prosdo.ru
добавить свой файл
1

Лекция 12. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО НА ЗЕМЛЯХ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ


Лекция 12. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО НА ЗЕМЛЯХ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ


1. Особенности землеустройства в регионах, имеющих негативные явления при использовании земель 1

2. Особенности землеустройства в районах эксплуатации сырьевых ресурсов 1

3. Землеустройство земель природно-заповедного, природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного и другого охранного назначения 3



1. Особенности землеустройства в регионах, имеющих негативные явления при использовании земель



Негативные явления или процессы деградации земель:

  • водная и ветровая эрозия почв,

  • подтопление,

  • заболачивание,

  • иссушение,

  • засоление,

  • опустошение,

  • загрязнение отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и т.п.

На таких территориях в основе проектов территориального и внутрихозяйственного землеустройства, планирования использования земель должна быть положены:

  • агроэкологическая оценка территории,

  • оценка пригодности земель для ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства и других целей.

Землеустройство, базирующееся на экологических требованиях, должно обеспечивать компромисс между экономикой и экологией, который разрешит на взаимовыгодных условиях развивать производство.

В регионах с негативными явлениями при использовании земель должны проводиться следующие работы:

1) проведение специальных обследований земель с целью изучения и оценки негативных процессов для составления тематических карт (атласов);


2) оценка агроэкологических свойств земель и экологической стабильности территорий;

3) определение особого режима и условий землепользования путем составления дежурных карт земель, ограниченных в использовании и отягощенных правами других лиц (сервитутов);

4) разработка схем защиты земель от деградации, их консервации и восстановления;

5) разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, защиты земель от эрозии, сдвигов, селей, подтопления, вторичного засоления и заболачивания, опустошения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами;

6) организация территории с/х предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств на эколого-ландшафтной основе с внедрением почвозащитных, природоохранных и мелиоративных комплексов.

При проведении агроэкологической оценки земель выделяются агроэкологически однородные территории, и на этой базе устанавливается пригодность территорий для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, осуществления строительства, использования их для других целей.

2. Особенности землеустройства в районах эксплуатации сырьевых ресурсов



Районы добычи минеральных богатств различаются как по видам добываемого сырья (нефть, газ, уголь, руда, апатиты, соль, глинозем и т. п.), так и по своим природным и социально-экономическим условиям, которые обуславливает специфику содержания и методы проведения землеустроительных работ.

Общей характерной особенностью для всех районов эксплуатации сырьевых ресурсов является:
  • наличие нарушенных, загрязненных и подвергнутых разному негативному влиянию использования земель в с/х производстве в связи с масштабностью промышленного производства и его концентрацией;


  • нарушения сформированной территориальной организации с/х производства в зоне эксплуатации сырьевых ресурсов.

Организацию использования и охраны земель в районах добычи и эксплуатации сырьевых ресурсов может обеспечить только комплексное землеустроительное проектирование.

Оно должно охватывать все иерархические уровни: от разработки схем, проектов территориального и внутрихозяйственного землеустройства до рабочих проектов по восстановлению земель и другим мероприятиям по охране земель.

Необходимо отметить, что состав землеустроительных работ одинаковый для любого региона, но их содержание имеет свои особенности.

Одной из особенностей проведения землеустроительных работ в этих районах является правильный учет и установление границ земельных угодий, которые подвергаются негативному техногенному влиянию.

По результатам многолетних наблюдений установлено, что современные масштабы производства вызывают сначала локальные нарушения земель, а потом, с распространением техногенных последствий на прилегающие территории, - региональные нарушения.

Для районов эксплуатации сырьевых ресурсов, кроме разработки генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов, должны разрабатываться отраслевые схемы использования и охраны земель, которые учитывают специфику влияния на землю негативных факторов, мероприятия, способы рекультивации земель.

Важнейшими составными частями отраслевых схем использования и охраны земельных ресурсов должны быть следующие вопросы:

1) разработка комплекса мероприятий по охране земель: защита земель от разных загрязнений вследствие добычи нефти, газа, угля, бокситов, титановых руд и т. п.;

2) борьба с деградацией неустойчивых почв и ландшафтов в связи с промышленным освоением территорий;

3) организация системы особо охраняемых территорий.

3. Землеустройство земель природно-заповедного, природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного и другого охранного назначения


Современное землеустройство земель природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения предусматривает:

1) формирование национальной экологической сети (экосети) Украины путем разработки национальной и региональных схем;

2) установление специальных режимов использования разных по назначению категорий земель в пределах объектов природно-заповедного фонда Украины, путем зонирования территорий и разработки проектов организации территории;

3) организация территорий природных и биосферных заповедников, национальных природных и региональных ландшафтных парков, заказников, памятников природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических и зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства, охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда;

4) установление ограничений прав относительно использования земель и земельных сервитутов в пределах территорий охраняемых объектов и зон.
Статья 13 Конституции Украины утверждает: "...Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться в ущерб человеку и обществу. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом".

К сфере влияния социальных факторов государства, прежде всего, относятся:


  • экономическая жизнь;

  • трудовая деятельность;

  • окружающая среда.

Для этих трех сфер должны быть разработаны правила, согласно которым собственность на землю (особенно частная) подчиняется социальному государству. Закрепленная в Конституции Украины гарантия существования частной собственности (статья 14) - собственность граждан и юридических лиц, а также правовые положения о содержании и пределах частной собственности на землю неразрывно связаны с социальным назначением собственности.


Поэтому права собственности могут ограничиваться, но без какой-либо дискриминации, с целью защиты прав других людей. В сфере защиты окружающей среды социальное государство оказывает содействие проведению широкомасштабной политики.

Собственность на землю подвергается разносторонним ограничениям путем распространения права защиты окружающей среды на систематизированное земельное право. Оно должно в интересах общества защищать природу и многообразие видов, но вместе с тем ограничивает права распоряжения и пользования частной собственностью на землю.

Таким образом, при свободном и одновременно социальном общественном порядке неизменной политической задачей остается гарантирование необходимой для этого концепции ограничения прав собственности на землю, а также разумное определение государством объема и границ частной собственности, учитывая ее социальную обязанность.

Ограничения прав собственников земли и землепользователей относительно использования земельных участков в хозяйственной деятельности и отягощение их правами других лиц возникают, как правило, в связи с тем, что эти земли находятся внутри или примыкают к территориям и объектам, которые особо охраняются или размещены близи вредных производств или в зонах перспективной застройки, разведанных полезных ископаемых, торфа и подземных вод, или по ним проложены разные коммуникации.

Одним словом, земельные участки находятся в зоне действия режимообразующих объектов, которые определяют соответствующий правовой режим использования этих участков.

Режимообразующий объект - объект природного или искусственного происхождения (водный объект, объект магистральных трубопроводов, энергетический объект, объект культурного наследства, военный объект, другой определенный законом объект), под которым и/или вокруг которого в связи с его естественными или приобретенными свойствами согласно закону устанавливаются ограничения в использовании земель.

Согласно статье 96 Земельного кодекса Украины, собственники земельных участков и землепользователи:


  • обязаны не нарушать права собственников других земельных участков и землепользователей, в том числе арендаторов;

  • должны соблюдать режим санитарных зон и особо охраняемых территорий;

  • сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем;

  • разрешать собственникам и пользователям земельных участков проход к дорогам общего пользования, сооружение или ремонт сооружений;

  • не оказывать препятствий в проведении к соседнему земельному участку необходимых коммуникаций и т.п.

Ограничения прав в использовании земельного участка могут быть установлены по другим основаниям правового и хозяйственного характера:

  • в связи с необходимостью регулирования интенсивности использования земель, подвергшихся деградации при повышенном уровне загрязнения почв, допустимых нагрузок на ландшафт и другим причинам,

  • а также с целью гарантирования безопасности населения или создания необходимых условий для эксплуатации инженерных и других объектов,

  • сохранения от загрязнения, истощения и уничтожения особо ценных природных территорий.

В связи с этим возникает необходимость в установлении особого правового режима использования земель:

- охранные, санитарно-защитные, запретные зоны, в пределах которых для собственника земли или землепользователя устанавливаются определенные законодательством Украины ограничения в использовании земель.

- Вместе с тем, юридическим лицам или гражданам, в собственности или пользовании которых находятся режимообразующие объекты, предоставляется право доступа к этим объектам для их эксплуатации или контроля текущего состояния, а именно ограниченного пользования чужими земельными участками (земельный сервитут).


Переход права собственности на земельный участок не прекращает установленного ограничения (обременения).

Земельным кодексом Украины (статьи 98, 99, 103, 111, 112, 113, 114, 115) установлены права и обязанности собственников земельных участков и землепользователей, ограничения их прав и земельные сервитуты.

Статьи 164, 165, 166, 167, 168, 170, 172 определяют нормы охраны земель, а статья 211 - гражданскую, административную или уголовную ответственность:


  • за порчу сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;

  • за размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, которые негативно влияют на состояние земель;

  • за невыполнение требований природоохранного режима использования земель и т.п.

Законодательством определены такие виды ограничения прав на земельный участок:

а) условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка на протяжении установленных сроков;

б) запрет на проведение отдельных видов деятельности;

в) запрет на смену целевого назначения земельного участка, ландшафта;

г) условие осуществить строительство, ремонт или содержания дороги, участки дороги;

ґ) условие соблюдения природоохранных требований или выполнение определенных работ;

д) условия предоставлять право охоты, лова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.
Охранные зоны создаются:

а) вокруг особо ценных природных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т.п. с целью охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий;

б) вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения повреждения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, сопредельные земли и другие природные объекты.


Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов, на которых находятся подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистительные сооружения, водопроводы, объекты оздоровительного назначения и т.п. для их санитарно-эпидемиологической защищенности.

В пределах зон санитарной охраны запрещается деятельность, которая может нанести вред подземным и открытым источникам водоснабжения, водозаборным и водоочистительным сооружениям, водоводам, объектам оздоровительного назначения, вокруг которых они созданы.

Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, которые являются источниками вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и т.п. с целью обособления таких объектов от территорий жилой застройки.

В пределах санитарно-защитных зон запрещается строительство жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным пребыванием людей.

Зоны особого режима использования земель создаются вокруг военных объектов Вооруженных сил Украины и других военных формирований, созданных согласно законодательству Украины, для обеспечения функционирования этих объектов; сохранения вооружения, военной техники и другого военного имущества; охраны Государственной границы, а также защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей среды от влияния аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.