение с использованием обучающих машин.

Процесс обучения протекает по определенным законам психологии и физиологии. Методологической основой обучения является теория познания, основой которой, в свою очередь, является практика.

Начальная ступень познания связана с функционированием органов чувств, включая суставно-мышечные ощущения и ощущения, идущие от вестибулярного аппарата.

Обучение в физическом воспитании – специально организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных умений, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Результатом такого обучения является достигнутый уровень физкультурного образования и сформированные двигательные умения и навыки.


Обучение двигательным действиям – специально организованный педагогический процесс целенаправленного освоения техники движений и формирования двигательных навыков.

Цель обучения двигательным действиям – системное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков.

Задачи обучения двигательным действиям:


  1. формирование умения управлять движениями;

  2. освоение и совершенствование техники двигательных действий;

  3. формирование двигательных навыков;

  4. освоение пространственно-предметных отношений (формирование умений рационально действовать в изменяющейся обстановке).

Двигательные действия – способ осуществления пространственных перемещений и механических воздействий в процессе двигательной деятельности.

Двигательное действие, применяемое для решения задач физического воспитания, является физическим упражнением.

Физическое упражнение – повторение двигательных действий с целью их усвоения или развития качеств и органов (функций).

Непосредственным предметом обучения в физическом воспитании служит техника движения, результатом освоения которой и являются умения и навыки.

С точки зрения обучения техника движений - это способ связи элементов двигательных действий, обеспечивающих решение поставленных задач (Г.Г. Наталов).

С педагогических позиций под техникой физического упражнения понимают наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия (Б.А. Ашмарин).
Принципы обучения

Принципы обучения – наиболее важные положения, руководящие установки для деятельности преподавателя и ученика, отражающие закономерности педагогического процесса.

В физическом воспитании основными являются принципы:
  • сознательности – предусматривает формирование у занимающихся знаний и убеждений;


  • активности – главный показатель меры сознательного отношения студента к учебному процессу;

  • научности – обязывает преподавателя строить педагогический процесс в соответствии с современным уровнем научных знаний;

  • прочности – позволяет оценить конечный результат, готовность студента к соответствующей деятельности;

  • индивидуализации – выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

  • доступности – учебное задание не должно превышать возможности человека;

  • наглядности – требует ориентировочной основы для овладения двигательным действием;

  • повторности – отражает эффект постепенного формирования двигательного умения через многократное повторение;

  • системности – раскрывает зависимость эффекта обучения от степени целостности содержания педагогического процесса;

  • последовательности – в его основе лежит преемственность задач, средств и методов обучения;

  • постепенности – раскрывает зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований.


Методы и средства обучения

Способы передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия преподавателя на студентов, способы работы самих занимающихся – все это относится к методам (греч. – путь) и методическим приемам.

Метод – путь, способ получения конечных результатов деятельности на основе понимания закономерности их достижения.

Методы физического воспитания – способы решения его задач посредством повторения активных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ним отношений.

Методы обучения – способы преподавания преподавателем и усвоения студентом учебного материала.

Методика обучения – система методов, методических приемов и форм организации занятий, созданная для решения конкретной обучающей задачи.


По способу получения студентами знаний и умений все методы обучения делятся на три группы:


  1. Практические методы:

а) метод разучивания по частям – первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое;

б) метод разучивания в целом – изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения;

в) метод принудительно облегчающего разучивания – в целом, как и предыдущий метод, но с использованием технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого движения в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях;

г) метод частично регламентированного упражнения – допускает относительно свободный выбор действий студентом для решения поставленной задачи;

д) игровой метод – обладает признаками, характерными для игр в физическом воспитании;

е) соревновательный метод – обладает признаками, характерными для соревнования.

2. Метод использования слова:

а) рассказ;

б) описание;

в) объяснение;

г) беседа;

д) разбор;

е) задание;

ж) указание (распоряжение);

з) оценка;

и) команда;

к) подсчет.

3. Метод наглядного восприятия:

а) показ двигательного действия;

б) демонстрация наглядных пособий (плакаты, рисунки мелом на доске, зарисовки учеников, предметные пособия, кинофильмы);

в) звуковая и световая сигнализация.

Основные средства обучения движениям:

  1. физические упражнения (подводящие, основные, закрепляющие);

  2. идеомоторные (двигательное представление) упражнения;

  3. вспомогательные, технические средства обучения (тренажёры и т.п.).


Двигательные умения и навыки

Двигательное умение – зафиксированный в системе нервных связей способ организации двигательной активности. Обеспечивает достижение конечного эффекта двигательных действий на основе непрерывного (подетального) контроля за ходом их выполнения.


Двигательный навык – автоматизированное умение. Зафиксированная в системе нервных связей модель двигательного действия, жесткая его программа.

С физиологической точки зрения двигательные умения и навыки представляют собой слаженную, установившуюся систему условно-рефлекторных связей между органами чувств, ЦНС, мышцами и внутренними органами. Эти связи образуются постепенно, и их образование состоит из трех фаз:


  • генерализации;

  • концентрации;

  • автоматизации.

Генерализация характеризуется реагированием обучаемого не только на существенные для данного движения раздражители, но и на другие. Это возбуждение иррадиирует, что проявляется в скованности движений и напряжении многих мышц, уменьшается амплитуда и учащается темп движений.

Концентрация сменяет генерализацию - движения становятся точнее, свободнее, экономичнее. Идет поиск рационального способа выполнения движения. Еще возможны ошибки, неудачи, для исполнения требуется целенаправленное сосредоточенное внимание. Это стадия формирования динамического стереотипа, где происходит выработка определенной последовательности протекания процессов возбуждения и торможения.

Автоматизация – снижение контроля над способами выполнения движений. Внимание сосредоточивается на цели действия и условиях его выполнения.

В отличие от фаз образования двигательного навыка, которые отражают биологические закономерности, существуют этапы обучения.

Этапы – условное деление педагогического процесса, которое отражает и педагогические и психофизиологические закономерности. Их длительность может быть различной в зависимости от способностей и подготовленности обучаемого, сложности двигательного действия.

В физическом воспитании выделены следующие этапы формирования двигательного навыка:

  1. ознакомление с двигательным действием;
  2. начальное разучивание;


  3. закрепление приобретенного элементарного умения;

  4. обучение применению навыков в различных условиях.

При одновременном или последовательном формировании нескольких двигательных навыков происходит их взаимное влияние. Это влияние может быть положительным или отрицательным и должно учитываться в работе учителя.

При положительном взаимодействии – ранее сформированный навык облегчает формирование последующего. При отрицательном - затрудняет.