prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра урологии и нефрологии

МЕТОДИЧЕСКУАЯ РОЗРОБОТКА ЛЕКЦИИ
По дисциплине «УРОЛОГИЯ»

для студентов ІУ курса медицинского факультета

МОДУЛЬ №1
Смысловой модуль № 3 «Травматические повреждения и новообразования органов мочевой и мужской половой системы. Острая и хроническая почечная недостаточность»
Лекция №5 «Травматические повреждения органов мочевойи мужской половой системы»

Лекция обсуждена на методическом

^ Совещании кафедр

« »_______2011__р.

Протокол № ____.

Зав. кафедрой Костев Ф.И.
Одесса – 2011 г.
Лекция: «Повреждение мочеполовых органов» - 2 часа

  1. Актуальность темы. Обоснование темы.

В связи с урбанизацией, научно-техническим прогрессом уровень бытового и производственного травматизма значительно повысился и среди причин смертности травматизм занимает второе место или третье место (чередуясь с онкологическими заболеваниями).

Повреждение почек нередко сочетается с повреждением органов брюшной полости или другими. Распознавание повреждения почек или решение вопроса о наличии сопутствующих повреждений других органов иногда бывает трудной проблемою. При повреждении почки может быть раздражение брюшины, наличие притупления в боковых отделах живота, ограниченность экскурсий грудной клетки, признаки внутреннего кровотечения. Особенно трудна диагностика в тех случаях, когда больной находится без сознания вследствие алкогольного опьянения. Тщательно собранный анамнез механизма травмы, исследование мочи разрешат врачу, (чаще всего хирургу), быстро сориентироваться и пригласить для консультации уролога, а еще лучше своевременно выполнить выделительную урографию.

В ряде случаев повреждения почек хирург находит на операционном столе во время выполнения больному лапаротомии в связи предполагаемым, или сопутствующим повреждением органов брюшной полости и «остром животе». В этой ситуации при отсутствии уролога хирург должен решить, что делать и оптимально сделать все необходимое.

Повреждение почки довольно часто сопровождается переломом ребер. При переломе Х.ХІ.ХІІ ребер врач - травматолог или хирург-пульмонолог должен выяснить состояние почки.

Перелом костей тазу нередко сочетается с внебрюшинным повреждением мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Первую помощь больному в таких ситуациях чаще выполняет травматолог, который при отсутствии уролога должен уметь выполнить ретроградную уретрографию или цистографию, прооперировать больного.

Лишь неполный перечень этих ситуаций показывает необходимость изучения темы студентами и врачами широкого круга профессий.

  1. ^ Цели лекции

Учебные цели (с определением уровня усвоения)

А) І уровень- Студент должен познакомиться:

- с уровнем травматизма в Украине и в регионе; частотой травматизма почек, мочевых путей и мужских половых органов;

- путем сокращения травматизма и инвалидизации.

Б) ІІ уровень - ^ Студент должен знать:

- механизмы повреждений почки, мочеточника, мочевого пузыря;

- классификацию повреждений;

- клинические признаки в зависимости от степени травмы почки;

- диагностику повреждения и дифференциальную диагностику комбинированной травмы почки;

- консервативное и хирургическое лечение повреждения почки;

- виды повреждений мочеточника, их клинические признаки;

- диагностику и лечение повреждений мочевого пузыря;

- диагностику, дифференциальную диагностику и лечение повреждений мочевого пузыря;

- клинические признаки, диагностику и лечение повреждений мочеиспускательного канала;

- признака повреждений органов мошонки и лечение их.

^ Воспитательные цели

  • во время занятия развивать мысль о зависимости судьбы больного (протяжность лечения, вероятность инвалидизации или даже смерти) от знания клинических признаков и умения применить срочные мероприятия при травме мочеполовых органов;

  • сформировать воображение о необходимости умения провести и оценивать рентгенологическое обследование больного с подозрением на повреждение мочеполовых органов;

  • Отметить вклад отечественных военных врачей во Второй Мировой Войны в диагностику и лечение мочеполовой травмы. Роль Отечественной медицинской науки в разработке диспансеризации и реабилитации больных после травм;

  • - у слушателей развивать мысль, которая во время стихийного бедствия, производственных аварий и катастроф и военных действий увеличивается частота травматических повреждений мочеполовых органов, а значит знание их диагностики необходимые врачам всех специальностей и является их патриотичной обязанностью.



^ 3. План и организационная структура лекции

№№ п.п.

Основные этапы лекции и их содержание

Цели в уровнях абстракции

Тип лекции, оснащение

Распределение времени

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6


Подготовительный этап

Определение учебных целей

Обеспечение положительной мотивации

Основной этап

Изложение лекционного материала. План:

  1. Актуальность травматических повреждений мочеполовых органов

  2. Этиология и классификация травматических повреждений мочеполовых органов

  3. .Клиническая картина, диагностика и лечение

  4. Ранние и поздние осложнения

  5. Реабилитация больных с травматическими повреждениями мочеполовых органов

Заключительный этап

Резюме лекции, общие выводы.

Ответы лектора на возможные вопросы

Задачи к самоподготовке

студента

І

ІІ

ІІІ

ІІ

І


Список литературы, вопросы, задачи

5 мин

15 мин

45 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

3 мин

2 мин



следующая страница >>