prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 78 79







УДК 82.0(075.8) ББК 83.3(0)я73 Л 843

Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав. кафедрой — доктор философских наук, профессор^2". Ф. Кузнецова)', доктор филологических наук, профессор В. П. Трыков; доктор филологических наук, профессор В. А. Пронин

Луков Вл. А.

Л 843 История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Вл.А.Луков. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 512 с.

ISBN 978-5-7695-5073-7

В учебном пособии на основе тезаурусного подхода изложена история зарубежной литературы, рассмотрены ее истоки (мифология, фольклор, первые литературные памятники Древнего Востока); жанры античной и средневековой литературы, литература Предвозрождения, Возрождения, барокко, классицизма, Просвещения, предромантизма; охарактеризованы литературные направления XIX в. (романтизм, реализм), направления и течения рубежа XIX—XX вв. (натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм), литературный процесс XX — начала XXI в. (модернизм, реализм, постмодернизм, массовая литература). Проанализировано творчество писателей разных эпох и народов — от Гомера до представителей современной литературы.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам гуманитарных факультетов вузов, институтов культуры, театральных, кино-, теле- и других творческих вузов.

УДК 82.0(075.8) ББК 83.3(0)я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Луков Вл.А., 2003 © Луков Вл.А., 2008, с изменениями © Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-5073-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008


ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература как часть культуры. Литература (лат. litteratura написанное, от littera — буква) — совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов; в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства. На определенных стадиях в литературу мы включаем существующий в письменном виде фольклор, религиозные, философские, эстетические, документальные, научные и другие тексты. Однако рассматриваться они будут только с той стороны, которая позволяет их отнести к области искусства, т.е. с позиций отражения в них конкретночувственного, образного способа освоения мира.

В рамках культуры велико значение художественной деятельности как древней и фундаментальной ее составляющей. Литература, являясь частью художественной деятельности, обладает самыми существенными признаками искусства, сложившимися при его рождении и сохраняющимися во всех его видах. Это:

тезаурусность — обращение только к материалу, важному для человека (что определяет темы, идеи, проблемы, конфликты, образную систему); включение нового художественного материала только сквозь призму тезауруса уже сложившейся, освоенной прежде системы художественных ориентиров, ожиданий. Это свойство воплощается в диалектике опоры и импровизации (в фольклоре), традиции и новаторства, ожидаемого и неожиданного;


символичность — передача в искусстве только части информации, которая дополняется в сознании воспринимающего. Этим объясняется закономерность множественности интерпретаций и невозможность абсолютно адекватного замыслу понимания произведения искусства, что особенно заметно при его восприятии человеком другой эпохи, национальности, культурного слоя;

суггестивность — способность искусства передавать информацию, воздействуя не только на сознание, но и на подсознание воспринимающего субъекта, и одновременно невозможность восприятия искусства вне измененного состояния сознания;

условность — замещение действительности системой признанных обществом художественных условностей (иносказание, передача объема на плоскости, традиционность и др.);

завершенность — существование искусства в виде отдельных завершенных произведений. Это и свойство восприятия искусст

3




ва, потому даже неоконченные произведения и отдельные фрагменты, чтобы быть воспринятыми как факт искусства, должны отвечать данному признаку (закону композиции);

иммортальность (лат. immortalis — бессмертный, вечный) — стремление к длительному сохранению произведения искусства (основа импровизации в фольклоре; прочные материалы, краски, книгопечатание, ноты и т.д.).

В отличие от других видов искусства литература выполняет особую функцию посредника (медиатора) благодаря словесной форме, т.е. она может соединять художественный и системно-логический способы освоения мира человеком. Это свойство она может придать некоторым синтетическим видам и жанрам искусства — театру, опере, песне и т.д.

Специфика литературы. Литература как вид искусства обладает качествами, определяющими ее специфику, в которой помимо словесно-письменной формы в первую очередь обнаруживаются: способность создания в сознании человека воображаемых (виртуальных) миров, как бы реально существующих, не имеющих ничего общего со значками (буквами, иероглифами) на бумаге (папирусе, пергаменте) и, напротив, своей полноценностью (пространство, время, люди, вещи, существа, запахи, вкус, эмоции, законы существования) конкурирующих с действительностью и сном;

способность передавать умственную деятельность человека в ее обусловленности национальными, историческими, социальными стереотипами мышления, определять рефлективные и устойчивые типы реагирования на действительность;

способность в основном сохранять свое содержание при переводе с одного языка на другой, а также при инсценировании в театре, экранизации в кино и на телевидении, превращении в либретго для оперы, балета и даже при пересказе (следует учитывать, что непереводимость или неполная переводимость поэтических текстов объясняется не их литературной природой, а связью с природой музыки); а также способность с помощью слов в большей или меньшей степени передавать содержание и форму других видов искусства.

Все другие виды искусства, если и обладают этими чертами, то лишь отчасти, в виде элементов, без такой степени полноты проявления. Очевидно, это объясняется наличием в литературе особых средств их реализации, к которым в первую очередь должны быть отнесены:

оперирование эмоционально окрашенными понятиями (концептами) на уровне слова;

оперирование идеями на уровне высказывания; оперирование художественными средствами, обеспечивающими перенос и смещение информации: метафора, метонимия, эпитет, сравнение и т.д.

4


Эти средства как система присутствуют еще только в устном народном творчестве (хотя их функционирование строится на иных основаниях). По сравнению с фольклором литература выработала такое специфическое средство, как авторство (авторская концепция мира, человека и искусства, авторская идея, авторский стиль, автор как персонаж и т.д.). Фольклор и литература разошлись и в создании систем жанров.

Всякое художественное мышление жанрово: жанр — наиболее общее средство реализации принципа условности в искусстве. Помимо жанрового мышления литературу с другими видами искусства роднят диалог автора с современниками и писателями предшествующих эпох (интертекстуальность), композиция, ритм (повтор, мотив).

Социологи художественной культуры показали, что по силе воздействия на духовный мир человека литература уступает только театру, в котором она тоже присутствует в виде драматического текста.

История литературы как наука. История литературы — один из разделов гуманитарного знания о литературе, включающего философию литературы (т.е. определение целей, задач, ориентиров, онтологию, гносеологию, аксиологию литературы), эстетику литературы (понимание прекрасного), этику литературы (понимание нравственного идеала), социологию литературы, экономику литературы, поэтику литературы, психологию литературы, педагогику литературы, тезаурологию литературы и, очевидно, ряд других областей, причем все эти области пересекаются и не существуют отдельно одна от другой.

История литературы — относительно новая наука, насчитывающая не более двух веков. Однако на протяжении тысячелетий человечество тем или иным образом фиксировало сведения о развитии литературы. Изустно бытовали и записывались легенды о древних певцах, сказителях, мудрецах — Орфее и Гомере, Конфуции и Вальмики, Заратуштре (Зороастре) и Моисее. Во многом на легендах построены и биографии трубадуров (XIII в.), и первая биография Шекспира (Н.Роу, 1709). Реальное, документальное смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного.


Параллельно развивался другой источник науки о литературе — поэтика как нормативная теория. Здесь со времен «Поэтики» Аристотеля господствовало убеждение в неизменности извечных законов литературного творчества, особое внимание уделялось жанровой классификации и стилевой кодификации.

Третий важнейший источник истории литературы — литературная критика, достигшая больших высот уже к XVIII в.

Чтобы могла появиться новая наука, необходимо было:

5




  1. осознать специфику научного знания как достоверного и проверяемого (сделано в философии и точных науках в XVII —

  1. вв.);

  1. разработать и освоить принцип историзма (сделано романтиками в начале XIX в.);

  2. соединить в анализе данные о писателе и о его произведении (сделано французским критиком Сент-Бёвом в 1820 — 1830-е годы);

  3. выработать представление о литературном процессе как закономерно развивающемся явлении культуры (сделано литературоведами XIX—XX вв.).

К началу XXI в. история литературы обладает основными признаками науки:

определен предмет изучения — мировой литературный процесс;

сформировались научные методы исследования — сравнительно-исторический, типологический, системно-структурный, мифологический, психоаналитический, историко-функциональный, историко-теоретический и др.;

выработаны ключевые категории анализа литературного процесса — направление, течение, художественный метод, жанр и система жанров, стиль и др.

Вершиной реализации возможностей истории литературы как науки в конце XX в. можно считать «Историю всемирной литературы», подготовленную коллективом российских ученых (М.: Наука, 1983— 1994). Среди авторов — крупнейшие отечественные литературоведы: С.С. Аверинцев, Н. И. Балашов, Ю. Б. Виппер, М. JI. Гаспаров, Н. И. Конрад, Д. С. Лихачев, Ю.М.Лотман, Е. М. Мелетинский, Б. И.Пуришев и др. Вышло 8 томов, издание не завершено.


Основные литературоведческие методы изучения литературного процесса. Первым из таких методов может быть признан биографический метод, созданный Ш. О. Сент-Бёвом, который трактовал литературное произведение в свете биографии его автора.

Культурно-исторический метод, разработанный И.Тэном в 1860-х годах («История английской литературы» в 5 т., 1863—1865), заключался в анализе не отдельных произведений, а целых массивов литературной продукции на основе выявления детерминации литературы — жесткого действия трех законов («расы», «среды», «момента»), формирующих культуру.

К концу XIX в. утвердился сравнительно-исторический метод (в настоящее время компаративистика, основанная на этом методе, переживает новый взлет). Опираясь на положения сравнительно-исторического метода, А. Н. Веселовский разработал идеи исторической поэтики.

В первые десятилетия XX в. огромное влияние на науку о литературе оказал социологический метод, в соответствии с которым




литературные явления рассматривались как производные от социальных процессов. Вульгаризация этого метода («вульгарный социологизм») стала заметным тормозом в развитии литературоведения.

Так называемый формальный метод, предложенный отечественными литературоведами (Ю.Н.Тынянов, В. Б. Шкловский и др.), выделил в качестве главной проблемы изучение формы произведения. На этой базе сложились и англо-американская «новая критика» 1930 — 1940-х годов, а позднее — структурализм, в котором были широко использованы количественные показатели исследования.


В работах отечественных исследователей (К). М.Лотман и др.) сформировались родственные структурализму системно-структурный и семиотический методы. Крупнейшие структуралисты (Р. Барт, Ю. Кристева и др.) в своих поздних работах перешли на позиции постструктурализма (деконструктивизма), провозгласив принципы деконструкции и интертекстуальности.

Во второй половине XX в. плодотворно развивался типологический метод. В отличие от компаративистики, исследующей контактные литературные взаимодействия, представители типологического метода рассматривают сходство и различие в литературных явлениях не на основе прямых контактов, а путем выяснения степени сходства условий культурной жизни.

К этому же периоду относится развитие историко-функциональ- ного метода (в центре — изучение особенностей функционирования литературных произведений в жизни общества), историкогенетического метода (в центре — обнаружение источников литературных явлений)1.

В 1980-х годах сложился историко-теоретический метод, который имеет два аспекта: с одной стороны, историко-литературное исследование приобретает ярко выраженное теоретическое звучание; с другой стороны, в науке утверждается представление о необходимости внесения исторического момента в теорию. В свете историко-теоретического метода искусство рассматривается как отражение действительности исторически сложившимся сознанием в исторически сложившихся художественных формах. Сторонники этого метода стремятся изучать не только вершинные явления, «золотой фонд» литературы, но все литературные факты без изъятия. Историко-теоретический метод приводит к признанию того факта, что на разных этапах и в различных исторических условиях одни и те же понятия, характеризующие литературный процесс,


1 Об этих и других методах и сформировавшихся на их основе школах см.: Литературный энциклопедический словарь. — М., 1989; Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001; Постмодернизм: Энциклопедия. — Минск, 2001.

7




могут и даже должны менять свое содержание. Более того, применяя современную терминологию к разным явлениям, исследователь должен корректировать содержание используемых им терминов с учетом исторического момента. Историко-теоретический метод позволил выявить значительный объем данных, чтобы представить развитие культуры как последовательную смену стабильных и переходных периодов1.




следующая страница >>